В представленном проекте федерального закона предлагается установить административную и уголовную ответственность за производство и оборот нефтепродуктов, не соответствующих установленным требованиям.
В соответствии со статьей 8 Федерального закона "О введении в действие Уголовного кодекса Российской Федерации" и пунктом "к" части 1 статьи 105 Регламента Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации представленный законопроект рассмотрен в Верховном Суде Российской Федерации в части, касающейся внесения изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации.
Предлагается дополнить Уголовный кодекс Российской Федерации (далее - УК РФ) статьей 171.2 "Производство, приобретение, хранение в целях сбыта или сбыт нефтепродуктов, не соответствующих установленным требованиям".
Диспозиция рассматриваемой нормы сформулирована как бланкетная. В ней непосредственно не определены многие существенные признаки объективной стороны преступления, а делается отсылка к "установленным требованиям". Как указывается в пояснительной записке к законопроекту, такие требования содержатся в двух нормативных актах, один из которых принят в целях установления единых требований по контролю качества нефтепродуктов в организациях и у индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность с нефтепродуктами, другой - в целях защиты населения и окружающей среды от воздействия выбросов автомобильной техникой вредных (загрязняющих) веществ. Также, по мнению авторов настоящего проекта, требования к бензинам, дизельному топливу и другим горюче-смазочным материалам будут содержаться в проекте федерального закона, находящемся в данное время в стадии разработки.
На наш взгляд, действующая нормативно-правовая база, регулирующая вопросы производства и оборота нефтепродуктов, является недостаточной для определения предмета и установления объективной стороны состава преступления, предусмотренного проектом статьи 171.2 УК РФ.
В диспозиции части первой предлагаемой нормы в качестве одного из обязательных признаков объективной стороны преступления указывается на неоднократность совершенного деяния. При этом не учтено, что Федеральным законом от 8 декабря 2003 года N 162-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Уголовный кодекс Российской Федерации" из УК РФ исключена статья 16 "Неоднократность преступлений". Согласно концепции законопроекта, изложенной в пояснительной записке, предлагается рассматривать термин "неоднократность" в качестве административной преюдиции. Однако формулировка состава преступления с административной преюдицией противоречила бы концепции Уголовного кодекса Российской Федерации.
С учетом изложенного проект федерального закона Верховным Судом Российской Федерации не поддерживается.
|
А.И. Карпов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Письмо Заместителя Председателя Верховного Суда РФ от 30 января 2007 г. N 3522-2/общ. "Официальный отзыв на проект федерального закона "О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации, Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях"
Текст письма официально опубликован не был