Заключение Правового управления Аппарата Государственной Думы Федерального Собрания РФ от 22 февраля 2008 г. N вн2.2-1/651
по проекту федерального закона N 10319-5 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам пенсионного обеспечения", внесенному Правительством Российской Федерации
(первое чтение)
Изучив проект федерального закона, Правовое управление сообщает.
Отмечаем, что представленный законопроект по разному для военных пенсионеров и федеральных государственных служащих решает вопрос учета пенсионных прав в денежном выражении, приобретенных до 1 января 2002 года. Для военных пенсионеров такие права будут учитываться в размере страховой части трудовой пенсии по старости с учетом тех периодов службы, которые не предшествуют назначению пенсии по инвалидности в соответствии с Законом Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" (далее - Закон Российской Федерации) либо периодов службы и (или) общего трудового стажа, которые не учтены при определении размера пенсии за выслугу лет в соответствии с Законом Российской Федерации. Федеральным государственным служащим их пенсионные права в денежном выражении, приобретенные до 1 января 2002 года, с учетом тех периодов, которые не включаются в стаж государственной службы, в размере страховой доплаты не будут учитываться. Обращаем внимание, что пенсионные права в денежном выражении, приобретенные до 1 января 2002 года, не относятся к страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, уплата которых предусматривает индивидуальную возмездность (см. статью 3 Федерального закона "Об основах обязательного социального страхования" и статью 3 Федерального закона "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации").
Законопроектом также для военных пенсионеров предусматривается возможность сокращения ожидаемого периода выплаты трудовой пенсии по старости при назначении им страховой части трудовой пенсии по старости в более позднем возрасте, чем 60 лет для мужчин и 55 лет для женщин. Федеральным государственным служащим, которым исходя из условий назначения страховой доплаты, она может быть назначена только по истечении 12 полных месяцев после назначения пенсии за выслугу лет, установленной к трудовой пенсии по старости (т.е. только в более позднем возрасте, чем 60 лет у мужчин и 55 лет у женщин), сокращение ожидаемого периода выплаты трудовой пенсии по старости не устанавливается (см. абзац седьмой пункта 3 статьи 3 проекта). Для них же в отличие от военных пенсионеров отсутствует также возможность перерасчета страховой доплаты с учетом страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, учтенных на их индивидуальных лицевых счетах в системе обязательного пенсионного страхования в течение 12 полных месяцев со дня назначения им страховой доплаты (см. абзац восьмой пункта 3 статьи 3 проекта).
Согласно новому пункту 5 статьи 3 Федерального закона "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" (абзац второй пункта 1 статьи 2 проекта) федеральные государственные служащие будут иметь право на получение одновременно страховой доплаты и пенсии за выслугу лет, установленной к трудовой пенсии по инвалидности, независимо от их возраста (необходимость достижения возраста 55 лет и 60 лет соответственно для женщин и мужчин не устанавливается), а для военных пенсионеров (абзац третий пункта 1 статьи 2 проекта) право на получение страховой части трудовой пенсии и пенсии по инвалидности, предусмотренной Законом Российской Федерации, ставится в зависимость от достижения определенного возраста.
Возможность оценки пенсионных прав военных пенсионеров предоставит им при назначении страховой части трудовой пенсии по старости право на учет в составе величины расчетного пенсионного капитала повышения пенсий, установленные законодательством Российской Федерации для отдельных категорий граждан по состоянию на 31 декабря 2001 года, с одновременным правом на такие же повышения, устанавливаемые к пенсии за выслугу лет или пенсии по инвалидности в соответствии со статьей 45 Закона Российской Федерации. Отмечаем, что граждане из числа военных пенсионеров, которым исходя из официально признанного статуса этих граждан предлагается повышать две пенсии, будут находиться в преимущественном положении по сравнению с гражданами, обладающими таким же статусом, но не имеющими право на одновременное повышение двух пенсий.
Законопроектом предлагается ввести применительно к федеральным государственным служащим вместо понятия перерасчет страховой части трудовой пенсии новый вид выплаты - страховая доплата. Однако в законопроекте отсутствуют положения, определяющие статус этой доплаты как страхового обеспечения по обязательному пенсионному страхованию. Такая ситуация, по нашему мнению, не дает возможности соотнести эту доплату с понятиями "страховые взносы на обязательное пенсионное страхование" (статья 3 Федерального закона "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации") и "трудовая пенсия" (статья 2 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации"), где говорится о получении пенсии и ежемесячной денежной выплаты в целях компенсации получаемых заработной платы или иного дохода до наступления страхового случая, а не о доплате, которая исходя из общепринятого значения имеет другую смысловую нагрузку. Кроме того, полагаем, что при отсутствии упоминания страховой доплаты в положениях статьи 5 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", определяющей виды трудовых пенсий и их структуру, правовых оснований для закрепления положений о праве на получение федеральными государственными служащими двух выплат (пенсии за выслугу лет и страховой доплаты) не дает, поскольку в пункте 2 статьи 4 "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" говорится только о праве на одновременное получение пенсии по государственному пенсионному обеспечению и трудовой пенсии (части трудовой пенсии).
Отмечаем также, что отсутствие определения статуса страховой доплаты не позволяет создать правовой механизм по финансированию данной доплаты за счет средств бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации на выплату страховой части трудовой пенсии (см. часть 4 статьи 4 проекта). В пункте 1 статьи 18 Федерального закона "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" представлен исчерпывающий перечень направлений расходования средств бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации, к которому предлагаемое установление расходных обязательств Пенсионного фонда Российской Федерации отнесено быть не может, так как отсутствуют правовые основания считать страховую доплату пенсией или ее соответствующей частью, а рассматриваемый законопроект не может относиться к законодательным актам Российской Федерации об обязательном пенсионном страховании, поскольку им не вводится самостоятельное правовое регулирование, а лишь вносятся изменения в законодательные акты Российской Федерации.
Положения новой статьи 17.1 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (пункт 3 статьи 3 проекта), содержащей нормы о применении к страховой доплате положений, установленных для страховой части трудовой пенсии, необходимо согласовать с пунктом 3 статьи 17, где будет говориться о возможности вместо увеличения размера страховой части трудовой пенсии (путем его перерасчета) выбора получения страховой доплаты, размер которой согласно законопроекту перерасчету не подлежит. В противном случае, отсутствие согласования указанных положений приведет к наличию внутреннего противоречия между ними, а, кроме того, не позволит реализовать заявленную цель законопроекта о повышении пенсионного обеспечения федеральных государственных служащих, поскольку впоследствии размер страховой доплаты перерасчитываться не будет, а увеличение размера страховой части трудовой пенсии (путем его перерасчета) не будет влиять на общую сумму размера пенсии за выслугу лет.
Положение пункта 2 статьи 1 законопроекта в части установления нормы об исключении периодов из расчета страхового стажа, необходимого для назначения трудовой пенсии по старости, не относится к предмету регулирования Закона Российской Федерации, поскольку касается условий и норм установления трудовых пенсий, что не согласуется с пунктом 1 статьи 1 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", в соответствии с которым условия и нормы установления трудовых пенсий должны содержаться только в этом Федеральном законе. В связи с изложенным, второе предложение абзаца второго пункта 2 статьи 1 законопроекта следует исключить как излишнее. Замечание аналогичного характера касается абзаца второго пункта 1 статьи 2 проекта, в котором излишне указывать порядок определения страховой доплаты.
Из законопроекта неясно, о каком именно праве военных пенсионеров идет речь, поскольку в статье 1 проекта говорится о праве на получение трудовой пенсии по старости (за вычетом ее базовой части), а в статье 2 - о праве на получение страховой части трудовой пенсии по старости. Замечание аналогичного характера касается и права федеральных государственных служащих, так как в статье 2 устанавливается право на одновременное получение пенсии за выслугу лет и страховой доплаты, а в пункте 3 статьи 3 и части 3 статьи 4 законопроекта - право на получение страховой доплаты к пенсии за выслугу лет.
В пункте 2 статьи 3 законопроекта речь должна идти не о всех лицах, а только о лицах, получающих пенсию за выслугу лет в соответствии с Федеральным законом "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", поскольку только эти лица имеют право на назначение страховой доплаты. В абзаце втором пункта 2 статьи 1, абзаце втором пункта 1 и абзаце втором пункта 4 статьи 3 законопроекта следует слова "работы и иной деятельности" заменить словами "периоды общего трудового стажа", что будет соответствовать терминологии пункта "б" части первой и части второй статьи 13 Закона Российской Федерации.
Необходимость распространения положений законопроекта (часть 3 статьи 3) на истекшее время (с 1 января 2008 года) в части назначения страховой доплаты федеральным государственным служащим оставляет открытым вопрос о том, как федеральные государственные служащие могут отказаться от перерасчета страховой части трудовой пенсии на основании уже поданных заявлений, если Федеральный закон "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" не предусматривает возможность такого отказа и не устанавливает пересмотр страховой части трудовой пенсии по этому основанию.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Имеется в виду часть 3 статьи 4 законопроекта
В части 4 статьи 4 представляется излишним повторно определять источник выплаты страховой части трудовой пенсии по старости, поскольку он уже определен в базовом Федеральном законе "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (см. пункт 3 статьи 9).
Замечания юридико-технического характера переданы в Комитет в рабочем порядке.
И.о. начальника управления |
М.Н. Ласточкина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.