Пояснительная записка
к проекту федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам пенсионного обеспечения"
Представленным законопроектом вносятся изменения в статью 7 Закона Российской Федерации от 12.02.1993 г. N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей", в статьи 3 и 14 Федерального закона от 15.12.2001 г. N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", в статьи 12, 17 и 30 Федерального закона от 17.12.2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации". Кроме того, законопроектом предусматривается дополнить Федеральный закон от 17.12.2001 г. N 173-ФЗ новой статьей 17.1.
Указанными изменениями создаются правовые основания для реализации гражданами, получающими пенсию за выслугу лет или пенсию по инвалидности в соответствии с Законом РФ от 12.02.1993 г. N 4468-1 (военнослужащими, проходившими военную службу по контракту, и приравненными к ним лицами), права на одновременное получение указанных пенсий и страховой части трудовой пенсии, а гражданам, получающим пенсию за выслугу лет, предусмотренную Федеральным законом от 15.12.2001 г. N 166-ФЗ (федеральным государственным гражданским служащим), предоставляется право на получение страховой доплаты в порядке и на условиях, установленных законопроектом.
Принятие законопроекта связано с необходимостью реализации Определения Конституционного Суда Российской Федерации от 11 мая 2006 г. N 187-О по жалобе гражданина Наумчика Вячеслава Викторовича на нарушение его конституционных прав положениями пунктов 2 и 3 статьи 3 Федерального закона от 15.12.2001 г. N 166-ФЗ.
В данном Определении указывается на то, что взаимосвязанные положения пунктов 2 и 3 статьи 3 Федерального закона "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" и абзаца второго пункта 1 статьи 7 Федерального закона "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" в той части, в какой они, распространяя обязательное пенсионное страхование на работающих по трудовому договору военных пенсионеров, не предусматривают правового механизма, гарантирующего установление им наряду с получаемой пенсией по государственному пенсионному обеспечению страховой части трудовой пенсии с учетом страховых взносов, накопленных на их индивидуальных лицевых счетах в Пенсионном фонде Российской Федерации, утрачивают силу и не могут применяться судами, другими органами и должностными лицами как не соответствующие статьям 19 (части 1 и 2), 39 (часть 1) и 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации.
В соответствии с Определением Конституционного Суда Российской Федерации от 11 мая 2006 г. N 187-О федеральному законодателю надлежит предусмотреть правовой механизм, гарантирующий выплату работающим по трудовому договору военным пенсионерам помимо пенсии по государственному пенсионному обеспечению страховой части трудовой пенсии с учетом страховых взносов, отраженных на их индивидуальных лицевых счетах в Пенсионном фонде Российской Федерации, и обеспечить введение установленного правового регулирования в срок не позднее 1 января 2007 года.
При этом необходимо отметить следующее.
Военная служба в соответствии с Федеральным законом от 27.05.2003 г. N 58-ФЗ "О системе государственной службы Российской Федерации" является одним из видов государственной службы (наряду с гражданской и правоохранительной).
Одним из основных принципов построения и функционирования системы государственной службы (ст. 3 Федерального закона от 27.05.2003 г. N 58-ФЗ) является единство правовых и организационных основ государственной службы, предполагающее законодательное закрепление единого подхода к организации государственной службы.
Пунктом 2 статьи 14 Федерального закона от 27.05.2003 г. N 58-ФЗ предусмотрено, что в стаж (общую продолжительность) государственной службы одного вида в соответствии с федеральными законами о видах государственной службы, о государственном пенсионном обеспечении граждан Российской Федерации, проходивших государственную службу, и их семей, и законами субъектов Российской Федерации включаются продолжительность государственной службы других видов, а также периоды замещения государственных должностей Российской Федерации, государственных должностей субъектов Российской Федерации, выборных муниципальных должностей, замещаемых на постоянной основе, и муниципальных должностей муниципальной службы.
Единство правовых и организационных основ государственной службы, взаимный учет продолжительности государственной службы различных видов при подсчете общей продолжительности государственной службы предполагает соотносительность государственных социальных гарантий, включая пенсионное обеспечение военнослужащих, лиц, проходящих правоохранительную службу, и государственных гражданских служащих.
Установление пенсий лицам, проходящим службу в государственных органах, службах и учреждениях, осуществляющих функции по обеспечению безопасности, законности и правопорядка, по борьбе с преступностью, по защите прав и свобод человека и гражданина, так же, как и военнослужащим, осуществляется в соответствии с Законом Российской Федерации от 12.02.1993 г. N 4468-1 (за исключением граждан, проходившим военную службу по призыву в качестве солдат, матросов сержантов и старшин) с применением соответствующих норм Федерального закона от 15.12.2001 г. N 166-ФЗ. Названные законы Российской Федерации предполагают одинаковые условия назначений пенсий и одинаковый уровень пенсионного обеспечения как для военнослужащих, так и для лиц, проходящих правоохранительную службу.
Сравнительный анализ общего уровня пенсионного обеспечения гражданских государственных служащих, военнослужащих и лиц, проходящих правоохранительную службу, показывает, что указанные категории государственных служащих находятся в настоящее время в равном положении.
Так, лица из числа военнослужащих и лиц, проходящих правоохранительную службу, имеют право на получение пенсии за выслугу лет, если они имеют предусмотренные Законом не менее 20 лет выслуги на военной и приравненной к ней службе (независимо от возраста) или 25 календарных лет и более общего трудового стажа, из которых не менее 12 лет шести месяцев составляет военная и приравненная к ней служба (по достижении на день увольнения со службы 45-летнего возраста).
Размер пенсии за выслугу лет составляет от 50 до 85 процентов денежного довольствия в зависимости от продолжительности выслуги. В настоящее время эта пенсия не может выплачиваться одновременно с другой пенсией (за исключением накопительной части трудовой пенсии).
Гражданским государственным служащим пенсии за выслугу лет в соответствии с Федеральным законом от 15.12.2001 г. N 166-ФЗ устанавливаются в размере от 45 до 75 процентов денежного содержания (в зависимости от продолжительности стажа государственной службы) за вычетом базовой и страховой частей трудовой пенсии по старости (инвалидности).
Таким образом, гражданские государственные служащие формально имеют право на получение трудовой пенсии (как и все застрахованные лица) и государственной пенсии за выслугу лет. Однако общий уровень их пенсионного обеспечения определяется размерами пенсии за выслугу лет (до вычета из него размеров базовой и страховой частей трудовой пенсии), и не изменяется при увеличении размеров страховой части трудовой пенсии, в том числе пересчитываемой в связи с дополнительно поступающими обязательными страховыми пенсионными взносами. Базовая и страховая части трудовой пенсии для гражданских государственных служащих фактически предназначены лишь для того, чтобы определить, какую долю общей пенсионной выплаты (от 45 до 75 процентов денежного содержания) следует выплачивать из средств федерального бюджета, а какую - за счет средств Пенсионного фонда Российской Федерации.
При этом повышение размера страховой части трудовой пенсии (в том числе в связи с дополнительно поступающими страховыми взносами в связи с работой после назначения пенсии по государственному пенсионному обеспечению), равно как и повышение размера базовой части трудовой пенсии, вызывает необходимость снижать размер пенсии за выслугу лет с тем, чтобы не превысить соответствующий процент (от 45 до 75) денежного содержания, учитываемого при исчислении пенсии за выслугу лет. Таким образом, страховые взносы, накопленные на индивидуальных лицевых счетах в Пенсионном фонде Российской Федерации лиц из числа гражданских государственных служащих, не влияют на общий уровень их пенсионного обеспечения, как и у военных пенсионеров.
С учетом изложенного, предоставление права на получение страховой части трудовой пенсии только пенсионерам из числа военнослужащих необоснованно поставит их в преимущественное положение по сравнению с гражданскими государственными служащими.
Представленный законопроект позволяет устанавливать пенсионное обеспечение всех категорий государственных служащих на сопоставимом уровне.
Гражданам, проходившим военную службу по контракту, и приравненным к ним лицам, имеющим страховой стаж не менее 5 лет, при достижении возраста, дающего право на трудовую пенсию по старости, законопроект предоставляет право устанавливать пенсию за выслугу лет или пенсию по инвалидности, предусмотренную Законом Российской Федерации от 12.02.1993 г. N 4468-1, и трудовую пенсию по старости (за вычетом ее базовой части) в соответствии с Федеральным законом "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
При этом в случае назначения пенсии за выслугу лет в страховой стаж не включаются периоды службы, работы и иной деятельности, с учетом которых определен размер данной пенсии, а в случае назначения пенсии по инвалидности - периоды военной и приравненной к ней службы, предшествовавшие назначению этой пенсии.
Законопроект распространяет эти положения на всех граждан, пенсионное обеспечение которых осуществляется в соответствии с Законом РФ от 12.02.1993 г. N 4468-1, включая пенсионеров из числа бывших работников прокуратуры и сотрудников таможенных органов Российской Федерации.
Федеральным гражданским государственным служащим, имеющим не менее 5 лет страхового стажа, в течение которого уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации (за исключением периодов, включенных в стаж государственной службы для назначения пенсии за выслугу лет, предусмотренной Федеральным законом от 15.12.2001 г. N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации"), предоставляется право на одновременное получение государственной пенсии за выслугу лет и страховой доплаты, устанавливаемой в соответствии с Федеральным законом "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" исходя из расчетного пенсионного капитала, сформированного за счет страховых взносов, поступивших в Пенсионный фонд Российской Федерации после назначения пенсии за выслугу лет за период не менее чем 12 месяцев работы (деятельности), включая суммы ее увеличения в связи с индексацией и дополнительного увеличения в соответствии с пунктом 7 статьи 17 указанного Федерального закона.
Таким образом, с принятием законопроекта страховые пенсионные взносы (и приходящаяся на них индексация страховой части трудовой пенсии), поступающие за граждан, получающих пенсию за выслугу лет в соответствии с Федеральным законом от 15.12.2001 г. N 166-ФЗ, не поглощаются указанной пенсией за выслугу лет, а могут быть направлены на повышение общего уровня пенсионного обеспечения этих граждан.
Страховая доплата будет предоставляться на основании заявления лица, проходившего федеральную государственную гражданскую службу. В случае установления страховой доплаты взносы, поступающие на индивидуальный лицевой пенсионный счет указанного лица за работу после назначения ему пенсии за выслугу лет, как это происходит в настоящее время, не подлежат учету для перерасчета данному лицу страховой части трудовой пенсии в связи с работой после назначения трудовой пенсии по п. 3 ст. 17 Федерального закона от 17.12.2001 г. N 173-ФЗ.
В соответствии с Определением Конституционного Суда Российской Федерации от 11 мая 2006 г. N 187-О, действие законопроекта в части установления страховой части трудовой пенсии для пенсионеров из числа военнослужащих будет распространяться на правоотношения, начиная с 1 января 2007 г., а в части установления страховой доплаты государственным гражданским служащим - с 1 января 2008 г.
Что касается накопительной части трудовой пенсии, то право на ее получение (в дополнение к пенсии по государственному пенсионному обеспечению) установлено пунктом 4 статьи 3 Федерального закона от 15.12.2001 г. N 166-ФЗ для всех пенсионеров - как из числа гражданских государственных служащих, так и военных пенсионеров (пенсионеров правоохранительной службы). Введение дополнительного регулирования в этой части не требуется и законопроектом не предусматривается.
Принятие законопроекта в части установления страховой доплаты для пенсионеров из числа федеральных государственных служащих не потребует дополнительных затрат средств Пенсионного фонда Российской Федерации, так как установление страховых доплат будет осуществляться за счет средств Пенсионного фонда Российской Федерации, запланированных на осуществление перерасчета трудовой пенсии по старости этой категории граждан в соответствии с пунктом 3 статьи 17 Федерального закона от 17.12.2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
Дополнительные расходы, связанные с установлением страховой части трудовой пенсии лицам из числа военнослужащих, составят в 2008 году ориентировочно 5,3 млрд.руб.
Финансово-экономическое обоснование
к проекту федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам пенсионного обеспечения"
Расходы на выплату страховой части трудовой пенсии по старости военным пенсионерам
Численность пенсионеров, тыс. человек (оценка) |
476,6 |
Средний размер страховой части трудовой пенсии, исходя из оценки страховой части трудовой пенсии по старости при конвертации и суммы страховых взносов за период 2002 - 2007 гг., руб. |
850, 29 |
Расходы на выплату страховой части трудовой пенсии в 2008 году, млн. руб. (оценка) |
5 198,52 |
Расходы на доставку страховой части трудовой пенсии, млн. руб. |
65,71 |
Всего расходов на выплату в 2008 г., млн. руб. |
5 264,23 |
Перечень
актов федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению, дополнению или принятию в связи с принятием проекта федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам пенсионного обеспечения"
В связи с принятием проекта федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам пенсионного обеспечения" потребуется внесение изменений в следующие законодательные акты:
1. Федеральный закон от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования".
2. Федеральный закон от 21 июля 2007 г. N 182-ФЗ "О бюджете Пенсионного фонда Российской Федерации на 2008 год и на плановый период 2009 и 2010 годов".
3. Федеральный закон от 24 июля 2007 г. N 198-ФЗ "О федеральном бюджете на 2008 год и на плановый период 2009 и 2010 годов".
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.