Постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 28 августа 2013 г. N 06АП-4141/13
г. Хабаровск |
|
28 августа 2013 г. |
Дело N А73-3614/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 28 августа 2013 года.
Полный текст постановления изготовлен 28 августа 2013 года.
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Головниной Е.Н.
судей Козловой Т.Д., Ротаря С.Б.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Степаненко Т.В.
в заседании участвовали:
от конкурсного управляющего должником: Пономарев А.В., доверенность от 01.02.2013;
от ФНС России: Самохвалова Е.А., доверенность от 19.07.2013,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу конкурсного управляющего открытым акционерным обществом "Дальневосточное акционерное общество по монтажу теплоэнергетического оборудования" Гладкова Игоря Владимировича на определение от 15 июля 2013 года по делу N А73-3614/2012 Арбитражного суда Хабаровского края принятое судьей Сецко А.Ю.
по заявлению Федеральной налоговой службы
о включении в реестр требований кредиторов должника
в деле о несостоятельности (банкротстве) открытого акционерного общества "Дальневосточное акционерное общество по монтажу теплоэнергетического оборудования"
УСТАНОВИЛ:
В рамках возбужденного Арбитражным судом Хабаровского края производства по делу о несостоятельности (банкротстве) открытого акционерного общества "Дальневосточное акционерное общество по монтажу теплоэнергетического оборудования" ОГРН 1022700918283, г. Хабаровск (далее - Общество, должник) вынесено определение от 06.06.2012 о введении в отношении должника процедуры наблюдения; временным управляющим должником утвержден Гладков Игорь Владимирович.
Решением суда от 21.01.2013 Общество признано несостоятельным (банкротом) с открытием конкурсного производства, конкурсным управляющим утвержден Гладков И.В.
04.03.2013 в Арбитражный суд Хабаровского края поступило заявление Федеральной налоговой службы (далее - ФНС России, уполномоченный орган) о включении в реестр требований кредиторов должника задолженности по уплате обязательных платежей в бюджет и внебюджетные фонды на общую сумму 16 407 074,50 руб. (основной долг, пени и штрафы), в числе которых задолженность по капитализируемым платежам для обеспечения по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний при ликвидации (банкротстве) в сумме 4 417 838,77 руб. (с учетом уточнения заявления в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Определением суда первой инстанции от 15.07.2013 требования уполномоченного органа удовлетворены в полном объеме.
В апелляционной жалобе конкурсный управляющий Обществом просит отменить определение суда от 15.07.2013 в части включения в реестр требований кредиторов должника задолженности по капитализированным платежам в сумме 4 417 838,77 руб. и вынести новый судебный акт об отказе в удовлетворении данных требований. В обоснование указывает на то, что спорные требования заявителя основаны на данных, представленных филиалом ФСС N 7, в то время как Порядком внесения в Фонд социального страхования Российской Федерации капитализированных платежей при ликвидации юридических лиц - страхователей по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 17.11.2000 N 863 (далее - Порядок), возможность составления расчета размера капитализированных платежей фондом социального страхования самостоятельно не предусмотрена. Ссылается на то, что представленный уполномоченным органом расчет не согласован со стороны должника; мер по согласованию этого расчета с конкурсным управляющим заявителем не предпринято. Полагает, что арбитражный суд ошибочно трактовал действующее законодательство, а именно: положения пункта 1 статьи 135 Федерального закона от 26.10.2002 N127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - Закон о банкротстве) и пункта 2 статьи 23 Федерального закона от 24.07.1998 N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" (далее - Закон N 125-ФЗ). Указанное, по мнению конкурсного управляющего, свидетельствует о недоказанности наличия у должника обязанности по внесению страховщику капитализированных платежей. Также считает правильным применение им положений пунктов 4, 5 Порядка.
В отзыве на апелляционную жалобу, представленном в судебное заседание, ФНС России просит обжалуемое определение оставить без изменения. Возражая по приведенным в жалобе доводам, указывает: на регулирование Порядком вопроса внесения капитализированных платежей в добровольном порядке; на начало процедуры ликвидации юридического лица, в отношении которого возбуждено производство о банкротстве, с даты открытия в его отношении конкурсного производства; на отсутствие со стороны конкурсного управляющего действий по расчету капитализируемых платежей.
В заседании арбитражного суда апелляционной инстанции представитель конкурсного управляющего Обществом настаивал н удовлетворении апелляционной жалобы по приведенным в ней доводам. Представитель ФНС России высказался в поддержку обжалуемого определения, высказавшись в соответствии с письменным отзывом.
Поскольку конкурсным управляющим обжалуется часть судебного акта, при этом участвующие в деле лица, не заявили возражений к началу заседания по проверке только части судебного акта, суд апелляционной инстанции, руководствуясь частью 5 статьи 268 АПК РФ и с учетом разъяснений, указанных в пункте 25 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.05.2009 N 36 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде апелляционной инстанции", осуществляет проверку судебного акта в пределах, определяемых апелляционной жалобой - в части включения в реестр требований кредиторов должника задолженности по капитализированным платежам в сумме 4 417 838,77 руб.
Исследовав материалы дела, доводы апелляционной жалобы, отзыва на нее, заслушав представителей участников процесса, Шестой арбитражный апелляционный суд приходит к следующему.
В соответствии с пунктом 1 статьи 142 Закона о банкротстве в ходе конкурсного производства установление размера требований кредиторов осуществляется в порядке статьи 100 Закона о банкротстве, в силу пункта 5 которой арбитражный суд проверяет обоснованность заявленных требований и наличие оснований для их включения в реестр требований кредиторов даже при отсутствии возражений относительно таких требований.
В абзаце третьем пункта 1 статьи 142 Закона о банкротстве также установлено, что реестр требований кредиторов подлежит закрытию по истечении двух месяцев с даты опубликования сведений о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства.
В данном случае установлено, что сообщение об открытии в отношении должника конкурсного производства опубликовано в газете "Коммерсантъ" 26.01.2013; настоящее заявление поступило в суд 04.03.2013. Таким образом, ФНС России обратилась в суд до закрытия реестра требований кредиторов должника.
В подтверждение наличия спорной задолженности, включение в реестр требований должника которой оспаривается в апелляционном порядке, уполномоченный орган представил в материалы дела произведенный филиалом N 7 Государственного учреждения - Хабаровского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации (далее - Учреждение) расчет размера капитализируемых платежей для обеспечения по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний при ликвидации (банкротстве) на общую сумму 4 218 910,13 руб. (т. 1 л.д. 119-121), а также приказы Учреждения о назначении лицам, указанным в расчете, ежемесячных страховых выплат с приложением к ним справок-расчетов сумм ежемесячных страховых выплат по состоянию на дату открытия конкурсного производства в отношении должника, об индексации этих выплат, утвержденные Обществом акты о несчастном случае на производстве, справки Общества о заработной плате застрахованных лиц, выписку из акта освидетельствования ГУ "Бюро медико-социальной экспертизы N 1" (т. 1 л.д. 142-155).
Будучи специальным, Закон о банкротстве не регулирует отношения, возникающие при возмещении вреда здоровью граждан через систему обязательного социального страхования.
Вместе с тем, в пункте 1 статьи 135 Закона о банкротстве установлено, что определение размера требований граждан, перед которыми должник несет ответственность за причинение вреда жизни или здоровью, осуществляется путем капитализации соответствующих повременных платежей, установленных на дату принятия арбитражным судом решения о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства и подлежащих выплате гражданам до достижения ими возраста семидесяти лет, но не менее чем за десять лет. Порядок и условия капитализации соответствующих повременных платежей определяются Правительством Российской Федерации.
Согласно пункту 2 статьи 23 Закона N 125-ФЗ при ликвидации страхователя - юридического лица он обязан внести страховщику капитализированные платежи в порядке, определяемом Правительством РФ.
При этом следует отметить, что должник, в отношении которого открыто конкурсное производство, по смыслу абзаца четырнадцатого статьи 2, главы VII Закона о банкротстве, пункта 1 статьи 65 Гражданского кодекса Российской Федерации находится в стадии ликвидации через процедуру конкурсного производства.
Страховщиком в силу статьи 3 Закона N 125-ФЗ является Фонд социального страхования Российской Федерации. На последнего статьями 3, 18 Закона N 125-ФЗ возложена обязанность по аккумулированию капитализированных платежей. Внесение указанных платежей на счет данного Фонда предусмотрено также пунктом 6 Порядка.
Исходя из пункта 2 Постановления Правительства РФ от 29.05.2004 N 257 "Об обеспечении интересов Российской Федерации как кредитора в деле о банкротстве и в процедурах, применяемых в деле о банкротстве" с учетом разъяснений, данных в пункте 1 информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 13.04.2010 N 136 "О некоторых вопросах, связанных с капитализацией платежей при банкротстве", требование Фонда социального страхования Российской Федерации, предоставляющего обеспечение по обязательному социальному страхованию застрахованным и иным лицам, имеющим право на получение страховых выплат, к должнику-страхователю, признанному банкротом, о капитализации платежей указанным лицам и выплате фонду капитализированной суммы предъявляется и представляется в деле о банкротстве Федеральной налоговой службой; такое требование является обязательным платежом и относится к третьей очереди.
В соответствии с пунктом 4 Порядка, ликвидационная комиссия (конкурсный управляющий) рассчитывает размер капитализируемых платежей в соответствии с методикой расчета размера капитализируемых платежей для обеспечения по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний при ликвидации (банкротстве) юридических лиц - страхователей, утверждаемой страховщиком по согласованию с Министерством труда и социального развития Российской Федерации, Министерством экономического развития и торговли Российской Федерации и Федеральной службой России по финансовому оздоровлению и банкротству.
Порядок расчета размера капитализируемых платежей установлен в разделе 2 Методики расчета размера капитализируемых платежей для обеспечения по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний при ликвидации (банкротстве) юридических лиц - страхователей, утвержденной Постановлением ФСС РФ от 30.07.2001 N 72 (далее - Методика).
В данном случае спорное требование уполномоченного органа соответствует вышеуказанным нормам права и приведенным разъяснениям, расчет капитализированных сумм в счет возмещение ежемесячных выплат в заявленном размере произведен заявителем в соответствии с Методикой с учетом даты открытия конкурсного производства в отношении должника.
Конкурсным управляющим должником сумма спорной задолженности не оспорена; доводов об ошибочности представленного расчета не заявлено; контррасчет не представлен.
При установленном арбитражный суд первой инстанции пришел к правильному выводу о наличии правовых оснований для включения указанного требования в третью очередь реестра требований кредиторов Общества.
Доводы заявителя жалобы о том, что в нарушение пунктов 4, 5 Порядка расчет размера капитализируемых платежей составлен не конкурсным управляющим должником, а Учреждением и с конкурсным управляющим не согласован, арбитражным апелляционным судом отклоняется, поскольку данные обстоятельства не являются основанием для освобождения Общества от обязанности по внесению спорных капитализированных платежей страховщику и, принимая во внимание отсутствие в деле доказательств ошибочности произведенного Учреждением в одностороннем порядке расчета этих платежей, оснований для признания спорных требований неправомерными не имеется.
Неправильного применения норм действующего законодательства, на что указывает заявитель жалобы, арбитражным судом первой инстанции не допущено.
При изложенном оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены определения арбитражного суда от 15.07.2013 в проверенной части нет.
Руководствуясь статьями 258, 268-272 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
определение от 15 июля 2013 года по делу N А73-3614/2012 Арбитражного суда Хабаровского края в обжалуемой части оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции в установленном законом порядке.
Председательствующий |
Е.Н. Головнина |
Судьи |
Т.Д. Козлова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.