Заключение
Комитета Государственной Думы по природным ресурсам, природопользованию и экологии
по проекту федерального закона N 90063164-3 "Об обеспечении экологической безопасности автомобильного транспорта", внесенному депутатами Государственной Думы М.Н. Гасановым, В.А. Язевым и С.М. Ахметхановым, Р.С. Бакиевым, В.А. Грачевым, В.Д. Кадочниковым, А.Н. Косариковым, М.Я. Лебедевой, В.В. Оленьевым в период исполнения ими полномочий депутатов Государственной Думы
Досье на проект федерального закона
Комитет Государственной Думы по природным ресурсам, природопользованию и экологии рассмотрел проект федерального закона N 90063164-3 "Об обеспечении экологической безопасности автомобильного транспорта", внесенный депутатами Государственной Думы М.Н. Гасановым, В.А. Язевым и С.М. Ахметхановым, Р.С. Бакиевым, В.А. Грачевым, В.Д. Кадочниковым, А.Н. Косариковым, М.Я. Лебедевой, В.В. Оленьевым в период исполнения ими полномочий депутатов Государственной Думы и отмечает.
В пояснительной записке авторы отмечают, что целью принятия Закона является создание правовых основ для введения экономических и организационных механизмов, стимулирующих производство и эксплуатацию автотранспортных средств, соответствующих современным экологическим требованиям, производство и использование экологически безопасных видов моторного топлива и других энергоносителей, производство транспортных средств и устройств, снижающих выбросы загрязняющих веществ.
Вопросы обеспечения экологической безопасности автомобильного транспорта имеют большое значение не только для охраны окружающей среды, но и для здоровья населения. Поэтому на момент разработки законопроекта его необходимость и актуальность не вызывала сомнений.
В настоящее время в соответствии с Федеральным законом "О техническом регулировании", разработан и вступил в силу специальный технический регламент "О требованиях к выбросам автомобильной техникой, выпускаемой в обращение на территории Российской Федерации, вредных (загрязняющих) веществ", утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 12 октября 2005 г. N 609.
Указанным техническим регламентом установлена экологическая сертификация автотранспортных средств, требования к которой содержались в статье 8 проекта федерального закона.
В нем также определены требования к сертификации автомобильной техники и установленных на ней двигателей, которые также рассматривались в законопроекте (статья 11).
Кроме того, в настоящее время разрабатываются и другие проекты технических регламентов по указанной проблеме, в том числе "О безопасности автотранспортных средств", "О требованиях к безопасности при утилизации вышедших из эксплуатации колесных транспортных средств и их составных частей", "О безопасности автотранспортных средств в эксплуатации". В связи с этим необходимость разработки данного законопроекта потеряла свою актуальность.
Морально устарело требование статьи 10 законопроекта о запрете ввоза на территорию Российской Федерации автотранспортных средств нулевого класса, так как в настоящее время в Европе для автомобильного транспорта действуют стандарты Евро-3 и Евро-4, а в ближайшее время намечен переход на Евро-5.
Законопроект по ряду положений дублирует действующие федеральные законы. Например, Федеральный закон от 4 мая 1999 года N 96-ФЗ "Об охране атмосферного воздуха" (статья 7 законопроекта в части нормирования вредных воздействий на окружающую среду, статья 17 в части ограничения на въезд транспортных средств в населенные пункты и т.д.), Федеральный закон от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (статьи 19-21 в части вопросов экологического контроля) и некоторые другие.
В тоже время законопроектом не учитываются положения, содержащиеся в Федеральном законе от 27 декабря 2002 года N 184-ФЗ "О техническом регулировании" (отсутствуют требования о разработке технических регламентов).
Кроме того, требования к безопасности транспортных средств, включая автомобильный транспорт, содержатся в Федеральном законе от 10.12.1995 г. N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" (статьи 16-20).
В тоже время законопроектом не решена задача по созданию правовых основ для введения экономических и организационных механизмов обеспечения экологической безопасности.
На рассматриваемый законопроект поступило 10 отзывов субъектов Российской Федерации. При этом все они оформлены с нарушением требований статьи 26.4 Федерального закона от 06.10.1999 г. N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации".
По мнению Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенному в поступившем отзыве, положения проекта федерального закона нуждаются в согласовании с принципами разделения властей и федерализма, положениями Гражданского и Налогового кодексов Российской Федерации, а также Бюджетным и антимонопольным законодательством.
Правительство Российской Федерации не поддержало законопроект.
Учитывая изложенное, Комитет по природным ресурсам, природопользованию и экологии рекомендует Государственной Думе отклонить проект федерального закона N 90063164-3 "Об обеспечении экологической безопасности автомобильного транспорта".
Председатель Комитета |
Н.В. Комарова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.