г. Самара |
|
02 сентября 2013 г. |
Дело N А55-3049/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 28 августа 2013 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 02 сентября 2013 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Марчик Н.Ю.,
судей Холодной С.Т., Кузнецова В.В.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Максимовым С.С.,
с участием:
от заявителя - Тушин С.М., копия паспорта имеется в материалах дела,
от ответчика - не явился, извещен,
от третьего лица - не явился, извещен,
рассмотрев в открытом судебном заседании 28 августа 2013 года в помещении суда, в зале N 7, апелляционную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области на решение Арбитражного суда Самарской области от 23.04.2013 г. по делу N А55-3049/2013 (судья Бойко С.А.)
по заявлению Комитета по управлению муниципальным имуществом администрации муниципального района Красноармейский Самарской области, Самарская область, с. Красноармейское,
к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области, г. Самара,
третье лицо:
администрация муниципального района Красноармейский Самарской области, Самарская область, с. Красноармейское,
о признании незаконным отказа,
УСТАНОВИЛ:
Комитет по управлению муниципальным имуществом администрации муниципального района Красноармейский Самарской области (далее - заявитель, Комитет) обратился в Арбитражный суд Самарской области с заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области (далее - ответчик, Управление Росреестра по Самарской области) о признании незаконным отказа в государственной регистрации права постоянного (бессрочного) пользования Комитета по управлению муниципальным имуществом администрации муниципального района Красноармейский Самарской области на земельный участок площадью 1 229 034 кв.м. кадастровый номер 63:25:1006003:2, расположенный по адресу: Самарская область, Красноармейский район, ЗАО "Заря", дом 51, содержащегося в сообщении от 14.01.2013 г. N 25/502/2012-278.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 23.04.2013 г. заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с принятым судебным актом, Управление Росреестра по Самарской области обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Указывает, что в качестве правоустанавливающего документа на государственную регистрацию было представлено постановление администрации муниципального района Красноармейский Самарской области от 15.11.2012 г. N 1776, согласно которому заявителю предоставляется земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения фонда перераспределения земель.
В данном случае Федеральный закон от 24.07.2002 г. N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" содержит специальные нормы о порядке предоставления земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения фонда перераспределения.
В соответствии с п. 4 ст. 10 Федерального закона от 24.07.2002 г. N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" земельные участки, находящиеся в фонде перераспределения земель, могут передаваться гражданам и юридическим лицам в аренду, а также предоставляться им в собственность на возмездной или безвозмездной основе в случаях, установленных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
При этом предоставление таких земельных участков на иных видах права действующим законодательством не предусмотрено.
Следовательно, у администрации муниципального района Красноармейский Самарской области отсутствовали законные основания предоставлять спорный земельный участок заявителю на праве постоянного (бессрочного) пользования.
Представитель заявителя в судебном заседании возражал против удовлетворения апелляционной жалобы.
Представители ответчика и третьего лица в судебное заседание не явились.
В соответствии со ст. 156 АПК РФ дело по апелляционной жалобе рассмотрено судом апелляционной инстанции в отсутствие представителей ответчика и третьего лица, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства.
В соответствии с ч. 2 ст. 18 АПК РФ после отложения рассмотрения дела и замены судьи Рогалевой Е.М. на судью Кузнецова В.В. рассмотрение дела начато сначала.
Проверив материалы дела, выслушав представителя заявителя, оценив в совокупности имеющиеся в деле доказательства, суд апелляционной инстанции считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, а апелляционную жалобу - не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
Из материалов дела следует, что постановлением администрации муниципального района Красноармейский Самарской области от 15.11.2012 г. N 1776 Комитету по управлению муниципальным имуществом администрации муниципального района Красноармейский Самарской области на праве постоянного (бессрочного) пользования предоставлен земельный участок площадью 1 229 034 кв.м. кадастровый номер 63:25:1006003:2, расположенный по адресу: Самарская область, Красноармейский район, ЗАО "Заря", дом 51, для сельскохозяйственного использования.
Комитет по управлению муниципальным имуществом администрации муниципального района Красноармейский Самарской области обратился в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области с заявлением о государственной регистрации права постоянного (бессрочного) пользования на вышеназванный земельный участок.
Сообщением от 14.01.2013 г. N 25/502/2012-278 ответчик отказал в регистрации права постоянного (бессрочного) пользования.
В качестве основания для отказа указано, что в соответствии с п. 3 ст. 80 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) и п. 4 ст. 10 Федерального закона от 24.07.2002 г. N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" спорный земельный участок, будучи земельным участком из фонда перераспределения земель, может быть предоставлен юридическим лицам лишь в собственность или аренду.
Такой вид права, как постоянное (бессрочное) пользование, в Федеральном законе от 24.07.2002 г. N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" отсутствует.
Считая отказ незаконным, Комитет обратился в арбитражный суд с настоящими требованиями.
Удовлетворяя требования заявителя, суд первой инстанции правомерно исходил из следующего.
Согласно ч. 1 ст. 198, ч. 4 ст. 200 и ч. 3 ст. 201 АПК РФ основанием для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц является наличие одновременно двух условий: их несоответствие закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов лица, обратившегося в суд с соответствующим требованием, в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу п. 1 ст. 17 Федерального закона от 21.07.1997 г. N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Закон о госрегистрации) основаниями для государственной регистрации наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество и сделок с ним являются, в том числе акты, изданные органами государственной власти или органами местного самоуправления в рамках их компетенции и в порядке, который установлен законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания.
Пунктом 2 ст. 17 Закона о госрегистрации закреплено, что не допускается истребование у заявителя дополнительных документов, за исключением предусмотренных настоящим Федеральным законом, если представленные им документы отвечают требованиям статьи 18 настоящего Федерального закона и если иное не установлено законодательством Российской Федерации.
На основании ст. 18 Закона о госрегистрации документы, устанавливающие наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав на недвижимое имущество и представляемые на государственную регистрацию прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре прав.
В соответствии с абзацем 10 п. 1 ст. 20 Закона о госрегистрации в государственной регистрации может быть отказано, если не представлены документы, необходимые в соответствии с настоящим Федеральным законом для государственной регистрации прав, в случаях, если обязанность по представлению таких документов возложена на заявителя.
Согласно п. 5 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 21.07.2009 г. N 132 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами ст. 20 и 28 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" на основании абзаца десятого п. 1 ст. 20 Закона в государственной регистрации может быть отказано, если заявителем не представлены документы, необходимые в соответствии с Законом о госрегистрации. К их числу относятся следующие документы: заявление о регистрации права; документы, подтверждающие личность (правовой статус) заявителя; кадастровый паспорт недвижимого имущества (за исключением случаев, когда документ, содержащий описание недвижимого имущества, ранее уже представлялся и был помещен в соответствующее дело правоустанавливающих документов); документ об уплате государственной пошлины.
В связи с изложенным судам следует иметь в виду, что вступившее в силу решение суда, которым признано право на недвижимое имущество, не освобождает заявителя от представления названных документов. Вместе с тем требование регистратора о представлении иных правоустанавливающих документов не соответствует закону.
Материалами дела правоустанавливающих документов подтверждается, что заявителем представлен полный пакет документов, предусмотренных законом.
Согласно п. 1 ст. 29 ЗК РФ предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со ст. 9, 10 и 11 настоящего Кодекса.
В качестве основания возникновения права пользования земельным участком представлен акт органа местного самоуправления - постановление администрации муниципального района Красноармейский Самарской области от 15.11.2012 г. N 1776.
Из представленного в материалы дела кадастрового паспорта земельного участка следует, что земельный участок с кадастровым номером 63:25:1006003:2 отнесен к землям сельскохозяйственного назначения.
Факт отнесения указанного земельного участка к фонду перераспределения земель заявителем не отрицается.
В соответствии с п. 3 ст. 80 ЗК РФ использование земель фонда перераспределения земель осуществляется в соответствии со статьей 78 настоящего Кодекса в порядке, установленном законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Пунктом 1 ст. 78 ЗК РФ прямо предусмотрена возможность использования земель сельскохозяйственного назначения для ведения сельскохозяйственного производства, создания защитных лесных насаждений, научно-исследовательских, учебных и иных связанных с сельскохозяйственным производством целей некоммерческими организациями.
Исходя из положений ст.ст. 20, 28 ЗК РФ, муниципальным учреждениям земельные участки предоставляются на праве постоянного (бессрочного) пользования.
При этом в соответствии с п. 4 ст. 20 ЗК РФ граждане или юридические лица, обладающие земельными участками на праве постоянного (бессрочного) пользования, не вправе распоряжаться этими земельными участками.
Как установлено судом первой инстанции, целью предоставления спорного земельного участка является проведение мероприятий по обработке почвы от личинок саранчи, т.е. цель предоставления связана с сельскохозяйственным производством.
Согласно выписке из Единого государственного реестра юридических лиц организационно-правовая форма заявителя - муниципальное учреждение.
В силу ст. 120 Гражданского кодекса Российской Федерации учреждение - некоммерческая организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера.
Как правильно указал суд первой инстанции, нормами Земельного кодекса Российской Федерации, регулирующими оборот земель сельскохозяйственного назначения, допускается возможность предоставления учреждению земельных участков из фонда перераспределения земель.
При этом п. 2.4. ст. 3 Федерального закона от 25.10.2001 г. N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" прямо предусмотрено, что не допускается предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, государственным или муниципальным учреждениям, учреждениям, созданным государственными академиями наук, на иных правах, кроме как на праве постоянного (бессрочного) пользования.
С учетом изложенного судом первой инстанции правомерно отклонен довод регистрирующего органа о том, что п. 4 ст. 10 Федерального закона от 24.07.2002 г. N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" предусмотрена возможность предоставления земельных участков из фонда перераспределения земель юридическим лицам лишь в собственность или аренду.
Статья 10 Федерального закона от 24.07.2002 г. N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" регулирует порядок предоставления гражданам и юридическим лицам в собственность или аренду земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и не касается порядка, либо возможности предоставления указанных земельных участков на ином праве (в том числе - праве постоянного (бессрочного) пользования).
Ни Земельный кодекс Российской Федерации, ни Федеральный закон от 24.07.2002 г. N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" не содержат прямого запрета на предоставление муниципальным учреждениям земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения на праве постоянного (бессрочного) пользования.
Постановление администрации от 15.11.2012 г. N 1776 является действующим, не оспоренным, не признанным судом недействительным.
Иных оснований для отказа в регистрации права постоянного (бессрочного) пользования, кроме изложенного выше, в оспариваемом сообщении об отказе не содержится.
С учетом изложенного оспариваемый отказ Управления Росреестра по Самарской области противоречит требованиям ст.ст. 18, 20 Федерального закона от 21.07.1997 г. N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" и нарушает права и законные интересы заявителя, лишая его права зарегистрировать право постоянного (бессрочного) пользования на испрашиваемый земельный участок, что явилось правовым основанием для удовлетворения заявленных требований.
Доводы, приведенные Управлением Росреестра по Самарской области в апелляционной жалобе, полно и всесторонне исследованы судебной коллегией, однако подлежат отклонению, поскольку основаны на ошибочном толковании закона и не опровергают обстоятельств, установленных судом первой инстанции при рассмотрении настоящего дела, и, соответственно, не влияют на законность принятого судом решения.
Таким образом, фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судом первой инстанции на основе полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, нормы материального и процессуального права не нарушены, в связи с чем суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены принятого судебного акта.
Руководствуясь ст. ст. 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Самарской области от 23.04.2013 г. по делу N А55-3049/2013 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.
Председательствующий |
Н.Ю. Марчик |
Судьи |
С.Т. Холодная |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А55-3049/2013
Истец: Комитет по управлению муниципальным имуществом администрации муниципального района Красноармейский Самарской области
Ответчик: Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области
Третье лицо: Администрация муниципального района Красноармейский Самарской области