Заключение Комитета по делам женщин, семьи и детей Государственной Думы Федерального Собрания РФ Пятого созыва от 22 января 2008 г. N вн.3.6-16/43
"По проекту федерального закона N 485737-4 "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" (в части уточнения порядка отобрания ребенка при непосредственной угрозе его жизни или здоровью), внесенному депутатом Государственной Думы П.В. Крашенинниковым
В соответствии с решением Государственной Думы от 12.11.2007 г. (протокол N 278) Комитет Государственной Думы по делам женщин, семьи и детей (соисполнитель) рассмотрел проект федерального закона N 485737-4 "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" и отмечает следующее.
Законопроектом предлагается внести изменения в статью 77 Семейного кодекса Российской Федерации (далее - СК РФ), статьи 23, 262 и подраздел IV раздела II Гражданского процессуального кодекса РФ (далее - ГПК РФ), а также изменения в статью 3 Федерального закона "О мировых судьях в Российской Федерации", которые направлены на изменение порядка отобрания ребенка, находящегося в ситуации, угрожающей его жизни или здоровью.
В соответствии со статьей 1 законопроекта предлагается изменить редакцию абзаца второго пункта 1 статьи 77 СК РФ, закрепив судебный порядок получения согласия на отобрание ребенка при непосредственной угрозе его жизни либо здоровью. Действующая редакция этой статьи предусматривает административный порядок отобрания ребенка - на основании соответствующего акта органа местного самоуправления.
Предлагаемые изменения продиктованы тем, что с 1 января 2008 года вступает в действие новая редакция статьи 77 Семейного кодекса РФ, согласно которой отобрание ребенка будет производиться в соответствии с актом органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации. Автор законопроекта исходит из того, что принятие акта об отобрании ребенка органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации может оказаться затруднительным, что создаст угрозу нарушения прав "как родителей, так и самих детей".
Комитет считает, что подход, закрепленный в законопроекте позволит достичь ожидаемый результат, так как судебный порядок отобрания ребенка представляется более соответствующим принципу соблюдения его прав нежели закрепленный в действующем законодательстве административный порядок.
Однако судебный порядок отобрания ребенка может стать более эффективным при соблюдении ряда условий.
Во-первых, действующий административный порядок отобрания ребенка без судебного решения носит исключительный характер и применяется лишь в тех случаях, когда оставление ребенка рядом с родителями или лицами их заменяющими опасно для его жизни и здоровья. Смысл этой меры заключается в том, она может быть применена оперативно и незамедлительно. Подобная ситуация может сложиться в случаях, когда, например, ребенка избивают, не кормят новорожденного ребенка, когда в помещении, где находится ребенок, организован притон и т.д.
Предлагаемый судебный порядок отобрания ребенка снижает оперативность процедуры отобрания ребенка. Для того, чтобы защитить ребенка в любой ситуации, в том числе при угрозе его жизни, в законопроекте следовало бы предусмотреть в исключительных случаях, при обстоятельствах, не терпящих отлагательства, и связанных с реальной угрозой жизни ребенка, возможность наделения органа опеки и попечительства полномочиями по отобранию ребенка до вынесения решения суда.
Во-вторых, предлагаемый судебный порядок отобрания ребенка связывает сроками только мирового судью, который обязан рассмотреть заявление в течение трех суток с момента его поступления. Но при этом законопроект не ограничивает сроками орган опеки и попечительства, который наделен полномочиями подать заявление мировому судье по месту пребывания ребенка. Представляется, что и орган опеки и попечительства должен быть ограничен сроками, в течение которых он обязан подать это заявление.
Учитывая изложенное, Комитет по делам женщин, семьи и детей в целом поддерживает концепцию проекта федерального закона N 485737-4 "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации", внесенного депутатом Государственной Думы П.В. Крашенинниковым, и готов при рассмотрении законопроекта во втором чтении предложить соответствующие поправки.
Председатель |
Е.Б. Мизулина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.