Заключение Комитета по безопасности Государственной Думы Федерального Собрания РФ от 14 февраля 2008 г. N 7/3
на проект федерального закона N 10319-5 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам пенсионного обеспечения"
Законопроектом создаются правовые основания для реализации гражданами, получающими пенсию за выслугу лет или пенсию по инвалидности в соответствии с Законом РФ от 12.02.1993 г. N 4468-1 (военнослужащими, проходившими военную службу по контракту, и приравненными к ним лицами), права на одновременное получение указанных пенсий и страховой части трудовой пенсию. Кроме того, для граждан, получающих пенсию за выслугу лет, предусмотренную Федеральным законом от 15.12.2001 г. N 166-ФЗ (федеральным государственным гражданским служащим), определяются порядок и условия получения страховой доплаты.
Принятие законопроекта связано с необходимостью реализации Определения Конституционного Суда Российской Федерации от 11 мая 2006 г. N 187-О, в котором указывается на то, что взаимосвязанные положения пунктов 2 и 3 статьи 3 Федерального закона "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" и абзаца второго пункта 1 статьи 7 Федерального закона "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" в той части, в какой они, распространяя обязательное пенсионное страхование на работающих по трудовому договору военных пенсионеров, не предусматривают правового механизма, гарантирующего установление им наряду с получаемой пенсией по государственному пенсионному обеспечению страховой части трудовой пенсии с учетом страховых взносов, накопленных на их индивидуальных лицевых счетах в Пенсионном фонде Российской Федерации, утрачивают силу и не могут применяться судами, другими органами и должностными лицами, как не соответствующие статьям 19 (части 1 и 2), 39 (часть 1) и 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации.
Единство правовых и организационных основ государственной службы, взаимный учет продолжительности государственной службы различных видов при подсчете общей продолжительности государственной службы предполагает соотносительность государственных социальных гарантий, включая пенсионное обеспечение военнослужащих, лиц, проходящих правоохранительную службу, и государственных гражданских служащих.
Так, установление пенсий лицам, проходящим службу в государственных органах, службах и учреждениях, осуществляющих функции по обеспечению безопасности, законности и правопорядка, по борьбе с преступностью, по защите прав и свобод человека и гражданина, так же, как и военнослужащим, осуществляется в соответствии с Законом Российской Федерации от 12.02.1993 г. N 4468-1 (за исключением граждан, проходившим военную службу по призыву в качестве солдат, матросов сержантов и старшин) с применением соответствующих норм Федерального закона от 15.12.2001 г. N 166-ФЗ.
Названные законы Российской Федерации предполагают одинаковые условия назначений пенсий и одинаковый уровень пенсионного обеспечения как для военнослужащих, так и для лиц, проходящих правоохранительную службу.
Представленный законопроект позволит устанавливать пенсионное обеспечение всех категорий государственных служащих на сопоставимом уровне.
Гражданам, проходившим военную службу по контракту, и приравненным к ним лицам, имеющим страховой стаж не менее 5 лет, при достижении возраста, дающего право на трудовую пенсию по старости, законопроект предоставляет право устанавливать пенсию за выслугу лет или пенсию по инвалидности, предусмотренную Законом Российской Федерации от 12.02.1993 г. N 4468-1, и трудовую пенсию по старости (за вычетом ее базовой части) в соответствии с Федеральным законом "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
При этом, в случае назначения пенсии за выслугу лет в страховой стаж не включаются периоды службы, работы и иной деятельности, с учетом которых определен размер данной пенсии, а в случае назначения пенсии по инвалидности - периоды военной и приравненной к ней службы, предшествовавшие назначению этой пенсии.
Законопроект распространяет эти положения на всех граждан, пенсионное обеспечение которых осуществляется в соответствии с Законом РФ от 12.02.1993 года N 4468-1, включая пенсионеров из числа бывших работников прокуратуры и сотрудников таможенных органов Российской Федерации.
В соответствии с Определением Конституционного Суда Российской Федерации от 11 мая 2006 г. N 187-О, действие законопроекта в части установления страховой части трудовой пенсии для пенсионеров из числа военнослужащих будет распространяться на правоотношения, начиная с 1 января 2007 г.
Право на получение накопительной части трудовой пенсии (в дополнение к пенсии по государственному пенсионному обеспечению) установлено пунктом 4 статьи 3 Федерального закона от 15.12.2001 г. N 166-ФЗ для всех пенсионеров - как из числа гражданских государственных служащих, так и военных пенсионеров (пенсионеров правоохранительной службы).
В связи с изложенным, Комитет Государственной Думы по безопасности поддерживает концепцию указанного проекта федерального закона и рекомендует Государственной Думе принять его в первом чтении.
Председатель Комитета |
В.А. Васильев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.