Заключение Правового управления Аппарата Государственной Думы Федерального Собрания РФ
от 7 сентября 2007 г. N вн2.2-1/3405
по проекту федерального закона N 445308-4
"О внесении изменений в Федеральный закон "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", внесенному Законодательным Собранием Пензенской области
(первое чтение)
Изучив проект федерального закона, Правовое управление сообщает.
Предусмотренное законопроектом (пункты 1 и 2 статьи 1) установление единого тарифа страховых взносов на обязательное пенсионное страхование для всех выступающих в качестве работодателей (страхователей) означает увеличение указанного тарифа для выступающих в качестве работодателей организаций, занятых в производстве сельскохозяйственной продукции, родовых, семейных общин коренных малочисленных народов Севера, занимающихся традиционными отраслями хозяйствования, и крестьянских (фермерских) хозяйств.
Поскольку сумма единого социального налога, подлежащая уплате в федеральный бюджет, уменьшается налогоплательщиками на сумму начисленных ими за тот же период страховых взносов на обязательное пенсионное страхование (налоговый вычет) (абзац второй пункта 2 статьи 243 Налогового кодекса Российской Федерации), реализация законопроекта приведет к уменьшению суммы налоговых поступлений в федеральный бюджет (см. также финансово-экономическое обоснование к законопроекту).
Параметры федерального бюджета (Федеральный закон от 24 июля 2007 года N 198-ФЗ "О федеральном бюджете на 2008 год и на плановый период 2009 и 2010 годов") и бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации (Федеральный закон от 21 июля 2007 года N 182-ФЗ "О бюджете Пенсионного фонда Российской Федерации на 2008 год и на плановый период 2009 и 2010 годов") утверждены без учета положений представленного законопроекта, а согласно статье 2 законопроекта вступление его в силу в качестве будущего закона предусматривается с 1 января 2008 года, но не ранее чем по истечении месяца со дня его официального опубликования. В связи с этим, полагаем необходимым уточнить дату вступления будущего закона в силу.
Обращаем также внимание, что, исходя из предусмотренного порядка вступления в силу будущего закона с 1 января 2008 года (статья 2 проекта), неясны основания предложенных изменений (пункты 3 и 4 статьи 1) в статью 33 Федерального закона "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", которая является статьей временного действия (по 31 декабря 2007 года включительно) и определяет ставки страховых взносов на обязательное пенсионное страхование только в течение 2005-2007 годов. Полагаем, что такие изменения фактически распространяют действие положений законопроекта на прошедшее (истекшее) время, что не совпадает с заявленной целью, изложенной в пояснительной записке, а, кроме того, может привести к серьезным осложнениям в правоприменительной практике при контроле за правильностью исчисления и уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование
Законопроект оформлен со значительными нарушениями правил Методических рекомендаций по юридико-техническому оформлению законопроектов, а именно: при внесении изменений в одну или две статьи законодательного акта наименование законопроекта целесообразно конкретизировать; обозначения статьей печатаются полужирным шрифтом; при признании утратившими силу структурных единиц законодательных актов, необходимо признать утратившими силу ранее внесенные изменения в данные структурные единицы (например, в связи с признанием утратившим силу подпункта 2 пункта 2 статьи 22 Федерального закона "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" необходимо также признать утратившим силу подпункт "а" пункта 3 (в части изложения подпункта 2 пункта 2 статьи 22 в новой редакции) статьи 2 Федерального закона от 20 июля 2004 года N 70-ФЗ "О внесении изменений в главу 24 части второй Налогового кодекса Российской Федерации, Федеральный закон "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" и признании утратившими силу некоторых положений законодательных актов Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 30, ст. 3088) для чего дополнить законопроект новой статьей 2, а статью 2 законопроекта считать статьей 3).
Отмечаем также, что на рассмотрении Государственной Думы находится проект федерального закона N 384691-4 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", внесенный депутатами Государственной Думы В.М. Резником и К.Б. Шипуновым, которым вносятся изменения в те же структурные единицы Федерального закона "Об обязательном социальном страховании в Российской Федерации", что и данным законопроектом.
Заместитель |
М.В. Деменков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.