Заключение Правового управления Аппарата Государственной Думы Федерального Собрания РФ от 28 января 2008 г. N вн. 2.2-1/267
по проекту федерального закона N 498607-4 "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О биржах и организованных торгах", внесенному депутатом Государственной Думы В.М. Резником
(первое чтение)
Рассмотрев указанный законопроект, сообщаем следующее.
1. Основные изменения, предусмотренные законопроектом, направлены на приведение терминов и выражений, используемых в законодательных актах в отношении биржевой деятельности, в соответствие с терминологией, используемой в проекте федерального закона N 498603-4 "О биржах и организованных торгах". При этом указанные изменения подготовлены без учета изменений, уже внесенных в отдельные законодательные акты.
Так, например, изменения, предлагаемые статьей 3 законопроекта, предусматривают замену слов "организатор торговли", содержащихся в положениях статей 214.1, 280 и 305 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Налоговый кодекс), на слово "биржа". Однако, Федеральным законом от 24 июля 2007 года N 216-ФЗ "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации" в некоторых структурных единицах, в которые предлагается внести указанные изменения, слова "организатор торговли" были исключены. Кроме того, отдельные положения статей 214.1, 280 и 305 Налогового кодекса содержат не только словосочетание "организатор торговли", но и самостоятельное словосочетание "организатор торговли на рынке ценных бумаг". В этой связи не ясно, касается ли внесение предлагаемых изменений указанного словосочетания.
Также законопроектом предлагается исключить содержащиеся в Федеральном законе "О рынке ценных бумаг" и в Федеральном законе "О валютном регулировании и валютном контроле" слова, указывающие на характер бирж (фондовая биржа, валютная биржа). При этом словосочетания "фондовая биржа" и "валютная биржа" также содержатся в других законодательных актах (см. Федеральный закон "О приватизации государственного и муниципального имущества", Федеральный закон "Об инвестиционных фондах", Федеральный закон "О негосударственных пенсионных фондах", Федеральный закон "О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих", Федеральный закон "О защите конкуренции" и другие). Однако внесение соответствующих изменений в указанные законодательные акты законопроектом не предусмотрено.
2. В соответствии с предлагаемой новой редакцией части 4 статьи 22 Федерального закона "О валютном регулировании и валютном контроле" (пункт 3 статьи 2 проекта) контроль за деятельностью бирж и торговых систем при проведении торгов иностранной валютой возлагается на федеральный орган исполнительной власти в области финансовых рынков.
Предлагаемая норма, по нашему мнению, некорректна, имея в виду полномочия Правительства Российской Федерации, определенные статьей 12 Федерального конституционного закона "О Правительстве Российской Федерации", в соответствии с которой Правительство Российской Федерации распределяет функции, в частности, между федеральными органами исполнительной власти, утверждает положение о них.
Таким образом, по нашему мнению, федеральный орган исполнительной власти по осуществлению контроля за деятельностью бирж и торговых систем при проведении торгов иностранной валютой должен быть определен Правительством Российской Федерации (см., также статью 22 Федерального закона "О валютном регулировании и валютном контроле").
3. Статьей 3 законопроекта предусматривается внесение изменений в отдельные положения статей 214.1, 280 и 305 части второй Налогового кодекса, регулирующих особенности определения налоговой базы по налогу на доходы физических лиц и по налогу на прибыль организаций по операциям с ценными бумагами. При этом в законопроекте отсутствуют положения, предусматривающие порядок его вступления в силу.
В это связи законопроект необходимо привести в соответствие с пунктом 1 статьи 5 Налогового кодекса Российской Федерации, согласно которому акты законодательства о налогах вступают в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования и не ранее 1-го числа очередного налогового периода по соответствующему налогу.
4. В соответствии с Методическими рекомендациями по юридико-техническому оформлению законопроектов, рекомендованными Советом Государственной Думы для использования при осуществлении законопроектной деятельности (выписка из протокола N 187 заседания Совета Государственной Думы от 20 ноября 2003 года) проект нуждается в серьезной юридико-технической доработке.
Замечания юридико-технического характера переданы в комитет в рабочем порядке.
И.о. начальника управления |
М.Н. Ласточкина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.