г. Челябинск |
|
21 августа 2013 г. |
Дело N А07-3344/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 19 августа 2013 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 21 августа 2013 года.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Карпачевой М.И.,
судей Богдановской Г.Н., Соколовой И.Ю.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Чаус О.С.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу администрации муниципального района Уфимский район Республики Башкортостан на решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 26.06.2013 по делу N А07-3344/2013 (судья Вальшина М.Х.).
Общество с ограниченной ответственностью "Урало-Сибирский фонд недвижимости "Регион" (далее - ООО "Урало-Сибирский фонд недвижимости "Регион", заявитель, общество) обратилось в суд с заявлением о признании отказа администрации муниципального района Уфимский район Республики (далее - администрация, заинтересованное лицо) в предоставлении ООО "Урало-Сибирский фонд недвижимости "Регион" в собственность за плату земельного участка с кадастровым номером 02:47:130701:496, категории земель сельскохозяйственного назначения, расположенного по адресу: Республика Башкортостан, Уфимский район, в границах Русско-Юрмашского сельского совета в районе д. Шмидтово, выраженный в письме исх. N 4081 от 29.12.2012 незаконным, несоответствующим нормам Земельного Кодекса Российской Федерации, Федерального Закона "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения, Закона Республики Башкортостан "О регулировании земельных отношений в Республике Башкортостан" Башкортостан; обязании администрации устранить допущенные нарушения путем направления заявителю проекта договора купли продажи земельного участка с кадастровым номером 02:47:130701:496 в течение 15 дней со дня вступления решения в законную силу.
Решением Арбитражного суда Республики Башкортостан от 26.06.2013 (резолютивная часть от 26.06.2013) заявленные требования удовлетворены (т. 2 л.д.68-78). Признан незаконным отказ администрации в предоставлении ООО "Урало-Сибирский фонд недвижимости "Регион" в собственность за плату земельного участка с кадастровым номером 02:47:130701:496, категории земель сельскохозяйственного назначения, расположенного по адресу: Республика Башкортостан, Уфимский район, в границах Русско-Юрмашского сельского совета в районе д. Шмидтово, выраженный в письме исх. N 4081 от 29.12.2012. Суд обязал администрацию устранить допущенные нарушения путем направления заявителю проекта договора купли продажи земельного участка с кадастровым номером 02:47:130701:496 в течение 15 дней со дня вступления решения в законную силу.
С решением суда первой инстанции не согласилась администрация (далее - податель жалобы, апеллянт), и обжаловала его в апелляционном порядке.
В апелляционной жалобе администрация просила решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт.
Доводы апелляционной жалобы по существу сводятся к следующему.
Из содержания статьи 10 Федерального закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" следует, что продажа арендуемого земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, имеет место при соблюдении ряда обязательных условий. Во-первых, земельный участок может быть выставлен на продажу по истечении трех лет с момента заключения договора аренды. Во-вторых, арендатор, изъявивший желание приобрести используемый им предмет аренды, должен использовать его надлежащим образом и в соответствии с целевым назначением. Апеллянт полагает, что администрация не вправе предоставлять земельные участки без перечня документов, который подтверждает надлежащее использование земельного участка.
По мнению подателя жалобы, доказательств того, что заявитель надлежащим образом использует спорный земельный участок, материалы дела не содержат.
Апеллянт считает, что надлежащее использование земельного участка предполагает не только использование земельного участка по целевому назначению, но и осуществление мероприятий по повышению плодородия земель, а также использование земельного участка, исключающее причинение вреда земле как природному объекту, в том числе приводящему к деградации, загрязнению, захламлению земель, отравлению, порче и иным негативным воздействиям хозяйственной деятельности.
Между тем, данные обстоятельства судом первой инстанции не исследованы в связи с чем, выводы суда о надлежащем использовании спорного земельного участка являются несостоятельными.
Кроме того, судом первой инстанции не дана надлежащая правовая оценка сведениям предоставленным Управлением сельского хозяйства администрации муниципального района Уфимский район Республики Башкортостан об итогах сева под урожай за 2010-2012 годы, которые свидетельствуют о ненадлежащем использовании заявителем земельного участка. Так, согласно представленным сведениям под урожай по целевому назначению использовалась не вся площадь земельного участка предоставленного на праве аренды.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, в судебное заседание представители сторон не явились.
В соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) апелляционная жалоба рассмотрена без участия не явившихся лиц.
Законность и обоснованность судебного акта проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 АПК РФ.
Как следует из письменных материалов дела и установлено судом первой инстанции, на основании договора аренды N 302-РЮ от 17.04.2006, договора уступки права аренды земельного участка от 21.05.2009 и дополнительного соглашения к договору аренды от 02.03.2010 (т.2.лд. 1-15), заявитель пользуется на праве аренды земельным участком с кадастровым номером 02:47:130701:496, (предыдущий номер 02:47:13 07 01:0005) из категории земель сельскохозяйственного назначения, расположенным по адресу: Республика Башкортостан, Уфимский район, в границах Русско-Юрмашского сельского совета в районе д. Шмидтово, общей площадью 894 195 кв.м. пашни. Срок аренды установлен до 04.12.2015.
Договор аренды, договор уступки права аренды и дополнительное соглашение зарегистрированы в установленном порядке.
Заявитель 12.12.2012 обратился с заявлением (вх. N пр-809) в администрацию Президента Республики Башкортостан о предоставлении арендуемого им земельного участка в собственность. Администрация Президента поручила рассмотреть обращение заявителя администрации муниципального района Уфимский район.
Администрация района, рассмотрев по поручению Президента Республики Башкортостан, обращение заявителя, письмом от 29.12.2012 исх. N 7081 (т.1.лд. 10), по существу отказала заявителю в предоставлении участка, мотивировав свой отказ тем, что федеральным исполнительным органом не утвержден перечень документов, подтверждающих надлежащее использование земельного участка.
Полагая, что отказ администрации в выкупе земельного участка не соответствует действующему законодательству и нарушает права и законные интересы, заявитель обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что отказ администрации в выкупе земельного участка является незаконным, поскольку земельные участки сельскохозяйственного назначения находятся у заявителя в аренде на протяжении более трех лет, надлежащим образом используются им, ограничений, установленных пунктом 4 статьи 28 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ), в предоставлении в собственность не имеют.
Выводы суда правильны, основаны на представленных по делу доказательствах, и надлежащем применении норм материального и процессуального права.
В соответствии с ч. 1 ст. 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Руководствуясь положениями статей 200, 201 АПК РФ суд первой инстанции обоснованно включил в предмет доказывания по делу совокупность следующих обстоятельств: несоответствие оспариваемого решения закону и иному нормативному правовому акту; нарушение таким решением прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В рассматриваемом деле такая совокупность условий для удовлетворения заявленных требований имеется.
Земельным кодексом Российской Федерации (далее - ЗК РФ) закреплен принцип деления земель по целевому назначению, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к определенной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства (пункт 8 части 1, часть 2 статьи 7).
Таким образом, принадлежность участка к землям сельскохозяйственного назначения предопределяет необходимость учета требований специального законодательства при решении вопроса о предоставлении такого участка в собственность заинтересованного лица.
В соответствии с пунктами 6, 7 статьи 27 ЗК РФ оборот земель сельскохозяйственного назначения, за исключением участков, предоставленных из земель сельскохозяйственного назначения гражданам для индивидуального жилищного, гаражного строительства, ведения личного подсобного и дачного хозяйства, садоводства, животноводства и огородничества, а также земельных участков, занятых зданиями, строениями, сооружениями, осуществляется в соответствии с гражданским законодательством и данным Кодексом и регулируется Федеральным законом от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" (далее - Закон N 101-ФЗ).
В соответствии с пунктами 1, 4 статьи 10 Закона N 101-ФЗ, земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность на торгах (конкурсах, аукционах). Земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения, находящийся в государственной или муниципальной собственности, переданный в аренду гражданину или юридическому лицу, может быть приобретен арендатором в собственность по рыночной стоимости по истечении трех лет с момента заключения договора аренды при условии надлежащего использования этого земельного участка.
Как указано в пункте 8 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 11 "О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства", Федеральный закон "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" установил, что оборот земель сельскохозяйственного назначения осуществляется в порядке, предусмотренном Земельным кодексом Российской Федерации и иными федеральными законами, а приватизация земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, расположенных на территории субъекта Российской Федерации, осуществляется с момента, установленного законом субъекта Российской Федерации (пункт 4 статьи 1 указанного Закона).
В соответствии с пунктом 2 статьи 21 Закона Республики Башкортостан от 06.07.2006 N 335-з "О регулировании земельных отношений в Республике Башкортостан", приватизация земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, расположенных на территории Республики Башкортостан, за исключением земельных участков, предоставленных гражданам для индивидуального жилищного строительства, гаражного строительства, ведения личного подсобного хозяйства, садоводства, животноводства и огородничества, а также занятых зданиями, строениями, сооружениями, осуществляется с 1 января 2006 года.
В силу пункта 2 статьи 25 указанного закона переданный в аренду гражданину или юридическому лицу земельный участок может быть приобретен таким арендатором в собственность по рыночной стоимости, сложившейся в данной местности, по истечении трех лет с момента заключения договора аренды при условии надлежащего использования этого земельного участка. Решение о предоставлении земельного участка в собственность или об отказе в его предоставлении в собственность должно быть принято в течение тридцати дней со дня подачи таким арендатором заявления в письменной форме в Правительство Республики Башкортостан или орган местного самоуправления в пределах их компетенции. Перечень документов, которые могут подтверждать надлежащее использование земельного участка, устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений (в части, касающейся земель сельскохозяйственного назначения).
Из анализа названных норм следует, что для приобретения в собственность земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения без проведения торгов необходимо соблюдение двух условий: арендатор пользуется участком на основании договора аренды, с момента заключения которого прошло не менее трех лет, и данный участок используется в соответствии с его целевым назначением.
Факт нахождения испрашиваемого заявителем земельного участка в аренде с 21.05.2009 более трех лет подтвержден материалами дела и не оспаривается сторонами.
Вместе с тем в силу названной выше нормы Закона N 101-ФЗ вторым обязательным условием, при наличии которого допускается возможность приватизации арендуемого земельного участка из состава земель сельскохозяйственного назначения без проведения торгов, является использование арендатором указанного земельного участка в соответствии с его целевым назначением.
В оспариваемом отказе заинтересованное лицо не ссылалось на факты нецелевого использования данного участка, заявив указанный довод только в суде.
Суд первой инстанции, рассматривая дело, обоснованно включил в предмет доказывания и исследовал доказательства, представленные сторонами в подтверждение позиций сторон.
Обращаясь с заявлением общество "Урало-Сибирский фонд недвижимости "Регион" представило договор аренды и кадастровый паспорт земельного участка. Дополнительных документов администрацией запрошено не было.
По смыслу положений ч. 4 ст. 10 Закона N 101-ФЗ обязанность по подтверждению соответствия использования арендуемых земельных участков их назначению, а именно для нужд сельского хозяйства, возлагается на лицо, которое обращается в соответствующий компетентный орган публичной власти с заявлением о приватизации данных участков. Перечень документов, которые могут подтверждать надлежащее использование земельных участков уполномоченным федеральным органом исполнительной власти - Министерством сельского хозяйства Российской Федерации в соответствии с абзацем 2 части 4 ст. 10 Закона N 101-ФЗ до настоящего времени не утвержден. Вместе с тем данное обстоятельство не освобождает лицо, претендующее на приобретение в собственность арендуемых им земельных участков из состава земель сельскохозяйственного назначения, от исполнения названной выше обязанности.
Согласно Перечню признаков неиспользования земельных участков для ведения сельскохозяйственного производства или осуществления иной, связанной с сельскохозяйственным производством деятельности, утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации от 23.04.2012 N 369, использование (неиспользование) земельного участка для ведения сельскохозяйственного производства подтверждается проведением на этом участке соответствующих сельскохозяйственных работ (обработка почвы, сенокошение, выпас скота, уход за почвой, уборка урожая и т.п.)
В подтверждение ведения на спорном участке площадью 894 195 кв.м. сельскохозяйственных работ, заявителем представлены: справка об использовании земель сельскохозяйственного назначения от 21.11.2012 N 353-04, выданная Управлением сельского хозяйства Администрации муниципального района Уфимский район Республики Башкортостан (л.д.18 т.2), согласно которой заявитель использует 90 гектаров земель сельскохозяйственного назначения по целевому назначению, регулярно отчитывается перед районным подразделением Госстатистики об итогах сева и уборки урожая сельскохозяйственных культур.
К указанной выше справке приложены сведения об урожае сельскохозяйственных культур за 2010-2013 годы, а также акт приема-сдачи работ за 2013год (л.д.43 т.2). В 2010 году площадь посева яровых культур под урожай текущего года составляла 55 га. Укосная площадь многолетних трав посевов прошлых лет на сено, семена, зеленый корм, силос и выпас составила 35 га. В 2011 году площадь посева яровых культур составила 60 га, площадь земель, оставленных под парами составила 30 га. В 2013 году 90 га занято посевами озимых культур.
Оценив представленные в материалы дела доказательства в соответствии со ст.71 АПК РФ, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что указанными документами подтверждается фактическое использование данного земельного участка в соответствии с их целевым назначением, то есть для сельскохозяйственного производства.
Доказательств, опровергающих указанные сведения, суду не представлено.
Как следует из содержания апелляционной жалобы администрации возражения в части использования земельного участка не по назначению обоснованы отсутствием соответствующих доказательств в материалах дела. Между тем, в соответствии с пунктом 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого бездействия возлагается на орган решение и бездействие которого оспариваются заявителем.
В отсутствие доказательств нецелевого использования земельных участков, соответствующие доводы апеллянта подлежат отклонению.
Доводы подателя апелляционной жалобы о том, что представленные Управлением сельского хозяйства сведения свидетельствуют об использовании под урожай по целевому назначению не всей площади земельного участка, предоставленного на праве аренды, отклоняются судебной коллегией, поскольку в аренде у заявителя находится участок площадью 89, 4 га, а не 146 га.
С учетом изложенного, решение суда первой инстанции отмене не подлежит, оснований для удовлетворения апелляционной жалобы не установлено.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта на основании ч. 4 ст. 270 АПК РФ, не установлено.
Судебные расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы относятся на ее подателя по правилам статьи 110 АПК РФ. Их взыскание в доход федерального бюджета не производится, поскольку податель жалобы освобожден от уплаты государственной пошлины на основании статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 176, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 26.06.2013 по делу N А07-3344/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации муниципального района Уфимский район Республики Башкортостан - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
М.И. Карпачева |
Судьи |
Г.Н. Богдановская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А07-3344/2013
Истец: ООО "Урало-Сибирский фонд недвижимости "Регион"
Ответчик: Администрация муниципального района Уфимский район РБ