Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
II. Архитектурно-планировочная часть
8. Проектирование служебных и специальных помещений в ЖДПП производится в соответствии со СНиП 2.09.02-85 "Производственные здания", 2.11.01-85 "Складские здания", 2.09.04-87 "Административные и бытовые здания", 2.08.02-89 "Общественные здания и сооружения". При этом должно быть предусмотрено наличие:
- служебных помещений (комнат, кабинетов для размещения сотрудников подразделения таможенного органа);
- помещений, для осуществления таможенного контроля и таможенного оформления физических лиц, пересекающих государственную границу Российской Федерации;
помещений и площадок для осуществления таможенного контроля и таможенного оформления товаров, транспортных средств, перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации;
- складских помещений и площадок;
- специальных помещений.
Блок контроля подвижного состава
9. Блок контроля подвижного состава включает в себя площадки для внешнего осмотра грузового и пассажирского подвижного состава. Его размещают на территории ЖДПП, со стороны линии государственной границы Российской Федерации.
В случаях, когда ЖДПП удален от границы блок контроля подвижного состава располагают на территории приграничного блок-поста и дополнительно включают в него служебные помещения для размещения подразделения таможенных органов, аналогичные помещениям, указанным в п.20.
10. Площадка для внешнего осмотра грузового подвижного состава должна иметь:
- ж/д пути (минимум 2 на убытие и 2 на прибытие грузовых составов), размещенные на прямом участке с нулевым уклоном с учетом размещения на них ж/д состава максимальной длины;
- переходные мостики на въезде и выезде с площадки с ограждением, прожекторами и кабинами для ведения наблюдения и осмотра составов сверху со спусками в междупутье;
- эстакаду для осмотра насыпных грузов, следующих в полувагонах;
- досмотровые колодцы для осмотра составов снизу (оборудуются вблизи переходных мостиков с двух сторон ж/д пути).
С обеих сторон каждого из ж/д путей и в междупутье должны быть проложены асфальтовые (бетонные) дорожки. Расстояние между ж/д путями должно обеспечивать безопасное несение службы таможенными нарядами.
11. Площадку для осмотра пассажирского состава оборудуют так же как и площадку для осмотра грузового подвижного состава, за исключением эстакады для осмотра насыпных грузов, следующих в полувагонах.
12. Площадки должны быть ограждены забором высотой не менее двух метров. Территория площадок и забор должны быть освещены в темное время суток.
Переходные мостики не должны мешать движению поездов. На мостиках над каждым путем устанавливают отапливаемые в холодное время года кабины с окнами, обеспечивающими круговой обзор местности.
Досмотровые колодцы должны иметь ступеньки для входа и выхода, стенки должны выдерживать нагрузку проходящего состава, верхние края досмотровых колодцев должны иметь ограничители.
Досмотровые колодцы и переходные мостики оборудуют прожекторами и телефонной связью.
Возможно совмещение пассажирской и грузовой площадок для осмотра подвижного состава при условии соблюдения указанных требований.
Пассажирский блок
13. Пассажирский блок включает в себя места стоянки пассажирских и пригородных поездов, эстакады и(или) подземные, наземные переходы через пути для перемещения физических лиц от мест стоянки поезда к залам таможенного контроля, зал официальных лиц и делегаций, багажное отделение, служебные и специальные помещения.
14. Места стоянки пассажирских и пригородных поездов должны иметь:
- ж/д пути (минимум 1 на убытие и 1 на прибытие) с учетом размещения на них пассажирского состава максимальной длины;
- высокие платформы; при этом должны обеспечиваться доступ таможенного наряда к аккумуляторным ящикам и возможность осмотра подвагонного пространства состава.
Платформы должны предусматривать возможность въезда на них погрузочно-разгрузочных механизмов для обслуживания багажных вагонов.
Рядом с местом стоянки багажных вагонов должно быть предусмотрено размещение крытой площадки для выгрузки багажа.
Места стоянки пассажирских и пригородных поездов по всему периметру ограждают заграждением высотой не менее двух метров, в котором не должно быть проходов, за исключением перекрываемых входов на эстакаду или подземные (наземные) переходы через пути к залам контроля, а в случае примыкания места стоянки к залам контроля - за исключением входов в залы контроля, багажное отделение и служебного входа.
Кроме этих входов может быть предусмотрен перекрываемый проход для удаления физических лиц с места стоянки поезда перед помещением места стоянки под режим при выезде и пропуска физических лиц на поезд после снятия режима для въехавшего в Российскую Федерацию состава.
Все окна, выходящие на места стоянки, должны быть глухими, и их конструкция должна исключать возможность открытия. Если график движения предусматривает возможность одновременного нахождения в ЖДПП более чем одного состава (например, пассажирского и пригородного) должно быть предусмотрено наличие постоянных или временных заграждений, исключающих контакт физических лиц из состава, прошедшего таможенное оформление, с физическими лицами из состава, таможенного оформление# еще не прошедшего.
В случае совмещения места стоянки пассажирских и пригородных поездов с площадкой для осмотра пассажирского состава его оборудуют в соответствии с требованиями п.11.
Периметр и сами места стоянки пассажирских и пригородных поездов должны освещаться в темное время суток.
15. Эстакады и(или) подземные переходы, наземные переходы через пути должны обеспечивать возможность перемещения потока физических лиц от залов таможенного контроля до места стоянки составов. При этом на маршруте следования физических лиц от железнодорожной платформы до залов контроля и от залов таможенного контроля до железнодорожной платформы конструкция переходов должна исключать возможность отклонения физических лиц от маршрута следования, а также их контакты с физическими лицами, находящимися вне режимной зоны.
Если график движения предусматривает возможность одновременного нахождения в ЖДПП более чем одного состава (например, пассажирского и пригородного) эстакады и(или) подземные переходы, наземные переходы через пути должны обеспечивать возможность организации перемещения одновременно как минимум двух независимых потоков физических лиц от залов таможенного контроля до места стоянки составов.
16. Залы таможенного контроля должны размещаться в здании вокзала и состоять из зала для проведения таможенного контроля физических лиц въезжающих в Российскую Федерацию ("на въезд"), и зала для проведения таможенного контроля физических лиц, выезжающих из Российской Федерации ("на выезд").
Планировка залов таможенного контроля должна исключать возможность контакта между физическими лицами, следующими в различных направлениях, проходящими контроль и встречающими (провожающими).
Залы могут быть разделены перегородками или находиться в несмежных помещениях.
Зал таможенного контроля "на въезд" должен включать в себя последовательно по направлению движения пассажиров:
- сектор накопления пассажиров;
- сектор ожидания и заполнения документов;
- сектор таможенного оформления.
Сектор таможенного оформления зала таможенного контроля "на въезд" должен предусматривать наличие:
- рабочих мест сотрудников таможенных органов (стол для досмотра товаров физических лиц, стойка для работы с таможенными документами, скрытая кнопка сигнализации, кнопки вызова представителей контрольных органов);
- технических средств таможенного контроля;
- технических средств радиационного контроля;
- средств связи.
Территория сектора является зоной таможенного контроля, создаваемой в соответствии с требованиями приказа ГТК России от 13.07.2000 N 594 "Об утверждении Положения о порядке создания и обозначения зон таможенного контроля".
Сектор таможенного оформления должен быть огорожен и исключать возможность контакта физических лиц, проходящих контроль, с посторонними лицами и доступа последних в него.
Фронтальные и тыловые перегородки, формирующие сектор таможенного оформления, не должны быть прозрачными. Рекомендуется применение односторонне прозрачных материалов с соответствующей установкой освещения. Высота перегородок - не менее 2 м. В перегородке должны быть оборудованы проходы, оснащенные распашными (по ходу движения) дистанционно управляемыми калитками. Ширина прохода - не менее 1,5 м. В нерабочее время сектор таможенного оформления должен закрываться дверями и ставиться под охрану.
Для применения двухканальной системы таможенного контроля в секторе таможенного оформления должно быть выделено не менее одного прохода, в котором осуществляется декларирование товаров в конклюдентной форме ("зеленый" канал), и проходы для декларирования в письменной форме ("красный" канал). Количество проходов, обустроенных согласно приказу ГТК России от 25.01.99 N 38 определяется на этапе проектирования по согласованию с таможенным органом после уточнения объемов пассажиропотока.
Рентген-аппараты "красных" каналов должны устанавливаться парами таким образом, чтобы операторы располагались лицом друг к другу, а проход для физических лиц находился посредине; ширина прохода между парой рентген-аппаратов - не менее 1,8 м; ширина прохода для физических лиц у одиночного рентген-аппарата - не менее 1,2 м; для производства технического обслуживания и ремонта с боковых сторон рентген-аппарата должен быть проход шириной 0,8-1 м;
- расстояние от перегородки со стороны входа до начала транспортера рентген-аппарата и от конца досмотрового стола до перегородки со стороны выхода - не менее 2 м, общая глубина сектора таможенного оформления должна быть не менее 10 м;
- для обслуживания инвалидов необходимо предусмотреть их движение к месту таможенного контроля и таможенного оформления без лестничных маршей или иметь отдельный вход, оборудованный подъемными приспособлениями.
17. В секторе ожидания и заполнения документов для оформления физическими лицами таможенных деклараций и иных документов должно быть предусмотрено наличие столов и стоек.
Зал таможенного контроля "на выезд" должен включать в себя последовательно по направлению движения пассажиров:
- сектор накопления пассажиров;
- сектор ожидания и заполнения документов;
- сектор таможенного оформления;
- сектор ожидания посадки в поезд.
Зал таможенного контроля "на выезд" должен предусматривать наличие помещений, средств контроля и связи, аналогичных залу таможенного контроля "на въезд".
18. Зал официальных лиц и делегаций должен предусматривать наличие помещений, средств контроля и связи, необходимых для проведения таможенного оформления и таможенного контроля товаров официальных лиц.
19. Багажное отделение пассажирского блока должно располагаться в здании вокзала или в непосредственной близости от него. Помещение багажного отделения должно предусматривать наличие отдельных досмотровых залов для выдаваемого багажа и для багажа, принятого к перевозке, а также складского помещения для хранения багажа. Багажное отделение является складом временного хранения (СВХ) и оно должно соответствовать требованиям Положения о складах временного хранения, утвержденного приказом ГТК России от 10.11.2000 N 1013.
20. Служебные и специальные помещения для размещения таможенного подразделения, осуществляющего таможенное оформление и таможенный контроль могут включать в себя:
- кабинет начальника отдела (отделения) таможенного оформления и таможенного контроля пассажиров;
- комната приема посетителей;
- помещение дежурной смены отдела (отделения) таможенного оформления и таможенного контроля пассажиров;
- касса для приема таможенных платежей;
- комнаты личного досмотра;
- комната отдыха дежурной смены;
- помещение для контроля носителей аудио- и видео информации;
- помещение эксперта- искусствоведа;
- помещение для хранения ТСТК;
- раздевалку с душевыми (для мужчин и женщин);
- помещение для сушки спецодежды;
- туалеты.
21. Площади помещений подразделения таможенного органа, а также их перечень и количество уточняются на этапе проектирования с учетом возможного увеличения пассажиро- и грузопотоков на перспективу.
22. Грузовой блок включает в себя места стоянки грузовых составов, помещения и досмотровые площадки, склады для размещения, хранения и досмотра товаров и транспортных средств, перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации железнодорожным транспортом, багажное отделение грузовой скорости, а также помещения для размещения соответствующих подразделений таможенных органов.
23. Места стоянки железнодорожных составов должны включать в себя не менее одного пути на въезд и одного пути на выезд, рассчитанных для размещения состава максимальной длины, путей для отстоя задержанных вагонов, в том числе с опасными грузами, санитарно-карантинных путей. Места стоянки железнодорожных составов должны предусматривать возможность их раздельного обесточивания на период осмотра вагонов.
Места стоянки железнодорожных составов должны соответствовать требованиям режимных правил в ЖДПП.
24. Складские помещения и площадки в ЖДПП предназначены для хранения товаров и транспортных средств, перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации и находящихся под таможенным контролем в соответствии с таможенным законодательством Российской Федерации, и должны отвечать требованиям Положения о складах временного хранения, утвержденного приказом ГТК России от 10.11.2000 N 1013, и режимных правил в ЖДПП.
25. В состав складских помещений и площадок могут входить:
- крытая площадка для досмотра вагонов;
- контейнерная площадка с установкой оборудования для подъема и разворота контейнеров, крытой площадкой для досмотра контейнеров, отдельно огороженной площадкой для хранения задержанных контейнеров;
- площадка перегруза (из вагона в вагон);
- платформа для выгрузки колесной техники;
- площадка для перегруза товаров из вагона на автотранспорт;
- закрытый пакгауз для переработки вагонов с мелкими отправками, багажом и грузобагажом;
- помещения и площадки для грузов стандартных габаритов;
- помещения и площадки для длинномерных негабаритных грузов;
- помещения и площадки для скоропортящихся грузов;
- помещения и площадки для живых грузов.
26. Складские помещения для хранения отдельно следующего багажа физических лиц и невостребованного багажа, грузобагажа должны находиться в здании вокзала в непосредственной близости от залов таможенного контроля. Допускается хранение таких товаров на складе для товаров, перемещаемых грузовыми составами, при его нахождении в непосредственной близости от залов таможенного контроля.
27. Во всех складских помещениях должны быть оборудованы рабочие места сотрудников таможни, включая мебель, оргтехнику, средства связи, технические средства таможенного контроля и напольные весы.
28. Железнодорожные пути на территории грузового блока должны быть оборудованы весами для взвешивания вагонов. Место расположения весов уточняется на этапе проектирования и согласовывается с таможенными органами.
29. При наличии в ЖДПП нефтеперевалочного участка в его пределах должно быть предусмотрено наличие:
- соответствующих измерительных приборов для контроля объемов переваливаемых нефтепродуктов;
- лаборатории для проведения экспертиз нефтепродуктов на предмет соответствия заявленного товара фактически перемещаемому.
30. Служебные и специальные помещения для размещения таможенного подразделения, осуществляющего таможенное оформление и таможенный контроль могут включать в себя:
- кабинет начальника отдела (отделения) таможенного оформления и таможенного контроля;
- помещение отдела (отделения) таможенного оформления и таможенного контроля;
- помещение отдела (отделения) контроля за доставкой и транзитом товаров;
- помещение отдела (отделения) подтверждения экспорта;
- помещение экспертного поста (лаборатории);
- помещение дежурной смены отдела (отделения) досмотра;
- комнату отдыха дежурной смены;
- помещение для хранения ТСТК;
- раздевалку с душевыми (для мужчин и женщин);
- помещение для сушки спецодежды;
- туалеты.
31. Площади помещений подразделения таможенного органа, а также их перечень и количество уточняются на этапе проектирования с учетом возможного увеличения пассажиро- и грузопотоков на перспективу.
Помещение отдела (отделения) контроля за доставкой и транзитом товаров может располагаться отдельно от остальных служебных помещений в непосредственной близости с товарной конторой станции.
Административный блок
32. Административный блок включает в себя служебные помещения для размещения сотрудников аппарата управления таможенного органа и специальные помещения и площадки для обеспечения функционирования подразделений таможенного органа в ЖДПП (таможенный пост со статусом юридического лица 1-й категории). При размещении в ЖДПП поста иной категории или таможни перечень служебных помещений должен корректироваться в соответствии с типовыми структурами таможенных органов.
33. Для подразделений таможенных органов в административном здании ЖДПП могут быть предусмотрены следующие служебные и специальные помещения:
- кабинет начальника таможенного органа в ЖДПП;
- кабинет заместителя начальника таможенного органа (по организации таможенного контроля);
- помещение отдела (отделения) таможенных режимов;
- кабинет заместителя начальника таможенного органа (по правоохранительной работе);
- помещение отдела (отделения) таможенных расследований;
- помещение отдела (отделения) дознания;
- помещение оперативно-разыскного отдела (отделения);
- помещение кинологического отдела (отделения);
- кабинет заместителя начальника таможенного органа (по экономике);
- помещение отдела (отделения) контроля таможенной стоимости;
- помещение отдела (отделения) таможенной статистики и анализа;
- помещение отдела (отделения) тарифного и нетарифного регулирования;
- помещение отдела (отделения) валютного контроля;
- помещение отдела (отделения) федеральных таможенных доходов и учета таможенных средств;
- помещение отделения контроля за начислением таможенных платежей;
- помещение отделения контроля за уплатой, перечислением и взысканием таможенных платежей;
- помещение юрисконсульта;
- помещение информационно-технического отдела (отделения);
- помещение отделения эксплуатации функциональных подсистем и информационного обеспечения;
- помещение отделения ТСТК и ТСО;
- помещение отделения связи;
- комнату хранения, ремонта технических средств контроля, средств связи;
- помещение узла связи;
- помещение отделения телекоммуникаций, эксплуатации и администрирования локальных вычислительных сетей;
- комната для размещения сервера ЛВС;
- помещение отдела (отделения) таможенного контроля за делящимися и радиоактивными материалами;
- помещение отдела (отделения) документационного обеспечения;
- помещение архивного отделения вместе с архивом;
- помещение отдела (отделения) таможенной охраны;
- комната отдыха наряда таможенной охраны;
- комната дежурного по таможенному органу;
- комната хранения оружия и специальных средств защиты (расположенная рядом с комнатой дежурного по подразделению таможенного органа);
- помещение отдела бухгалтерского учета и финансовой экспертизы;
- помещение финансово-экономического отделения;
- помещение отделения бухгалтерского учета и контроля;
- помещение отдела (отделения) тылового обеспечения;
- помещение автотранспортного отделения;
- помещение отделения материально технического обеспечения, капитального строительства, эксплуатации и развития объектов таможенной инфраструктуры;
- помещение отделения социального развития;
- комната работы с задержанными лицами;
- учебный класс;
- комната приема посетителей;
- раздевалка с душевыми (для мужчин и женщин);
- помещение для сушки спецодежды;
- туалетные комнаты;
- специальное помещение для хранения радиоизотопных приборов (РИП), источников ионизирующих излучений (ИИИ) площадью не менее 10 кв.м, расположенное таким образом, чтобы дежурная служба обеспечивала его физическую защиту;
- аккумуляторную;
- лабораторию;
- фотолабораторию;
- архив;
- помещения для служебных собак (приложение 2);
- помещение для задержанных животных и птиц;
- комнату специальной техники;
- комнату хранения оружия и специальных средств защиты (располагается рядом с комнатой дежурного по подразделению таможенного органа);
- место для заряжания, разряжения и чистки оружия;
- комната хранения, ремонта технических средств контроля, средств связи.
34. Площади помещений подразделения таможенного органа, а также их перечень и количество уточняют на этапе проектирования с учетом возможного увеличения пассажиро- и грузопотоков на перспективу.
35. Все помещения в административной части здания должны быть выделены в единую зону с отдельным входом и запасным выходом. Комнаты таможенной охраны должны совмещаться (либо находиться рядом) с комнатой дежурного по подразделению таможенного органа. Для исключения несанкционированного доступа в служебную зону, поддержания пропускного режима отдельный вход должен быть оборудован пунктом (местом) пропуска сотрудников и посетителей с рабочим местом сотрудника таможенной охраны. В непосредственной близости от выхода должна располагаться стоянка для служебного автотранспорта.
36. Специальные помещения и сооружения могут располагаться как в административном блоке подразделения таможенного органа, так и в местах проведения таможенного контроля и таможенного оформления.
37. Площади специальных помещений подразделений таможенного органа, а также их количество и возможность совмещения уточняются на этапе проектирования в зависимости от увеличения пассажиро- и грузопотока на перспективу.
38. В ЖДПП должны быть предусмотрены специальные площадки для досмотра и хранения делящихся и радиоактивных материалов, расположенные в изолированных, удаленных от массового скопления людей местах.
39. Для содержания собак необходимы специальные помещения - павильоны, разделенные на кабины, к которым примыкают вольеры (приложение 2).
Помещения для служебных собак должны отвечать зоогигиеническим требованиям, защищать собак от климатических особенностей зимнего и летнего погодных периодов, а также от доступа посторонних лиц и чрезмерного шума.
40. Помещение для собак необходимо строить на возвышенном сухом месте, удаленном от построек.
Территорию для содержания собак огораживают с учетом невозможности их визуального контакта с посторонними лицами.
На территории размещаются помещения кинологической службы:
- комната кинологов;
- кухня;
- кладовая для длительного хранения продуктов;
- комната для хранения инвентаря и спецсредств.
41. При проектировании ЖДПП наличие и необходимое количество собак определяется характером и объемом планируемого грузового и пассажирского потоков.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.