Пояснительная записка
к проекту федерального закона "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения трудовых пенсий"
Проект федерального закона "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения трудовых пенсий" подготовлен в целях усиления социальной поддержки жен (мужей) военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, а также жен (мужей) работников государственных учреждений Российской Федерации за границей и международных организаций.
В соответствии с пенсионным законодательством, действовавшим до 1 января 2002 г., при исчислении пенсии по нормам Закона Российской Федерации "О государственных пенсиях в Российской Федерации" в общий трудовой стаж для назначения пенсии включались период проживания жен (мужей) военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, вместе с мужьями (женами) в местностях, где они не могли трудиться по специальности в связи с отсутствием возможности трудоустройства, а также период проживания за границей жен (мужей) работников советских учреждений и международных организаций, но не более 10 лет в общей сложности.
Согласно статье 10 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации. Кроме того, в соответствии со статьей 11 указанного Федерального закона предусмотрена возможность зачета в страховой стаж отдельных "нестраховых" периодов.
Законопроектом предполагается внесение дополнений в пункт 1 статьи 11 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", позволяющих включать в страховой стаж застрахованных в системе обязательного пенсионного страхования лиц период проживания жен (мужей) военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, вместе с мужьями (женами) в местностях, где они не могли трудиться в связи с отсутствием возможности трудоустройства, подтверждаемого в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, а также период проживания за границей жен (мужей) работников, направленных в дипломатические представительства и консульские учреждения Российской Федерации, представительства федеральных органов исполнительной власти и государственных органов при федеральных органах исполнительной власти за рубежом, а также в международные организации, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации.
Одновременно с этим предлагается внести изменения в пункт 2 статьи 17 Федерального закона "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", предусматривающие возмещение за счет средств федерального бюджета расходов Пенсионного фонда Российской Федерации по выплате страховой части трудовой пенсии в связи с зачетом в страховой стаж указанных нестраховых периодов.
Порядок возмещения этих средств определен Федеральным законом "О средствах федерального бюджета, выделяемых Пенсионному фонду Российской Федерации на возмещение уплаты страховых взносов за период ухода за ребенком до достижения им возраста полутора лет и период прохождения военной службы по призыву". Законопроектом предполагается внесение в названный Федеральный закон необходимых изменений, предусматривающих распространение установленного им порядка выделения средств федерального бюджета Пенсионному фонду Российской Федерации за новые нестраховые периоды, установив их продолжительность не более пяти лет в общей сложности.
Сумму средств федерального бюджета, выделяемых на возмещение Пенсионному фонду Российской Федерации за каждое застрахованное лицо, предполагается включать в расчетный пенсионный капитал застрахованного лица, из которого исчисляется страховая часть его трудовой пенсии.
Вступление в силу законопроекта предлагается с 1 января 2009 года.
Дополнительные расходы на его реализацию, по предварительной оценке, составят 568,6 млн. рублей.
Следует отметить, что новые нестраховые периоды предусматривается подтверждать в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации. В настоящее время страховой стаж для установления трудовых пенсий подтверждается в соответствии с Правилами подсчета и подтверждения страхового стажа для установления трудовых пенсий, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 24 июля 2002 г. N 555. В связи с этим, предполагается внесение в указанные Правила соответствующих дополнений, определяющих порядок подтверждения новых нестраховых периодов, включаемых в страховой стаж.
Финансово-экономическое обоснование
к проекту федерального закона "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения трудовых пенсий"
1. |
Численность пенсионеров, из числа супругов военнослужащих, имеющих в стаже указанные периоды, не включенные при конвертации |
400,0 тыс. чел. |
2. |
Продолжительность периода: |
5 лет |
3. |
Стоимость страхового года в 2008 г. (2300 х 0,14 х 12) |
3864 руб. |
4. |
Размер возмещения средств федерального бюджета для одного пенсионера в расчете на месяц: |
|
(3864 х n/186, где 186 - количество месяцев ожидаемого периода выплаты пенсии в 2009 г., n - продолжительность нестрахового периода |
103,87 руб. |
|
5. |
Сумма средств федерального бюджета, подлежащих выделению ПФР в 2009 г. в расчете на: |
|
- месяц |
41,55 млн. руб. |
|
- год (Сумма в м-ц х (1+2 х 1,07+9 х 1,07 х 1,06)) |
554,58 млн. руб. |
|
6. |
Численность пенсионеров, имеющих в стаже периоды проживания за границей, не включенные при конвертации |
5,0 тыс. чел. |
7. |
Продолжительность периода |
5 лет |
8. |
Размер возмещения средств федерального бюджета для одного пенсионера в расчете на месяц: |
|
(3864 х n/186, где 186 - количество месяцев ожидаемого периода выплаты пенсии в 2009 г., n - продолжительность нестрахового периода |
103,87 руб. |
|
9. |
Сумма средств федерального бюджета, подлежащих выделению ПФР в 2009 г. в расчете на: |
|
- месяц |
0,519 млн. руб. |
|
- год (Сумма в м-ц х (1+2 х 1,07+9 х 1,07 х 1,06)) |
6,93 млн. руб. |
|
10. |
Итого дополнительные расходы федерального бюджета: |
|
- месяц с 1 января 2009 г. |
42,07 млн. руб. |
|
- год |
561,51 млн. руб. |
|
Итого с учетом доставки (1,264%) |
568,60 млн. руб. |
Перечень
актов федерального законодательства, подлежащих в связи с проектом федерального закона "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения трудовых пенсий" признанию утратившими силу, приостановлению, изменению, дополнению или принятию
Принятие проекта федерального закона "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения трудовых пенсий" не требует признания утратившими силу, приостановления, изменения, дополнения или принятия актов федерального законодательства.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.