Пояснительная записка
к проекту Федерального закона "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" (в части уточнения порядка отобрания ребенка при непосредственной угрозе его жизни или здоровью)
Проект Федерального закона "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации (в части уточнения порядка отобрания ребенка при непосредственной угрозе его жизни или здоровью)" направлен на совершенствование норм, регулирующих отношения, возникающие по поводу защиты прав и охраняемых законом интересов несовершеннолетних детей, в случаях, когда родители или заменяющие их лица допускают возникновение угрозы жизни или здоровью ребенка.
Действующая редакция статьи 77 Семейного кодекса Российской Федерации закрепляет административный порядок отобрания ребенка при непосредственной угрозе его жизни или здоровью. Немедленное отобрание ребенка у родителей (одного из них) или у других лиц, на попечении которых он находится, производится органом опеки и попечительства на основании соответствующего акта органа местного самоуправления.
В соответствии со статьями 70 и 73 Семейного кодекса РФ временное или окончательное прекращение родительских прав (ограничение или лишение) допускается на основании судебного решения. Таким образом, действующий закон, допуская отобрание детей без судебного решения, создает угрозу нарушения прав и интересов как родителей, так и самих детей.
С 1 января 2008 года предполагается введение в действие новой редакции статьи 77, в соответствии с которой немедленное отобрание ребенка будет производиться органом опеки и попечительства на основании соответствующего акта органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации. Такое правило способно ухудшить ситуацию, так как в случаях отобрания детей у родителей в местностях, отдаленных от краевого (областного, республиканского) центра, получить в сжатые сроки разрешение органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации будет практически невозможно. Эта норма создаст еще большую угрозу нарушения интересов детей.
В законопроекте предлагается производить отобрание ребенка при непосредственной угрозе его жизни или здоровью на основании определения мирового судьи, выносимого в порядке особого производства.
С этой целью законопроект вносит изменения в статью 77 Семейного кодекса РФ, в абзаце втором пункта 1 которой слова "соответствующего акта органа местного самоуправления" предлагается заменить словами "определения суда, выносимого в порядке, определяемом гражданским процессуальным законодательством". Соответствующие изменения вносятся и в пункт 2 указанной статьи.
Кроме того, законопроект дополняет правила о подсудности дел мировому судье, а также вводит в Гражданский процессуальный кодекс новую главу 38.1 "Отобрание ребенка при непосредственной угрозе жизни ребенка или его здоровью".
Предлагается, чтобы дело об отобрании ребенка при непосредственной угрозе жизни ребенка или его здоровью рассматривалось по заявлению органа опеки и попечительства мировым судьей по месту фактического пребывания ребенка. В закрытом судебном заседании с обязательным участием представителя органа опеки и попечительства будут иметь право участвовать также родители или иные лица, на попечении которых находится ребенок.
Законопроект предполагает сделать рассмотрение вопроса об отобрании ребенка ускоренным. Заявление органа опеки и попечительства об отобрании ребенка будет подлежать рассмотрению мировым судьей в течение трех суток с момента поступления заявления.
Данный законопроект относится к сфере действия семейного законодательства и гражданского процессуального законодательства.
Принятие законопроекта не потребует внесения изменений и дополнений в нормативные акты Правительства Российской Федерации.
Финансово-экономическое обоснование
к проекту Федерального закона "О внесения изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" (в части уточнении порядка отобрания ребенка при непосредственной угрозе его жизни или здоровью)
Реализация Федерального закона "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" не потребует дополнительных расходов из средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов.
Перечень актов
федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению, дополнению или принятию в связи с принятием проекта федерального закона "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации"
Принятие федерального закона "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" не повлечет за собой признание утратившими силу, приостановление, изменение, дополнение или принятие актов федерального законодательства.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.