Пояснительная записка
о ратификации Соглашения о международных стандартах на гуманный отлов диких животных между Европейским сообществом, Канадой и Российской Федерацией
Принятие Советом Европейского сообщества в ноябре 1991 г. Регламента Совета ЕС N 3254/91 "Запрет на использование ногозахватывающих капканов и ввоз в страны сообщества шкур и готовых изделий из определенных видов диких животных из стран, в которых производится их отлов с помощью ногозахватывающих и других видов капканов, которые не отвечают международным стандартам гуманного отлова" предусматривало с 1 января 1995 г. установление запрета на ввоз в страны ЕС шкур 13 видов животных, а также товаров из них. Однако учитывая отсутствие международных стандартов на гуманные орудия лова диких животных, по предложению Российской Федерации, Канады и США указанное решение ЕС не вводилось в действие, и совместно с европейской стороной было подготовлено Соглашение о международных стандартах на гуманный отлов диких животных.
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации принято от 26 февраля 1998 г. N 253 "О заключении Правительством Российской Федерации с Европейским сообществом и Правительством Канады Соглашения о международных стандартах на гуманный отлов диких животных" указанное Соглашение с соответствующими заявлениями от имени Правительства Российской Федерации подписано Министерством иностранных дел Российской Федерации в г. Брюсселе 22 апреля 1998 г. (далее - Соглашение).
В связи с утверждением Соглашения в ЕС Европейской комиссией были подготовлены европейские директивы по внедрению международных стандартов на гуманный отлов в практику отлова животных в странах-членах Европейского сообщества. В заявлении ЕС к Соглашению подтверждено, что европейская сторона не будет принимать никаких односторонних мер по введению Регламента N 3254/91 Совета ЕС в действие в течение времени, разумно необходимого другим сторонам для ратификации Соглашения, и после ратификации до тех пор, пока Соглашение продолжает действовать и применяться в соответствии с его положениями.
Соглашение определяет возможность продолжения торговли мехом и меховыми изделиями между сторонами без ущерба для целей Соглашения. При этом ни одна из сторон не может налагать ограничения на торговлю мехами и изделиями из меха, местом происхождения которых является любая другая Сторона. В список видов пушных зверей, мех которых и изделия из него подпадают под запрет для ввоза в страны ЕС, включено 12 видов животных, обитающих на территории России: соболь, лесная куница, европейский и канадский бобры, выдра, рысь, горностай, ондатра, енот-полоскун, енотовидная собака, барсук, волк.
Поскольку Соглашение содержит правила иные, чем предусмотренные законодательством Российской Федерации в отношении введения запрета на применение ногозахватывающих капканов по всей территории Российской Федерации, оно подлежит ратификации в соответствии с пунктом 1 статьи 15 Федерального закона "О международных договорах Российской Федерации".
В настоящее время Соглашение ратифицировано Европейским сообществом и Канадой.
Целесообразность ратификации Соглашения для российской стороны заключается в сохранении за Россией традиционного европейского рынка пушнины для обеспечения занятости и поддержания жизненного уровня населения промысловых районов Севера, Сибири и Дальнего Востока.
Отказ от ратификации Соглашения может повлечь для Российской Федерации серьезные последствия. В случае введения эмбарго и возможной потери европейского рынка наиболее существенный экономический ущерб государству может быть нанесен потерей европейского рынка соболя как традиционного, сложившегося столетиями и монопольного вида российского пушного экспорта, ежегодная добыча которого составляет 250 - 300 тыс. особей.
В результате этого, в первую очередь, пострадает коренное население Севера, Сибири и Дальнего Востока, живущее в основном за счет пушного промысла: около 30 процентов трудоспособного населения в отдельных регионах не имеет иных средств существования, кроме доходов от пушного промысла и рыбной ловли.
Кроме того, в случае введения запрета на торговлю пушниной, Российская Федерация будет нести ежегодные потери в сумме около 20 млн. долларов США, в том числе по соболю, как основному экспортному виду, - в размере 14 млн. долларов США.
Вступление Соглашения в силу позволит сохранить жизненный уклад населения, чье существование и доходы полностью или частично зависят от традиционных методов жизнеобеспечения, включая охоту. Помимо социально-экономического эффекта, вступление Соглашения в силу позволит улучшить ситуацию в области сохранения биоразнообразия в России за счет применения новых типов капканов, которые отличаются высокой степенью избирательности и практически полностью исключают попадание в капканы других видов животных, особенно хищных птиц, многие из которых занесены в Красную книгу Российской Федерации, Красные книги субъектов Российской Федерации и Красную книгу Международного союза охраны природы.
Выполнение обязательств по Соглашению отвечает интересам Российской Федерации в сохранении позиций на мировом рынке пушнины, поддержанию жизненного уровня коренного населения в промысловых районах Севера, Сибири и Дальнего Востока и позволит внести вклад в выполнение Россией требований международных конвенций и соглашений по сохранению биоразнообразия, предусмотренных Указом Президента Российской Федерации от 4 февраля 1994 г. N 236 "О государственной стратегии Российской Федерации по охране окружающей среды и обеспечению устойчивого развития".
Проекты документов по данному вопросу рассмотрены в субъектах Российской Федерации, при этом 84 субъекта Российской Федерации согласовали проекты документов о ратификации Соглашения, 2 субъекта Российской Федерации (Архангельская и Магаданская области) не поддерживают ратификацию Соглашения.
Так, администрация Архангельской области свою позицию объясняет отсутствием массового производства капканов новых типов и неопределенностью порядка финансирования изготовления и замены ногозахватывающих капканов на новые капканы, отвечающие критериям гуманности.
Администрация Магаданской области считает, что отказ от использования ногозахватывающих капканов без полноценной замены их столь же эффективным орудием промысла приведет к потере основного источника существования значительной части охотников из числа коренных малочисленных народов Севера и местного населения, потребует системы компенсаций и специализированной социальной программы не только для Магаданской области, но и для всех регионов, где использование этих самоловов является видом деятельности, оказывающим значительное влияние на формирование трудового рынка.
В связи с этим необходимо отметить следующее.
В период с 1992 по 2003 гг. в Российской Федерации были разработаны и проведены испытания новых ловушек, отвечающих требованиям международных стандартов на гуманный отлов диких животных, изложенным в Соглашении. В настоящее время на капкан КП 120 для отлова соболя получен сертификат в Канаде. Внедрение новых типов капканов в практику пушного промысла является основной задачей сторон Соглашения и требует определенного времени для ее решения.
Оценивая современное состояние пушного промысла с использованием капканов, следует отметить, что до 1990 г. число профессиональных охотников приближалось к 25 тыс. человек. Около 100 тыс. охотников-любителей получали от пушного промысла существенный доход, кроме того, еще около 100 тыс. человек ежегодно заключали договоры на пушной промысел.
На основе многолетних данных число применяемых капканов приближается к 5 млн. штук, капканы на пушном промысле применяют до 250 тыс. охотников. С учетом естественного износа и ежегодной утраты 10 - 20 процентов капканов, годовая потребность в них оценивается примерно в 1 млн. штук, в том числе капканов крупного размера (на бобра, волка, рысь и др.) требуется около 10 тыс. штук в год. Таким образом, реальная ежегодная потребность в "гуманных" капканах при условии фактического введения запрета на применение ногозахватывающих капканов соответствует уровню 1 млн. штук в год.
В настоящее время производством капканов занимаются следующие заводы-изготовители: ЗАО "Тонар" в г. Барнауле Алтайского края (выпускает капканы N N 0, 1, 2, 3 до 250 тысяч в год), завод в г. Березовский Свердловской области (осуществляет нерегулярное производство капканов N 1 и "Тайга" N 1, 2, 3, 4 крайне низкого качества), предприятие ЯО-100/6 Федеральной службы исполнения наказаний в г. Рославле Смоленской области (осуществляет выпуск убивающих ("гуманных") капканов КП 120 - на соболя, куницу, норку, ондатру и КП 250 - на бобра, выдру, рысь).
Перспективными производителями новых ("гуманных") капканов из перечисленных являются ЗАО "Тонар" и ЯО-100/6. В целях сокращения транспортных расходов и обеспечения потребности в капканах заготовителей Восточной Сибири и Дальнего Востока целесообразной также представляется организация производства на востоке Российской Федерации.
Следует учитывать, что Соглашение вступает в силу через 60 дней после сдачи последней ратификационной грамоты, то есть после его ратификации Российской Федерацией. После вступления Соглашения в силу предусматривается проведение тестирования и сертификации: для удерживающих методов отлова - в течение 3 - 5 лет, а для убивающих методов отлова - в течение 5 лет. После окончания указанных сроков тестирования, в течение 3 лет должно быть запрещено применение ловушек, не сертифицированных в соответствии со стандартами, предусмотренными Соглашением.
При подписании Соглашения Правительством Российской Федерации дополнительно было принято обязательство по особому запрету стандартных ногозахватывающих удерживающих капканов со стальными дугами: при условии предоставления международной финансовой помощи для покрытия достаточной части экономических расходов по замене таких капканов использование этих капканов предусматривалось запретить до 31 декабря 1999 г., а в случае отсутствия такой помощи - в течение 4 лет после вступления Соглашения в силу.
Таким образом, условия Соглашения предусматривают достаточный временной период для реорганизации пушного промысла в Российской Федерации. По экспертной оценке, при этом потребуется изготовить 4 - 5 млн. штук капканов нового типа. Их изготовление и внедрение в охотничье хозяйство должно осуществляться на коммерческой основе с разработкой конкретных схем их внедрения в каждом из субъектов Российской Федерации.
Для развертывания производства не требуется специализированного станочного оборудования и дефицитных материалов, поскольку конструкторская документация на капканы и технологическую оснастку имеется во Всероссийском научно-исследовательском институте охотничьего хозяйства и звероводства имени Б.М. Житкова (ВНИИОЗ) и может быть передана любой заинтересованной организации.
Условия Соглашения не предусматривают финансовых обязательств Российской Федерации в виде уплаты взносов. При финансовой поддержке Российской академии сельскохозяйственных наук и Международной пушной торговой федерации (IFTF) проведены научно-исследовательские работы и испытания новых типов "гуманных" капканов. Сертификация мехов в настоящее время осуществляется Торгово-промышленной палатой Российской Федерации.
Запрет на применение ногозахватывающих капканов предусмотрен статьей 40 Федерального закона "О животном мире" (далее - Федеральный закон), однако на основании нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации он может быть отменен. Таким образом, ратификация Соглашения потребует внесения изменений в Федеральный закон в части отмены права субъектов Российской Федерации разрешать использование ногозахватывающих капканов.
Учитывая, что Соглашение не является действующим непосредственно и каждая сторона выполняет обязательства и обязанности, вытекающие из Соглашения, в соответствии со своими внутренними процедурами, потребуется определить подзаконными нормативными актами порядок и правила использования гуманных орудий лова диких животных.
Поскольку график выполнения Соглашения предусматривает возможность тестирования и сертификации методов отлова (ловушек и условий их установки) после вступления Соглашения в силу, внесение изменений в Федеральный закон и разработка соответствующих подзаконных актов будут осуществлены после ратификации Соглашения по результатам тестирования методов отлова и их сертификации.
Финансово-экономическое обоснование
ратификации Соглашения о международных стандартах на гуманный отлов диких животных между Европейским сообществом, Канадой и Российской Федерацией
Ратификация Соглашения о международных стандартах на гуманный отлов диких животных между Европейским сообществом, Канадой и Российской Федерацией не потребует дополнительных затрат из федерального бюджета.
Перечень
актов федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению, дополнению или принятию в связи с принятием федерального закона "О ратификации Соглашения о международных стандартах на гуманный отлов диких животных между Европейским сообществом, Канадой и Российской Федерацией", в том числе правовых актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, необходимых для обеспечения действия его норм
Принятие федерального закона "О ратификации Соглашения о международных стандартах на гуманный отлов диких животных между Европейским сообществом, Канадой и Российской Федерацией" потребует внесения изменений в статью 40 Федерального закона "О животном мире" в части отмены права субъектов Российской Федерации разрешать применение ногозахватывающих капканов.
В целях реализации Соглашения потребуется определить подзаконными актами порядок и правила использования гуманных орудий отлова диких животных.
Поскольку Соглашение предусматривает возможность тестирования методов отлова и их сертификации после вступления Соглашения в силу, определение перечня соответствующих подзаконных актов и их разработка будут осуществлены после ратификации Соглашения по результатам тестирования методов отлова и их сертификации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.