Заключение Комитета по финансовому рынку Государственной Думы Федерального Собрания РФ пятого созыва от 5 февраля 2008 г. N вн 3.24-13/131
по проекту федерального закона N 498603-4 "О биржах и организованных торгах"
Досье на проект Федерального закона
Рассмотрев проект федерального закона N 498603-4 "О биржах и организованных торгах" (далее - законопроект), внесенный депутатом Государственной Думы В.М. Резником, Комитет Государственной Думы по финансовому рынку отмечает следующее.
Предметом правового регулирования законопроекта являются отношения, связанные с проведением организованных торгов. В целом предлагаемый законопроект направлен на регулирование деятельности по организации торгов и распространению ценовой информации на финансовом и товарном рынках, деятельности участников таких рынков, защиту прав и интересов конечных пользователей этих рынков.
В настоящее время не существует единого федерального закона, который бы регулировал деятельность бирж различных типов и иных организаторов торговли по проведению организованных торгов, что затрудняет развитие внутреннего финансового рынка.
Целью законопроекта является установление единообразия основных понятий (биржевые торги, внебиржевые организованные торги, деятельность информационных брокеров по распространению ценовой информации и т.д.); принципов осуществления организации торгов, а также принципов распространения ценовой информации; требований и условий для получения лицензий на осуществление деятельности по проведению биржевых торгов, по проведению внебиржевых организованных торгов; особенностей заключению договоров на организованных торгах; требований к составу и содержанию внутренних документов организаторов торгов и информационных брокеров; особенностей корпоративного управления бирж; возможности и принципов осуществления расчета цен и индексов организаторов торгов и информационных брокеров; единых принципов регулирования указанной деятельности.
При разработке законопроекта принимались во внимание международная, правоприменительная, судебная и арбитражная практика, а также международные соглашения и директивы. Принятие законопроекта позволит урегулировать деятельность по проведению организованных торгов и деятельность информационных брокеров, обеспечить их переход на качественно новый уровень и занять соответствующее место в качестве основной ценообразующей структуры.
Вместе с тем, к законопроекту имеются отдельные замечания, которые должны быть учтены при его доработке ко второму чтению. Среди них:
1. В законопроекте не приведено определение понятия "центральный контрагент", а также не урегулирован его статус, при том что основным критерием различия биржевых и внебиржевых торгов является обязательное наличие либо отсутствие центрального контрагента при заключении договоров на организованных торгах. Также в законопроекте используется понятие "торговая система". Определение данного понятия содержится только в Федеральном законе "Об электроэнергетике" и только в целях данного федерального закона. Термин "представительство" используется в законопроекте в значении отличном от того, которое содержится в Гражданском кодексе Российской Федерации. Отсутствует определение понятия "централизованный клиринг", при том что с момента вступления в силу будущего федерального закона все биржи при проведении торгов должны будут обеспечить централизованный клиринг. Кроме того, в корректировки нуждаются такие формулировки, как "допуск к участию в торгах", "допуск к организованным торгам", "допуск к совершению действий, необходимых для согласования условий договоров на организованных торгах". С учетом этого, необходимо усовершенствовать понятийный аппарат законопроекта.
2. Законопроектом не учитывается специфика регулирования и функционирования рынков электрической энергии и мощности, которые определены Федеральным законом "Об электроэнергетики". В этой связи необходимо уточнить сферу применения законопроекта, сделав определенные исключения для указанных рынков.
3. Требуют уточнения правовой статус биржи и торговой системы, в том числе требования к статусу торговой системы как организатора внебиржевой торговли, а также допустимые виды деятельности, которые могут осуществляться биржами. Законопроект допускает возможность совмещения биржей деятельности по проведению организованных торгов с иными не запрещенными законодательством видами деятельности, что вызывает определенные опасения, поскольку может оказать существенное влияние на стабильность деятельности биржи. Кроме того, недостаточно полно отражена специфика деятельности информационного брокера. Следует более четко отграничить его деятельность от иной деятельности по распространению информации.
4. Законопроектом к законодательству об организованных рынках предлагается отнести только принимаемые в соответствии с федеральными законами нормативные правовые акты федерального органа исполнительной власти по финансовым рынкам, исключив при этом, например нормативные правовые акты Правительства Российской Федерации, что представляется крайне необоснованным.
5. Законопроектом установлено, что к договору, заключенному на биржевых торгах, не применяются правила о последствиях недействительности сделок. Однако правила о недействительности сделок имеют общий характер и представляют собой важную гарантию защиты прав участников сделки в развитие принципа обеспечения восстановления нарушенных прав, закрепленного Гражданским кодексом Российской Федерации. В связи с этим, полагаем, что указанная норма проекта нуждается в дополнительном обсуждении.
6. Положения законопроекта, согласно которым участие в организованных торгах, на которых заключаются соответствующие договоры (опционные и фьючерсные контракты), могут принимать только лица, обладающие лицензией на право осуществления брокерской или дилерской деятельности на рынке ценных бумаг, а также деятельности по управлению ценными бумагами, нуждаются в уточнении.
7. Законопроектом установлено, что организатор торгов вправе отказать участнику торгов в регистрации поданной заявки в случаях и порядке, установленных нормативными правовыми актами федерального органа исполнительной власти по финансовым рынкам и правилами организованных торгов. Полагаем, что данные положения законопроекта нуждаются в дополнительном обсуждении и уточнении, поскольку законопроектом не предусмотрены критерии (порядок определения критериев), которые могут учитываться при обосновании отказа регистрации заявок.
8. Законопроектом предусмотрено, что внутренний документ организатора торгов, определяющий порядок допуска к участию в торгах, должен содержать, в том числе порядок регистрации клиентов, а также порядок приостановления и аннулирования их регистрации. При этом сторонами, заключающими договор, являются участники торгов, а не их клиенты. Также не установлен порядок регистрации клиентов, ее приостановлении и аннулирования. В этой связи не ясны правовые основания и необходимость отдельной регистрации лиц, являющихся клиентами участников торгов.
9. Законопроект содержит ограничение, согласно которому одному акционеру и его аффилированным лицам не может принадлежать более 10 процентов акций каждой категории (типа), а одному члену биржи - некоммерческого партнерства не может принадлежать более 10 процентов голосов на общем собрании членов такой биржи. Данное ограничение требует серьезного обсуждения и обоснования как в части порогового значения, так и в части действующих на сегодняшний день бирж.
10. Предлагаемый законопроектом порядок лицензирования бирж и торговых систем нуждается в доработке в особенности в части лицензионных требований и условий, порядок выдачи, аннулирования и переоформления лицензий.
11. Следует проанализировать перечень полномочий, возлагаемых на федеральный орган исполнительной власти по финансовым рынкам, с целью недопущения передачи этому органу полномочий по установлению требований, которые следует установить непосредственно в Федеральном законе.
12. Законопроект нуждается в значительной лингвистической и юридико-технической доработке.
Кроме перечисленных выше замечаний и предложений представляется целесообразным при доработке законопроекта ко второму чтению учесть замечания и предложения Правительства Российской Федерации, Государственно-правового управления Президента Российской Федерации и Правового управления Аппарата Государственной Думы.
Учитывая вышеизложенное, Комитет Государственной Думы по финансовому рынку рекомендует принять в первом чтении проект федерального закона N 498603-4 "О биржах и организованных торгах", внесенный депутатом Государственной Думы В.М. Резником.
Председатель Комитета |
В.М. Резник |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.