город Ростов-на-Дону |
|
23 августа 2013 г. |
дело N А53-35151/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 05 августа 2013 года.
Полный текст постановления изготовлен 23 августа 2013 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Герасименко А.Н.
судей Николаева Д.В., Сулименко Н.В.
при ведении протокола судебного заседания секретарем Чудиновой М.Г.
при участии:
от Управления Федерального казначейства по Ростовской области - представитель Лиманский М.А. по доверенности от 09.01.2013 г.,
от Министерства финансов Ростовской области представитель Коньков С.А. по доверенности от 05.02.2013 г.
от ООО "Янтарь 1" - представитель Балясов А.С. по доверенности от 17.04.2013 г., представитель Касаев Р.Р. по доверенности от 14.03.2012 г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Управления Федерального казначейства по Ростовской области на решение Арбитражного суда Ростовской области от 23.05.2013 по делу N А53-35151/2012
по иску общества с ограниченной ответственностью "Янтарь 1" (ИНН 6165077729, ОГРН 1026103717298) к ответчикам: Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации; Управления Федерального казначейства по Ростовской области при участии третьих: Министерства труда и социального развития Ростовской области; Муниципального учреждения "Департамент социальной защиты населения города Ростова-на-Дону"; Министерства финансов Ростовской области; Администрации города Ростова-на-Дону; Муниципального учреждения "Департамент транспорта"; МУП "Технология управления" о взыскании убытков, принятое в составе судьи Авдеева В.Н.
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Янтарь 1" (далее - ООО "Янтарь 1") обратилось в Арбитражный суд Ростовской области с заявлением о взыскании с Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации за счет казны Российской Федерации 55 980 204 рубля 24 копейки - убытков в виде неполученной платы за предоставленный проезд в городском пассажирском транспорте общего пользования льготных пассажиров федерального регистра, в том числе за 2009 г. - 8 301 245 рублей 94 копейки, за 2010 г. - 10 397 125 рублей 77 копеек, за 2011 г. - 37 281 832 рубля 53 копейки; 200 000 рублей в возмещение расходов по оплате государственной пошлины; 100 000 рублей в возмещение расходов по оплате юридических услуг представителя.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены: Министерство труда и социального развития Ростовской области; Муниципальное учреждение "Департамент социальной защиты населения города Ростова-на-Дону"; Министерство финансов Ростовской области; Администрация города Ростова-на-Дону; Муниципальное учреждение "Департамент транспорта"; МУП "Технология управления".
Решением суда от 23.05.2013 г. с Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации за счет казны Российской Федерации в пользу открытого акционерного общества "Янтарь 1" взыскано 55 591 252 руб.20 коп. убытков в виде неполученной платы за проезд в городском пассажирском транспорте общего пользования льготных пассажиров федерального регистра, в том числе за 2009 год - 8 301 245 руб.94 коп. за 2010 год - 10 397 125 руб. 75 коп. за 2011 год - 36 892 880 руб. 50 коп. В удовлетворении остальной части заявленных требований отказано.
Не согласившись с данным судебным актом, Управление Федерального казначейства обжаловало его в порядке, предусмотренном гл. 34 АПК РФ, и просило решение суда от 23.05.2013 г. отменить, в удовлетворении заявленных требований отказать. В обоснование апелляционной жалобы управление указывает, что с 2005 года федеральными законами не предусмотрена льгота в виде льготного проезда на общественном транспорте, а также обязанность публично-правового образования по возмещению транспортным организациям выпадающих доходов в связи с перевозкой отдельных категорий граждан. Истцом не доказано, что средств, выделенных из бюджета РФ не достаточно для возмещения расходов по проезду по единым социальным проездным билетам. Размер убытков не доказан. Перечисление межбюджетных трансфертов не свидетельствует о наличии обязательств РФ перед транспортными организациями по возмещению убытков, возникших в связи с перевозкой граждан на льготных условиях. Обеспечение льготного проезда на общественном транспорте для отдельных категорий населения не относится к расходным обязательствам РФ, а возложено полностью на субъекты РФ. Расчет суммы недополученных доходов обществом не обоснован.
В отзывах на апелляционную жалобу Министерство финансов Ростовской области и Министерство труда и социального развития Ростовской области указывают на правильность вывода суда первой инстанции о том, что обязанность компенсировать убытки транспортных организаций, возникших в 2009-2011 годах от перевозки граждан, лежит на казне РФ.
В судебном заседании представитель Управления Федерального казначейства по Ростовской области поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе, просил решение суда отменить.
Представитель ООО "Янтарь 1" поддержал доводы, изложенные в отзыве на апелляционную жалобу, просил решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В соответствии с частью 5 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса РФ в случае, если в порядке апелляционного производства обжалуется только часть решения, арбитражный суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность решения только в обжалуемой части, если при этом лица, участвующие в деле, не заявят возражений.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителей участвующих в деле лиц, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела и установлено судом первой инстанции, ООО "Янтарь-1" является коммерческой организацией, осуществляющей деятельность по перевозке пассажиров общественным транспортом на платной основе.
ООО "Янтарь 1" на основании заключенных с МУ "Департамент транспорта" договоров от 23.08.2005 г. N 9-1, 9-5, 9-6, 9-7, от 27.04.2010 N 9-7 и во исполнение постановлений Администрации Ростовской области от 03.04.2006 г. N 120 "О порядке расходования межбюджетных трансфертов, поступающих в областной бюджет из федерального бюджета на осуществление расходов на обеспечение равной доступности услуг общественного транспорта на территории области для отдельных категорий граждан, оказание социальной поддержки которых относится к ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, и условий обеспечения им равной доступности услуг общественного транспорта", от 31.12.2004 г. N 534 "О расходовании средств областного бюджета на предоставление гражданам в целях оказания социальной поддержки субсидий на оплату жилых помещений и коммунальных услуг материальной и иной помощи для погребения, мер социальной поддержки в соответствии с отдельными нормативными правовыми актами социальной направленности, а также об условиях и порядке их назначения" оказывал услуги по перевозке автобусами пассажиров, в том числе льготные услуги городских пассажирских перевозок гражданам, включенным в федеральный регистр льготников, в связи чем понес убытки в виде неполученной платы за предоставленный проезд.
Неполное возмещение расходов на предоставление названных льгот из федерального бюджета послужило основанием для обращения общества в суд с настоящими требованиями.
Согласно п. 1, 5 ст. 790 Гражданского кодекса Российской Федерации за перевозку пассажиров взимается провозная плата, установленная соглашением сторон, если иное не предусмотрено законом или иными правовыми актами. В случаях, когда в соответствии с законом или иными правовыми актами установлены льготы или преимущества по провозной плате за перевозку грузов, пассажиров и багажа, понесенные в связи с этим расходы возмещаются транспортной организации за счет средств соответствующего бюджета.
В пункте 16 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 N 23 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации" разъяснено, что организации, непосредственно предоставившие потребителям услуги бесплатно или по льготной цене, имеют право получить с надлежащего публичного образования компенсации в виде неполученной с потребителя платы.
В соответствии с Федеральным законом от 22.08.2004 N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 22.08.2004 N 122-ФЗ) с 01.10.2005 г. отменены льготы по проезду отдельным категориям граждан.
Одновременно субъектам Российской Федерации и муниципальным образованиям предписано при замене льгот в натуральной форме на денежные компенсации вводить эффективные правовые механизмы, обеспечивающее сохранение и возможное повышение ранее достигнутого уровня социальной защиты граждан с учетом специфики их правового, имущественного положения, а также других обстоятельств.
В силу ст. 10 Федерального закона "О ветеранах", ст. 4 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" расходы, связанные с реализацией названных законов, подлежали компенсации за счет казны Российской Федерации в лице Минфина России.
Статьями 3, 44 и 63 Федерального закона от 22.08.2004 г. N 122-ФЗ предусмотрено, что меры социальной защиты инвалидов, социальной поддержки ветеранов и лиц, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС являются расходными обязательствами Российской Федерации, за исключением мер, относящихся к полномочиям государственной власти субъектов Российской Федерации.
Приведенные нормы федерального законодательства предусматривали обязанность Российской Федерации нести расходные обязательства по мерам социальной поддержки перечисленных в законах категорий граждан.
Федеральным законом от 24.11.2008 г. N 204-ФЗ "О федеральном бюджете на 2009 год и плановый период 2010 и 2011 годов" Ростовской области предусматривались межбюджетные трансферты на обеспечение равной доступности услуг общественного транспорта для отдельных категорий граждан.
Право бесплатного проезда на городском транспорте общего пользования для льготной категории граждан являлось гарантией, носящей компенсаторный характер. Предоставив это право, государство взяло на себя соответствующие публично-правовые обязанности в отношении социально незащищенных граждан.
Суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что перевозка граждан, включенных в федеральный регистр льготников, произведена обществом "Янтарь 1" в интересах Российской Федерации как публично-правового образования, поскольку осуществление мер социальной поддержки федеральных льготников является полномочием Российской Федерации, финансирование данного вида расходов производится из федерального бюджета и относится к расходным обязательствам Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 26.12.2005 N 189-ФЗ.
В соответствии с пунктом 2 определения Конституционного Суда Российской Федерации от 02.02.2006 N 56-О в случае недостаточности собственных средств для покрытия соответствующих расходов субъекты Российской Федерации вправе рассчитывать на оказание им Российской Федерацией финансовой помощи целевого характера, в частности в форме предоставления дотаций на выравнивание уровня минимальной бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации, субвенций и субсидий на финансирование отдельных целевых расходов.
Поскольку средства из федерального бюджета не были доведены до перевозчика, который понес расходы по предоставлению льгот, предъявленные истцом расходы в соответствии со ст. 16, 1069, 1071 Гражданского кодекса Российской Федерации являются реальным ущербом.
В соответствии со статьей 15 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, то есть расходов, которые это лицо произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
Убытки, причиненные гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов подлежат возмещению Российской Федерацией, соответствующим субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования (ст. 16, 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Предусмотренная данными нормами ответственность носит гражданско-правовой характер, и ее применение возможно при наличии определенных условий. Лицо, требующее возмещения убытков должно доказать противоправность поведения ответчика, наличие и размер понесенных убытков, а также причинную связь между противоправностью поведения ответчика и наступившими убытками.
Исключив Федеральным законом от 22.08.2004 N 122-ФЗ соответствующие нормы из Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" и Федерального закона от 12.01.1995 N 5-ФЗ "О ветеранах", законодатель не предусмотрел соразмерной компенсации, связанной с утратой пользования бесплатным проездом независимо от места жительства.
На субъект Российской Федерации государством возложена обязанность по обеспечению равной доступности транспортных услуг льготным категориям граждан, а не финансированию этих услуг, в силу чего недостаточное выделение на эти цели денежных средств субъекту Российской Федерации в виде субвенций не исключает доплаты разницы за счет средств Российской Федерации.
Льготы по бесплатному проезду отдельных категорий граждан в городском и пригородном транспорте являются расходными обязательствами федерального и регионального бюджетов, при этом выделенные федеральным бюджетом денежные средства не покрыли понесенных перевозчиком убытков от предоставления таких льгот, то есть незаконное бездействие ответчика повлекло возникновение убытков по причине отсутствия механизма, реализующего на практике право истца на полное их возмещение за счет ответчика независимо от рентабельности работы перевозчика.
В силу разъяснений, изложенных в п. 18 - 19 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 N 23, ответчиком по делам о взыскании убытков в связи с осуществляемым после 01.01.2005 предоставлением потребителям бесплатно или по льготным ценам товаров (работ, услуг) выступает публично-правовое образование, к расходным обязательствам которого было отнесено финансирование соответствующих льгот.
Учитывая изложенное, довод заявителя апелляционной жалобы о том, что с 2005 года федеральными законами не предусмотрена льгота в виде льготного проезда на общественном транспорте, а также обязанность публично-правового образования по возмещению транспортным организациям выпадающих доходов в связи с перевозкой отдельных категорий граждан подлежит отклонению.
По тем же основаниям судебной коллегией не принимается ссылка заявителя жалобы на то обстоятельство, что перечисление межбюджетных трансфертов не свидетельствует о наличии обязательств РФ перед транспортными организациями по возмещению убытков, возникших в связи с перевозкой граждан на льготных условиях, а также то, что обеспечение льготного проезда на общественном транспорте для отдельных категорий населения не относится к расходным обязательствам РФ, а возложено полностью на субъекты РФ.
Заявитель в апелляционной жалобе ссылается также на необоснованность расчета суммы недополученных доходов.
Согласно правовой позиции Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении Президиума от 23.06.2009 г. N 2992/09, ввиду отсутствия на законодательном уровне способа расчета размера не полученной платы от льготных категорий пассажиров и их количества возможно использование расчетного метода исходя из конкретных обстоятельств дела.
В соответствии с правовой позицией ВАС РФ, изложенной в постановлении Президиума от 25.01.2011 г. N 9621/2010, расходы транспортной организации определяются исходя из числа выданных единых социальных проездных билетов, тарифа на перевозку, количества поездок по таким билетам (согласно данным последних натурных обследований для соответствующего периода).
Используя данную методику, истец произвел расчет выпадающих доходов предприятия в результате оказания услуг перевозки пассажиров, льготников федерального реестра по единому социальному проездному билету за 2009, 2010, 2011 годы.
Судом первой инстанции при определении суммы выпадающих доходов, подлежащей взысканию в пользу ООО "Янтарь 1" принят во внимание проверочный расчет, представленный ответчиком - Министерством финансов РФ.
Исследовав материалы дела, оценив представленные доказательства с учетом положений ст. 67, 68, 71, 75 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о наличии оснований для взыскания с ответчика убытков.
При таких обстоятельствах основания к удовлетворению апелляционной жалобы отсутствуют.
Нарушений или неправильного применения норм материального или процессуального права, являющихся в силу статьи 270 АПК РФ основанием к отмене или изменению решения апелляционной инстанцией не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271, Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ростовской области от 23.05.2013 г. по делу N А53-35151/2012 в обжалуемой части оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном Арбитражным процессуальным Кодексом Российской Федерации, в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа.
Председательствующий |
А.Н. Герасименко |
Судьи |
Д.В. Николаев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А53-35151/2012
Истец: ООО "Янтарь 1"
Ответчик: Российская Федерация в лице Министерства финансов Российской Федерации, Российская Федерация в лице Министерства финансов РФ, Управление Федерального казначейства по Ростовской области
Третье лицо: Администрация города Ростова-на-Дону, Министерство труда и социального развития Ростовской области, Министерство финансов Ростовской области, Муниципальное учреждение "Департамент транспорта", Муниципальное учреждение Департамент социальной защиты населения города Ростова-на-Дону, МУП "Технология управления"