Заключение Правового управления Аппарата Государственной Думы Федерального Собрания РФ от 14 февраля 2008 г. N вн. 2.2-1/538
по проекту федерального закона N 10903-5 "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения трудовых пенсий", внесенному Правительством Российской Федерации
(первое чтение)
Изучив проект федерального закона, Правовое управление сообщает.
В наименовании законопроекта следует слово "назначения" заменить словом "установления", что согласно определению понятия "установление трудовой пенсии", раскрытому в статье 2 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", позволит охватить все случаи возмещения расходов по выплате страховой части трудовой пенсии, о которых говорится в законопроекте (назначение, перерасчет трудовой пенсии или перевод с одного вида пенсии на другой).
Законопроектом (статья 2) вносится изменение в пункт 1 статьи 11 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" и предлагается расширить перечень иных периодов, засчитываемых в страховой стаж наравне с периодами работы и (или) иной деятельности при установлении трудовой пенсии. В него предлагается включить период проживания жен (мужей) военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, вместе с этими военнослужащими в местностях, где они не могли трудиться в связи с отсутствием возможности трудоустройства, но не более пяти лет в общей сложности. В связи с этим отмечаем, что определение периода проживания супруга военнослужащего, проходящего военную службу по контракту, вместе с ним для зачета в страховой стаж с указанием иных условий и продолжительности такого периода, чем предусмотрено в пункте 4 статьи 10 Федерального закона "О статусе военнослужащих", требует в рамках данного законопроекта одновременного внесения соответствующих изменений в указанную норму Федерального закона "О статусе военнослужащих".
В новом подпункте 7 пункта 1 статьи 11 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (абзац второй статьи 2 проекта) в отношении периода проживания супруга военнослужащего является излишним указание о его подтверждении в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, поскольку в пункте 4 статьи 13 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" уже определено, что правила подтверждения страхового стажа (в том числе и иных периодов, засчитываемых в страховой стаж наравне с работой и иной деятельностью) устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
В статьях 2 и 3 законопроекта вместо предложенного термина "мужья (жены)" следует использовать термин "супруг", что будет соответствовать терминологии изменяемых законодательных актов Российской Федерации (см., например, подпункты 1, 2, 3 и 5 пункта 2 статьи 9, подпункт 1 пункта 6 статьи 16 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации"). Замечание аналогичного характера касается замены в указанных статьях терминов "за границей" и "за рубежом" на термин "за пределами территории Российской Федерации" (см. статью 61 Конституции Российской Федерации, пункт 2 статьи 10 и статью 24 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации").
Статья 3 законопроекта предлагает в отношении иных периодов, засчитываемых и страховой стаж наравне с работой и иной деятельностью, использовать обобщенный термин "нестраховые периоды". Однако такой термин не будет отвечать принципам обязательного пенсионного страхования, содержательная сущность которых и дает основания для возмещения Пенсионному фонду Российской Федерации расходов по выплате страховой части трудовой пенсии, а, кроме того, его смысловая нагрузка будет противоречить возможности такого возмещения расходов. Для решения указанной проблемы предлагается признать утратившей силу преамбулу Федерального закона от 21 марта 2005 года N 18-ФЗ "О средствах федерального бюджета, выделяемых Пенсионному фонду Российской Федерации на возмещение уплаты страховых взносов за период ухода за ребенком до достижения им возраста полутора лет и период прохождения военной службы по призыву" (далее - Федеральный закон), ее положения перенести в часть 1 статьи 1 Федерального закона и далее по его тексту использовать запись "периоды, указанные в части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона,".
Обращаем также внимание, что редакция пункта 2 статьи 3 законопроекта нуждается в доработке, поскольку из его содержания становится неясным, к каким словам относится запись "указанные в подпунктах 1, 3, 7 и 8 пункта 1 статьи 11 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации". По буквальному смыслу предложенной редакции эту запись можно относить к работникам, направленным в дипломатические представительства и консульские учреждения Российской Федерации, о которых в подпунктах 1, 3 и 7 пункта 1 статьи 11 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" ничего не говорится.
Новой частью 3 статьи 1 Федерального закона (абзац девятый пункта 3 статьи 3 проекта) вводится условие, ограничивающее суммарную продолжительность "нестраховых периодов", имевших место до 1 января 2002 года, за которые выделяются Пенсионному фонду Российской Федерации средства федерального бюджета на возмещение расходов по выплате страховой части трудовой пенсии. Однако предусмотренное ограничение суммарной продолжительности в отношении периодов, за которые уже производится возмещение страховых взносов (период военной службы по призыву и период ухода за ребенком до достижении им возраста полутора лет) в соответствии с действующей редакцией Федерального закона, не предусматривающей такого ограничения, может привести к снижению размеров ранее установленной страховой части трудовой пенсии, и, как следствие, уменьшить материальное обеспечение отдельных граждан.
Кроме того, ограничение суммарной продолжительности периодов, имевших место до 1 января 2002 года, по нашему мнению, повлечет установление условий пенсионного обеспечения граждан в зависимости от течения конкретных периодов во времени (т.е. наличие их до 1 января 2002 года, ограничивается по суммарной продолжительности, и, соответственно, ограничивается возмещение расходов по выплате страховой части трудовой пенсии, а после указанной даты - не ограничивается). Полагаем, что конкретная дата во времени без объективных обоснований не может являться условием, влияющим на размер страховой части трудовой пенсии, и ставить пенсионное обеспечение, например, для граждан из числа супругов военнослужащих в зависимости от того, когда военнослужащий проходил военную службу по контракту, для матерей от того, когда у них родился ребенок (дети) и т.д.
Положение статьи 3 Федерального закона (абзацы тринадцатый и четырнадцатый пункта 3 статьи 3 проекта), определяющее включение в расчетный пенсионный капитал застрахованного лица сумм средств федерального бюджета, выделяемых Пенсионному фонду Российской Федерации на возмещение расходов по выплате страховой части трудовой пенсии, не является предметом Федерального закона, целью которого является только определение порядка выделения Пенсионному фонду Российской Федерации средств федерального бюджета и расчета объема этих средств. Отмечаем также, что включение в Федеральный закон положения, касающегося норм установления трудовых пенсий, не согласуется с пунктом 1 статьи 1 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", в соответствии с которым условия и нормы установления трудовых пенсий должны содержаться только в указанном Федеральном законе. Кроме того, введение данного положения является излишним, поскольку определение понятия "расчетный пенсионный капитал", раскрытое в статье 2 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", уже содержит предписание о включении в базу для определения размера страховой части трудовой пенсии иных поступлений в Пенсионный фонд Российской Федерации за застрахованное лицо, к которым относятся и средства федерального бюджета, выделяемые на возмещение расходов по выплате страховой части трудовой пенсии.
Законопроект, не внося изменения в часть 2 статьи 5 Федерального закона, сохраняет в указанной части положение о возмещении в последующие финансовые годы Пенсионному фонду Российской Федерации страховых взносов в соответствии с федеральными законами о федеральном бюджете и о бюджете Пенсионного фонда Российской Федерации. Между тем, во всех остальных положениях Федерального закона речь будет идти о возмещении расходов по выплате страховой части трудовой пенсии.
В первом предложении части 2 статьи 4 законопроекта следует указать основания перерасчета страховой части ранее установленных пенсий. В противном случае, предлагаемые сроки и порядок перерасчета могут относиться ко всем основаниям перерасчета страховой части трудовой пенсии, что не согласуется с пунктом 1 статьи 1 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации". Полагаем также, что следует оговорить необходимость одновременного представления необходимых для такого перерасчета документов. Во втором предложении части 2 статьи 4 законопроекта, учитывая положения пункта 1 статьи 1 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", правильнее предусмотреть отсылку к пунктам 1 и 2 статьи 20 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
Замечания юридико-технического характера переданы в Комитет в рабочем порядке.
И.о. начальника |
М.Н. Ласточкина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.