Заключение Правового управления Аппарата Государственной Думы Федерального Собрания РФ от 22 февраля 2007 г. N вн. 2.2-1/638
по проекту федерального закона N 371798-4 "О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации, Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях", внесенному депутатами Государственной Думы Б.В. Грызловым, B.C. Катренко, В.В. Володиным и другими
(к первому чтению)
Представленным проектом предлагается установить уголовную и административную ответственность за производство, приобретение, хранение в целях сбыта или сбыт (оборот) нефтепродуктов, не соответствующих установленным требованиям.
При этом формулировка "не соответствующих установленным требованиям", используемая как в диспозиции проектной статьи 171.2 Уголовного кодекса Российской Федерации, так и в диспозиции проектной статьи 14.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, нуждается, на наш взгляд, в конкретизации, поскольку остается неясным, каким нормативным актом установлены эти требования.
Не исключено, что речь должна идти о нефтепродуктах, не соответствующих требованиям стандартов.
Следует отметить, что сбыт нефтепродуктов качеством ниже, чем это заявлено, а соответственно, более дешевых, по цене более качественных, и, следовательно, более дорогих (бензин марки АИ-76 под видом и по цене бензина марки АИ-95), содержит признаки такого состава преступления как мошенничество. При этом ответственность за совершение мошенничества в крупном размере т.е. на сумму более двухсот пятидесяти тысяч рублей, установлена в виде лишения свободы на срок от двух до шести лет лишения свободы. По проектной же статье за аналогичные действия в крупном размере (те же двести пятьдесят тысяч рублей) предлагается установить ответственность в виде лишения свободы на срок до трех лет. Такая же несоразмерность видится и при сравнении ответственности за совершение этих же действий в особо крупном размере.
Предложение о дополнении статей 3.5, 4.5 и 28.7 КоАП РФ словами " о государственном регулировании производства и оборота нефтепродуктов" (подпункты 1, 2 и 6 статьи 3 проекта) исходит из того, что в законодательстве Российской Федерации имеется нормативно-правовой акт, специально посвященный регулированию производства и оборота нефтепродуктов.
Между тем, законодательством Российской Федерации в настоящее время вопросы производства и оборота нефтепродуктов не урегулированы.
Приведенный в обоснование этих позиций проекта в пояснительной записке специальный технический регламент "О требованиях к выбросам автомобильной техникой, выпускаемой в обращение на территории Российской Федерации, вредных (загрязняющих) веществ", утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 12 октября 2005 года N 609, не осуществляет государственное регулирование. Перечисленные в пункте 2 специального технического регламента законодательные акты, в соответствии с которыми данный регламент устанавливает требования, например, Федеральный закон "О техническом регулировании", Федеральный закон "О безопасности дорожного движения", Закон Российской Федерации "О защите прав потребителей" и другие государственное регулирование в отношении нефтепродуктов осуществляют весьма опосредованно.
Таким образом, непонятно, какие нормативные правовые акты, осуществляющее государственное регулирование производства и оборота нефтепродуктов, подразумеваются в изменениях, предлагаемых в статьи 3.5, 4.5 и 28.7 КоАП РФ.
При оценке предложения о дополнении КоАП РФ статьей 14.31 следует иметь в виду, что в этом кодексе имеется статья 19.19, предусматривающая ответственность за нарушение обязательных требований государственных стандартов, правил обязательной сертификации при реализации продукции, в том числе и нефтепродуктов. В данной статье имеются оговорки, предусматривающие, что она не распространяется на некоторые виды продукции. В случае дополнения кодекса статьей 14.31 такая оговорка должна быть сделана и в статье 19.19 КоАП РФ в отношении нефтепродуктов, также как подобная оговорка сделана, например, в отношении статьи 14.4 "Продажа товаров, выполнение работ либо оказание услуг ненадлежащего качества или с нарушением санитарных правил". Дополнение кодекса статьей 14.31 создаст конкуренцию новой статьи с названной статьей 19.19 КоАП РФ и трудности в квалификации правонарушений, связанных с продажей фальсифицированных нефтепродуктов.
Начальник управления |
Г.П. Ивлиев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.