Определение Высшего Арбитражного Суда РФ от 7 февраля 2008 г. N 925/08
Коллегия судей Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации
в составе председательствующего судьи Муриной О.Л., судей Зориной М.Г. и Поповченко А.А.,
рассмотрев в судебном заседании заявление Хатунцевой Лины Владимировны (пр. Кольский, 109-34, г. Мурманск) о пересмотре в порядке надзора решения от 06.02.2007 по делу N А42-2039/2006 Арбитражного суда Мурманской области, постановления Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 31.05.2007 и постановления Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 08.10.2007 по тому же делу, установила:
названные судебные акты приняты по заявлению индивидуального предпринимателя Хатунцевой Лины Владимировны к Межрайонной инспекции ФНС России N 7 по Мурманской области (ул. Миронова, 13, г. Кола, Мурманская область, 184380) о признании недействительным ее решения от 09.02.2006 N 1364/2976 о привлечении к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения.
Решением суда первой инстанции от 06.02.2007 в удовлетворении заявленного требования отказано.
Постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 31.05.2007 решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа постановлением от 08.10.2007 оставил без изменения решение суда первой инстанции и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда.
В заявлении, поданном в Высший Арбитражный Суд Российской Федерации, предприниматель просит отменить принятые по данному делу судебные акты.
Статьей 304 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации предусмотрены основания для изменения или отмены в порядке надзора судебных актов, вступивших в законную силу.
Рассмотрев и обсудив доводы, изложенные в заявлении, а также исходя из содержания оспариваемых судебных актов, коллегия судей пришла к выводу о том, что дело не подлежит передаче в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации ввиду отсутствия таких оснований в связи со следующим.
Данное дело касалось спора о размере ставки налога на игорный бизнес, подлежащей применению при исчислении указанного налога за ноябрь 2005 года.
Судебные инстанции, исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства, установили, что Хатунцева Л.В. зарегистрирована в качестве индивидуального предпринимателя, осуществляющего деятельность без образования юридического лица, 28.03.2000. Лицензию на право осуществления деятельности в сфере игорного бизнеса предприниматель получила 17.05.2004. Предприниматель полагает, что поскольку она получила право на осуществление деятельности в сфере игорного бизнеса с момента получения соответствующей лицензии и покупки игровых автоматов в мае 2004 года, то ставка налога за каждый игровой автомат должна в течение четырех лет соответствовать ставке, установленной на момент получения ею лицензии (17.05.2004), т.е. 2 500 руб., без учета последующего увеличения.
Налоговым органом проведена камеральная налоговая проверка налоговой декларации по налогу на игорный бизнес за ноябрь 2005 года, по результатам которой вынесено решение от 09.02.2006 N 1364/2976 о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности по пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации в виде взыскания налоговой санкции в размере 19 000 руб. Данным решением также доначислен налог на игорный бизнес за ноябрь 2005 года в размере 95 000 руб. и пени в размере 1 953,83 руб. По мнению налогового органа, предприниматель занизила налоговую базу по налогу на игорный бизнес за ноябрь 2005 года в результате применения неправильной ставки налога. Предприниматель не согласившись с указанным решением налогового органа обратилась в арбитражный суд с заявлением о признании его недействительным.
Суды, отказывая в удовлетворении требования индивидуального предпринимателя, руководствовались положениями статей 23, 75, 122, 365, 366, 367, 368, 369, 370, 371 Налогового кодекса Российской Федерации, статьи 9 Федерального закона Российской Федерации от 14.06.1995 N 88-ФЗ "О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 88-ФЗ) и пришли к выводу о том, что льготный четырехлетний период деятельности следует исчислять не с даты выдачи предпринимателю лицензии на право осуществления деятельности в сфере игорного бизнеса, а с момента государственной регистрации предпринимателя. Таким образом, срок действия льготного режима налогообложения для субъектов малого предпринимательства, установленный пунктом 1 статьи 9 Федерального закона N 88-ФЗ, завершился для предпринимателя Хатунцевой Л.В. 28.03.2004 и, следовательно, с этого момента она не имеет права на сохранение прежнего порядка налогообложения, в частности, на применение ставки налога на игорный бизнес, установленной на момент ее государственной регистрации.
Довод предпринимателя об отсутствии ее вины в совершенном налоговом правонарушении, поскольку она руководствовалась разъяснениями Минфина России, изложенными в письме от 20.10.2005 N 03-06-05-07/35, что в силу статьи 111 Налогового кодекса Российской Федерации должно быть расценено как обстоятельство, исключающее вину в совершении налогового правонарушения, судебными инстанциями не принят. Суды указали, что в названном письме Министерство финансов Российской Федерации отвечает на вопрос о том, с какого момента возникает и прекращается обязанность по уплате налога на игорный бизнес. Как установили суды, этот вопрос не вызывал у предпринимателя затруднений, поскольку, зарегистрировав первые игровые автоматы, Хатунцева Л.В. с марта 2004 года исчисляла и уплачивала налог на игорный бизнес по действовавшей в тот момент ставке.
Таким образом, судебные инстанции пришли к выводу о том, что при исчислении налога на игорный бизнес за ноябрь 2005 года Хатунцева Л.В. неправомерно применила ставку 2 500 руб., что привело к неполной уплате данного налога. В ноябре 2005 года, спустя более одного года после окончания первых четырех лет деятельности в качестве предпринимателя, Хатунцева Л.В. должна уплачивать налоги в общем порядке. В связи с этим, доначисление налога на игорный бизнес, пеней и штрафа суды признали законным.
Коллегия судей Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации не установила нарушений арбитражными судами норм материального и процессуального права. Вывод судов о том, что льготный четырехлетний период деятельности следует исчислять с момента государственной регистрации предпринимателя, а не выдачи ему лицензии, соответствует сложившейся судебно-арбитражной практике.
Доводы предпринимателя о применении ею разъяснений Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России и об отсутствии вины в совершении налогового правонарушения, были предметом рассмотрения судов и им дана соответствующая правовая оценка.
Заявителем не представлено доказательств того, что предпринимателем по делу N А42-2039/2006 Арбитражного суда Мурманской области заявлялось ходатайство о назначении судебно-экономической экспертизы и о том, что судом отказано в удовлетворении указанного ходатайства.
Руководствуясь статьями 299, 301 и 304 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, коллегия судей Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации определила:
в передаче N А42-2039/2006 Арбитражного суда Мурманской области в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации для пересмотра в порядке надзора оспариваемых судебных актов отказать.
Председательствующий судья |
О.Л. Мурина |
Судья |
М.Г. Зорина |
Судья |
А.А. Поповченко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение Высшего Арбитражного Суда РФ от 7 февраля 2008 г. N 925/08
Текст определения официально опубликован не был