Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по делам федерации и региональной политике
на проект федерального закона N 430923-4 "О внесении изменения в статью 3 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", внесенный членом Совета Федерации С.А. Шуваловым
Законопроектом предлагается внести дополнения в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", устанавливающие, что после принятия федерального закона по предметам совместного ведения законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации приводятся в соответствие с данным федеральным законом в течение трех месяцев после дня его официального опубликования.
В пояснительной записке автор законопроекта указывает, что принятие федерального закона не означает вступление его в силу, поскольку после принятия федерального закона Государственной Думой, он должен быть одобрен Советом Федерации и подписан Президентом Российской Федерации. Поэтому законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации необходимо приводить в соответствие с федеральным законом со дня его официального опубликования.
Однако нельзя согласиться с данной аргументацией, поскольку понятие "принятие федерального закона" имеет более широкое значение. Конституционный Суд Российской Федерации в своем Постановлении N 10-П от 22 апреля 1996 года указал, что понятие "принятый федеральный закон" отличается от понятия "принятый Государственной Думой федеральный закон" (части 1, 2, 3 статьи 105, статья 106 Конституции Российской Федерации) и не совпадающее содержание этих понятий отражает специфику отдельных стадий законодательного процесса. В пункте 2 статьи 3 действующего Федерального закона N 184-ФЗ установлено, что субъекты Российской Федерации вправе осуществлять собственное правовое регулирование по предметам совместного ведения до принятия федеральных законов, а после принятия соответствующего федерального закона нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации подлежат приведению в соответствие с указанным федеральным законом. Поэтому понятие "принятие федерального закона" в данном контексте необходимо рассматривать во взаимосвязи первого и второго предложений. Этот термин применен и в Конституции Российской Федерации, где указано, что в ведении Российской Федерации находится принятие федеральных законов (статья 71 пункт "а").
В связи с изложенным, рассматриваемый законопроект не может быть рекомендован Комитетом Государственной Думы по делам Федерации и региональной политике для принятия Государственной Думой в первом чтении.
Председатель комитета |
В.В. Усачев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.