Заключение Комитета по информационной политике Государственной Думы Федерального Собрания РФ на проект федерального закона N 428195-4 "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "О средствах массовой информации"
Законопроектом предлагается внести дополнения в статью 35 и изменение в пункт 5 статьи 57 Закона Российской Федерации "О средствах массовой информации" (N 2124-1 от 27 декабря 1991 года) с целью устранения противоречий в действующем законодательстве касательно ситуации с опубликованием в СМИ агитационных материалов.
Федеральный закон "Об основных гарантиях избирательных прав и прав на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (N 67-ФЗ от 12 июня 2002 года) в п. 2 статьи 45 содержит положение о том, что содержание информационных материалов, размещаемых, в том числе, и в СМИ, должно быть достоверным, объективным и не должно нарушать равенство кандидатов, избирательных объединений. Необходимо учитывать, что информационное обеспечение выборов и референдумов происходит с использованием не только государственных и муниципальных СМИ, но и негосударственных (пункт 1 статьи 47). Применительно к средствам массовой информации свободу выражения мнений нельзя отождествлять со свободой предвыборной агитации, к которой не предъявляются требования объективности. Поэтому в целях защиты права на свободные выборы, являющиеся одной из основ конституционного строя, в том числе в целях обеспечения свободного волеизъявления избирателей, свобода выражения мнений для представителей средств массовой информации, как следует из статей 3 (часть 3), 17 (часть 3), 29 (часть 5), 32 (часть 2) и 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации, может быть ограничена федеральным законом. (Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 30.10.2003 N 15-П в части, касающейся проверки конституционности пункта 2 статьи 45). Пункт 4 статьи 45 указанного Закона предусматривает в своем положении свободное осуществление деятельности организаций, осуществляющих выпуск средств массовой информации по информированию избирателей, участников референдумов.
Запрещая редактирование (смысловое, орфографическое, синтаксическое, в том числе и художественное редактирование и т.д.) материалов, размещаемых в период избирательной кампании зарегистрированным кандидатом, зарегистрированным избирательным объединением автор законопроекта не предусматривает возможные юридические последствия за нарушение законодательства организациями осуществляющими выпуск средств массовой информации (например: если в представленных кандидатом или избирательным объединением материалах присутствует оправдание экстремизма, унижение национального достоинства и т.д.).
Освобождение редакций СМИ от ответственности за распространение агитационных материалов, публикуемых без редактирования, может привести к злоупотреблениям свободой массовой информации, недопустимость которых предусмотрена статьями 4, 56, 59, 60 Закона Российской Федерации "О средствах массовой информации" и пунктом 8 статьи 56 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и прав на участие в референдуме граждан Российской Федерации". На сегодня имеются некоторые расхождения в законодательстве в части определения государственных и муниципальных средств массовой информации между Федеральным законом "О порядке освещения деятельности органов государственной власти и государственных средствах массовой информации", который является составной частью законодательства о СМИ и Федеральным законом "Об основных гарантиях избирательных прав и прав на участие в референдуме граждан Российской Федерации", что может приводить к неоднозначному толкованию отдельных положений законодательства.
Исходя из изложенного Комитет Государственной Думы по информационной политике, информационным технологиям и связи считает нецелесообразным принятие данного законопроекта"# при рассмотрении его Государственной Думой в первом чтении.
Председатель Комитета |
В.Я. Комиссаров |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.