Заключение Правового Управления Аппарата Государственной Думы Федерального Собрания РФ от 22 июня 2007 г. N вн 2.2-1/2631
по проекту федерального закона N 428195-4 "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "О средствах массовой информации", внесенному депутатом Государственной Думы С.В. Ивановым
(первое чтение)
Законопроектом предлагается внести изменения в Закон Российской Федерации "О средствах массовой информации" (далее - Закон о СМИ), которые, по мнению его автора, позволят улучшить ситуацию с опубликованием агитационных материалов в средствах массовой информации, поскольку редакции СМИ, ссылаясь на то, что опубликование таких материалов может повлечь привлечение их к ответственности, зачастую отказывают в этом.
Поскольку Закон о СМИ предусматривает случаи освобождения редакции, главного редактора и журналиста от ответственности (статья 57), в число которых входит публикация текстов, не подлежащих редактированию в соответствия с Законом о СМИ, то предлагается ввести запрет на редактирование агитационных и иных материалов редакциями СМИ и таким образом решить затронутую проблему (пункт 2 статьи 1 законопроекта).
Согласно пункту 2 статьи 45 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и прав на участие в референдуме граждан Российской Федерации" содержание информационных материалов, размещаемых, в том числе, в СМИ, должно быть объективным, достоверным, не должно нарушать равенство кандидатов, избирательных объединений, а согласно пункту 1 статьи 56 этого Федерального закона предвыборные программы кандидатов, избирательных объединений, иные агитационные материалы, размещаемые, в том числе, в средствах массовой информации, не должны содержать призывы к совершению деяний, определяемых согласно Федеральному закону "О противодействии экстремистской деятельности" как экстремистская деятельность, либо иным способом побуждать к таким деяниям, а также обосновывать или оправдывать экстремизм. Запрещается также агитация, возбуждающая социальную, расовую, национальную или религиозную рознь, унижающая национальное достоинство, пропагандирующая исключительность, превосходство либо неполноценность граждан по признаку их отношения к религии, социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности, а также агитация, при проведении которой осуществляются пропаганда и публичное демонстрирование нацистской атрибутики или символики либо атрибутики или символики, сходных с нацистской атрибутикой или символикой до степени их смешения. Исходя из этого редакции СМИ вправе требовать соблюдения в представляемых агитационных материалах указанных требований, поскольку в противном случае они будут привлечены к ответственности как в соответствии с Законом о СМИ (статьи 4, 56, 59, 60), так и в соответствии с Федеральным законом "Об основных гарантиях избирательных прав и прав на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (пункт 8 статьи 56). Предлагаемое решение затронутой проблемы, предусматривающее освобождение редакций СМИ от ответственности за распространение агитационных материалов (публикуемых без редактирования), может привести и к злоупотреблениям свободой массовой информации, недопустимость которых также предусмотрена в статье 4 Закона о СМИ.
Запрещая редактирование указанных материалов (а это может быть, в том числе, исправление грамматических, стилистических и иных ошибок), законопроект (пункт 2 статьи 1) в то же время не запрещает вносить изменения, дополнения и иные правки редакцией, главным редактором и журналистом с письменного согласия лица, размещающего данный материал, в чем усматриваются определенные противоречия, поскольку под "иными правками" можно подразумевать в том числе и редакционные. В целом остается не ясным вопрос о том, какие материалы не подлежат редактированию и в соответствии с каким законодательством.
Законопроект предлагает ввести в Закон о СМИ норму отсылочного характера (пункт 1 статьи 1) о том, что редакции "государственных и муниципальных средств массовой информации" обязаны публиковать сообщения и материалы соответствующих избирательных комиссий в порядке, установленном Федеральным законом "Об основных гарантиях избирательных прав и прав на участие в референдуме граждан Российской Федерации", что представляется излишним. Закон о СМИ является нормативным правовым актом, определяющим статус редакций СМИ, права и обязанности журналистов, ответственность за нарушение законодательства Российской Федерации, в том числе, о выборах и референдумах (статья 16.1, абзац 5 статьи 60 Закона о СМИ). Детализация в нем вопросов, подробно регулируемых в специальном Федеральном законе "Об основных гарантиях избирательных прав и прав на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (см., в частности, пункт 18 статьи 20, пункт 2 статьи 30# пункт 2 статьи 45, статьи 47, 50-52, 56), на наш взгляд, необоснованна. Более того, предлагаемая в законопроекте отсылочная норма повлечет ряд дополнительных проблем, поскольку в вопросе о том, какие СМИ понимаются под государственными и муниципальными, имеются расхождения в законодательстве о СМИ (см., например, статью 2 Федерального закона "О порядке освещения деятельности органов государственной власти в государственных средствах массовой информации", который является частью законодательства о СМИ, и согласно статье 3 которого под государственным федеральным СМИ понимается СМИ, учредителем которого выступает федеральный орган государственной власти (государственным региональным СМИ и муниципальным СМИ даны аналогичные определения). Вместе с тем, понятия государственных и муниципальных СМИ, содержащиеся в Федеральном законе "Об основных гарантиях избирательных прав и прав на участие в референдуме граждан Российской Федерации" несколько иные (см. пункты 2,3 статьи 47) и под государственными и муниципальными СМИ понимаются СМИ, учредителем которых не только выступают соответственно государство или муниципальное образование, но и такие СМИ, которым государство (муниципальное образование) оказывает поддержку в форме субсидий (субвенций) или в уставном (складочном) капитале которых на день официального опубликования (публикации) решения о назначении выборов, официального опубликования решения о назначении референдума имеется доля (вклад) Российской Федерации и (или) субъекта (субъектов) Российской Федерации. Поэтому введение в Закон указанной отсылочной нормы также может привести к ее неоднозначному толкованию.
Следует обратить внимание и на то, что данные отсылочные положения законопроекта нуждаются в согласовании и с другими положениями Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и прав на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (см., в частности, пункт 2 статьи 30, пункт 1 статьи 47 и ряд других), согласно которым информационное обеспечение выборов и референдумов осуществляется с использованием не только государственных и муниципальных СМИ, но и негосударственных.
Заместитель начальника управления |
М.Н. Ласточкина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.