Заключение
Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по труду и социальной политике
на проект федерального закона N 445308-4 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации"
(внесен Законодательным Собранием Пензенской области)
Проект федерального закона N 445308-4 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" предусматривает внесение изменений в статьи 22 и 33 Федерального закона "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" и предполагает увеличение тарифов страховых взносов для выступающих в качестве работодателей организаций, занятых в производстве сельскохозяйственной продукции, родовых, семейных общин коренных малочисленных народов Севера, занимающихся традиционными отраслями хозяйствования, и крестьянских (фермерских) хозяйств.
В Пояснительной записке к законопроекту необходимость внесения изменений обусловливается следующими обстоятельствами. С 1 января 2002 года в соответствии с Федеральным законом "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" размер страховой части пенсии каждого пенсионера зависит не только от величины его заработной платы, но и от уплаченных страхователем страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации. Установление пониженного тарифа страховых взносов для уплаты указанными работодателями приводит к тому, что данная норма ставит в заведомо неравное положение застрахованных лиц, работающих в сельском хозяйстве. В частности, при одинаковой заработной плате с работниками других отраслей у застрахованных лиц, работающих в сельском хозяйстве, размер пенсии меньше. В связи с этим предлагается установить единый тариф страховых взносов для всех страхователей, выступающих в качестве работодателей.
С 1 января 2008 года в соответствии с действующей редакцией статьи 22 Федерального закона "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" применяются такие тарифы страховых взносов:
- для выступающих в качестве работодателей страхователей (за исключением выступающих в качестве работодателей организаций, занятых в производстве сельскохозяйственной продукции, родовых, семейных общин коренных малочисленных народов Севера, занимающихся традиционными отраслями хозяйствования, и крестьянских (фермерских) хозяйств) установлены следующие тарифы страховых взносов: для лиц 1966 года рождения и старше - 14,0% на финансирование страховой части трудовой пенсии; для лиц 1967 года рождения и моложе - 8,0% на финансирование страховой части трудовой пенсии и 6,0% на финансирование накопительной части трудовой пенсии;
- для выступающих в качестве работодателей организаций, занятых в производстве сельскохозяйственной продукции, родовых, семейных общин коренных малочисленных народов Севера, занимающихся традиционными отраслями хозяйствования, и крестьянских (фермерских) хозяйств установлены следующие тарифы страховых взносов: для лиц 1966 года рождения и старше - 10,3% на финансирование страховой части трудовой пенсии; для лиц 1967 года рождения и моложе - 4,3% на финансирование страховой части трудовой пенсии и 6,0% на финансирование накопительной части трудовой пенсии.
Статьей 33 Федерального закона "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" также устанавливались дифференцированные размеры страховых взносов для страхователей, которые выступали в качестве работодателей для лиц 1967 года рождения и моложе. В частности, общий размер тарифа составлял 10,0% и 4,0% (соответственно на финансирование страховой и накопительной частей трудовой пенсии), а для сельхозпроизводителей эти тарифы устанавливались в размере 6,3% и 4,0%. Однако следует учитывать, что статья 33 устанавливала переходные положения на период 2005-2007 годы.
Согласно финансово-экономическому обоснованию, реализация положений законопроекта не повлечет за собой увеличения налоговой нагрузки на налогоплательщиков - сельскохозяйственных товаропроизводителей, поскольку в соответствии со статьей 243 Налогового кодекса Российской Федерации страховые взносы на обязательное пенсионное страхование являются налоговым вычетом из суммы единого социального налога, подлежащего к уплате в федеральный бюджет. В связи с увеличением налогового вычета уменьшатся поступления в федеральный бюджет сумм единого социального налога от данной группы налогоплательщиков на 5,3 млрд. рублей.
По законопроекту поступили отзывы 30 законодательных и 45 исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации. Из них:
- поддерживают законопроект 23 законодательных и 38 исполнительных органов;
- против законопроекта высказался только Кабинет Министров Чувашской Республики (аргументация данной позиции в поступившем отзыве не приводится);
- 7 законодательных и 6 исполнительных органов, представивших отзывы, сообщили, что не имеют замечаний и предложений по законопроекту.
Комитет Совета Федерации по социальной политике поддерживает концепцию законопроекта. Комитет Совета Федерации по делам Севера и малочисленных народов, поддерживая направленность законопроекта на выравнивание возможностей пенсионного обеспечения работников независимо от их отраслевой принадлежности, возражает против той части, которая касается родовых, семейных общин коренных малочисленных народов Севера. Комитет считает, что в процессе дальнейшей работы над законопроектом должны быть найдены пути, исключающие ухудшение экономического положения родовых, семейных общин коренных малочисленных народов Севера, занимающихся ведением традиционных видов промысла.
Правительство Российской Федерации поддерживает данный законопроект при условии уточнения даты вступления его в силу и источника покрытия дополнительно возникающих расходов.
Правовое управление Аппарата Государственной Думы в своем заключении высказало ряд замечаний, касающихся финансирования предполагаемых расходов.
Комитет по труду и социальной политике, учитывая поступившие заключения и отзывы по законопроекту, принял решение рекомендовать Государственной Думе принять в первом чтении проект федерального закона N 445308-4 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации".
Председатель |
А.К. Исаев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.