Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 90063164-3 "Об обеспечении экологической безопасности автомобильного транспорта"
Досье на проект федерального закона
Автотранспортный комплекс является важнейшей отраслью экономики, удовлетворяющей потребность общества и населения в перевозках.
В то же время транспортный комплекс является крупнейшим загрязнителем окружающей среды. В масштабах страны доля транспорта в суммарных выбросах загрязняющих веществ в атмосферу от всех источников достигает 45% (в городах - 85-95%), в выбросах "климатических" газов - порядка 10%. Доля транспорта в шумовом воздействии на население в городах составляет 85-95%.
Ежегодный экологический ущерб, связанный с функционированием транспортного комплекса, составляет около 6,3 млрд. долларов США и связан в основном с работой автомобильного транспорта.
Выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух от автотранспорта в 1999 году увеличились более чем на 5% и составили почти 12,3 млн. тонн.
При сохранении существующих темпов роста парка автомобилей можно ожидать, что через 3-4 года объем выбросов загрязняющих веществ возрастет еще на 25-30%.
На территориях, где используется этилированный бензин, наибольшую опасность для здоровья населения представляют выбросы в атмосферу свинца. В городах и регионах, где запрещено использование этилированного бензина, до 70% ущерба здоровью населения связано с выбросами оксидов азота и формальдегида. Заметную опасность представляют также выбросы автомобилями бензола, толуола, бенз(а)пирена и других органических веществ.
Практика государственного управления автотранспортным комплексом и природоохранной деятельностью, принятая в Российской Федерации, характеризуется в настоящее время недостаточно четким и системным определением основных направлений решения проблем обеспечения экологической безопасности автомобильного транспорта, отсутствием четкого разделения соответствующих полномочий между органами государственной власти, предприятиями и организациями, отсутствием эффективных экономических механизмов, позволяющих стимулировать производство и эксплуатацию автотранспортных средств с высоким уровнем экологических характеристик.
Низкая эффективность действующей системы обеспечения экологической безопасности автомобильного транспорта связана, прежде всего, с тем, что действующее природоохранное законодательство ориентировано на проблемы, связанные со стационарными источниками загрязнения, и практически не учитывает специфические особенности транспортной деятельности - большое и постоянно растущее количество автотранспортных средств, их высокую мобильность и постоянное использование на территориях с высокой плотностью населения. Это, в свою очередь, приводит к отсутствию стимулов производить и использовать экологически более совершенные транспортные средства и топлива, внедрять более эффективные транспортные технологии.
Базовые законы "Об охране окружающей природной среды", "Об охране атмосферного воздуха" и "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" формулируют самые общие, "рамочные" положения о защите окружающей среды и атмосферы.
Нумерация пунктов приводится в соответствии с источником
2. Обоснование необходимости принятия Закона
Важность принятия специального закона, регулирующего воздействие автомобильного транспорта на окружающую среду, связана с необходимостью обеспечения единообразия требований к экологической безопасности эксплуатируемых автотранспортных средств и исключения практики принятия органами исполнительной власти на местах юридически необоснованных ограничений и санкций к владельцам автотранспорта.
Законопроект должен регламентировать порядок обеспечения экологической безопасности автомобильного транспорта путем четкого разделения полномочий федеральных и региональных органов власти по введению экологических требований и ограничений, установления ответственности производителей и владельцев транспортных средств за загрязнение окружающей среды, введения государственного контроля за соблюдением экологических требований при производстве и эксплуатации автомобилей, введения экономических механизмов стимулирования снижения выбросов загрязняющих веществ.
3. Цель принятия Закона
Целью принятия Закона является создание правовых основ для введения экономических и организационных механизмов, стимулирующих производство и эксплуатацию автотранспортных средств, соответствующих современным экологическим требованиям, производство и использование экологически безопасных видов моторного топлива и других энергоносителей, производство транспортных средств и устройств, снижающих выбросы загрязняющих веществ.
4. Общая характеристика и основные положения Закона
В основу подготовки настоящего проекта Закона положены следующие основные принципы:
приоритет экологической безопасности при формировании государственной транспортной политики;
разрешительный характер тех видов производственной деятельности на автомобильном транспорте, которые могут оказать вредное воздействие на здоровье населения и окружающую среду;
государственная поддержка и экономическое стимулирование деятельности по обеспечению экологической безопасности автотранспорта.
Проект настоящей редакции Закона состоит из 10 глав и 28 статей.
В законопроекте предусмотрены основные механизмы реализации транспортной политики Российской Федерации:
1. В области обеспечения экологической безопасности автотранспортных средств и моторных топлив:
- постоянное ужесточение технических нормативов выбросов автотранспортных средств;
- введение экологической классификации автотранспортных средств с целью ее использования при организации экологического контроля и введении ограничений на эксплуатацию автотранспортных средств;
- ограничения на ввоз на территорию Российской Федерации автотранспортных средств низкого экологического класса с большим сроком эксплуатации;
- проведение экологической классификации автотранспортных средств и мероприятия по повышению их экологического класса;
- запрещение реализации этилированного бензина;
- принятие мер по обеспечению экологической безопасности автотранспорта при реализации моторных топлив.
2. В области обеспечения экологической безопасности транспортных потоков:
- принятие мер по организации дорожного движения, реконструкции улично-дорожной сети, введения зон ограниченного доступа автотранспорта в случае превышения на территориях жилой застройки нормативов предельно-допустимых концентраций (ПДК) загрязняющих веществ в атмосфере и предельно-допустимых уровней (ПДУ) шума, обусловленного движением автотранспорта.
3. В области экологического контроля на автомобильном транспорте:
- экологический контроль автотранспортных средств с учетом их экологического класса;
- контроль качества моторных топлив при их розничной реализации.
4. В области экономического механизма обеспечения экологической безопасности автомобильного транспорта:
- дифференциация размеров платы за загрязнение атмосферного воздуха в зависимости от экологического класса автотранспортного средства;
- установления льгот при производстве автотранспортных средств, показатели экологической безопасности которых соответствуют перспективным требованиям;
- установление льгот при использовании природного газа в качестве моторного топлива.
5. В области профессиональной подготовки руководителей автотранспортных предприятий и организаций и водителей автотранспортных средств:
обязательность специальной подготовки по вопросам экологической безопасности автотранспорта и аттестации руководителей автотранспортных предприятий и организаций;
Принятие закона "Об обеспечении экологической безопасности автомобильного транспорта" создает правовые основы эффективных административных и экономических механизмов управления экологической безопасностью автомобильного транспорта, а также стимулирования производства отечественных автомобилей и моторного топлива, соответствующих международным требованиям, выпуска конкурентоспособных автотранспортных средств, основанных на разумном сочетании экологических и экономических факторов.
Председатель Комитета |
В.А. Грачев |
Финансово-экономическое обоснование
проекта федерального закона N 90063164-3 "Об обеспечении экологической безопасности автомобильного транспорта"
При определении финансово-экономических параметров проекта федерального закона "Об обеспечении экологической безопасности автомобильного транспорта" учитывались планируемые и дополнительные расходы, дополнительные поступления финансовых средств в федеральный бюджет, бюджеты субъектов Российской Федерации и бюджеты органов местного самоуправления, а также баланс доходов и расходов.
1. К планируемым расходам относятся:
- финансовые затраты, предусмотренные в главе II (ст. 6) на реализацию федеральных, региональных целевых программ и мероприятий по обеспечению экологической безопасности автотранспорта, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации должны осуществляться за счет планируемого финансирования из средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и средств органов местного самоуправления;
2. Дополнительные расходы предусматриваются:
- для развития развитой сети автозаправочных газонаполнительных станций (АГЗС) (ст. 14), необходимые для строительства АГЗС (необходимы лишь в первые 1 - 4 года) при переводе автотранспортных средств на использование природного газа в качестве моторного топлива.
По данным технико-экономического обоснования проекта строительства комплексов АГЗС в Московской области срок окупаемости капиталовложений при наличии собственных средств составляет от 1 года 3 месяцев до 4 лет:
К дополнительным доходам относится:
- доход в федеральный бюджет, предусмотренный ст. 22 - плата за загрязнение атмосферного воздуха при эксплуатации автотранспортных средств.
- доход при переходе автотранспортных средств на использование природного газа в качестве моторного топлива. По данным ТЭО строительства АГЗС в Московской области экономия до 1.4 млн. рублей ежедневно при переводе 10 тысяч автобусов или другого муниципального транспорта на использование природного газа, при этом доход бюджета области увеличивается на сумму свыше 3 миллионов рублей ежегодно и дополнительно создается 2300 рабочих мест.
Действующая в настоящее время система взимания платы за загрязнение атмосферного воздуха распространяется только на юридических лиц.
Предлагаемый в законопроекте механизм включает взимание такой платы с физических лиц.
Взимание платы за загрязнение окружающей среды может проводиться при розничной реализации моторного топлива, размеры которой устанавливаются дифференцировано в зависимости от вида используемого топлива и места расположения населенного пункта.
Примерные размеры платы за загрязнение окружающей среды в городах:
бензин неэтилированный
АИ-80, АИ-92, АИ-95, АИ-98 - 0,05 руб/литр;
бензин этилированный А-76 0,03 руб./литр;
бензин этилированный А-93 0,6 руб./литр;
дизельное топливо 0,08 руб/литр;
сжиженный нефтяной и сжатый природный газ 0,05 руб/литр
Примерные размеры платы за загрязнение окружающей среды в иных поселениях:
бензин неэтилированный
АИ-80, АИ-92, АИ-95, АИ-98 - 0,05 руб/литр;
бензин этилированный А-76 0,3 руб./литр;
бензин этилированный А - 93 0,6 руб./литр;
дизельное топливо 0,08 руб/ литр;
сжиженный нефтяной и сжатый природный газ 0,05 руб/литр
На 1 января 2000 года в России численность автотранспортных средств составила 24,74 млн., из них 19,71 млн. легковых автомобилей, 75% которых составляют городской транспорт, 4,39 млн. грузовых автомобилей (64%) и 0,63 млн. автобусов (80%).
Физическим лицам принадлежит:
94% легковых автомобилей;
33% грузовых автомобилей;
27% автобусов.
Средний годовой пробег легкового автомобиля, принадлежащих физическому лицу L_1, составляет 15 000 километров в год, средний расход топлива q_1 равен 0,1 литра бензина на километр пробега, при этом 70% автомобилей эксплуатируются в субъектах Российской Федерации, где используются в основном этилированные бензины, их количество можно рассчитать:
N = 0,94 х 0,7 х 19,71 х 10 = 13,0 х 10 шт.
Размер платы за загрязнение окружающей среды составит:
P_1 = 0,05 x q_1 x L_1 x N_1 = 974 млн. руб. (в ценах 2000 г.).
Расчет платы за загрязнение окружающей среды 30% легковых автомобилей, принадлежащих физическим лицам:
N_2 = 0,94 х 0,3 х 19,71 х 10 = 56 х 10 шт.
Р_2 = 0,6 x q_1 x L_1 x N_2 = 5040 млн. руб. (в ценах 2000 г.)
Средний годовой пробег легкового автомобиля, принадлежащего юридическим лицам L_2, равен 30 000 километров в год, а средний расход топлива q_2 - 0,13 литра бензина на километр пробега.
Количество автомобилей в субъектах Российской Федерации, использующих этилированные и неэтилированные бензины рассчитывается:
N_3 = 0,06 х 0,7 х 19,71 х 10 = 0,82 х 10 шт. и
N_4 = 0,06 х 0,3 х 119,71 х 10 = 0,36 x 10 шт.
Размер платы за загрязнение окружающей среды для данной категории автомобилей составит:
Р_3 = 0,05 х q_2 х L_1 х N_3 = 160 млн. руб. (в ценах 2000 г.)
Р_4 = 0,6 х q_2 x L_2 х N_4 = 842 млн. руб. (в ценах 2000 г.)
Средний годовой пробег грузовых автомобилей, принадлежащих юридическим и физическим лицам L_3 составляет 40 000 километров, средний расход бензина q_3 равен 0,28 литра на километр пробега, а дизельного топлива q_4 - 0,3 литра.
Количество грузовых автомобилей с бензиновыми и газовыми двигателями (70%) составляет:
N_5 = 0,7 x 4,39 х 10 = 3,1 x 10 шт.
Количество грузовых автомобилей с дизелями (30%) составляет:
0,3 х 4,39 х 10 = 1,3 x 10 шт.
Физическим лицам принадлежит 33% грузовых автомобилей, следовательно, их количество составит:
грузовые автомобили с N_7 = 0,33 x 3,1 x 10 = 10 шт
бензиновыми двигателями
грузовые автомобили с дизелями N_8 = 0,33 х 1,3 х 10 = 0,43 х 10 шт.
Часть грузовых автомобилей с бензиновыми двигателями эксплуатируется в субъектах Российской Федерации, где используются неэтилированные бензины (N_7 = 0,7 х 10 шт.), а часть, где используются этилированные бензины (N_7 = 0,3 х 10 шт.).
Грузовые автомобили, принадлежащие юридическим лицам, распределяются следующим образом:
грузовые автомобили с N_9 = 0,67 x 3,1 x 10
бензиновыми двигателями (N_9 = 1,5 х 10 шт., N_9 = 0,6 х 10)
грузовые автомобили с N_10 = 0,67 x 1,3 х 10)
Размер платы за загрязнение окружающей среды для владельцев грузовых автомобилей P_5, P_6, P_7, P_8, P_9. и Р_10 (в ценах 2000 г) составит:
грузовые автомобили, принадлежащие физическим лицам
Р_3 = 0,05 х q_3 х L_3 х N_7 = 392 млн. руб.
Р_6 = 0,3 х q_3 х L_3 х N_7 = 1008 млн. руб.
Р_7 = 0,08 х q_4 х L_3 х N_8 = 413 млн. руб.
грузовые автомобили, принадлежащие юридическим лицам
Р_8 - 0,05 х q_3 х L_3 х N_9 = 840 млн. руб.
Р_9 = 0,3 х q_3 х L_3 х N_9 = 2016 млн. руб.
Р_10 = 0,08 х q4 х L_3 х N_10 = 835 млн. руб.
Механизм расчета размера платы за загрязнение окружающей среды для автобусов аналогичен механизму расчета для грузовых автомобилей Р_11, P_12, P_13, Р_14, Р_15 (в ценах 2000 года).
автобусы, принадлежащие физическим лицам
P_11 = 0,05 х q_5 x L_4 х N_11 = 58 млн. руб.
P_12 = 0,3 х q_3 х L_4 х N_11 = 149 млн. руб.
P_13 = 0,08 х q_6 х L_4 х N_12 = 84 млн. руб.
q_5 = 0,33 л/км, q_6 = 0,3 л/км, _L4 = 50 000 км
N_11 = 0,07 х 10 шт., N_11 = 0,03 х 10 шт. N_12 = 0,07 х 10 шт.
автобусы, принадлежащие юридическим лицам
Р_14 = 0,05 х q_5 х L_4 x N_13 = 157 млн. руб.
Р_15 = 0,3 х q_5 х L_4 х N_13 = 396 млн. руб.
P_16 = 0,08 х q_6 х L_4 x N_14 = 228 млн. руб.
N_13 = 0,19 х 10 шт., N_13 = 0,08 x 10 шт, N14 = 0,19 x 10 шт
Таким образом всего в федеральный бюджет поступит 13592 млн. рублей, в том числе 8118 млн. рублей от физических лиц, от юридических - 5474 млн. рублей.
По данным МПР России в 2000 году поступило 227 млн. рублей, из которых 75 млн. приходится на долю муниципальных и государственных предприятий.
Введение взимания платы за загрязнение окружающей среды при реализации моторного топлива приведет к увеличению поступления таких средств на 6,5 млрд. рублей.
Не требуют привлечения средств из федерального бюджета:
- затраты на проведение экологической классификации автотранспортных средств и повышение их экологических характеристик (ст. 8, ст. 9, ст. 11), так как относятся к производителям и владельцам автотранспортных средств;
- затраты на государственный экологический контроль автотранспортных средств и качества моторного топлива (глава V, ст. 19), - в настоящее время указанный контроль осуществляется органами исполнительной власти Российской Федерации;
- затраты на производственный экологический контроль автотранспортных средств (ст. 20), - осуществляется за счет соответствующих производителей автотранспортных средств.
Положения остальных статей законопроекта ориентированы на использование рыночных механизмов их реализации и не потребуют дополнительных затрат из средств федерального бюджета.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что реализация федерального закона "Об обеспечении экологической безопасности автомобильного транспорта" не потребует значительных расходов из средств федерального бюджета.
Перечень
законов и иных нормативных правовых актов, подлежащих отмене, изменению или дополнению в связи с принятием федерального закона N 90063164-3 "Об обеспечении экологической безопасности автомобильного транспорта"
В случае принятия проекта федерального закона "Об обеспечении экологической безопасности автомобильного транспорта" необходимо внести изменения и дополнения в:
1. статьи 181, 183, 193 Главы 22 "Акцизы", часть II Налогового кодекса Российской Федерации N 117-ФЗ;
2. статьи 24, 43, 80, 81, 114, 126.1 Кодекса РСФСР об административных правонарушениях;
3. статью 10 Закона РСФСР "О милиции" (от 06.12.1999, N 209 - ФЗ в ред. Федеральных законов);
4. Постановление Правительства Российской Федерации от 12.08.1994 г. N 938 "О государственной регистрации автотранспортных средств и других видов самоходной техники на территории Российской Федерации".
5. Приказ МВД Российской Федерации от 26.11.1996 г. N 624 "О порядке регистрации транспортных средств" (вместе с Правилами регистрации автотранспортных средств и прицепов в государственной инспекции безопасности дорожного движения" и инструкцией "О порядке производства работ по регистрации транспортных средств в подразделениях государственной инспекции безопасности дорожного движения".
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.