Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Абзацы второй, третий и четвертый пункта 1, абзац четвертый пункта 5, абзац второй пункта 6 и первые абзацы пунктов 7, 8 раздела II настоящего приложения применяются в части, не противоречащей положениям Определения Конституционного Суда РФ от 4 октября 2001 г. N 181-О
II. Признать часть вторую статьи 247 Таможенного кодекса Российской Федерации, как позволяющую налагать взыскания в виде конфискации (взыскания стоимости) товаров и транспортных средств независимо от времени совершения или обнаружения нарушения таможенных правил, не соответствующей Конституции Российской Федерации, ее статьям 1 (часть 1), 8 (часть 1), 19 (часть 1), 34 (часть 1), 35 (части 1 и 2) и 55 (часть 3).
Впредь до принятия федерального закона, устанавливающего сроки, такие взыскания не могут налагаться позднее трех лет с момента нарушения таможенных правил, а для длящегося правонарушения - с момента его обнаружения.
1. Конституционный Суд констатировал, что поддержание баланса публичных интересов государства и частных интересов субъектов, участвующих в таможенных и сопряженных с ними гражданско-правовых отношений, диктует необходимость установления ограничительных сроков для применения конфискации (взыскания стоимости) товаров и транспортных средств, явившихся непосредственным объектом нарушения таможенных правил. Исчисление срока для наложения взыскания со дня обнаружения правонарушения применимо к длящимся правонарушениям. По остальным правонарушениям исчисление такого срока должно проводиться с момента совершения правонарушения.
В соответствии с частью второй статьи 87 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации" N 1-ФКЗ от 21.07.94 (в ред. Федерального конституционного закона от 08.02.2001 N 1-ФКЗ) признание нормативного акта либо отдельных его положений не соответствующими Конституции Российской Федерации является основанием отмены в установленном порядке положений других нормативных актов, основанных на нормативном акте, признанном неконституционным, либо воспроизводящих его или содержащих такие же положения, какие были предметом обращения. Положения этих нормативных актов не могут применяться судами, другими органами и должностными лицами.
Указанное свидетельствует о том, что данный вывод Конституционного Суда распространяется на сроки наложения взысканий, предусмотренных пунктами 1 - 3 статьи 242 Кодекса.
Таким образом, если на день рассмотрения дела о нарушении таможенных правил истекло три года с момента совершения правонарушения, то не подлежит применению взыскания как в виде взыскание стоимости или конфискации (за исключением длящихся правонарушений), так и в виде предупреждения, штрафа, отзыва лицензии или квалификационного аттестата.
2. Длящимся признается правонарушение, характеризующееся непрерывным осуществлением состава определенного нарушения таможенных правил. Длящееся нарушение таможенных правил начинается с какого-либо противоправного действия (например, при пользовании товаром, в отношении которого предоставлены льготы по таможенным платежам в иных целях, чем те, в связи с которыми предоставлены льготы, или хранение, пользование товарами или транспортными средствами, ввезенными на таможенную территорию помимо таможенного контроля или с сокрытием от такого контроля и т.д.) или с акта противоправного бездействия (например, при недекларировании товаров и транспортных средств), сопряжено с последующим длительным невыполнением лицом обязанностей, предусмотренных нормативными правовыми актами по таможенному делу, и оканчивается вследствие действия самого лица, направленного к прекращению правонарушения, или наступления событий, препятствующих его совершению (например, пресечение правонарушения таможенным органом).
3. Под моментом обнаружения правонарушения следует понимать день, когда уполномоченному должностному лицу таможенного органа реально стали известны достаточные данные, указывающие на признаки нарушения таможенных правил. Такой вывод следует из части 1 статьи 294, статьи 299 Кодекса, предписывающих о каждом случае обнаружения нарушения таможенных правил немедленно составлять протокол (возбуждать дело) о нарушении таможенных правил, а также из статьи 293 Кодекса, устанавливающей исчерпывающий перечень случаев, являющихся поводами и основаниями для заведения дела.
Таким образом, момент обнаружения нарушения таможенных правил по общему правилу должен совпадать с моментом возникновения поводов и оснований для заведения дела о нарушении таможенных правил и с моментом фактического оформления (составления) протокола о нарушении таможенных правил. (См. письмо ВС РФ от 15 июля 1996 года N 70 - Код 96).
Однако данное правило не всегда применимо. С одной стороны, моментом обнаружения могут быть:
- составление протокола об административном задержание физического лица или должностного лица (ст.331, ч.2 ст.289 Кодекса) или акта об использовании упрощенной формы применения взыскания (ст.ст.383, 385 Кодекса);
- получение таможенным органом решения об отказе в возбуждении или о прекращении уголовного дела в случаях отказа в возбуждении или прекращении уголовного дела, но при наличии признаков нарушения таможенных правил (ч.3 ст.247 Кодекса);
- вынесение прокурором постановления о возбуждении производства об административном правонарушении (ст.25 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации").
С другой стороны, наличие в таможенном органе информации (документов, электронных баз данных), свидетельствующих о возможном нарушении таможенных правил, в отличие от ее поступления в таможенный орган извне, поводом для заведения дела о нарушении таможенных правил не является. Поводом будет непосредственное обнаружение должностными лицами признаков нарушения таможенных правил после проведения, при необходимости, проверки информации о нарушении таможенных правил в течение трех (десяти) суток либо в ходе проведения таможенного контроля или производства таможенного оформления в соответствии со статьями 294, 295 Кодекса.
Однако в тех случаях, когда обнаружение таможенных правил должно было произойти с неизбежностью при строгом выполнении предписаний действующих нормативных правовых актов о технологии таможенного контроля в той или иной сфере таможенного дела (например, при доставке товара, осуществлении таможенного контроля за соблюдением сроков временного ввоза (вывоза), либо когда обнаружение имело место, но вследствие невыполнения (ненадлежащего выполнения) правомочным должностным лицом таможенного органа своих обязанностей не было зафиксировано в установленном законом порядке (например, когда сотрудник вместо составления протокола оформил рапорт об обнаружении им признаков правонарушения). В этих случаях срок наложения взыскания следует исчислять с момента, когда непосредственное обнаружение правонарушения должно было произойти либо когда такое обнаружение не было зафиксировано должным образом (см. постановление Президиума ВАС РФ от 2 апреля 1996 года N 5138/95).
4. Применение положений части 4 статьи 247 Кодекса о прерывании срока наложения взыскания должно осуществляться с учетом данного решения Конституционного Суда, то есть взыскание не может быть наложено за пределами трех лет с момента совершения нарушения таможенных правил (для длящихся правонарушений - с момента их обнаружения).
5. При привлечении лиц к административной ответственности за таможенное правонарушение должностные лица таможенных органов, правомочные рассматривать дело о нарушении таможенных правил в соответствии с требованием части второй статьи 359 Кодекса, в целях установления обстоятельств, влекущих прекращение дела, должны решить, в частности, следующие вопросы:
- не истекли ли с момента обнаружения длящегося нарушения таможенных правил установленные частью первой статьи 247 Кодекса сроки наложения взысканий, предусмотренных пунктами 1 - 3 статьи 242 Кодекса;
- не истек с момента обнаружения длящегося нарушения таможенных правил определенный Конституционным Судом срок наложения взысканий, предусмотренный пунктами 4 - 6 статьи 242 Кодекса;
- не истекло ли три года с момента совершения оконченного нарушения таможенных правил для наложения всех видов взысканий, предусмотренных статьей 242 Кодекса.
6. Решения по результатам проведенной в соответствии со статьей 294 Кодекса проверки сообщений, заявлений и иной информации о нарушении таможенных правил необходимо принимать с учетом решения Конституционного Суда.
Истечение трех лет с момента нарушения таможенных правил (для длящихся правонарушений - с момента их обнаружения) является основанием для отказа в заведении дела о нарушении таможенных правил.
Сотрудник таможенного органа, проводивший проверку, в соответствии с порядком, установленным приказом ГТК России от 05.03.2001 N 230, выносит постановление об отказе в заведении дела о нарушении таможенных правил на основании п.9 статьи 291 Кодекса со ссылкой на статью 79 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", п.2 постановления Конституционного Суда от 27.04.2001 N 7-П.
7. Находящиеся в производстве таможенных органов дела о нарушении таможенных правил, с момента совершения которых (для длящихся правонарушений - с момента их обнаружения) истекло три года, а также истекли установленные частью 1 статьи 247 Кодекса сроки наложения взысканий, предусмотренных пунктами 1 - 3 статьи 242 Кодекса, подлежат прекращению на основании п.9 статьи 291 Кодекса в установленном статьей 357 Кодекса порядке.
В мотивировочной части постановления о прекращении дела о нарушении таможенных правил помимо фиксации истечения сроков наложения взысканий в виде предупреждения, штрафа, отзыва лицензии или квалификационного аттестата, необходимо указывать об истечении трехлетнего срока с момента совершения правонарушения (для длящихся правонарушений - с момента его обнаружения) и необходимости применения по этому делу положений статьи 79 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", п.2 постановления Конституционного Суда от 27.04.2001 N 7-П.
При этом в постановлении должен быть решен вопрос об изъятых товарах, транспортных средствах, документах и иных предметах, об имуществе, на которое наложен арест, о предмете залога либо о гарантии, вещественных доказательствах, а также об издержках по делу о нарушении таможенных правил.
8. Находящиеся на рассмотрении таможенных органов дела о нарушении таможенных правил, с момента совершения которых (для длящихся правонарушений - с момента их обнаружения) истекло три года, а также истекли установленные частью 1 статьи 247 Кодекса сроки наложения взысканий, предусмотренных пунктами 1 - 3 статьи 242 Кодекса, подлежат прекращению на основании п.9 статьи 291 Кодекса в установленном статьей 365 Кодекса порядке.
При этом в постановлении о прекращении дела о нарушении таможенных правил в соответствии со статьей 364 Кодекса подлежат разрешению вопросы:
- было ли совершено нарушение таможенных правил;
- виновно ли физическое лицо или должностное лицо, привлекаемое к ответственности, в его совершении.
В мотивировочной части постановления помимо фиксации истечения сроков наложения взысканий в виде предупреждения, штрафа, отзыва лицензии или квалификационного аттестата необходимо указывать об истечении трехлетнего срока с момента совершения правонарушения (для длящихся правонарушений - с момента его обнаружения) и необходимости применения по этому делу положений статьи 79 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", п.2 постановления Конституционного Суда от 27.04.2001 N 7-П.
В постановлении также должен быть решен вопрос об изъятых товарах, транспортных средствах, документах на них и иных предметах, об имуществе, на которое наложен арест, о залоге, гарантии, суммах, внесенных на депозит, вещественных доказательствах и об издержках по делу о нарушении таможенных правил.
9. Вопрос об издержках по делу о нарушении таможенных правил необходимо решать с учетом положения части 4 статьи 355 Кодекса, согласно которой в случае прекращения производства по делу о нарушении таможенных правил по основаниям, предусмотренным, в частности, п.9 статьи 291 Кодекса, образовавшиеся издержки относятся на счет федерального бюджета. Размеры издержек должны быть подтверждены приобщенными к делу документами.
10. В соответствии с частью 3 статьи 79 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации" N 1-ФКЗ от 21.07.94 (в редакции Федерального конституционного закона от 08.02.2001 N 1-ФКЗ) акты или их отдельные положения, признанные неконституционными, утрачивают силу. Решения судов и иных органов, основанные на актах, признанных неконституционными, не подлежат исполнению и должны быть пересмотрены в установленных федеральным законом случаях.
Признание части второй статьи 247 Кодекса не соответствующей Конституции Российской Федерации влечет признание недействительными правоприменительных решений, основанных на этой норме закона. Такие решения не могут приводиться в исполнение, а если исполнение и было начато, оно должно быть прекращено после признания нормативного акта (ч.2 ст.247 Кодекса), лежащего в основе решения, неконституционным.
Порядок прекращения исполнения решений может быть различным: в одних случаях ему должна предшествовать отмена этого решения, в других - действие правоприменительного решения может быть прекращено органом, непосредственно исполняющим данное решение или контролирующим исполнение.
Отмена постановления таможенного органа по делу о нарушении таможенных правил в соответствии с Кодексом возможна при наличии поводов и оснований, установленных статьями 373 и 374 Кодекса.
Состоявшиеся решения арбитражного суда или суда общей юрисдикции по жалобе или заявлению (иску) прокурора на постановление таможенного органа по делу о нарушении таможенных правил могут быть пересмотрены в порядке, установленным соответственно Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации или Гражданским процессуальным кодексом РСФСР.
Прекращение исполнения постановлений таможенных органов по делам о нарушении таможенных правил может быть произведено в соответствии с порядком, определенным статьей 24 Федерального закона "Об исполнительном производстве", по указанному в п.5 статьи 23 этого закона основанию.
11. Вышестоящий таможенный орган Российской Федерации при рассмотрении постановления по делу о нарушении таможенных правил в связи с жалобой лица, в отношении которого вынесено постановление, его адвоката либо представителя или в связи с протестом прокурора, а также в порядке контроля обязан исследовать вопрос о соблюдении таможенным органом постановления Конституционного Суда от 27.04.2001 при производстве по делу о нарушении таможенных правил и его рассмотрении.
При этом необходимо исходить из того, что согласно статье 79 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации" N 1-ФКЗ от 21.07.94 (в ред. Федерального конституционного закона от 08.02.2001 N 1-ФКЗ) акты или их отдельные положения, признанные неконституционными, утрачивают силу с момента провозглашения соответствующего решения Конституционного Суда. В соответствии со статьей 80 этого закона решение Конституционного Суда подлежит исполнению немедленно после опубликования либо вручения его официального текста, если иные сроки специально в нем не оговорены.
Указанный Федеральный конституционный закон не предусматривает возможности поворота исполнения тех правоприменительных решений, которые были полностью исполнены к моменту признания обосновывающего их акта неконституционным. В подобных ситуациях восстановление отношений, нарушенных внесением или исполнением правоприменительного решения, становится возможным лишь при условии, что это решение будет отменено или изменено.
Таким образом, истечение на момента рассмотрения вышестоящим таможенным органом Российской Федерации постановления по делу о нарушении таможенных правил в соответствии со статьей 373 Кодекса трех лет с момента нарушения таможенных правил (для длящихся правонарушений - с момента их обнаружения), равно как и истечение сроков наложения взыскания, предусмотренных пунктами 1 - 3 статьи 242 Кодекса, само по себе не является основанием для отмены постановления по делу о нарушении таможенных правил и его прекращения.
Однако в случае отмены вышестоящим таможенным органом постановления по такому делу о нарушении таможенных правил по иным основаниям, указанным в статье 374 Кодекса, в случаях, указанных в абзаце 1 п.8 настоящего документа, оно подлежит прекращению с соблюдением рекомендаций, изложенных в этом пункте.
12. Отказ в заведении дела о нарушении таможенных правил либо прекращение производства по делу о нарушении таможенных правил в связи с истечением определенного Конституционным Судом срока давности привлечения к ответственности на основании п.9 статьи 291 Кодекса в соответствии с частью 9 статьи 231 Кодекса не освобождает лиц, привлекаемых в ответственности, от обязанности уплаты таможенных платежей и выполнения других требований, предусмотренных Кодексом.
13. В соответствии с частью 1 статьи 372 Кодекса постановления таможенного органа о прекращении производства по делу о нарушении таможенных правил в связи с истечением определенного Конституционным Судом срока давности привлечения к ответственности могут быть обжалованы лицом, привлекаемых к ответственности за нарушение таможенных правил, или его адвокатом либо представителем в вышестоящий таможенный орган Российской Федерации по мотиву несогласия с примененным основанием прекращения дела о нарушении таможенных правил.
Рассмотрение таких жалоб осуществляется в установленном порядке.
<< Раздел I Раздел I |
Раздел III >> Раздел III |
|
Содержание Письмо ГТК РФ от 24 мая 2001 г. N 01-06/20493 "О Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 27.04.2001" |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.