Во исполнение приказа ГТК России от 14.01.98 N 15 комиссией ГТК России с 19 по 28 января 1998 года проведена внеплановая комплексная инспекторская проверка Балтийской таможни в соответствии с утвержденным заданием.
Проверка показала, что организация таможенного дела в ходе деятельности Балтийской таможни находится на низком уровне. Управленческая и правоохранительная деятельность таможни, а также организация таможенного оформления и таможенного контроля товаров и транспортных средств комиссией ГТК России признаны неудовлетворительными.
В течение последних лет должностные лица Балтийской таможни продолжают совершать грубые нарушения таможенного законодательства и нормативных актов ГТК России, регламентирующих порядок таможенного оформления и таможенного контроля. Следует особо отметить, что указанные нарушения допускались при попустительстве, а иногда и по прямым указаниям начальника таможни и его заместителей.
Так, 31 октября 1997 года первый заместитель начальника Балтийской таможни С.Г.Лядов в нарушение установленного порядка разрешил вывоз с территории морского торгового порта г. Санкт-Петербурга товара "мороженое мясо домашней птицы", доставленного теплоходом "Фрост-2" в адрес ООО "АСК-Ресурс", до завершения его таможенного оформления.
10 декабря 1997 года, исполняя обязанности начальника таможни, С.Г.Лядов разрешил принять без представления сертификатов соответствия грузовые таможенные декларации N 18003/15117/2002801 и N 18003/18127/2002894 при таможенном оформлении товара "мороженое мясо домашней птицы", доставленного теплоходом "Олюторский залив" в адрес того же ООО "АСК-Ресурс", и вывезти указанный товар за пределы порта до завершения его таможенного оформления. Штамп "Выпуск разрешен" был поставлен на ГТД после фактической выдачи товара получателю.
При проведении повторного таможенного досмотра названного товара, осуществленного по поручению ГТК России, выявлено превышение фактического веса куриных окороков на 3,85 тонны по сравнению с заявленным в ГТД.
Таможня не принимает достаточных мер для улучшения собираемости таможенных платежей. Сумма недоимок таможенных платежей, числящихся за участниками ВЭД, составляет 532 млн.рублей и 1,08 млн.долларов США.
Не в полной мере осуществляется контроль таможенной стоимости, на что руководству таможни неоднократно указывалось в ходе проверок Северо-Западного таможенного управления. Технологическая схема распределения компетенции по контролю таможенной стоимости "таможенный пост - ОТСиВК таможни" не применяется. Таможенная стоимость, заявленная декларантом по цене сделки, нередко принимается либо без документального подтверждения либо по сомнительным документам без их последующей проверки.
Не контролируется правильность применения таможенных режимов. Выборочной проверкой установлены факты неправомерного применения таможенного режима "реимпорт" при таможенном оформлении 189 автомобилей, в результате чего в доход государства не поступило таможенных платежей на сумму более 300 тыс.долларов США.
Следует отметить, что факты неправомерного помещения товаров под таможенный режим "реимпорт" в Балтийской таможне уже отмечались Северо-Западным таможенным управлением. Так, по результатам документальной ревизии финансово-хозяйственной деятельности Балтийской таможни, проведенной Северо-Западным таможенным управлением за период с 01.12.94 по 01.03.97, был издан приказ СЗТУ от 24.07.97 N 164, согласно которому заместителю начальнику таможни С.Г.Лядову за упущения в работе, превышение служебных полномочий, приведших к непоступлению в доход государства 7,26 млрд.рублей в результате неправомерного помещения товаров в режим "неимпорт", был объявлен строгий выговор.
Комиссией выявлен ряд недостатков в организации таможенного контроля товаров, находящихся на временном хранении на СВХ.
Неудовлетворительное состояние дел отмечено и в правоохранительной работе таможни. Количество заведенных дел, их квалификация и примененные санкции не отражают реального положения дел в сфере противодействия нарушениям таможенных правил. Практически отсутствует система взаимодействия с другими правоохранительными органами. Не осуществляется контроль за деятельностью оперативных подразделений. Методическая помощь в правоохранительной сфере им не оказывается. Профилактические мероприятия на планомерной основе не проводятся. При сумме штрафов, наложенных по делам о нарушении таможенных правил на 341,7 млн.рублей, их взыскиваемость составляет только 0,57 процента.
Крайне медленно осуществляются меры по совершенствованию управленческой деятельности. Планы работы таможни и ее структурных подразделений носят формальный характер. Столь же общими являются положения о структурных подразделениях и должностные инструкции сотрудников, которые повторяют типовые документы без учета особенностей работы подразделений и конкретных сотрудников таможни. Более 65% сотрудников таможни со своими должностными инструкциями не ознакомлены.
Продолжается негативный процесс дробления организационной структуры и штатной численности таможни на мелкие группы и службы в количестве 2-3 человек, руководители которых не имеют права на принятие управленческих решений, что ведет к размыванию ответственности руководителей всех уровней за принятые решения. В структуре таможни нет отдела таможенного оформления и таможенного контроля.
Малоэффективными являются мероприятия, призванные усовершенствовать практику отбора кандидатов для работы в таможне и воспитания личного состава. Серьезные ошибки допущены при формировании отдела собственной безопасности таможни, в результате чего три сотрудника отдела были уволены, в том числе и из-за низких морально-нравственных качеств. В отношении других трех сотрудников таможни в 1997 году возбуждены уголовные дела.
Работе комиссии ГТК России предшествовала проверка Балтийской таможни Северо-Западным таможенным управлением в части организации таможенного оформления и таможенного контроля продовольственных товаров, ввозимых в Российскую Федерацию через морской торговый порт г. Санкт-Петербурга, по результатам которой Северо-Западным таможенным управлением издан приказ от 15.01.98 N 7, констатировавший факты нарушений таможенного законодательства и предопределивший меры дисциплинарной ответственности должностных лиц Балтийской таможни, виновных в этих нарушениях. В частности, согласно данному приказу объявлен строгий выговор начальнику Балтийской таможни А.Н.Белоногову за необеспечение необходимых мер по организации таможенного контроля за ввозимыми морским транспортом товаров, по исправлению ранее выявленных упущений в работе, а первому заместителю начальнику Балтийской таможни С.Г.Лядову - за невыполнение основных должностных обязанностей по строгому соблюдению и контролю исполнения действующего законодательства, регулирующего порядок таможенного оформления товаров. Однако в данном приказе Северо-Западного таможенного управления не содержится глубокого анализа причин нарушений таможенного законодательства, принципиальных оценок работы руководителей таможни и ее сотрудников, допустивших нарушения законности, а также должностных лиц Северо-Западного таможенного управления, обязанных осуществлять контроль за деятельностью таможенных органов подведомственного региона.
На основании вышеизложенного приказываю:
1. За безответственное отношение к выполнению своих должностных обязанностей, неоднократное санкционирование нарушений норм таможенного законодательства Российской Федерации, а именно порядка таможенного оформления и таможенного контроля товаров, перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации, в частности за нарушение, допущенное 31.10.97 при таможенном оформлении товара, доставленного теплоходом "Фрост-2" в адрес ООО "АСК-Ресурс", с учетом ранее наложенных дисциплинарных взысканий (приказы СЗТУ от 24.07.97 N 164 и от 15.01.98 N 7) уволить из таможенных органов первого заместителя начальника Балтийской таможни советника таможенной службы I ранга Лядова Сергея Григорьевича согласно п. 3 статьи 33 КЗоТ России.
2. В связи с допущенными нарушениями законодательства Российской Федерации со стороны должностных лиц Балтийской таможни до 15.03.98 провести досрочную аттестацию на аттестационной комиссии ГТК России для решения вопроса о соответствии занимаемым должностям следующих сотрудников:
- начальника Балтийской таможни Белоногова Андрея Николаевича;
- заместителя начальника Балтийской таможни по оперативной работе Русака Сергея Афанасьевича;
- исполняющего обязанности заместителя начальника Балтийской таможни по правоохранительной работе, начальника отдела по борьбе в таможенными правонарушениями Каращука Анатолия Николаевича;
- заместителя начальника Балтийской таможни по работе с личным составом Марасанову Людмилу Зиновьевну;
- заместителя начальника Балтийской таможни - начальника отдела собственной безопасности Моисеенко Владимира Афанасьевича;
- заместителя начальника Балтийской таможни по экономической работе Иванова Валерия Юрьевича.
3. Обратить внимание начальнику Северо-Западного таможенного управления В.А.Шамахову, заместителю начальника Северо-Западного таможенного управления по оперативной работе А.Ю.Воробьеву, заместителю начальника Северо-Западного таможенного управления по работе с личным составом В.Н.Захарову, заместителю начальника Северо-Западного таможенного управления - начальнику Северо-Западной оперативной таможни А.Е.Озолингу на отсутствие должного персонального контроля за состоянием организации таможенного дела в подведомственном регионе.
4. Начальнику Северо-Западного таможенного управления В.А.Шамахову:
- организовать контроль за устранением выявленных комиссией ГТК России недостатков и доложить о результатах до 01.04.98;
- подготовить и представить в организационно-структурную комиссию ГТК России предложения об оптимизации организационно-штатной структуры Балтийской таможни в соответствии с требованиями ГТК России;
- принять меры по усилению таможенного контроля товаров, перемещаемых через морской торговый порт г. Санкт-Петербурга;
- рассмотреть на заседании коллегии Северо-Западного таможенного управления в марте-апреле 1998 года вопрос об организации таможенного оформления и таможенного контроля товаров в регионе деятельности Управления.
5. Начальнику Управления кадров и учебных заведений Ю.Ф.Азарову провести подготовительные мероприятия к заключению контрактов в соответствии с п. 14 Методических рекомендаций по организации перехода должностных лиц, работавших в таможенных органах на момент вступления в силу Федерального закона "О службе в таможенных органах Российской Федерации", на условия службы по контракту (приложение к письму ГТК России от 21.01.98 N 01-15/1150) в отношении должностных лиц, поименованных в п. 2 и 3 настоящего приказа.
6. Оперативно-организационному управлению (А.Ф.Епифанов):
- до 01.05.98 разработать и утвердить Положение о таможенном оформлении товаров, ввозимых в Российскую Федерацию и вывозимых из Российской Федерации морским (речным) транспортом;
- до 15.05.98 внести изменения и дополнения в Положение о временном хранении (складах временного хранения) с учетом специфики деятельности аэро-, морских и речных портов, открытых для международного сообщения.
Контроль за исполнением настоящего приказа оставляю за собой.
Председатель Комитета |
А.С. Круглов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приказ ГТК РФ от 23 марта 1998 г. N 167 "Об итогах внеплановой комплексной проверки Балтийской таможни"
Текст приказа официально опубликован не был
Приказом Федеральной таможенной службы от 11 августа 2009 г. N 1472 настоящий приказ признан утратившим силу
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Приказ ГТК РФ от 28 июня 2002 г. N 675
Изменения вступают в силу с 1 июля 2002 г.