Пояснительная записка
к проекту федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации"
Пенсионное обеспечение граждан в Российской Федерации с 1 января 2002 года осуществляется в соответствии с законодательством, основанном на страховых принципах.
По Федеральному закону от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" размер страховой части пенсии каждого пенсионера после 1 января 2002 года зависит не только от величины его заработной платы, но и от уплаченных страхователем страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Статьей 22 Федерального закона от 15 декабря 2001 года N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" предусмотрены различные тарифы страхового взноса, в зависимости от категории страхователя.
Так, для всех страхователей-работодателей (за исключением сельхозпроизводителей) этот тариф составляет 14 процентов (исходя из базы начисления страховых взносов до 100 тыс. руб.), а для работодателей, занятых в производстве сельскохозяйственной продукции, этот тариф составляет только 10,3 процента.
Различный подход к установлению страхового тарифа по уплате взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации существует изначально, с 1991 года. Однако до 1 января 2002 года это никоим образом не влияло на пенсионные права граждан, поскольку размер пенсии рассчитывался исходя из начисленной заработной платы, независимо от факта уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Теперь же, после введения в пенсионное законодательство страховых принципов, данная норма закона ставит в заведомо неравное положение застрахованных лиц, работающих в промышленности и в сельском хозяйстве: при одинаковой заработной плате размер пенсии у застрахованного лица, работающего на промышленном предприятии в городе, будет больше, чем у застрахованного лица, работающего у сельхозпроизводителя.
Пример 1. Женщины с одинаковой датой рождения 10 января 1957 года, имеют равный пенсионный капитал в денежном выражении, исходя из стажа и заработка, выработанного до 1 января 2002 года, - 295 502,42 руб.
После 1 января 2002 года они продолжают работать до наступления права на трудовую пенсию по старости с одинаковой суммой заработной платы - 5000 руб. ежемесячно, но при этом:
трудовая деятельность 1-й женщины протекает в городе, и сумма страховых взносов, уплачиваемая работодателем ежегодно, составляет 8400 руб. (14% от 5000 руб. х 12 мес);
трудовая деятельность 2-й женщины протекает в сельской местности, и сумма страховых взносов, уплачиваемая работодателем ежегодно, составляет 6180 руб. (10,3% от 5000 руб. х 12 мес).
Сравнительный условный расчет страховых частей пенсий, которые будут установлены этим двум женщинам по достижении возраста 55 лет (10 января 2012 года), показывает, что разница составит 111 руб. 61 коп.
Расчет размера страховой части при назначении пенсии с 10 января 2012 года для женщины, работающей в городе |
Расчет размера страховой части при назначении пенсии с 10 января 2012 года для женщины, работающей в сельской местности |
1. Определяем сумму страховых взносов, уплаченных работодателем до даты назначения пенсии (т.е. за 10 лет), с учетом индексации расчетного пенсионного капитала |
|
Страховые взносы за 2002 год 8400 руб.х 1,177X1,114X1,127=12 412,66 руб. страховые взносы за 2003 год 8400 руб.х 1,114X1,127=10 546,02 руб. страховые взносы за 2004 год 8400 руб. х 1,127 = 9 466,80 руб. страховые взносы за 2005-2011 годы 8 400 руб.х7 лет = 58 800 руб. (без индексации расчетного пенсионного капитала) Общая сумма страховых взносов, учтенная на дату назначения 12 412,66 руб. + 10 546,02 руб. + 9 466,80 руб. + 58 800 руб. = 91 225,48 руб. |
страховые взносы за 2002 год 6180 р. х 1,177 х 1,114 х 1,127 = 9 132,17 руб. страховые взносы за 2003 год 6180 р. х 1,114 х 1,127 = 7 758,85 руб. страховые взносы за 2004 год 6180 р. х 1,127 = 6 964,86 руб. страховые взносы за 2005-2011 годы 6180 р. х 7 лет = 43 260 руб. (без индексации расчетного пенсионного капитала) Общая сумма страховых взносов, учтенная на дату назначения 9 132,17 руб. + 7 758,85 руб. + 6 964,86 руб. + 43 260 руб. = 67 115,88 руб. |
2. Определяем общий пенсионный капитал на 10.01.2012 | |
295 502,42 руб. (ПК на 01.01.2002)+ 91 225,48 руб. = 386 727,90 руб. |
295 502,42 руб. (ПК на 01.01.2002)+ 67 115,88 руб. = 362 618,30 руб. |
3. Определяем страховую часть пенсии на 10.01.2012 г. | |
СЧ = 386 727,90 руб./216 мес. = 1 790,40 руб. |
СЧ = 362 618,30 руб./216 мес. = 1 678,79 руб. |
Пример 2. Мужчины с одинаковой датой рождения 10 января 1982 года. Начали свою трудовую деятельность с 1 января 2002 года и продолжают работать до наступления права на трудовую пенсию по старости (до 2042 года) с одинаковой суммой заработной платы - 8000 руб. ежемесячно, но при этом:
трудовая деятельность 1-го мужчины протекает в городе, и сумма страховых взносов, уплачиваемая работодателем ежегодно, составляет 13 440 руб. (14% от 8000 руб. х 12 мес);
трудовая деятельность 2-го мужчины протекает на сельском предприятии, и сумма страховых взносов, уплачиваемая работодателем ежегодно, составляет 9888 руб. (10,3% от 8000 руб. х 12мес).
Сравнительный условный расчет страховых частей будущих пенсий, которые будут установлены этим двум мужчинам по достижении возраста 60 лет (10 января 2042 года), показывает, что при равных базовых частях разница в размерах пенсий составит 636 руб. 55 коп.
Расчет размера страховой части при назначении пенсии с 10 января 2042 года для мужчины, работающего в городе |
Расчет размера страховой части, при назначении пенсии с 10 января 2042 года для мужчины, работающего на сельскохозяйственном предприятии. |
1. Определяем сумму страховых взносов, уплаченных работодателем до даты назначения пенсии (т.е. за 40 лет), с учетом индексации расчетного пенсионного капитала |
|
страховые взносы за 2002 год 13 440 руб. х 1,117 х 1,114 х 1,127 = 19 860,25 руб. страховые взносы за 2003 год 13 440 руб. х 1,114 x 1,127 = 16 873,62 руб. страховые взносы за 2004 год 13 440 руб. х 1,127 = 15 146,88 руб. страховые взносы за 2005-2041 годы 13 440 руб. х 37 лет = 497 280 руб. (без индексации расчетного пенсионного капитала) Общая сумма страховых взносов, учтенная на дату назначения 19 860,25 руб. + 16 873,62 руб. + 15 146,88 руб. + 497 280 руб. = 549 160,75 руб. |
страховые взносы за 2002 год 9 888 руб. х 1,177 х 1,114 х 1,127 = 14 611,47 руб. страховые взносы за 2003 год 9 888 руб. х 1,114 x 1,127 - 12 414,16 руб. страховые взносы за 2004 год 9888 руб. х 1,127 = 11 143,77 руб. страховые взносы за 2005-2041 годы 9888 руб. х 37 лет = 365 856 руб. (без индексации расчетного пенсионного капитала) Общая сумма страховых взносов, учтенная на дату назначения 14 611,47 руб. + 12 414,16 руб. + 11 143,77 руб. +365 856 руб. = 404 025,40 руб. |
2. Определяем расчетный пенсионный капитал на 10.01.2042 | |
Расчетный пенсионный капитал равен сумме уплаченных страховых взносов и составляет 549 160,75 руб. |
Расчетный пенсионный капитал равен сумме уплаченных страховых взносов и составляет 404 025,40 руб. |
3. Определяем страховую часть пенсии на 10.01.2042 | |
СЧ = 549 114,72 руб./228 мес. = 2 408,59 руб. |
СЧ = 404 025,40 руб./228 мес. = 1 772,04 руб. |
Приведенный анализ свидетельствует о том, что два застрахованных лица, трудовая деятельность которых протекала в одно и то же время и при равной заработной плате, по достижении пенсионного возраста получат разный размер страховой части пенсии. Причем ежегодная индексация расчетного пенсионного капитала еще более увеличит разрыв в пенсионном обеспечении граждан.
В связи с изложенным необходимо внести изменения в действующее законодательство с тем, чтобы привести его в соответствие со статьей 19 Конституции Российской Федерации, предусматривающей равенство всех перед законом. Причем чем дольше будут действовать сегодняшние нормы закона, ставящие в неравное положение граждан, тем больше усугубится ситуация в будущем с пенсионным обеспечением молодого поколения сельчан. Исправить положение за прошлые периоды будет невозможно, так как недоплата страховых взносов, влияющая с 2002 года на размер пенсии, узаконена.
Финансово-экономическое обоснование
проекта федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации"
Принятие и реализация проекта федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" не повлечет за собой увеличения налоговой нагрузки на налогоплательщиков - сельскохозяйственных товаропроизводителей, поскольку в соответствии со ст. 243 Налогового кодекса Российской Федерации страховые взносы на обязательное пенсионное страхование являются налоговым вычетом из суммы единого социального налога, подлежащего к уплате в федеральный бюджет.
Вместе с тем, в связи с увеличением налогового вычета уменьшатся поступления в федеральный бюджет сумм единого социального налога от данной группы налогоплательщиков.
По статистическим данным за 2005 год среднемесячная заработная плата работающих в сельском хозяйстве составила 3 646,20 руб. при среднесписочной численности (без внешних совместителей) 3 249 108 чел. Исходя из этого годовой фонд заработной платы составил 142 162 771,0 тыс.руб. (3 646,2 х 12 х 3 249 108). Сумма отчислений в федеральный бюджет единого социального налога - 22 461 717,8 тыс.руб. (15,8% от 142 162 771), налоговый вычет 14 642 765,4 тыс.руб. (10,3% от 142 162 771,0). Итого при действующем тарифе в федеральный бюджет поступит 7 818 952,4 тыс.руб. (22 461 717,8 тыс.руб. - 14 642 765,4 тыс. руб.).
При принятии данного законопроекта тариф страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, в том числе и для работодателей, занятых в производстве сельскохозяйственной продукции, составит 14%. Соответственно сумма отчислений в федеральный бюджет единого социального налога - 22 461717,8 тыс. руб. (15,8% от 142 162 771), налоговый вычет 19 902 787,9 тыс. руб. (14% от 142 162 771,0), в федеральный бюджет поступит 2 558 929,9 тыс.руб. (22 461 717,8 тыс. руб. -19 902 787,9 тыс. руб.).
Таким образом, при принятии и реализации федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", сумма налоговых поступлений в федеральный бюджет в виде единого социального налога уменьшится на 5 260 022,5 тыс. руб. В тоже время увеличатся поступления средств в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на формирование и финансирование страховой части трудовой пенсии работников, занятых в производстве сельскохозяйственной продукции. Тем самым будут уравнены в пенсионных правах как работники, занятые в производстве сельскохозяйственной продукции, так и работники других отраслей экономической деятельности, что соответствует принципам приоритетного национального проекта "Развитие агропромышленного комплекса".
Перечень
законов Российской Федерации и законов РСФСР, федеральных конституционных законов, федеральных законов и иных нормативных правовых актов РСФСР и Российской Федерации, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием проекта федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации"
Принятие проекта федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия законов Российской Федерации и законов РСФСР, федеральных конституционных законов, федеральных законов и иных нормативных правовых актов РСФСР и Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.