г. Челябинск |
|
20 августа 2013 г. |
Дело N А34-207/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 13 августа 2013 г.
Полный текст постановления изготовлен 20 августа 2013 г.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Костина В.Ю.,
судей Баканова В.В., Бояршиновой Е.В.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Максимовым Е.В.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу администрации города Кургана на решение Арбитражного суда Курганской области от 03.07.2013 по делу N А34-207/2013 (судья Полякова А.И.),
В заседании приняли участие представители:
Администрации города Кургана - Резепина Елена Сергеевна (удостоверение N 624, доверенность от 13.12.2010 N 4746 сроком на 3 года);
Управления Федеральной антимонопольной службы по Курганской области - Баев Александр Егорович (удостоверение N 4038, доверенность от 16.01.2013 N 14 сроком до 31.12.2013);
Муниципального казенного учреждения города Кургана "Городская инспекция по земельным отношениям" - Герштанский Сергей Юрьевич (удостоверение N 50, доверенность от 01.02.2013 сроком до 31.12.2013).
Администрация города Кургана (далее - заявитель, Администрация) обратилась в Арбитражный суд Курганской области с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Курганской области (далее - заинтересованное лицо, УФАС, антимонопольный орган, управление) о признании недействительным решения от 03.12.2012 и предписания от 03.12.2013 по делу N 109.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Муниципальное казенное учреждение города Кургана "Городская инспекция по земельным отношениям" (далее - третье лицо, МКУ "ГИЗО", учреждение).
Решением Арбитражного суда Курганской области от 03.07.2013 (резолютивная часть решения объявлена 27.05.2013) в удовлетворении заявленных требований отказано.
Заявитель не согласился с указанным решением, обжаловав его в апелляционном порядке.
В апелляционной жалобе Администрация просила решение суда отменить, заявленные требования удовлетворить.
В обоснование апелляционной жалобы ссылается на неправильное применение судом первой инстанции норм действующего законодательства.
МКУ города Кургана ""Городская инспекция по земельным отношениям" не является хозяйствующим субъектом по смыслу Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" поскольку доход в самостоятельное распоряжение не получает, указанные средства в силу ст. 161 БК РФ поступают в соответствующий бюджет бюджетной системы Российской Федерации; учет доходов и расходов по предпринимательской и иной приносящей доходы деятельности учреждение не ведет. Доходы от платных услуг, оказываемых казенными учреждениями, относятся к доходам бюджета.
Считает, что судом необоснованно применены Комплексные рекомендации органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления по реализации Федерального закона от 08.05.2010 N 83-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений", поскольку указанные рекомендации носят информационно-рекомендательный характер.
В решении суда не указано, какие конкретно функции органов местного самоуправления переданы учреждению, в материалах дела отсутствуют доказательства наделения казенного учреждения полномочиями органа местного самоуправления.
Антимонопольным органом не определены признаки наличия ограничения конкуренции, судом неполно выяснены обстоятельства, имеющие значение для дела.
До начала судебного заседания УФАС представило в арбитражный апелляционный суд отзыв на апелляционную жалобу, в котором отклонило доводы апелляционной жалобы, ссылаясь на законность и обоснованность решения суда.
До судебного заседания от МКУ "ГИЗО" поступил отзыв на апелляционную жалобу, в котором учреждение поддержало доводы апелляционной жалобы заявителя, ссылаясь на недействительность оспариваемых решения и предписания антимонопольного органа.
В судебном заседании лица, участвующие в деле, поддержали доводы, изложенные в апелляционной жалобе, отзывах на нее.
Арбитражный суд апелляционной инстанции, повторно рассмотрев дело в порядке статей 268, 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, исследовав имеющиеся в деле доказательства, проверив доводы апелляционной жалобы, не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела, Решением Курганской городской Думы от 16.11.2011 N 244 "Об утверждении перечня муниципальных казенных учреждений города Кургана, создаваемых путем изменения типа муниципальных бюджетных учреждений города Кургана" Муниципальное учреждение города Кургана "Городская инспекция по земельным отношениям" преобразовано в Муниципальное казенное учреждение города Кургана "Городская инспекция по земельным отношениям".
Постановлением Администрации города Кургана от 23.12.2011 N 9567 утвержден Устав Муниципального казенного учреждения города Кургана "Городская инспекция по земельным отношениям".
Согласно содержанию пунктов 2.1.4. и 2.2.5. Устава МКУ "Городская инспекция по земельным отношениям", основными целями и видами деятельности учреждения являются: участие в осуществлении контроля в рамках полномочий предоставленных учредителем; участие в осуществлении муниципального земельного контроля рамках полномочий предоставленных учредителем. В соответствии с пунктами 2.1.5. и 2.3. Устава инспекция осуществляет определенные виды деятельности, приносящие доход: Оформление текстовых и графических материалов по вопросам архитектурной, строительной и кадастровой деятельности; Составление схемы границ земельных участков, проводит работы по определению местоположения границ земельных участков; Осуществление геодезической и картографической деятельности; Осуществление оценочной деятельности; Выполнение работ по обследованию технического состояния рекламных конструкций, вывесок, кронштейнов (л.д. 60-64, т.1).
Решением Курганской городской Думы от 18.11.2009 N 273 "Об утверждении Положения о порядке осуществления муниципального земельного контроля на территории города Кургана" (ранее действующая редакция) установлено, что муниципальный земельный контроль на территории города Кургана - деятельность Администрации города Кургана, либо иного уполномоченного Администрацией города органа по контролю за использованием земель на территории города Кургана.
Как следует из размещенной на сайте (www. kurgan-city.ru) Департамента развития городского хозяйства Администрации города Кургана информации, в задачи и функции, выполняемые МКУ "Городская инспекция по земельным отношениям" входит: выдача разрешений на установку рекламных конструкций, муниципальный земельный контроль, геодезические работы (л.д. 48-49, т.2).
Решением Курганской городской Думы от 18.04.2012 N 77 утверждены Правила выдачи разрешений на установку рекламных конструкций в городе Кургане.
Порядок оказания услуги установлен постановлением Администрации города Кургана от 17.07.2012 N 5044 "Об утверждении Административного регламента предоставления Департаментом развития городского хозяйства Администрации города Кургана муниципальной услуги "Выдача разрешений на установку рекламных конструкций на территории города Кургана". Согласно разделу II пункта 7 в предоставлении услуги участвует МКУ "Городская инспекция по земельным отношениям": специалист отдела размещения рекламы и информации Учреждения осуществляет проверку документов и сведений, содержащихся в заявлении и приложенных к нему документах и при непредставлении заявителем согласований рекламной конструкции и места ее размещения с уполномоченными органами, указанными в пункте 12 раздела II настоящего Административного регламента, осуществляет необходимые согласования (глава 5 пункт 32).
При рассмотрении дела N 108, возбужденного в отношении МУП "ГИЗО" антимонопольным органом было установлено, что МУП "ГИЗО" выдало ИП Кацуба О.А. предписание от 17.05.2012 о том, что срок действия ордера-разрешения на распростаранение наружной рекламы и информации N 566 от 25.04.2006 истек 25.04.2007 и ИП Кацуба О.А. предписано в срок до 24.05.2012 явиться в МУП "ГИЗО", в противном случае будет произведен демонтаж конструкции.
Усмотрев в действиях администрации города Кургана признаки нарушения части 3 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 года N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции), приказом УФАС от 07.08.2012 N 162 возбуждено дело N 109 о нарушении антимонопольного законодательства (л.д. 39, т.1).
В ходе рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства Комиссия УФАС по Курганской области пришла к выводу, что МКУ города Кургана "Городская инспекция по земельным отношениям" осуществляет деятельность хозяйствующего субъекта в смысле, предусмотренном пунктом 5 статьи 3 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", так как получает доходы от оказания платных услуг, таким образом, совмещает функции органов местного самоуправления и хозяйствующего субъекта.
По результатам рассмотрения дела вынесено решение от 03.12.2012 (резолютивная часть оглашена 20.11.2012), согласно которому в действиях Администрации города Кургана признано нарушение части 3 статьи 15 Федерального закона "О защите конкуренции", выразившееся в наделении хозяйствующего субъекта - МКУ города Кургана "Городская инспекция по земельным отношениям" функциями контроля и разрешительными правами органа местного самоуправления (л.д. 6-12, т.2).
На основании указанного решения 03.12.2013 Администрации города Кургана выдано предписание по делу N 109, в котором предписано в месячный срок со дня получения предписания, прекратить нарушение части 3 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", выразившееся в наделении хозяйствующего субъекта - МКУ города Кургана "Городская инспекция по земельным отношениям" функциями контроля и разрешительными правами органа местного самоуправления, а именно: Определить какими направлениями деятельности будет заниматься МКУ города Кургана "Городская инспекция по земельным отношениям": либо функциями органа местного самоуправления, либо предоставлять услуги коммерческого характера и внести соответствующие изменения в Устав МКУ города Кургана "Городская инспекция по земельным отношениям" (л.д. 13-14, т.2).
Считая вышеуказанные решение и предписание Управления незаконными, Администрации города Кургана обратилась в Арбитражный суд с настоящим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции руководствовался выводом о соответствии оспоренных ненормативных правовых актов действующему законодательству и отсутствии нарушения ими прав и интересов заявителя в экономической сфере.
Оценив в порядке ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации все имеющиеся в деле доказательства в их совокупности, суд апелляционной инстанции считает, что выводы суда первой инстанции являются правильными, соответствуют обстоятельствам дела и действующему законодательству.
На основании ч. 1 ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Как установлено частью 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Пунктом 4 статьи 200 АПК РФ установлено, что при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Из изложенного следует, что для признания ненормативного акта недействительным, решения и действия (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие их действующему законодательству и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской деятельности и иной экономической.
На основании положений ст. 23 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон N 135-ФЗ), в полномочия антимонопольных органов входит проведение проверки соблюдения антимонопольного законодательства федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями; выдавча федеральным органам исполнительной власти, органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, их должностным лицам обязательные для исполнения предписания об отмене или изменении актов, нарушающих антимонопольное законодательство, и о совершении действий, направленных на обеспечение конкуренции; обращение в арбитражный суд с заявлениями о признании недействующими либо недействительными полностью или частично противоречащих антимонопольному законодательству, в том числе, создающих необоснованные препятствия для осуществления предпринимательской деятельности, нормативных правовых актов или ненормативных актов федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления.
Целями Закона N 135-ФЗ являются обеспечение единства экономического пространства, свободного перемещения товаров, свободы экономической деятельности в Российской Федерации, защита конкуренции и создание условий для эффективного функционирования товарных рынков (часть 2 статьи 1).
Под конкуренцией понимается соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке (пункт 7 статьи 4 Закона N 135-ФЗ).
Согласно пункту 17 статьи 4 Закона N 135-ФЗ признаки ограничения конкуренции - сокращение числа хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, на товарном рынке, рост или снижение цены товара, не связанные с соответствующими изменениями иных общих условий обращения товара на товарном рынке, отказ хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, от самостоятельных действий на товарном рынке, определение общих условий обращения товара на товарном рынке соглашением между хозяйствующими субъектами или в соответствии с обязательными для исполнения ими указаниями иного лица либо в результате согласования хозяйствующими субъектами, не входящими в одну группу лиц, своих действий на товарном рынке, а также иные обстоятельства, создающие возможность для хозяйствующего субъекта или нескольких хозяйствующих субъектов в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товара на товарном рынке.
Статьей 15 Закона N 135-ФЗ установлен запрет на ограничивающие конкуренцию акты и действия (бездействие) федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, иных осуществляющих функции указанных органов или организаций, а также государственных внебюджетных фондов, Центрального банка Российской Федерации.
В соответствии с частью 3 статьи 15 Федерального закона "О защите конкуренции" запрещается совмещение функций федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, иных органов власти, органов местного самоуправления и функций хозяйствующих субъектов.
Управление в своем решении вменило Администрации нарушение части 3 статьи 15 Закона N 135-ФЗ в связи с наделением ею МКУ "ГИЗО" функциями контроля и разрешительными правами органов местного самоуправления.
Судом первой инстанции установлено и материалами дела подтверждено, что Решением Курганской городской Думы от 16.11.2011 N 244 "Об утверждении перечня муниципальных казенных учреждений города Кургана, создаваемых путем изменения типа муниципальных бюджетных учреждений города Кургана" Муниципальное учреждение города Кургана "Городская инспекция по земельным отношениям" преобразовано в Муниципальное казенное учреждение города Кургана "Городская инспекция по земельным отношениям".
Постановлением Администрации города Кургана от 23.12.2011 N 9567 утвержден Устав Муниципального казенного учреждения города Кургана "Городская инспекция по земельным отношениям".
Судом первой инстанции учтено, что Администрация города Кургана является органом местного самоуправления, и её постановления и распоряжения являются актами, на которые распространяется полномочия Курганского УФАС России предусмотренные указанной выше нормой.
Согласно размещенной на сайте Департамента развития городского хозяйства Администрации города Кургана (www. kurgan-city.ru) информации в задачи и функции, выполняемые МКУ "Городская инспекция по земельным отношениям" входит: выдача разрешений на установку рекламных конструкций, муниципальный земельный контроль, геодезические работы (л.д. 48-49, т.2).
Решением Курганской городской Думы от 18.04.2012 N 77 утверждены Правила выдачи разрешений на установку рекламных конструкций в городе Кургане.
Порядок оказания услуги установлен постановлением Администрации города Кургана от 17.07.2012 N 5044 "Об утверждении Административного регламента предоставления Департаментом развития городского хозяйства Администрации города Кургана муниципальной услуги "Выдача разрешений на установку рекламных конструкций на территории города Кургана". Согласно раздела II пункта 7 в предоставлении услуги участвует МКУ "Городская инспекция по земельным отношениям": специалист отдела размещения рекламы и информации Учреждения осуществляет проверку документов и сведений, содержащихся в заявлении и приложенных к нему документах и при непредставлении заявителем согласований рекламной конструкции и места ее размещения с уполномоченными органами, указанными в пункте 12 раздела II настоящего Административного регламента, осуществляет необходимые согласования (глава 5 пункт 32).
Судом первой инстанции учтено, что в силу пункта 2 статьи 2 Федерального закона от 27.07.2010 N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" дано определение понятию "муниципальная услуга", предоставляемая органом местного самоуправления (далее - муниципальная услуга), - деятельность по реализации функций органа местного самоуправления (далее - орган, предоставляющий муниципальные услуги), которая осуществляется по запросам заявителей в пределах полномочий органа, предоставляющего муниципальные услуги, по решению вопросов местного значения, установленных в соответствии с Федеральным законом от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и уставами муниципальных образований.
При этом следует учитывать положения статьи 1 Федерального закона от 27.07.2010 N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" определена сфера действия настоящего закона, а именно: настоящий Федеральный закон регулирует отношения, возникающие в связи с предоставлением государственных и муниципальных услуг соответственно федеральными органами исполнительной власти, исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, а также местными администрациями и иными органами местного самоуправления, осуществляющими исполнительно-распорядительные полномочия (далее - органы местного самоуправления).
Действие настоящего Федерального закона распространяется также на деятельность организаций, участвующих в предоставлении предусмотренных частью 1 настоящей статьи государственных и муниципальных услуг.
Услуги, предоставляемые государственными и муниципальными учреждениями и другими организациями, в которых размещается государственное задание (заказ) или муниципальное задание (заказ), подлежат включению в реестр государственных или муниципальных услуг и предоставляются в электронной форме в соответствии с настоящим Федеральным законом в том случае, если указанные услуги включены в перечень, установленный Правительством Российской Федерации. Высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации вправе утвердить дополнительный перечень услуг, оказываемых в субъекте Российской Федерации государственными и муниципальными учреждениями и другими организациями, в которых размещается государственное задание (заказ) субъекта Российской Федерации или муниципальное задание (заказ), подлежащих включению в реестр государственных или муниципальных услуг и предоставляемых в электронной форме в соответствии с настоящим Федеральным законом.
В силу пункта 1 статьи 11 вышеуказанного закона государственные и муниципальные услуги подлежат включению соответственно в реестры государственных услуг и реестры муниципальных услуг.
Пункт 7 статьи 11 Закона N 210-ФЗ устанавливает, что формирование и ведение реестра муниципальных услуг осуществляются в порядке, установленном местной администрацией.
Согласно статье 1 Федерального закона от 27.07.2010 N 210-ФЗ предусмотрено 3 основных категории муниципальных услуг: муниципальные услуги, предоставляемые непосредственно органами местного самоуправления; услуги, которые являются необходимыми и обязательными для предоставления муниципальных услуг и включены в перечень, утвержденный нормативным правовым актом представительного органа местного самоуправления; услуги, оказываемые муниципальными учреждениями и иными организациями, в которых размещается муниципальное задание (заказ), выполняемое (выполняемый) за счет средств местного бюджета, включенные в реестр муниципальных услуг и предоставляемые в электронной форме.
Статьей 120 Гражданского кодекса Российской Федерации определено, что учреждением признается некоммерческая организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера.
Некоммерческие организации, включая бюджетные учреждения, вправе осуществлять предпринимательскую деятельность постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых они созданы, и соответствующую этим целям (пункт 3 статьи 50 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Согласно статьи 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации государственные (муниципальные) услуги (работы) - это услуги (работы), оказываемые (выполняемые) органами государственной власти (органами местного самоуправления), государственными (муниципальными) учреждениями, а в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, иными юридическими лицами.
Судом установлено, что постановлением Администрации города Кургана от 23.05.2011 N 3619 "Об утверждении Перечня муниципальных услуг города Кургана, оказываемых Администрацией города Кургана и ее органами" утвержден перечень муниципальных услуг города Кургана, оказываемых Администрацией города Кургана и ее органами (л.д. 77-80, т.2).
Решением Курганской городской Думы от 21.09.2011 N 191 "Об утверждении перечня и тарифов на платные услуги, предоставляемые Муниципальным казенным учреждением города Кургана "Городская инспекция по земельным отношениям" установлен Перечень услуг и тарифы на них в следующих сферах: Услуги в сфере геодезической деятельности. Услуги в сфере оценочной деятельности. Услуги в сфере рекламной деятельности. Иные услуги (Представительство в государственных и иных органах и организациях. Консультация по вопросам земельных отношений. Подготовка экспертного судебного заключения), (л.д. 81-85, т.2).
Анализируя приведенные выше аргументы, суд приходит к выводу, что Муниципальное казенное учреждение города Кургана "Городская инспекция по земельным отношениям" наделено полномочиями и функциями муниципального образования городского округа в рекламной, оценочной и геодезической деятельности.
Реализация политики, в частности, в области рекламы Департаментом развития городского хозяйства Администрации города Кургана не исключает возможности осуществления МКУ "ГИЗО", возложенных на него, согласно уставу, функций, в том числе, по выполнению работ по обследованию технического состояния рекламных конструкций, вывесок, кронштейнов, в сфере выдачи разрешений на установку рекламных конструкций, а также участия в муниципальном и земельном контроле, то есть решения вопросов местного значения.
По сведениям с официального сайта Российской Федерации для размещения информации об учреждениях (//www.bus.gov.ru/) Муниципальное казенное учреждение города Кургана "Городская инспекция по земельным отношениям" занимается следующими видами деятельности по ОКВЭД: 75.12 Государственное управление социальными программами. 74.20.32 Картографическая деятельность; 74.30.9 Прочая деятельность по техническому контролю испытаниям и анализу. 74.20.1 Инженерно-техническое проектирование в промышленности и строительстве. 74.20.11 Архитектурная деятельность. 74.20.31 Топографическая, геодезическая деятельность. 74.2035 Инженерные изыскания для строительства. 74.40 Рекламная деятельность. 70.31.1 Предоставление посреднических услуг при покупке, продаже и аренде недвижимого имущества. 70.31.2 Предоставление посреднических услуг при оценки недвижимого имущества (л.д. 50-51, т.2).
Перечисленные виды деятельности соответствуют видам деятельности, разрешенным Муниципальному казенному учреждению города Кургана "Городская инспекция по земельным отношениям" в его Уставе.
Довод заявителя о том, что учреждение не является хозяйствующим субъектом, в связи с тем, что доходы, полученные учреждением от разрешенной в соответствии с его уставом деятельности, поступают в бюджет города, судом первой инстанции правомерно отклонен ввиду того, что согласно материалов дела, в частности Устава учреждения (л.д. 60-64, т.1), налоговая декларация (л.д. 4-11, т.3), карточек счетов (л.д. 13-114, т.3) следует, что учреждением осуществляется деятельность, приносящая доход. МКУ города Кургана "Городская инспекция по земельным отношениям" является некоммерческой организацией. В силу части 5 статьи 41 Бюджетного кодекса Российской Федерации казенное учреждение может осуществлять приносящую доходы деятельность, только если такое право предусмотрено в его учредительном документе. Доходы, полученные от указанной деятельности, поступают в соответствующий бюджет бюджетной системы Российской Федерации.
Цель использования доходов полученных от осуществления экономической деятельности не является признаком хозяйствующего субъекта в толковании, предусмотренном в Федеральном законе от 26.07.2006 N 135 - ФЗ "О защите конкуренции".
Легальное определение хозяйствующего субъекта, приведенное в пункте 5 статьи 4 Федерального закона от 26.07.2006 N 135 - ФЗ "О защите конкуренции", согласно которому хозяйствующий субъект - коммерческая организация, некоммерческая организация, осуществляющая деятельность, приносящую ей доход, индивидуальный предприниматель, иное физическое лицо, не зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя, но осуществляющее профессиональную деятельность, приносящую доход, в соответствии с федеральными законами на основании государственной регистрации и (или) лицензии, а также в силу членства в саморегулируемой организации.
Некоммерческая организация, осуществляющая приносящую доход деятельность, признается хозяйствующим субъектом независимо от того, на какие цели направляются полученные денежные средства.
Довод заявителя о том, что только самостоятельное распоряжение денежными средствами, полученными от приносящей доход деятельности, является основанием для признания МКУ города Кургана "Городская инспекция по земельным отношениям" хозяйствующим субъектом, несостоятелен.
Указанные виды деятельности учреждения являются видами экономической деятельности и соответственно конкурентного соперничества.
Судом первой инстанции учтено, что в силу ст. 16 Закона N 135-ФЗ запрещаются соглашения между федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также государственными внебюджетными фондами, Центральным банком Российской Федерации или между ними и хозяйствующими субъектами либо осуществление этими органами и организациями согласованных действий, если такие соглашения или такое осуществление согласованных действий приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, в частности к: 1) повышению, снижению или поддержанию цен (тарифов), за исключением случаев, если такие соглашения предусмотрены федеральными законами или нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации; 2) экономически, технологически и иным образом не обоснованному установлению различных цен (тарифов) на один и тот же товар; 3) разделу товарного рынка по территориальному принципу, объему продажи или покупки товаров, ассортименту реализуемых товаров либо по составу продавцов или покупателей (заказчиков); 4) ограничению доступа на товарный рынок, выхода из товарного рынка или устранению с него хозяйствующих субъектов.
В приведенных сферах у МКУ города Кургана "Городская инспекция по земельным отношениям" имеется возможность оказывать влияние на общие условия обращения товара на рынке не зависимо от того на какой счет перечисляются доходы. Т.е. оказание услуг МКУ может повлиять на конкуренцию данного рынка услуг, поскольку данные виды услуг могут быть оказаны иными хозяйствующими субъектами.
Данные обстоятельства позволили суду первой инстанции прийти к обоснованному выводу о том, что в деятельности Муниципального учреждения города Кургана "Городская инспекция по земельным отношениям" совмещена деятельность хозяйствующего субъекта с функциями контроля и разрешительными правами органов местного самоуправления.
В силу пункта 26.1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского округа относится в том числе выдача разрешений на установку рекламных конструкций на территории городского округа, аннулирование таких разрешений, выдача предписаний о демонтаже самовольно установленных вновь рекламных конструкций на территории городского округа, осуществляемые в соответствии с Законом о рекламе.
В соответствии с названным законом, к полномочиям органов местного самоуправления относится также осуществление муниципального земельного контроля.
Утвердив устав учреждения, Администрация передала МКУ "ГИЗО" полномочия органов местного самоуправления по вопросам геодезической и картографической деятельности; оценочной деятельности; выполнению работ по обследованию технического состояния рекламных конструкций (пункты 2.1.5, 2.3 устава); предоставила право участия в осуществлении муниципального земельного контроля (пункты 2.1.4, 2.2.5 устава), то есть фактически предоставила право на осуществление контрольно-разрешительных функций, что свидетельствует о наделении учреждения властными функциями органа местного самоуправления.
МКУ города Кургана "Городская инспекция по земельным отношениям" получает доходы от оказания платных услуг при совмещении функций органов местного самоуправления и хозяйствующего субъекта, т.е. осуществляет деятельность хозяйствующего субъекта в смысле, предусмотренном пунктом 5 статьи 3 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции".
Осуществление деятельности в сферах выдачи разрешений на установку рекламных конструкций, на территории городского округа, аннулирование таких разрешений, выдача предписаний о демонтаже самовольно установленных рекламных конструкций на территории городского округа, осуществляемые в соответствии с Федеральным законом "О рекламе", а также муниципального земельного контроля - данное направление деятельности являются исполнением муниципальных функций.
МКУ города Кургана "Городская инспекция по земельным отношениям" может оказывать платные виды услуг, поскольку доход, полученный МКУ от предоставленных услуг, поступает в бюджет, а не в самостоятельное распоряжение учреждения. Т.е. у МКУ не образуется налогооблагаемая база.
МКУ "Городская инспекция по земельным отношениям" имеет статус казенного учреждения, в отношении которых в целях налогообложения главой 25 Налогового кодекса установлен особый порядок определения доходов, учитываемых при определении налогооблагаемой базы по налогу на прибыль организаций.
Подпунктом 33.1 пункта 1 статьи 251 Кодекса установлено, что при определении налоговой базы не учитываются доходы в виде средств, полученных от оказания казенными учреждениями государственных (муниципальных) услуг (выполнения работ), а также от исполнения ими иных государственных (муниципальных) функций.
На основании пункта 48.11 статьи 270 Кодекса затраты казенных учреждений, связанные с оказанием государственных (муниципальных) услуг (выполнением работ), а также с исполнением государственных (муниципальных) функций, не включаются в расходы.
Названные выше положения статьи 251 Кодекса, не распространяются на иные виды оказанных казенными учреждениями услуг и выполненных работ. Доходы, полученные казенными учреждениями от оказания услуг (выполненных работ), не относящихся к государственным (муниципальным) услугам (работам), формируют налогооблагаемую базу в целях исчисления налога на прибыль организаций в общеустановленном порядке.
Положения подпункта 33 пункта 1 статьи 251 Кодекса применяются к тем государственным (муниципальным) услугам (работам), оказание (выполнение) которых напрямую связано с предусмотренными законодательством Российской Федерации полномочиями органов государственной власти (государственных органов) или органов местного самоуправления.
Специальные положения в главе 25 Кодекса, регулирующие порядок налогообложения казенных учреждений, введены в связи с принятием Федерального закона от 08.05.2010 N 83-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений" (далее - Закон N 83-ФЗ).
Судом первой инстанции также учтено, что в соответствии с поручением Правительства Российской Федерации от 16.10.2010 N СС-П16-7135 разработаны "Комплексные рекомендации органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления по реализации Закона N 83-ФЗ (далее - Рекомендации). В пункте 2 Рекомендаций "Государственные (муниципальные) услуги" указано, что в связи с использованием в законодательстве Российской Федерации близких терминов и понятий в рамках Рекомендаций целесообразно "разделить" понятия услуг, оказываемых в соответствии с Федеральным законом от 27.07.2010 N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" (далее -Закон от N 210-ФЗ), и услуг, оказываемых в контексте Закона N 83-ФЗ.
Закон N 210-ФЗ регламентирует предоставление государственных (муниципальных) услуг органами власти в ходе реализации ими своих функций при осуществлении возложенных на них или переданных с другого уровня полномочий (например, выдача разрешения на строительство, предоставление выписки из реестра недвижимого имущества).
Положения Закона N 83-ФЗ применяются к услугам, которые оказывают не органы власти, а подведомственные им учреждения в рамках определенных для этих учреждений заданий.
Услуги, оказываемые учреждениями в соответствии с Законом N 83-ФЗ, включаются в перечень услуг.
Рекомендациями установлено, что первый шаг в реализации положений Закона N 83-ФЗ - это формирование перечней государственных (муниципальных) услуг (работ) (далее - перечни услуг), которые оказываются учреждениями в целях обеспечения предусмотренных законодательством полномочий органов власти в соответствующих сферах деятельности.
Пунктом 10.1 Рекомендаций определено, что формирование перечня услуг является базовым условием реализации положений Закона N 83-ФЗ.
В перечни услуг рекомендуется включать показатели объема и качества услуг, категории потребителей, группы учреждений, оказывающих соответствующие услуги (выполняющих работы).
Рекомендациями предлагается следующее определение "услуг" и "работ": Услуга - это результат деятельности учреждения в интересах определенного физического (юридического) лица - получателя услуги. Работа - это результат деятельности учреждения в интересах неопределенного количества лиц или общества в целом.
Из материалов дела также видно, что платные услуги, оказываемые Муниципальным учреждением города Кургана "Городская инспекция по земельным отношениям", утвержденные Решением Курганской городской Думы от 21.09.2011 N 191 "Об утверждении перечня и тарифов на платные услуги, предоставляемые Муниципальным казенным учреждением города Кургана "Городская инспекция по земельным отношениям" не совпадают с услугами, определенными в Перечне услуг, которые являются необходимыми и обязательными для предоставления муниципальных услуг на территории города Кургана, утвержденным Решением Курганской городской Думы от 20.06.2012 N 125 "Об утверждении Перечня услуг, которые являются необходимыми и обязательными для предоставления муниципальных услуг на территории города Кургана" (л.д. 72-76, т.2).
Приведенные выше положения устава, задачи и функции, выполняемые МКУ "Городская инспекция по земельным отношениям", виды деятельности учреждения по ОКВЭД, в их совокупности, свидетельствуют правильности вывода суда первой инстанции о том, что в деятельности Муниципального учреждения города Кургана "Городская инспекция по земельным отношениям" совмещена деятельность хозяйствующего субъекта с функциями контроля и разрешительными правами органов местного самоуправления.
Таким образом, Постановлением Администрации города Кургана от 23.12.2011 года N 9567, которым утвержден Устав Муниципального казенного учреждения города Кургана "Городская инспекция по земельным отношениям", учреждение наделено контролирующими функциями в сферах, отнесенных действующим законодательством к компетенции органов местного самоуправления, то вывод антимонопольного органа о том, что данным постановлением нарушен запрет предусмотренный частью 3 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 N 135 - ФЗ "О защите конкуренции", является обоснованным.
Суд первой инстанции правомерно сделал вывод о том, что Курганское УФАС России на законных основаниях, в соответствии с предоставленными законодательством полномочиями, рассмотрело дело N 109, по результатам рассмотрения которого вынесло решение и выдало Администрации города Кургана предписание от 03.12.2012.
Доводы заявителя не содержат аргументов, дающих основания для признания недействительными решения и предписания Управления от 03.12.2012 по делу N 109.
При таких обстоятельствах у суда первой инстанции имелись законные оснований для отказа в удовлетворении требований заявителя.
По мнению апелляционной инстанции, все представленные в материалах дела доказательства оценены судом первой инстанции с точки зрения их относимости, допустимости, достоверности, а также достаточности и взаимной связи надлежащим образом, результаты этой оценки отражены в судебном акте.
Доводы апелляционной жалобы основаны на неверном толковании действующего законодательства и опровергаются материалами дела, а потому оснований для ее удовлетворения не имеется.
Всем доказательствам, представленным сторонами, обстоятельствам дела, а также доводам, в том числе, изложенным в жалобе, суд первой инстанции дал надлежащую правовую оценку, оснований для переоценки выводов у суда апелляционной инстанции в силу ст. 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не имеется.
С учетом изложенного обжалуемый судебный акт подлежит оставлению без изменения, апелляционная жалоба - без удовлетворения.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта на основании ч. 4 ст. 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не установлено.
Руководствуясь статьями 176, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Курганской области от 03.07.2013 по делу N А34-207/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации города Кургана - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
В.Ю. Костин |
Судьи |
В.В. Баканов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А34-207/2013
Истец: Администрация г. Кургана
Ответчик: Управление Федеральной антимонопольной службы по Курганской области
Третье лицо: МКУ "Городская инспекция по земельным отношениям", МКУ города Кургана "Городская инспекция по земельным отношениям"