Заключение
Счетной палаты РФ по отчету об исполнении бюджета Фонда социального страхования Российской Федерации за 2006 год, представленному Правительством Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации
1. Общие положения
Заключение Счетной палаты Российской Федерации по отчету об исполнении бюджета Фонда социального страхования Российской Федерации за 2006 год, представленному Правительством Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации в форме проекта федерального закона "Об исполнении бюджета Фонда социального страхования Российской Федерации за 2006 год" (далее - Законопроект) подготовлено в соответствии с требованиями статьи 9 Федерального закона от 11 января 1995 г. N 4-ФЗ "О Счетной палате Российской Федерации" и на основании:
результатов проверки исполнения Федерального закона от 22 декабря 2005 г. N 173-ФЗ "О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2006 год" (далее - Закон о бюджете Фонда), проведенной в соответствии с пунктом 1.3.4.2. Плана работы Счетной палаты Российской Федерации (далее - Счетная палата) на 2007 год;
анализа соответствия показателей Законопроекта задачам, изложенным в послании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 20 мая 2006 года и Бюджетном послании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 26 мая 2005 года "О бюджетной политике в 2006 году" и критериям, определенным Программой социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу (2006-2008 годы).
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Дату названного Бюджетного послания следует читать как "от 24 мая 2005 года"
В целом Законопроект отвечает требованиям действующего законодательства, правовой и нормативно-методической базы, основным задачам бюджетной и социальной политики, сформулированным в Бюджетном послании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации "О бюджетной политике в 2006 году" и принципам бюджетной системы Российской Федерации, установленным Бюджетным кодексом Российской Федерации (далее - Бюджетный кодекс).
Законопроект отражает деятельность органов государственного управления Российской Федерации, Фонда и других субъектов обязательного социального страхования по исполнению Закона о бюджете Фонда за 2006 год и управлению средствами обязательного социального страхования.
Структура Законопроекта по источникам формирования доходов и направлениям расходования средств Фонда в основном соответствует Закону о бюджете Фонда. Результаты проверки исполнения доходных и расходных статей бюджета Фонда на 2006 год, проведенной Счетной палатой, подтверждают данные, содержащиеся в представленном Законопроекте.
2. Общая характеристика исполнения Федерального закона от 22 декабря 2005 г. N 173-ФЗ "О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2006 год"
В 2006 году федеральный закон, регламентирующий правовой статус, порядок создания, деятельности и ликвидации Фонда, предусмотренный частью 2 статьи 143 Бюджетного кодекса, принят не был.
Законом о бюджете Фонда утверждены доходы в сумме 207 037 205,6 тыс. рублей, расходы в сумме 212 987 313,2 тыс. рублей, дефицит бюджета - 5 950 107,6 тыс. рублей.
Бюджет Фонда исполнен с превышением доходов над расходами (профицитом) в сумме 10 762 055,8 тыс. рублей, который направлен на обеспечение норматива оборотных денежных средств в сумме 9 094 041,4 тыс. рублей и пополнение резерва на осуществление обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в сумме 1 668 014,4 тыс. рублей.
По состоянию на 1 января 2007 года численность застрахованных лиц, работающих в организациях, уплачивающих единый социальный налог (ЕСН), составляла 49 184 438 человек. В течение 2006 года произошло ее снижение на 367 243 человека или на 0,75 процента. Налоговая база для исчисления ЕСН в 2006 году, по сравнению с 2005 годом, увеличилась на 28,1% и составила 5 871 205 080,9 тыс. рублей.
В 2006 году количество страхователей, уплачивавших страховые взносы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, состоящих на учете в исполнительных органах Фонда, увеличилось на 391 056 единиц или на 10,9% и на 1 января 2007 года составило 3 976 043 страхователя.
В соответствии с приложением 11.1 к Федеральному закону от 15 августа 1996 г. N 115-ФЗ "О бюджетной классификации Российской Федерации" (в ред. Федерального закона от 22 декабря 2005 г. N 176-ФЗ) Фонд в 2006 году являлся администратором поступлений в бюджеты Российской Федерации страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний; доходов от размещения временно свободных средств Фонда, поступлений капитализированных платежей предприятий, других доходов и денежных поступлений.
Расходование средств осуществлялось в соответствии с утвержденным бюджетом Фонда, внутриведомственной росписью расходов, а также на основании действовавшей в 2006 году законодательной и нормативно-правовой базы, наличие которой, в основном, позволило Фонду решать задачи обязательного социального страхования и обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а также социальной поддержки отдельных категорий граждан, осуществляемой за счет передаваемых Фонду средств федерального бюджета и бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования (далее - ФФОМС).
Фондом, в соответствии с частью 2 статьи 6 Закона о бюджете Фонда, производилась детализация отдельных расходов (в отношении целевых статей и видов расходов), что отражено во внутриведомственной росписи расходов.
3. Анализ исполнения доходных и расходных статей бюджета Фонда социального страхования Российской Федерации в 2006 году
Бюджет Фонда по доходам исполнен в сумме 218 913 052,0 тыс. рублей или 105,7% от объемов, утвержденных Законом о бюджете Фонда.
В 2006 году доходы бюджета Фонда от поступления налогов и взносов на социальные нужды (КБК 000 1 02 00000 00 0000 000) составили 182 359 663,2 тыс. рублей, или 108,1% от объемов, утвержденных Законом о бюджете Фонда (83,3% всех доходов) и на 12,3% больше, чем в 2005 году.
Основу доходной части бюджета сформировали налоговые доходы, администратором поступления которых является ФНС России, в сумме 150 518 432,0 тыс. рублей, или 109,8% от объемов, утвержденных Законом о бюджете Фонда (68,8% от всех доходов).
Доходы за счет поступлений единого социального налога (КБК 182 1 02 01020 07 0000 110) составили 144 485 528,4 тыс. рублей или 108,5% от объемов, утвержденных Законом о бюджете Фонда. Данное превышение обусловлено увеличением в 2006 году на 5,0% фонда оплаты труда (на 290 000 000,0 тыс. рублей).
Доходы от поступления налогов на совокупный доход (КБК 000 1 05 00000 00 0000 000) составили 6 032 903,6 тыс. рублей или 153,2% от объемов, утвержденных Законом о бюджете Фонда, в том числе: единый налог, взимаемый в связи с применением упрощенной системы налогообложения - 3 328 968,4 тыс. рублей (КБК 182 1 05 01000 00 0000 ПО); единый налог на вмененный доход для отдельных видов деятельности - 2 635 427,9 тыс. рублей (КБК 182 1 05 02000 02 0000 110) и единый сельскохозяйственный налог - 68 507,3 тыс. рублей (КБК 182 105 03000 010000110).
Значительное превышение доходов от поступления данных налогов обусловлено увеличением в 2006 году количества организаций, применявших специальные налоговые режимы до 1 351,1 тыс. организаций (на 236,1 тыс. организаций или в 1,2 раза), а также соответствующим ростом численности (на 1,4 млн. человек) застрахованных работающих в них граждан.
Прогнозная величина поступлений в счет погашения задолженности предыдущих лет (взыскание обеспечивается ФНС России) по отмененным налогам, сборам и иным обязательным платежам на 2006 год, с учетом динамики погашения задолженности прошлых лет, определена в сумме 590 000,0 тыс. рублей. Фактически в доход бюджета Фонда поступили недоимки, пени и штрафы по взносам в Фонд на общую сумму 496 779,4 тыс. рублей (КБК 182 1 09 08030 07 0000 140), или 84,2% годового плана (на 33,3% меньше, чем в 2005 году). Согласно отчетным данным остаток указанной задолженности Фонду на начало 2007 года составлял 9 906 755,8 тыс. рублей.
Фондом при администрировании в установленном порядке других поступлений проводилась определенная работа, направленная на полноту обеспечения доходной части бюджета.
Так, доходы от поступлений страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний (КБК 393 1 02 02050 07 0000 160) составили 37 874 134,8 тыс. рублей, или 106,7% от объемов, утвержденных Законом о бюджете Фонда (на 10,5% больше, чем в 2005 году).
Рост поступлений страховых взносов обусловлен фактическим превышением (против расчетного) фонда оплаты труда на 5,0% и увеличением коэффициента полноты сбора страховых взносов (с учетом недоимки) до 99,6% (при плане 98,0%).
В соответствии со статьей 22 Федерального закона от 24 июля 1998 г. N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" в 2006 году установлены скидки к страховым тарифам 954 страхователям на общую сумму 524 310,3 тыс. рублей и надбавки 5 655 страхователям на общую сумму 269 020,2 тыс. рублей.
Доходы от размещения временно свободных средств Фонда, сформированных за счет поступления ЕСН, составили 379 463,9 тыс. рублей (КБК 393 1 11 02061 07 0000 120). При это указанные доходы бюджетом Фонда на 2006 год не предусматривались.
Фондом не осуществлялось размещение резерва средств обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в федеральные государственные ценные бумаги и банковские вклады в связи с отсутствием соответствующего порядка, утвержденного Правительством Российской Федерации.
В связи с высвобождением имущества при изменениях структуры региональных отделений Фонда и их филиалов, доходы Фонда от реализации имущества, находящегося в государственной собственности (в части реализации основных средств), увеличились по сравнению с планом в 3,6 раза и составили 4 507,5 тыс. рублей (КБК 393 1 14 02070 07 0000 410).
Доходы бюджета Фонда от поступлений денежных взысканий за нарушение законодательства Российской Федерации составили 94 763,9 тыс. рублей (КБК 393 1 16 20000 00 0000 140), или в 4,7 раза больше плана.
Прочие неналоговые доходы составили 2 058 804,5 тыс. рублей (КБК 000 1 17 00000 00 0000 00), или 118,3%, из них: капитализированные платежи ликвидируемых предприятий - 1 315 050,4 тыс. рублей (КБК 393 1 1704000 01 0000 180), или 101,2%; прочие неналоговые поступления в Фонд - 743 754,1 тыс. рублей (КБК 393 1 17 06020 07 0000 180), или 169,0 процентов.
Безвозмездные поступления от других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации (субвенции Фонду) составили 27 549 869,6 тыс. рублей (КБК 393 2 02 02010 07 0000 151): в том числе:
средства федерального бюджета, предаваемые Фонду на:
выплату пособий гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие радиационных аварий и ядерных испытаний - 164 400,0 тыс. рублей (КБК 393 2 02,02011 07 0000 151), или 100% бюджетных назначений;
реализацию мер социальной поддержки отдельных категорий граждан по санаторно-курортному лечению, включая проезд к месту лечения и обратно - 9 321 581,0 тыс. рублей (КБК 393 2 02 02012 07 0000 151), или 100% бюджетных назначений;
обеспечение инвалидов техническими средствами реабилитации, включая изготовление и ремонт протезно-ортопедических изделий - 5 129 794,0 тыс. рублей (КБК 393 2 02 02013 07 0000 151), или 103% бюджетных назначений;
средства ФФОМС, передаваемые Фонду на оплату диспансеризации работающих граждан и оказание им первичной медико-санитарной помощи, а также на оплату медицинской помощи женщинам в период беременности и родам - 12 934 094,6 тыс. рублей (КБК 393 2 02 02014 07 0000 151), или 73,9% бюджетных назначений.
Обеспеченность расходов доходами за 2006 год по Фонду в целом составила 106,1%, из них: по обязательному социальному страхованию - 106,4%; по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний - 104,9 процента. При этом обеспечили расходы доходами по обязательному социальному страхованию (без учета переданных Фонду средств федерального бюджета и бюджета ФФОМС) только 25 региональных отделений Фонда (в 2005 году - 52), по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний - 48 региональных отделений Фонда (на уровне 2005 года).
Бюджет Фонда по расходам исполнен в сумме 208 150 996,2 тыс. рублей или 97,7% от объемов, утвержденных Законом о бюджете Фонда (с учетом соответствующих изменений). По сравнению с 2005 годом расходы Фонда в 2006 году в номинальном выражении возросли на 25,9 процента.
Исполнение бюджета Фонда по разделам, подразделам, целевым статьям расходов и видам расходов функциональной классификации расходов бюджетов Российской Федерации характеризуется следующими данными.
Расходы по разделу 01 "Общегосударственные вопросы" подразделу 08 "Международные отношения и международное сотрудничество" ЦСР 0300000 "Международное сотрудничество" ВР 120 "Взносы в международные организации" предусматривались в сумме 3 700,0 тыс. рублей. В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 16 декабря 2002 г. N 891 "Об участии Фонда социального страхования Российской Федерации в деятельности Международной ассоциации социального обеспечения" и уставными обязательствами Фонда перед ней в части оплаты годового членского взноса на основании приказа Фонда от 20 марта 2006 г. N 60 "Об уплате членского взноса в Международную ассоциацию социального обеспечения за 2006 год" расходы Фонда по указанным взносам, в связи с изменением курсов валют в течение года, составили 2 972,8 тыс. рублей (80,3%).
Расходы по разделу 07 "Образование" предусматривались в сумме 13 864 931,9 тыс. рублей, в том числе: подразделу 05 "Переподготовка и повышение квалификации" ЦСР 4290000 "Учебные заведения и курсы по переподготовке кадров" ВР 450 "Переподготовка и повышение квалификации кадров" - 424 152,7 тыс. рублей; подразделу 07 "Молодежная политика и оздоровление детей" ЦСР 7500000 "Социальное страхование" ВР 452 "Оздоровление детей" - 13 440 779,2 тыс. рублей. Фактические расходы составили 13 848 359,6 тыс. рублей (99,9%), в том числе: на переподготовку и повышение квалификации кадров - 418 298,3 тыс. рублей (98,6%); оздоровление детей - 13 430 061,3 тыс. рублей (99,9%).В 2006 году расходы на оздоровление детей, которые осуществляются страхователями, по сравнению с 2005 годом сократились на 857 198,0 тыс. рублей.
Во исполнение статьи 15 Закона о бюджете Фонда для осуществления мероприятий по обучению по охране труда отдельных категорий застрахованных за счет средств обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний Фондом в Минздравсоцразвития России (на основании двухстороннего соглашения от 31 марта 2006 г. N 53/02-43/06-743П) перечислено 384 465,0 тыс. рублей. Согласно отчету Минздравсоцразвития России, на эти цели израсходовано 382 455,2 тыс. рублей (обучено 231 134 человека), неиспользованные средства в сумме 2 009,8 тыс. рублей возвращены Фонду в конце 2006 года. Расходы на повышение квалификации 2 946 работников Фонда (в учебном центре Фонда и других учебных заведениях) составили 35 843,1 тыс. рублей.
В 2006 году за счет средств обязательного социального страхования оплачено 5 244 375 путевок (продолжительностью 21-24 дня из расчета до 450 рублей в сутки на одного ребенка) в санатории и оздоровительные лагеря различных типов (в 2005 году оплачено 6 051 447 путевок).
Расходы по разделу 10 "Социальная политика" подразделу 03 "Социальное обеспечение населения" Законом о бюджете Фонда предусматривались в сумме 166 270 327,3 тыс. рублей, в том числе:
ЦСР 0010000 "Руководство и управление в сфере установленных функций" ВР 089 "Аппараты органов управления государственных внебюджетных фондов" - 9 963 613,0 тыс. рублей; ЦСР 1020000 "Непрограммные инвестиции в основные фонды" ВР 214 "Строительство объектов общегражданского назначения" - 620 000,0 тыс. рублей; ЦСР 7500000 "Социальное страхование" (ВР 750-760) - 155 686 714,3 тыс. рублей.
Фактические расходы на функционирование аппарата и исполнительных органов Фонда составили 8 680 620,2 тыс. рублей (ЦСР 0010000 ВР 089), или 87,1% от утвержденных Законом о бюджете Фонда (на денежное содержание аппарата - 62,6%, содержание аппарата - 22,5%, прочие расходы - 14,9%).
Фактические расходы на капитальные вложения составили 611 658,6 тыс. рублей (ЦСР 1020000 ВР 214), или 98,7% от утвержденных Законом о бюджете Фонда (произведены работы по ремонту и реконструкции административных зданий и помещений, инженерных сетей в 42 региональных отделениях, приобретены служебные помещения в 25 региональных отделениях (24 212,8 кв. м) и 4 служебные квартиры для работников Фонда).
В 2006 году объемы незавершенного строительства (работ) увеличились на 34 073,4 тыс. рублей и составили 261 741,4 тыс. рублей, арендная плата за пользование имуществом составила 519 256,1 тыс. рублей.
В структуре расходов на социальное страхование (ЦСР 7500000) наибольшую долю (57,3%) составляли расходы на выплату пособий по обязательному социальному страхованию (в 2005 году - 72,0%), из них: на выплату пособий по временной нетрудоспособности - 38,3% (в 2005 году - 50,0%); пособий по материнству и детству - 19,0% (в 2005 году - 22,0%).
Фактические расходы на социальное страхование составили 156 420 476,6 тыс. рублей (ЦСР 7500000 ВР 750-760) или 100,5% от утвержденных Законом о бюджете Фонда. Превышение объясняется увеличением (по сравнению с расчетами) расходов на выплату пособий по беременности и родам.
Расходы по ВР 750 "Пособия по временной нетрудоспособности по обязательному социальному страхованию" предусматривались в сумме 82 026 000,0 тыс. рублей. Фактические расходы составили 79 805 129,8 тыс. рублей или 97,3% (по сравнению с 2005 годом возросли на 21,7%). Количество оплачиваемых за счет средств социального страхования дней по временной нетрудоспособности сложилось на 2,5 млн. дней меньше расчетных плановых показателей, а среднедневной размер пособия на 5,4 рубля меньше запланированного.
В связи с повышением в 2006 году размера пособия по временной нетрудоспособности за полный календарный месяц с 12 480 рублей до 15 000 рублей, расходы на их выплаты, по сравнению с 2005 годом, увеличились на 14 237 786,7 тыс. рублей или 17,8 процента.
Расходы по ВР 751 "Пособия по временной нетрудоспособности по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" предусматривались в сумме 1 657 617,5 тыс. рублей. Фактически израсходовано 1 511 030,1 тыс. рублей или 91,2 процента. В 2006 году указанные расходы, в связи с повышением размера пособия, увеличились по сравнению с 2005 годом на 242 231,7 тыс. рублей или на 16,0 процентов.
Расходы по ВР 752 "Пособия по беременности и родам" предусматривались в сумме 15 870 000,0 тыс. рублей. В 2006 году расходы на выплату пособий по беременности и родам составили 19 243 918,1 тыс. рублей, или 121,3 процента. Всего за счет средств социального страхования оплачено по данному виду пособия 76 155 292 дня (на 2 963 562 дня и 4 709 532,7 тыс. рублей (на 32,4%) больше чем в 2005 году). В 2006 году, фактические расходы на выплаты пособий по беременности и родам сложились выше планируемых во всех региональных отделениях Фонда.
Расходы по ВР 753 "Пособия по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет" предусматривались в сумме 8 624 000,0 тыс. рублей). Фактические расходы составили 7 642 302,4 тыс. рублей, или 88,6% (на 1 972 489,7 тыс. рублей больше, чем в 2005 году). Выплачено 10 814 671 пособие (план 11 215 190), их среднедневной размер составил 706,66 рублей (план с учетом районных коэффициентов - 768,96 рублей). В результате уменьшения количества выплат пособий по сравнению с планом на 390 952 случая, не использовано средств, предназначенных на эти цели, в сумме 981 697,6 тыс. рублей.
В 2006 году выплаты пособий по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет женщинам, уволенным в связи с ликвидацией организации, а также неработающим гражданам (незастрахованным лицам) за счет средств обязательного социального страхования на общую сумму 30 409,0 тыс. рублей производились Фондом на основании статьи 4 Федерального закона от 19 мая 1995 г. N 81-ФЗ "О государственных пособиях гражданам, имеющих детей", что противоречило статье 6 Федерального закона от 16 июля 1999 г. N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования", согласно которой субъектами обязательного социального страхования являются застрахованные лица (работающие граждане). Федеральным законом от 5 декабря 2006 г. N 207-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части государственной поддержки граждан, имеющих детей" в статью 4 Федерального закона от 19 мая 1995 г. N 81-ФЗ внесены соответствующие изменения, согласно которым с 1 января 2007 года выплаты ежемесячных пособий по уходу за ребенком лицам, фактически осуществляющим уход за ребенком и не подлежащим обязательному социальному страхованию, осуществляются за счет средств федерального бюджета, выделяемых Фонду в установленном порядке.
Расходы по ВР 754 "Пособия при рождении ребенка" предусматривались в сумме 11 440 000,0 тыс. рублей. Фактически выплачено 1 345 424 пособия на общую сумму 11 376 302,2 тыс. рублей, или 99,4% (на 2 897 424,2 тыс. рублей больше, чем в 2005 году или на 25,5%). В 2006 году оплачено пособий при рождении ребенка на 44 819 случаев больше прогнозных данных, что свидетельствует об увеличении рождаемости в Российской Федерации.
Расходы по ВР 755 "Другие пособия и компенсации" предусматривались в сумме 784 507,7 тыс. рублей, фактические расходы составили 695 811,4 тыс. рублей или 88,7 процента.
Расходы по ВР 756 "Единовременные страховые выплаты" и ВР 757 "Ежемесячные страховые выплаты" предусматривались соответственно в суммах 590 995,4 тыс. рублей и 22 582 350,0 тыс. рублей. Фактические расходы на единовременные страховые выплаты составили 589 998,7 тыс. рублей, или 99,8% (количество единовременных выплат в 2006 году уменьшилось на 1 895 случаев по сравнению с расчетным показателем и на 2 254 случая по сравнению с 2005 годом). Фактические расходы на ежемесячные страховые выплаты пострадавшим на производстве от несчастных случаев и профессиональных заболеваний составили 22 326 963,3 тыс. рублей, или 98,9% (на 979 843,1 тыс. рублей меньше чем в 2005 году). В то же время, в условиях общего снижения количества и суммы ежемесячных страховых выплат, в 17 региональных отделениях Фонда расходы по ежемесячным страховым выплатам сложились больше плановых показателей.
Расходы по ВР 758 "Доставка и пересылка страховых выплат" предусматривались в сумме 389 312,2 тыс. рублей. Фактические расходы составили 313 119,7 тыс. рублей, или 80,4% (на 43 731,3 тыс. рублей меньше чем в 2005 году). В связи со снижением количества страховых случаев почтовые расходы в 2006 году составили 1,4% от общей суммы расходов по страховым выплатам (в 2005 году - 1,5%).
Расходы по ВР 759 "Медицинская, социальная и профессиональная реабилитация пострадавших, обеспечение предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний" предусматривались в сумме 8 421 931,5 тыс. рублей. Фактические расходы составили 7 530 552,4 тыс. рублей или 89,4% (возросли по сравнению с 2005 годом в 1,6 раза).
Расходы на медицинскую, социальную и профессиональную реабилитацию пострадавших составили 2 794 094,4 тыс. рублей, в том числе: на оплату путевок для 87 432 застрахованных лиц - 1 834 954,8 тыс. рублей (65,7%), ремонт и изготовление протезов, протезно-ортопедических изделий и протезов для 12 104 инвалидов - 274 058,0 тыс. рублей (9,8%), приобретение лекарств и изделий медицинского назначения и индивидуального ухода для 44 420 застрахованных - 164 648,1 тыс. рублей (5,9%), обеспечение транспортными средствами 637 застрахованных - 76 195,0 тыс. рублей (2,7%) и другие расходы - 444 238,5 тыс. рублей (15,9%).
В соответствии со статьей 14 Закона о бюджете Фонда и постановлением Правительства Российской Федерации от 20 апреля 2006 г. N 225 "О финансировании в 2006 году предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников и санаторно-курортного лечения работников, занятых на работах с вредным и (или) опасными производственными факторами" 14 920 страхователей использовали средства Фонда на обеспечение предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний в сумме 2 819 903,0 тыс. рублей (96,7%), из них страхователями направлено: на санаторно-курортное лечение - 967 226,7 тыс. рублей (34,3% от общей суммы этих расходов), аттестацию рабочих мест и сертификацию работ по охране труда - 513 222,4 тыс. рублей (18,2%), приобретение средств индивидуальной защиты - 1 302 795,2 тыс. рублей (46,2%) и проведение других мероприятий по охране труда - 36 658,7 тыс. рублей (1,3%).
Согласно пункту 2 части 1 статьи 14 Закона о бюджете Фонда средства обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в сумме 1 900 000,0 тыс. рублей разрешалось направить на финансирование дополнительных медицинских осмотров работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами. Фактические расходы на эти цели составили 1 916 555,0 тыс. рублей (100,9%). В соответствии с Правилами финансирования соответствующих мероприятий, утвержденными приказом Минздравсоцразвития России от 22 марта 2006 г. N 189, оплата региональными отделениями медицинским организациям за проведенные дополнительные медицинские осмотры работников производилась на основании счетов, поименных списков работников страхователя и реестров, содержащих сведения о результатах осмотров.
Расходы на оплату полной стоимости путевок, предоставляемых застрахованным гражданам для долечивания в санаторно-курортных учреждениях, расположенных на территории Российской Федерации, непосредственно после стационарного лечения в соответствии с перечнем заболеваний, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 21 апреля 2001 г. N 309, предусматривались в сумме 3 300 000,0 тыс. рублей (ЦСР 750 0000 ВР 760 "Оплата путевок на санаторно-курортное лечение работников").
В соответствии со статьей 11 Закона о бюджете Фонда в 2006 году на дополнительное финансирование расходов на санаторно-курортное лечение работников, согласно постановлению Фонда от 18 декабря 2006 г. N 223, предусматривалось использовать 2 738 182,9 тыс. рублей или 48% от объема дополнительных доходов в сумме 5 749 864,5 тыс. рублей (дополнительные доходы, по сравнению с плановыми, по обязательному социальному страхованию - 1 706 777,5 тыс. рублей и экономия за 2005 год по расходам на выплату пособий по социальному страхованию - 4 043 087,0 тыс. рублей).
Фактические расходы составили 5 385 348,5 тыс. рублей, в том числе: на оплату 147 845 путевок в санаторно-курортные учреждения на долечивание на общую сумму 2 939 425,6 тыс. рублей (89,1%) и на полную (частичную) оплату страхователями 248 795 путевок на санаторно-курортное лечение работников (без долечивания) на общую сумму 2 445 922,9 тыс. рублей (89,3% от предусмотренных Фондом).
Действовавший в 2006 году Порядок направления работников на долечивание (реабилитацию) непосредственно после стационарного лечения в специализированные санатории, утвержденный приказом Минздравсоцразвития России от 27 января 2006 г. N 44, не предусматривал проведение конкурсов по отбору специализированных санаториев (отделений), что не соответствовало нормам Федерального закона от 21 июля 2005 г. N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд". Приказом Минздравсоцразвития России от 25 декабря 2006 г. N 876 "О внесении изменений в приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 27 января 2006 г. N 44 "О долечивания (реабилитации) больных в условиях санатория" указанное несоответствие устранено.
Расходы по разделу 10 "Социальная политика" подразделу 05 "Прикладные научные исследования в области социальной политики" ЦСР 0810000 "Прикладные научные исследования и разработки" ВР 196 "Выполнение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ" предусматривались в сумме 72 392,0 тыс. рублей, фактические расходы на разработку НИОКР в области социальной политики (32 темы) составили 70 090,0 тыс. рублей (96,8%).
Во исполнение статьи 15 Закона о бюджете Фонда на финансирование научно-исследовательских работ по вопросам охраны труда Фондом в Минздравсоцразвития России (на основании двухстороннего соглашения от 31 марта 2006 г. N 53/02-43/06-743П) перечислены 48 735,0 тыс. рублей. Согласно отчету Минздравсоцразвития России на эти цели израсходовано 47 870,5 тыс. рублей (98,2%). Неиспользованные средства в сумме 864,5 тыс. рублей возвращены Фонду в конце 2006 года.
В соответствии с утвержденным Планом научно-исследовательских работ (32 темы) расходы по договорам и государственным контрактам, заключенным Фондом, составили 22 219,5 тыс. рублей.
Расходы по разделу 10 "Социальная политика" подразделу 06 "Другие вопросы в области социальной политики" ЦСР 5140000 "Реализация государственных функций в области социальной политики" ВР 482 "Мероприятия в области социальной политики" предусматривались в сумме 810 187,0 тыс. рублей. Фактические расходы составили 842 288,8 тыс. рублей (104,0%), в том числе: на развитие 12 центров реабилитации - 576 530,0 тыс. рублей; изготовление бланков листков нетрудоспособности, родовых сертификатов и других документов - 29 950,7 тыс. рублей; информационно-разъяснительную деятельность - 38 611,3 тыс. рублей; прочие текущие расходы - 197 196,8 тыс. рублей (в том числе почтовые расходы по доставке пособий неработающим матерям - 27 990,0 тыс. рублей, расходы исполнительных органов Фонда по решениям суда - 28 221,8 тыс. рублей, списание безнадежной дебиторской задолженности - 93693,5 тыс. рублей и другие расходы).
4. Анализ межбюджетных отношений с участием бюджета Фонда социального страхования Российской Федерации
В 2006 году Фондом выполнялся ряд функций, осуществляемых за счет передаваемых Фонду средств федерального бюджета и средств ФФОМС, в том числе: по выплате пособий гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие радиационных аварий и ядерных испытаний; оказанию социальной поддержки отдельным категориям граждан по санаторно-курортному лечению, включая проезд к месту лечения и обратно; обеспечению инвалидов техническими средствами реабилитации, включая изготовление и ремонт протезно-ортопедических изделий; оплате диспансеризации работающих граждан и оказания им первичной медико-санитарной помощи, а также медицинской помощи женщинам в период беременности и родов.
Всего на реализацию указанных функций Законом о бюджете Фонда утверждены расходы в объеме 31 965 775,0 тыс. рублей, фактическое исполнение составило 27 674 529,6 тыс. рублей (86,2%).
По разделу 10 "Социальная политика" подразделу 06 "Другие вопросы в области социальной политики" ЦСР 5140000 "Реализация государственных функций в области социальной политики" ВР 469 "Меры социальной поддержки граждан, подвергшихся воздействию радиации" утверждены расходы в сумме 164 400,0 тыс. рублей на выплату пособий гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие радиационных аварий и ядерных испытаний, в соответствии с действующим законодательством. Фактически израсходовано 112 551,2 тыс. рублей (68,5%). Сокращение расходов обусловлено уменьшением фактической численности граждан, имеющих право на получение данных пособий, по сравнению с расчетной. Остатки неиспользованных средств в сумме 51 848,8 тыс. рублей возвращены Фондом на текущий счет Федерального казначейства в 2007 году.
По разделу 10 "Социальная политика" подразделу 06 "Другие вопросы в области социальной политики" ЦСР 5140000 "Реализация государственных функций в области социальной политики" ВР 761 "Реализация мер социальной поддержки отдельных категорий граждан по санаторно-курортному лечению, включая проезд к месту лечения и обратно" утверждены расходы в сумме 9 321 581,0 тыс. рублей. В соответствии со статьей 16 Закона о бюджете Фонда и частью 3 статьи 75 Федерального закона от 26 декабря 2005 г. N 189-ФЗ "О федеральном бюджете на 2006 год" остатки средств на 1 января 2006 года в размере 272 881,0 тыс. рублей, образовавшиеся в результате неполного использования средств федерального бюджета на реализацию указанных мер в 2005 году, использованы Фондом в I квартале 2006 года. Кроме этого в 2006 году санаторно-курортными учреждениями в соответствии с заключенными контрактами, в связи с неполным использованием гражданами оплаченных путевок, возвращено региональным отделениям Фонда 12 902, 1 тыс. рублей, которые письмом Минфина России от 8 августа 2006 г. N 12-07-02/3503 разрешалось использовать на указанные цели в 2006 году.
В результате, с учетом всех поступлений средств, фактическое исполнение составило 9 605 675,5 тыс. рублей или 103,0% от утвержденных расходов. В 2006 году в региональные отделения Фонда поступило 1 252,8 тыс. заявлений от граждан, имеющих право на получение указанных социальных услуг, на предоставление путевок на санаторно-курортное лечение. Всего в 2006 году было выдано 673,9 тыс. путевок, что позволило обеспечить только 53,8% от поступивших заявлений.
По разделу 10 "Социальная политика" подразделу 02 "Социальное обслуживание населения" ЦСР 5050000 "Меры социальной поддержки граждан" ВР 468 "Обеспечение инвалидов техническими средствами реабилитации, включая изготовление и ремонт протезно-ортопедических изделий" на обеспечение инвалидов техническими средствами реабилитации, включая изготовление и ремонт протезно-ортопедических изделий (далее - TCP) утверждены расходы в сумме 4 979 794,0 тыс. рублей, в том числе административные расходы в сумме 390 804,9 тыс. рублей.
В соответствии с Федеральным законом от 1 декабря 2006 г. N 197-ФЗ "О внесений изменений в Федеральный закон "О федеральном бюджете на 2006 год" Фонду увеличены трансферты на обеспечение инвалидов TCP на 150 000,0 тыс. рублей. Кроме этого в 2006 году произведен возврат почтовых переводов в связи со смертью получателей-инвалидов на общую сумму 570,1 тыс. рублей, направленных Фондом в установленном порядке указанным адресатам в качестве денежной компенсации за TCP, приобретенные ими в 2005 году.
В результате, с учетом всех поступлений средств, фактические расходы на вышеуказанные цели в 2006 году составили 5 130 364,1 тыс. рублей.
Всего в 2006 году обеспечено исполнение 873 048 заявлений о предоставлении (замене) инвалидам TCP, или 55,9% от поступивших заявлений на общую сумму 4 667 529,1 тыс. рублей.
В соответствии с пунктом 6 Правил обеспечения за счет средств федерального бюджета инвалидов техническими средствами реабилитации и отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2005 г. N 877, исполнительными органами Фонда в 2006 году произведено 33 626 компенсационных выплат (70,0% от поступивших заявлений) на общую сумму 123 413,4 тыс. рублей по случаям самостоятельного приобретения инвалидами TCP. Всего в 2006 году поступило 48 029 заявлений от инвалидов о выплате компенсаций за приобретенные ими TCP на общую сумму 185 713,2 тыс. рублей. Кроме этого в соответствии с указанными Правилами расходы Фонда по оплате проезда инвалидов и сопровождающих их лиц до места протезирования и обратно, а также по их проживанию, составили 26 476,1 тыс. рублей.
Административные расходы на осуществление функций по обеспечению инвалидов TCP в 2006 году составили 312 945,5 тыс. рублей (80,1%). Неиспользованные средства на административные расходы, в сумме 77 859,4 тыс. рублей направлены на финансирование обязательств по обеспечению инвалидов TCP.
По разделу 10 "Социальная политика" подразделу 06 "Другие вопросы в области социальной политики" ЦСР 5140000 "Реализация государственных функций в области социальной политики" ВР 786 "Оплата диспансеризации работающих граждан и оказание им первичной медико-санитарной помощи, а также оплату медицинской помощи женщинам в период беременности и родов" утверждены расходы в сумме 17 500 000,0 тыс. рублей за счет средств бюджета ФФОМС.
ФФОМС на оплату услуг по дополнительной диспансеризации работающих граждан и оказанной им первичной медико-санитарной помощи, а также оплату услуг государственным и муниципальным учреждениям здравоохранения по медицинской помощи, оказанной женщинам в период беременности и родов в Фонд передано 12 934 094,6 тыс. рублей или 73,9% от объемов, утвержденных Законом о бюджете Фонда. Фактические расходы в 2006 году составили 12 825 938,8 тыс. рублей (73,3%). Остаток неиспользованных средств, поступивших из бюджета ФФОМС, на 1 января 2007 года составил 108 155,8 тыс. рублей.
Фондом произведены расходы по оплате оказанной соответствующими организациями медицинской помощи 1 331,8 тыс. женщинам в период беременности в сумме 2 654 237,4 тыс. рублей и 1 282,5 тыс. женщинам в период родов в сумме 6 421 822,0 тыс. рублей, по оплате дополнительной диспансеризации в сумме 86 252,0 тыс. рублей и первичной медико-санитарной помощи в сумме 3 663 627,4 тыс. рублей.
Фактические расходы на оплату медицинской помощи женщинам в период беременности и родов составили 86,4% от утвержденных расходов. Это обусловлено снижением на 11% количества женщин, обратившихся за родовыми сертификатами, по сравнению с расчетными показателями.
В соответствии с Порядком финансового обеспечения расходов на оплату услуг по дополнительной диспансеризации работающих граждан и оказанной им первичной медико-санитарной помощи, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2005 г. N 876, перечисление средств ФФОМС осуществлялось Фонду в 2006 году ежемесячно на основании представляемых Фондом заявок на оплату услуг по дополнительной диспансеризации и первичной медико-санитарной помощи. Указанные заявки формировались Фондом в соответствии с реестрами счетов по оплате оказанных услуг, предоставляемых региональным отделениям Фонда территориальными фондами обязательного медицинского страхования на основе результатов медико-экономической экспертизы. Оплата указанных счетов произведена Фондом в установленном порядке в полном объеме.
В соответствии с Порядком и условиями осуществления в 2006 году оплаты услуг по дополнительной диспансеризации работающих граждан и оказанной им первичной медико-санитарной помощи, утвержденным приказом Минздравсоцразвития России от 14 апреля 2006 г. N 290, оплата дополнительной диспансеризации работающих граждан осуществлялась Фондом только с 1 октября 2006 года.
В результате фактическое исполнение расходов на оплату услуг по дополнительной диспансеризации работающих граждан и оказанной им первичной медико-санитарной помощи составило только 53,6% от утвержденных расходов.
5. Анализ реализации текстовых статей Закона о бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации
В Законе о бюджете Фонда на 2006 год содержалось 19 текстовых статей.
Статья 1 часть 2 (по установлению источников внутреннего финансирования дефицита бюджета Фонда), статья 2 (по формированию доходов бюджета Фонда) и статья 6 часть 2 (целевые статьи и виды расходов Фонда) имели ссылки на приложения N 1, N 2 и N 3 к Закону о бюджете Фонда.
Статьи 3,8,12,13,16 и 18 не содержали показателей (по доходам, расходам или нормам расходов) в суммовом выражении.
Статья 3 и статья 5 часть 1 предусматривали расходы (в пределах перечисленных Фонду средств федерального бюджета) на осуществление мероприятий, предусмотренных действующим законодательством, соответственно на:
финансирование расходов, связанных с выплатой пособия по обязательному социальному страхованию в размерах сверх установленных законодательством Российской Федерации об обязательном социальном страховании гражданам в соответствии с Законом Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" (в редакции Закона Российской Федерации от 18 июня 1992 г. N 3061-1) и в соответствии с Федеральным законом от 10 января 2002 г. N 2-ФЗ "О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне";
оплату стоимости путевок и проезда междугородном транспорте к месту лечения отдельным категориям граждан, имеющим право на получение государственной социальной помощи в виде соответствующей социальной услуги в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 17 июля 1999 г. N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи".
Фонд и его исполнительные органы непосредственно исполняли статьи 1, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 12, 14, 16, 17 и 18 Законом о бюджете Фонда. При этом исполнение статей 3 и 4, части 1 статьи 5 и статьи 17 зависело от объемов поступивших средств федерального бюджета и бюджета ФФОМС.
Статья 15 исполнялась Минздравсоцразвития России (соответствующие отчеты Фонду представлены).
Порядок (правила) реализации отдельных статей Закона о бюджете Фонда (статья 10 часть 1 пункт 2; статья 13; статья 14 часть 1; статья 17 часть 1 и статья 18) должны быть определены Правительством Российской Федерации, а порядок и условия осуществления функций, предусмотренных частью 1 статьи 17 закона - Минздравсоцразвития России.
В связи с чем изданы постановления Правительства Российской Федерации от 17 апреля 2006 г. N 215 "Об обеспечении отдыха, оздоровления и занятости детей в 2006 году"; от 20 апреля 2006 г. N 225 "О финансировании в 2006 году предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников и санаторно-курортного лечения работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами"; от 30 декабря 2005 г. N 852 "О порядке финансового обеспечения в 2006 году расходов, связанных с оплатой услуг государственным и муниципальным учреждениям здравоохранения по медицинской помощи, оказанной женщинам в период беременности и (или) родов"; от 31 декабря 2005 г. N 876 "О порядке финансового обеспечения в 2006 году расходов на оплату услуг по дополнительной диспансеризации работающих граждан и оказанной им первичной медико-санитарной помощи за счет средств, перечисленных из бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования Фонду социального страхования Российской Федерации" и от 22 сентября 2006 г. N 586 "О реструктуризации задолженности открытого акционерного общества "Завод имени И.А.Лихачева", а также приказ Минздравсоцразвития России от 28 ноября 2006 г. N 701 "О родовом сертификате".
Вместе с тем статьей 13 Фонду в 2006 году предоставлялось право размещать резерв средств на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в федеральные государственные ценные бумаги и банковские вклады в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. В 2006 году указанный резерв Фонда (на 1 января 2006 года в сумме 8460057,4 тыс. рублей, на 1 января 2007 года в сумме 10 128 071,8 тыс. рублей) в федеральные государственные ценные бумаги и банковские вклады из-за отсутствия соответствующего нормативного правового акта не размещался.
Проект постановления Правительства Российской Федерации "О порядке размещения резерва средств на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" (с учетом статьи 8 Федерального закона "О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2007 год") в установленном порядке Минздравсоцразвития России внесен в Правительство Российской Федерации 11 января 2007 года. В соответствии с поручением Правительства Российской Федерации от 17 февраля 2007 г. N ДМ-П12-745 доклад о результатах доработки проекта Минздравсоцразвития России (исх. от 23 мая 2007 г. N 3540-Пр) представлен Правительству Российской Федерации.
Статьей 8 Закона о бюджете Фонда продлено на 2006 год действие статьи 13 Федерального закона от 12 февраля 2001 г. N 7-ФЗ "О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2001 год", статьи 10 Федерального закона от 11 февраля 2002 г. N 17-ФЗ ,"0 бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2002 год", статей 11 и 21 Федерального закона от 8 февраля 2003 г. N 25-ФЗ "О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2003 год", статьи 14 Федерального закона от 29 декабря 2004 г. N 202-ФЗ "О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2005 год".
В связи с чем, Фондом в 2006 году со счетов его исполнительных органов в безакцептном порядке списаны сверхнормативные остатки оборотных денежных средств на сумму 389 087,1 тыс. рублей и предоставлены 324 плательщикам отсрочки погашения сумм задолженности по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний на сумму 243 903,4 тыс. рублей.
В соответствии со статьей 11 Федерального закона от 8 февраля 2003 г. N 25-ФЗ "О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2003 год" поступившие суммы единого сельскохозяйственного налога, единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности, единого налога, уплачиваемого организациями и индивидуальными предпринимателями, применяющими упрощенную систему налогообложения, направлялись на обеспечение по обязательному социальному страхованию лиц, работающих по трудовым договорам в организациях и у индивидуальных предпринимателей, применяющих указанные налоговые режимы.
Следует отметить, что налогооблагаемой базой при исчислении этих налогов, введенных в целях стимуляции развития малого и среднего предпринимательства, является доход организации или индивидуального предпринимателя, а не фонд оплаты труда застрахованных лиц, который служит основой для расчетов выплат страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию.
В 2006 году в бюджет Фонда указанных налогов поступило на сумму 6 032 903,6 тыс. рублей, а на обеспечение выплат пособий вышеупомянутым работающим в соответствии со статьей 2 Федерального закона от 31 декабря 2002 г. N 190-ФЗ "Об обеспечении пособиями по обязательному социальному страхованию граждан, работающих в организациях и у индивидуальных предпринимателей, применяющих специальные налоговые режимы, и некоторых других категорий граждан" за счет совокупного поступления вышеуказанных налогов и средств Фонда направлено 6 441 662,1 тыс. рублей (за счет средств Фонда - 408 758,5 тыс. рублей).
Однако, доходы от поступлений единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности и единого сельскохозяйственного налога покрывали расходы на обеспечение по обязательному социальному страхованию лиц, работающих по трудовым договорам в организациях и у индивидуальных предпринимателей, применяющих указанные налоговые режимы, соответственно на 93,9% и 6,8 процента. Компенсация Фонду указанных выпадающих доходов действующим законодательством не предусмотрена, что приводит к нарушению основного принципа осуществления обязательного социального страхования, изложенного в статье 4 Федерального закона от 16 июля 1999 г. N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования", согласно которому устойчивость финансовой системы обязательного социального страхования обеспечивается на основе эквивалентности страхового обеспечения и страховых взносов.
Право получения капитализированных платежей ликвидируемых юридических лиц - страхователей по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в виде государственных ценных бумаг и векселей кредитных организаций, предусмотренное статьей 21 Федерального закона от 8 февраля 2003 г. N 25-ФЗ "О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2003 год", в 2006 году Фондом не использовалось.
В соответствии со статьей 12 Закона о бюджете Фонда на пополнение резерва средств на осуществление обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в 2006 году зачислено 1 668 014,4 тыс. рублей.
Согласно статье 16 Закона о бюджете Фонда остатки средств федерального бюджета на реализацию мер социальной поддержки отдельных категорий граждан по санаторно-курортному лечению, включая проезд на междугородном транспорте к месту лечения и обратно, образовавшиеся в бюджете Фонда в результате их неполного использования в 2005 году в сумме 272 880,9 тыс. рублей, использованы Фондом в 2006 году в соответствии с частью 1 статьи 5 Закона о бюджете Фонда. Остатков средств федерального бюджета на предоставление инвалидам технических средств реабилитации и услуг, включая изготовление и ремонт протезно-ортопедических изделий, на 1 января 2006 года в бюджете Фонда не было.
6. Анализ выполнения Фондом социального страхования Российской Федерации представлений Счетной палаты по результатам предыдущих контрольных мероприятий по исполнению бюджета
В 2006 году по результатам проведенных Счетной палатой трех контрольных мероприятий в соответствии с решениями Коллегии Счетной палаты представления Председателю Фонда не направлялись. Согласно данным решениям Председателю Фонда направлены два информационных письма и одно заключение.
Так, по результатам проверки использования средств, направленных на финансовое и материально-техническое обеспечение Государственного учреждения - Московского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации, проведенной в феврале-марте 2006 года, в соответствии с решением Коллегии Счетной палаты от 18 апреля 2006 года (протокол N 15К (482), Председателю Фонда направлено информационное письмо от 25 апреля 2006 г. N 14-283/14-2, в котором предложений Фонду не содержалось.
По результатам проверки организации обеспечения ежемесячными денежными выплатами льготных категорий населения и реализации мер социальной поддержки отдельных категорий граждан по санаторно-курортному лечению и проезду к месту лечения и обратно в региональных отделениях Фонда в Свердловской и Кемеровской областях, проведенной в ноябре-декабре 2006 года, в соответствии с решением Коллегии Счетной палаты от 22 декабря 2006 года (протокол N 49К(516) Председателю Фонда направлено информационное письмо от 28 декабря 2006 г. N 14-581/14-04, в котором предложений фонду также не содержалось.
По результатам проверки исполнения Федерального закона "О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2005 год" и отчета об исполнении бюджета Фонда социального страхования Российской Федерации за 2005 год, представленного Правительством Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации", проведенной в апреле-июле 2006 года, в соответствии с решением Коллегии Счетной палаты от 8 сентября 2006 года (протокол N 29К (496) Председателю Фонда направлено заключение Счетной палаты о результатах проверки исполнения Федерального закона "О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации за 2005 год" и отчета об исполнении бюджета Фонда социального страхования за 2005 год, представленного Правительством Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации". В указанном заключении от 18 сентября 2006 г. N 14-489/14-2 предложений Фонду не содержалось.
7. Организация в Фонде социального страхования Российской Федерации контрольно-ревизионной работы
В соответствии с пунктом 28 Положения о Фонде социального страхования Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 12 февраля 1994 г. N 101, контроль финансово-хозяйственной деятельности исполнительных органов Фонда путем проведения периодических ревизий и проверок осуществляется Департаментом контрольно-ревизионной работы Фонда штатной численностью 42 человека (укомплектован на 69%). Положение о Департаменте утверждено приказом председателя Фонда от 29 марта 2006 г. N 64.
Региональные отделения Фонда укомплектованы 4 194 специалистами контрольно-ревизионной службы, или 85,0 процентов.
В среднем расходы на содержание контрольно-ревизионного аппарата Фонда в 2006 году составили 1 572 235,9 тыс. рублей.
Временная Инструкция о порядке проведения ревизий финансово-хозяйственной деятельности по исполнению бюджета в региональных отделениях Фонда утверждена приказом Фонда от 20 декабря 2000 г. N 239. Инструкцией установлен единый порядок организации и проведения ревизии, оформления ее результатов, подготовки соответствующих решений Фонда.
Фондом также разработаны: четыре методические рекомендации (по проведению документальных ревизий и проверок финансово-хозяйственной деятельности в исполнительных органах Фонда, документальных выездных и камеральных проверок страхователей); три программы проверок использования средств, выделенных на санаторно-курортное лечение льготным категориям граждан, обеспечение инвалидов техническими средствами реабилитации и оплату услуг государственным и муниципальным учреждениям здравоохранения по медицинской помощи, оказываемой женщинам в период беременности и родов и две рекомендации по проведению проверок учреждений здравоохранения по использованию средств, направленных на оплату за первичную медико-санитарную помощь, оказанную работающим гражданам, и организации учета, хранения и правильности выдачи родовых сертификатов.
Методические рекомендации по проведению документальных ревизий и проверок финансово-хозяйственной деятельности по исполнению бюджета в исполнительных органах Фонда содержат перечни законодательных и нормативных правовых актов, используемых при проведении документальных ревизий и проверок финансово-хозяйственной деятельности. Вместе с тем, необходимые изменения в указанные перечни в связи с принятием (отменой) законодательных и иных нормативных правовых актов в установленном порядке с 2002 года не вносились.
Методики оценки эффективности внутреннего контроля в Фонде не утверждены.
План ревизий и проверок на 2006 год, утвержденный приказом Фонда от 12 декабря 2005 г. N 256, выполнен в полном объеме. В 2006 году проведено 48 ревизий и 7 тематических проверок региональных отделений. По их результатам издано 10 приказов и направлено 45 писем Фонда с целью устранения выявленных недостатков и нарушений.
Составление сводного отчета о результатах проверок финансово-хозяйственной деятельности региональных отделений за год в Фонде не предусмотрено.
В соответствии с пунктами 25 и 27 Положения о Фонде, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 12 февраля 1994 г. N 101, региональными отделениями Фонда осуществлялся контроль за расходованием средств страхователями (путем проведения камеральных и выездных документальных проверок), а также проводились проверки полноты начисления и уплаты страхователями страховых взносов и иных платежей (совместно с органами ФНС России).
Соглашение по информационному взаимодействию между МНС России и Фондом заключено 19 августа 2003 года (N БГ-16-05/113 и N 02-08/06-1907П). Регламент взаимного обмена информацией в электронном виде между органами ФНС России и Фондом утвержден 7 февраля 2006 года.
В 2006 году выявлено нарушений страхователей: по результатам камеральных проверок (по оперативным данным Фонда) на сумму 5 703,7 млн. рублей и документальных проверок (по отчетным данным Фонда) на сумму 846 839,1 тыс. рублей (возвращено Фонду 195 008,9 тыс. рублей или 23,0%).
В 2006 году органами Росфиннадзора проведены проверки финансово-хозяйственной деятельности 86 региональных отделений Фонда за 2005 год и 87 проверок отдельных вопросов. Кроме этого в региональных отделениях Фонда в 2006 году Счетной палатой Российской Федерации проведено 5 проверок, Счетной палатой; Новгородской области - 1, Федеральной антимонопольной службой - 5, Федеральной службой по надзору в сфере здравоохранения и социального развития - 3, органами Прокуратуры Российской Федерации - 8 и органами Министерства внутренних дел Российской Федерации 2 проверки.
В Фонде организован соответствующий контроль за реализацией материалов указанных ревизий и проверок на основании приказа Фонда от 24 июня 2003 г. N 149.
Материалы по результатам проверок исполнительных органов Фонда в 2006 году в правоохранительные органы Фондом не направлялись. Другие контрольные органы информацию о передаче материалов по результатам проверок в правоохранительные органы в Фонд не направляли. По информации региональных отделений Фонда в отдельных случаях правоохранительными органами запрашивались копии материалов проверок по оплате медицинской помощи женщинам в период беременности и родов.
Счетной палатой результаты внутреннего контроля использовались при оценке эффективности исполнения бюджета Фонда для сравнения отдельных показателей по доходам и расходам в разрезе его региональных отделений.
Эффективность внутреннего контроля в системе Фонда оценить достаточно сложно из-за объема и многообразия средств Фонда (средства обязательного социального страхования, средства обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваниях, передаваемые средства федерального бюджета и бюджета ФФОМС), количества объектов контроля (особенно страхователей), расходов средств Фонда на социальные выплаты (обеспечение) в интересах большего количества граждан, а также отсутствия соответствующих оценочных параметров и методик.
Выводы
1. Проект федерального закона "Об исполнении бюджета Фонда социального страхования Российской Федерации за 2006 год" (далее - Законопроект) отражает исполнение Федерального закона от 22 декабря 2005 г. N 173-ФЗ "О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2006 год".
Структура Законопроекта соответствует структуре Закона о бюджете Фонда и требованиям статьи 272 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
2. Действовавшие законодательные и нормативные правовые акты в целом позволяли Фонду решать задачи по обеспечению обязательного социального страхования и обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний. Вместе с тем (как и в 2005 году) федеральный закон, регламентирующий правовой статус, порядок создания, деятельности и ликвидации Фонда, предусмотренный частью 2 статьи 143 Бюджетного кодекса Российской Федерации, принят не был.
3. Бюджет Фонда исполнен с превышением доходов над расходами (профицитом) в сумме 10 762 055,8 тыс. рублей. Обеспеченность расходов доходами в целом по системе Фонда составила 106,1 процента.
4. Бюджет Фонда по доходам исполнен в сумме 218 913 052,0 тыс. рублей, или 105,7% от утвержденных Законом о бюджете Фонда.
Доходы от размещения временно свободных средств Фонда, сформированных за счет поступления ЕСН, составили 379 463,9 тыс. рублей.
Фондом не осуществлялось размещение резерва средств обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных . заболеваний в федеральные государственные ценные бумаги и банковские вклады в связи с отсутствием соответствующего порядка, утвержденного Правительством Российской Федерации.
На формирование доходов Фонда также отрицательно сказалось уменьшение поступлений (против плана) на 93 220,6 тыс. рублей недоимок, пеней и штрафов по взносам в Фонд, администрирование которых осуществляет ФНС России, а также снижение численности застрахованных лиц, работающих в организациях, уплачивающих ЕСН, на 367,2 тыс. человек.
Доходы от поступлений единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности и единого сельскохозяйственного налога покрывали расходы на обеспечение по обязательному социальному страхованию лиц, работающих по трудовым договорам в организациях и у индивидуальных предпринимателей, применяющих указанные налоговые режимы, соответственно на 93,9% и 6,8 процента. Компенсация Фонду указанных выпадающих доходов действующим законодательством не предусмотрена, что приводит к нарушению принципа эквивалентности страхового обеспечения и страховых взносов, предусмотренного статьей 4 Федерального закона от 16 июля 1999 г. N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования". Покрытие указанных выпадающих доходов в соответствии со статьей 2 Федерального закона от 31 декабря 2002 г. N 190-ФЗ произведено за счет совокупного поступления единого налога, взимаемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения, а также средств Фонда (в сумме 408 758,5 тыс. рублей).
5. Бюджет Фонда по расходам исполнен в сумме 208 150 996,2 тыс. рублей или 97,7% от утвержденных Законом о бюджете Фонда.
Средства, предусмотренные на инвестиции в основные фонды в сумме 8 341,4 тыс. рублей, не использованы. Вместе, с тем объемы незавершенного строительства (работ) увеличились на 34 073,4 тыс. рублей и составили на конец 2006 года 261 741,4 тыс. рублей, а расходы по арендной плате - 519 256,1 тыс. рублей.
В 2006 году расходы на оздоровление детей составили 13 430 061,3 тыс. рублей (5 244 375 путевок) и по сравнению с 2005 годом (6 051 447 путевок) снижены на 857 198,0 тыс. рублей.
Расходы на социальное страхование составили 156 420 476,6 тыс. рублей или 100,5% от утвержденных Законом о бюджете Фонда.
При этом расходы на выплаты пособий по беременности и родам составили 19 243 918,1 тыс. рублей (или 121,3%) и по сравнению с 2005 годом увеличились на 32,4 процента. Расходы на выплату пособия при рождении ребенка составили 11 376 302,2 тыс. рублей (или 99,4%) и по сравнению с 2005 годом увеличились на 25,5 процента. В 2006 году оплачено пособий при рождении ребенка на 44 819 случаев больше прогнозных данных, что свидетельствует об увеличении рождаемости в Российской Федерации.
Расходы на выплату всех остальных пособий, страховых выплат, оплату путевок на долечивание и санаторно-курортное лечение работников, а также почтовые расходы произведены в меньших объемах, чем предусматривалось Законом о бюджете Фонда.
Действовавший в 2006 году Порядок направления работников на долечивание (реабилитацию) непосредственно после стационарного лечения в специализированные санатории, утвержденный приказом Минздравсоцразвития России от 27 января 2006 г. N 44 "О долечивании (реабилитации) больных в условиях санатория", не предусматривал проведение конкурсов по отбору специализированных санаториев (отделений), что не соответствовало нормам Федерального закона от 21 июля 2005 г. N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд". Необходимые изменения в вышеуказанный Порядок внесены приказом Минздравсоцразвития России от 25 декабря 2006 г. N 876.
В соответствии со статьей 4 Федерального закона от 19 мая 1995 г. N 81-ФЗ "О государственных пособиях гражданам, имеющих детей" за счет средств обязательного социального страхования женщинам, уволенным в связи с ликвидацией организации и неработающим (незастрахованным гражданам) выплачены пособия по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет на сумму 30 409,0 тыс. рублей, что не соответствовало статье 6 Федерального закона от 16 июля 1999 г. N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования", согласно которой субъектами обязательного социального страхования являются застрахованные лица (работающие граждане). Соответствующие изменения в статью 4 Федерального закона от 19 мая 1995 г. N 81-ФЗ внесены Федеральным законом от 5 декабря 2006 г. N 207-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части государственной поддержки граждан, имеющих детей".
Расходы на международную деятельность, содержание Фонда, переподготовку и повышение квалификации кадров, выполнение научных и опытно-конструкторских работ, по сравнению с утвержденными Законом о бюджете Фонда, произведены в меньших объемах.
Расходы на мероприятия в области социальной политики составили 842 288,8 тыс. рублей (или 104,0%) от утвержденных Законом о бюджете Фонда, которые возросли за счет списания безнадежной дебиторской задолженности в сумме 93 693,5 тыс. рублей.
6. В 2006 году Фонд обеспечил выполнение возложенных на него государственных функций в пределах переданных объемов средств федерального бюджета и средств бюджета ФФОМС.
Вместе с тем, средства федерального бюджета, переданные на выплату пособий гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие радиационных аварий и ядерных испытаний, в сумме 51 848,8 тыс. рублей (31,5%) не использованы и возвращены в установленном порядке Федеральному казначейству.
Средств федерального бюджета на обеспечение инвалидов техническими средствами реабилитации, включая изготовление и ремонт протезно-ортопедических изделий, переданных Фонду, оказалось недостаточно. Всего в 2006 году обеспечено исполнение только 873 048 заявлений (55,9%) о предоставлении (замене) инвалидам технических средств реабилитации на общую сумму 4 667 529,1 тыс. рублей, а также 33 626 заявлений по компенсационным выплатам (70,0%) в случаях самостоятельного приобретения инвалидами TCP на общую сумму 123 413,4 тыс. рублей.
По той же причине Фонду не удалось оказать социальную поддержку отдельным категориям граждан по санаторно-курортному лечению, включая проезд к месту лечения и обратно (по их заявлениям), и обеспечить путевками 579 тысяч граждан (46,2%), имеющих право на получение указанных социальных услуг.
7. ФФОМС на оплату услуг по дополнительной диспансеризации работающих граждан и оказанной им первичной медико-санитарной помощи, а также оплату услуг государственным и муниципальным учреждениям здравоохранения по медицинской помощи, оказанной женщинам в период беременности и родов в 2006 году Фонду передано 12 934 094,6 тыс. рублей или 73,9% от объемов, утвержденных Законом о бюджете Фонда. Фактические расходы составили 12 825 938,8 тыс. рублей (73,3%), в том числе: на оплату дополнительной диспансеризации - 86 252,0 тыс. рублей и первичной медико-санитарной помощи организациям, оказывавшим медицинские услуги, - 3 663 627,4 тыс. рублей (всего 3 749 879,4 тыс. рублей или 53,6%); медицинской помощи женщинам в период беременности и родов - 9 076 059,4 тыс. рублей (86,4%). Остаток неиспользованных средств, поступивших из, бюджета ФФОМС, на 1 января 2007 года составил 108 155,8 тыс. рублей.
В соответствии с Порядком и условиями осуществления в 2006 году оплаты услуг по дополнительной диспансеризации работающих граждан и оказанной им первичной медико-санитарной помощи, утвержденными приказом Минздравсоцразвития России от 14 апреля 2006 г. N 290, дополнительная диспансеризация в 2006 году осуществлялась только с 1 октября 2006 года.
Сокращение расходов на оплату медицинской помощи женщинам в период беременности и родов обусловлено снижением количества женщин, обратившихся за родовыми сертификатами, по сравнению с расчетными показателями, на 11,0 процентов.
8. Контрольно-ревизионная работа в Фонде организована и осуществлялась в установленном порядке. Вместе с тем, методика оценки эффективности внутреннего контроля в Фонде отсутствует. Методические рекомендации по проведению документальных ревизий и проверок финансово-хозяйственной деятельности по исполнению бюджета в исполнительных органах в части содержания перечней законодательных и нормативных правовых актов требуют пересмотра.
Контрольно-ревизионные органы Фонда на 1 января 2007 года укомплектованы специалистами: в региональных отделениях на 85% (некомплект 720 человек) и центральном аппарате Фонда на 69% (некомплект 13 человек).
Предложения
1. Направить заключение Счетной палаты Российской Федерации по отчету об исполнении бюджета Фонда социального страхования Российской Федерации за 2006 год, представленному Правительством Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации, в Совет Федерации, Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации.
Приложения к заключению Счетной палаты:
Приложение 1. Сравнение показателей исполнения Федерального закона "О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2006 год" по доходам с показателями представленного Федеральному Собранию Российской Федерации проекта федерального закона "Об исполнении бюджета Фонда социального страхования Российской Федерации за 2006 год" и результатами проверки Счетной палаты Российской Федерации.
Приложение 2. Сравнение показателей исполнения Федерального закона "О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2006 год" по расходам с показателями представленного Федеральному Собранию Российской Федерации проекта федерального закона "Об исполнении бюджета Фонда социального страхования Российской Федерации за 2006 год" и результатами проверки Счетной палаты Российской Федерации.
Приложение 3. Данные о недопоступлении средств в бюджет Фонда социального страхования Российской Федерации в 2006 году вследствие нарушения норм действующего законодательства.
Приложение 4. Факты нецелевого использования средств бюджета Фонда социального страхования Российской Федерации в 2006 году.
Приложение 5. Данные об иных нарушениях и недостатках, допущенных при исполнении бюджета Фонда социального страхования Российской Федерации за 2006 год.
Приложение 6. Данные об исполнении Федерального закона "О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2006 год" в разрезе текстовых статей.
Приложение 7. Предложения Счетной палаты Российской Федерации по корректировке проекта федерального закона "Об исполнении бюджета Фонда социального страхования Российской Федерации за 2006 год".
Приложение 8. Сводный перечень актов комплекса контрольных мероприятий по проверке исполнения бюджета Фонда социального страхования Российской Федерации за 2006 год.
Аудитор |
С.А. Агапцов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.