Заключение Комитета Государственной Думы по труду и социальной политике
на проект федерального закона N 10319-5 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам пенсионного обеспечения" (внесен Правительством РФ)
Проект федерального закона N 10319-5 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам пенсионного обеспечения" направлен на реализацию Определения Конституционного Суда Российской Федерации от 11 мая 2006 года N 187-О "По жалобе гражданина Наумчика В.В. на нарушение его конституционных прав положениями пунктов 2 и 3 статьи 3 Федерального закона "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации".
Данным Определением признаны не соответствующими Конституции Российской Федерации взаимосвязанные нормативные положения пунктов 2 и 3 статьи 3 Федерального закона "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" и абзаца второго пункта 1 статьи 7 Федерального закона "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" в той части, в какой они, распространяя обязательное пенсионное страхование на работающих по трудовому договору военных пенсионеров, не предусматривают надлежащего правового механизма, гарантирующего установление им наряду с получаемой пенсией по государственному пенсионному обеспечению страховой части трудовой пенсии с учетом страховых взносов, накопленных на их индивидуальных лицевых счетах в Пенсионном фонде Российской Федерации. В связи с этим федеральному законодателю предписано предусмотреть правовой механизм, гарантирующий выплату работающим по трудовому договору военным пенсионерам помимо пенсии по государственному пенсионному обеспечению страховой части трудовой пенсии с учетом страховых взносов, отраженных на их индивидуальных лицевых счетах в Пенсионном фонде Российской Федерации, и обеспечить введение установленного правового регулирования в срок не позднее 1 января 2007 года.
В целях реализации установленных Конституционным Судом РФ предписаний указанный законопроект предусматривает внесение изменений в Закон Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" (далее - Закон от 12 февраля 1993 года N 4468-1), а также федеральные законы "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" и "О трудовых пенсиях в Российской Федерации". Вместе с тем в законопроекте содержатся положения, касающиеся не только военных пенсионеров, но и пенсионеров из числа других федеральных государственных служащих.
В качестве обоснования необходимости урегулирования вопроса о пенсионном обеспечении не только применительно к военным пенсионерам, но и в отношении других государственных служащих, в Пояснительной записке приводится ссылка на федеральные законы "О системе государственной службы Российской Федерации" и "О государственной гражданской службе Российской Федерации". Военная служба является одним из видов государственной службы (наряду с гражданской и правоохранительной). Единство правовых и организационных основ государственной службы, взаимный учет продолжительности государственной службы различных видов при подсчете общей продолжительности государственной службы предполагает соотносительность государственных социальных гарантий, включая пенсионное обеспечение военнослужащих, лиц, проходящих правоохранительную службу, и государственных гражданских служащих.
В настоящее время пенсионное обеспечение федеральных государственных служащих осуществляется на основе разных законов. В связи с этим законопроект предусматривает, что лица, указанные в статье 1 Закона от 12 февраля 1993 года N 4468-1, при наличии условий для назначения трудовой пенсии по старости имеют право на одновременное получение пенсии за выслугу лет или пенсии по инвалидности, предусмотренных Законом от 12 февраля 1993 года N 4468-1, и трудовой пенсии по старости (за вычетом ее базовой части). Предусмотрен порядок определения периодов, включаемых в страховой стаж.
Федеральные государственные служащие, которым пенсия за выслугу лет устанавливается по нормам Федерального закона "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", при наличии не менее 5 лет страхового стажа будут иметь право на одновременное получение пенсии за выслугу лет и страховой доплаты, которая будет устанавливаться в соответствии с Федеральным законом "О трудовых пенсиях в Российской Федерации". Установление страховой доплаты - это новый механизм, предусмотренный законопроектом. Страховая доплата будет устанавливаться исходя из расчетного пенсионного капитала, сформированного за счет страховых взносов, поступивших в Пенсионный фонд Российской Федерации после назначения пенсии за выслугу лет не менее чем за 12 месяцев работы. Предусмотрен порядок определения размера пенсии за выслугу лет при установлении страховой доплаты. Введение нового механизма страховой доплаты предполагает внесение изменений в Федеральный закон "О трудовых пенсиях в Российской Федерации". В частности, вводится новая статья 17.1 "Страховая доплата", в которой определены условия установления доплаты, порядок определения ее размера, индексации, выплаты.
Согласно финансово-экономическому обоснованию, реализация положений законопроекта, связанных с установлением страховой части трудовой пенсии лицам из числа военнослужащих, повлечет за собой дополнительные расходы из бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации в сумме 5,26 млрд. рублей в 2008 году. Установление страховой доплаты для пенсионеров из числа федеральных государственных гражданских служащих не потребует дополнительных затрат средств Пенсионного фонда Российской Федерации, поскольку будет осуществляться за счет средств Фонда, запланированных на осуществление перерасчета трудовой пенсии по старости этой категории граждан.
Комитет Государственной Думы по обороне и Комитет Государственной Думы по безопасности (соисполнители по законопроекту) поддерживают законопроект и рекомендуют Государственной Думе принять его в первом чтении.
Комитет Государственной Думы по делам национальностей поддерживает принятие законопроекта.
Комитет Совета Федерации по социальной политике и здравоохранению не имеет по законопроекту замечаний концептуального характера.
Вместе с тем по законопроекту имеются замечания, которые могут быть устранены при подготовке ко второму чтению. Например, необходимо согласовать редакцию статьи 3 Федерального закона "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" (с учетом предлагаемых законопроектом изменений в эту статью) со статьями 7 и 14 этого же Федерального закона. Согласно действующей редакции статьи 7 указанного Федерального закона, пенсия за выслугу лет устанавливается к трудовой пенсии по старости (инвалидности) и выплачивается одновременно с ней. В предлагаемом новом пункте 5 статьи 3 указанного Федерального закона говорится о праве федеральных государственных служащих на одновременное получение пенсии за выслугу лет и страховой доплаты.
В заключении Правового управления Аппарата Государственной Думы также высказан ряд замечаний по законопроекту.
С учетом изложенного Комитет по труду и социальной политике принял решение рекомендовать Государственной Думе принять в первом чтении проект федерального закона N 10319-5 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам пенсионного обеспечения".
Председатель |
А.К. Исаев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.