г. Хабаровск |
|
06 сентября 2013 г. |
Дело N А37-419/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 03 сентября 2013 года.
Полный текст постановления изготовлен 06 сентября 2013 года.
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Швец Е.А.
судей Гричановской Е.В., Харьковской Е.Г.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Стрекаловской О.О.
при участии в заседании:
от открытого акционерного общества "Аэропорт Магадан": Краевская Екатерина Николаевна, представитель по доверенности от 22.02.2013 N 10-ЮР;
от Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Магадане Магаданской области: представитель не явился;
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Магадане Магаданской области на решение от 10.06.2013 по делу N А37-419/2013 Арбитражного суда Магаданской области принятое судьей Степановой Е.С.
по иску открытого акционерного общества "Аэропорт Магадан" (ОГРН 1124910019167, ИНН 4909115648)
к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Магадане Магаданской области (ОГРН 1024900962272, ИНН 4900008419)
о признании недействительным требования N 059 001 13 ЗП 0000030 от 01.03.2013 и взыскании судебных расходов в размере 200 рублей
УСТАНОВИЛ:
открытое акционерное общество "Аэропорт Магадан" (далее - ОАО "Аэропорт Магадан", общество) обратилось в Арбитражный суд Магаданской области с заявлением к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Магадане Магаданской области (далее - УПФ РФ в г. Магадане, Управление) о признании недействительным Требования о предоставлении необходимых пояснений или внесении соответствующих изменений в расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам N 059 001 13 ЗП 0000030 от 01.03.2013.
Решением от 10.06.2013 суд заявленные требования удовлетворил в полном объеме. Требование УПФ РФ в г. Магадане N 059 001 13 ЗП 0000030 от 01.03.2013 признал недействительным. Обязал Управление устранить допущенные нарушения прав и законных интересов общества. Кроме того, взыскал с УПФ РФ в г. Магадане в пользу ОАО "Аэропорт Магадан" госпошлину в размере 2 000 руб., уплаченную по платежному поручению N 544 от 26.02.2013 и судебные расходы в размере 200 руб., уплаченные по платежному поручению N 546 от 27.02.2013.
Не согласившись с данным судебным актом, УПФ РФ в г. Магадане обратилось в Шестой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просило его отменить, принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований, заявило ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие его представителя, которое удовлетворено судом.
ОАО "Аэропорт Магадан" в представленном отзыве, его представитель в судебном заседании отклонили доводы апелляционной жалобы, просили решение суда первой инстанции оставить без изменения, как законное и обоснованное, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Исследовав имеющиеся в деле доказательства, обсудив доводы апелляционной жалобы, отзыва на нее, выслушав представителя ОАО "Аэропорт Магадан", Шестой арбитражный апелляционный суд установил следующее.
Из материалов дела следует, что ОАО "Аэропорт Магадан" зарегистрировано в качестве юридического лица МИФНС России N 1 по Магаданской области с внесением соответствующей записи в ЕГРЮЛ 03.12.2012, свидетельство серии 49 N 000314025, ОГРН 1124910019167, ИНН 4909115648.
ОАО "Аэропорт Магадан создано 03.12.2012 путем преобразования федерального государственного унитарного предприятия "Аэропорт Магадан" и является его правопреемником.
Учредителем ОАО "Аэропорт Магадан" является Российская Федерация в лице Федерального агентства по управлению государственным имуществом.
13.02.2013 в УПФР в г. Магадане представлен расчет ОАО "Аэропорт Магадан" по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Российской Федерации" страховым взносам на обязательное медицинское страхование в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования за 2012 год.
При этом, ОАО "Аэропорт Магадан" произвело расчет страховых взносов за декабрь 2012 года с применением пониженных ставок по тарифам, установленным пунктом 1 статьи 58.2 Закона N 212-ФЗ в связи с достижением предельной величины базы для начисления страховых взносов в отношении работников, суммы выплат, которых превысили 512 000 руб. с начала расчетного периода. В связи с тем, что трудовые договоры с работниками не расторгались, индивидуальные лицевые счета на работников не изменились, ОАО "Аэропорт Магадан" исчислял расчетный период с 01.01.2012 по 31.12.2012.
Расчет, представленный ОАО "Аэропорт Магадан", пенсионным органом не принят, в связи с чем 05.03.2013 УПФ РФ в г. Магадане направило в адрес ОАО "Аэропорт Магадан" Требование о предоставлении необходимых пояснений или внесении соответствующих изменений в расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам.
В соответствии с указанным требованием пенсионный орган ставит в известность плательщика страховых взносов - ОАО "Аэропорт Магадан"- о том, что в ходе камеральной проверки на основе расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный Фонд РФ, страховым взносам на обязательное медицинское страхование в Федеральный Фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования 2012 год, представленного указанным плательщиком выявлены ошибки в расчете. На основании указанного Требования ОАО "Аэропорт Магадан" обязан в течение пяти дней с даты его получения представить необходимые пояснения к расчету, либо внести соответствующие исправления в расчет.
Не согласившись с Требованием Управления, общество обжаловало его в суд.
Из положений части 1 статьи 198, части 4 статьи 200 АПК РФ следует, что основанием для принятия решения суда о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц являются одновременно два условия, несоответствие закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Суд первой инстанции, удовлетворяя заявленные требования, пришел к выводу о наличии двух условий, предусмотренных для этого процессуальным законом: несоответствие оспариваемого акта действующему законодательству и нарушение прав и охраняемых законом интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности. При этом обоснованно суд исходил из следующего.
В соответствии с пунктом 5 Федерального закона "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" от 24.07.2009 N 212-ФЗ (далее - Закон N 212-ФЗ) плательщиками страховых взносов являются страхователи, определяемые в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования, к которым относятся лица, производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам - организации.
Согласно статьи 3 Федеральный закон от 15.12.2001 N 167-ФЗ (ред. от 23.07.2013) "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" страховые взносы на обязательное пенсионное страхование определены законодателем как индивидуально возмездные обязательные платежи, которые уплачиваются в бюджет пенсионного фонда и персональным целевым назначением которых является обеспечение права гражданина на получение пенсии по обязательному пенсионному страхованию в размере, эквивалентном сумме страховых взносов, учтенной на его индивидуальном лицевом счете.
В течение расчетного (отчетного) периода по итогам каждого календарного месяца плательщики страховых взносов производят исчисление ежемесячных обязательных платежей по страховым взносам, исходя из величины выплат и иных вознаграждений, начисленных (осуществленных - для плательщиков страховых взносов - физических лиц) с начала расчетного периода до окончания соответствующего календарного месяца, и тарифов страховых взносов, за вычетом сумм ежемесячных обязательных платежей, исчисленных с начала расчетного периода по предшествующий календарный месяц включительно (пункт 3 статьи 15 Закона N 212-ФЗ).
В силу пункта 1 статьи 7 Закона N 212-ФЗ облагаемая база плательщиков страховых взносов определяется как сумма выплат и иных вознаграждений, начисленных плательщиками в пользу физических лиц по трудовым договорам и гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг.
Особенностью исчисления и уплаты страховых взносов является накопительный порядок исчисления облагаемой базы путем суммирования в течение календарного года произведенных за каждый месяц выплат в пользу работников и других физических лиц.
В пунктах 1, 2 статьи 10 Закона N 212-ФЗ установлено, что расчетным периодом по страховым взносам признается календарный год. Отчетными периодами признаются первый квартал, полугодие, девять месяцев календарного года, календарный год.
Плательщики страховых взносов, указанные в пункте 1 части 1 статьи 5 Закона N 212-ФЗ, определяют базу для начисления страховых взносов отдельно в отношении каждого физического лица с начала расчетного периода по истечении каждого календарного месяца нарастающим итогом (пунктом 3 статьи 8 Закона N 212-ФЗ).
В соответствии с пунктом 4 статьи 8 Закона N 212-ФЗ для плательщиков страховых взносов, база для начисления страховых взносов в отношении каждого физического лица устанавливается в сумме, не превышающей 512 000 руб. нарастающим итогом с начала расчетного периода. С сумм выплат и иных вознаграждений в пользу физического лица, превышающих 512 000 руб. нарастающим итогом с начала расчетного периода, страховые взносы взимаются в 2012 - 2015 годах в соответствии с пунктом 1 статьи 58.2 Закона N 212-ФЗ.
Согласно пункту 5 статьи 58 ГК РФ при преобразовании юридического лица одного вида в юридическое лицо другого вида (изменении организационно - правой формы) ко вновь возникшему юридическому лицу переходят права и обязанности реорганизованного юридического лица в соответствии с передаточным актом.
Передаточный акт и разделительный баланс должны содержать положения о правопреемстве по всем обязательствам реорганизованного юридического лица в отношении всех его кредиторов и должников (пунктом 1 статьи 59 ГК РФ).
По пункту 4 статьи 57 ГК РФ юридическое лицо считается реорганизованным, за исключением случаев реорганизации в форме присоединения, с момента государственной регистрации вновь возникших юридических лиц.
В соответствии со статьей 16 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ (ред. от 28.06.2013) "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" реорганизация юридического лица в форме преобразования считается завершенной с момента государственной регистрации вновь возникшего юридического лица, а преобразованное юридическое лицо - прекратившим свою деятельность.
Согласно части 16 статьи 15 Закона N 212-ФЗ, в случае реорганизации плательщика страховых взносов - организации уплата страховых взносов, а также представление расчетов по начисленным и уплаченным страховым взносам осуществляются его правопреемником (правопреемниками) независимо от того, были ли известны до завершения реорганизации правопреемнику (правопреемникам) факты и (или) обстоятельства неисполнения или ненадлежащего исполнения реорганизованным юридическим лицом обязательств по уплате страховых взносов.
Таким образом, в силу положений статьи 58 ГК РФ и пункта 16 статьи 15 Закона N 212-ФЗ правопреемник реорганизованного юридического лица при исполнении возложенных на него данной статьей обязанностей по уплате страховых взносов пользуется всеми правами, исполняет все обязанности в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации.
При указанных обстоятельствах, для определения облагаемой базы по страховым взносам решающее значение имеет характер трудовых отношений плательщика страховых взносов с работниками.
Статьей 75 ТК РФ установлено, что изменение подведомственности (подчиненности) организации или ее реорганизации (слияние, присоединение, разделение, выделение, преобразование) не может являться основанием для расторжения трудовых договоров с работниками организации.
Согласно статьи 75 ТК РФ при реорганизации в форме преобразования трудовые отношения с согласия работника продолжаются и оплата труда им начисляется по прежним трудовым договорам. Следовательно, реорганизация не изменяет условия и порядок оплаты труда работников.
Факт продолжения трудовых отношений между работником и работодателем после реорганизации свидетельствует о необходимости учета работодателем-правопреемником сумм выплат по трудовым договорам, осуществленных работодателем-предшественником в пользу работников.
Выплаты и вознаграждения, являющиеся облагаемой базой плательщиков страховых взносов, представляют собой оплату труда, которая является существенным условием трудового договора.
Таким образом, при реорганизации предприятия в форме преобразования без увольнения работников, расчетный период определяется с учетом работы у прежнего работодателя.
На основании изложенного, выплаты, осуществляемые на основании трудовых договоров, заключенных с работниками до реорганизации, не могут не учитываться при определении облагаемой базы плательщика страховых взносов реорганизованной организации.
Обязанность работодателя по начислению взносов в пользу работника после реорганизации сохраняется, а не возникает вновь, в силу того, что трудовые отношения длятся и в процессе реорганизации, и после ее завершения.
При этом, Законом N 212-ФЗ не установлен иной порядок определения базы для начисления страховых взносов в случае реорганизации организации-плательщика страховых взносов. Никаких специальных условий для прерывания порядка такого расчета также не предусмотрено.
Таким образом, законодательно не установлен особенный порядок исчисления страховых взносов в случае реорганизации юридического лица.
Материалами дела подтверждается, что после реорганизации ФГУП "Аэропорт Магадан" в ОАО "Аэропорт Магадан" трудовые отношения между работниками реорганизованной организации и его правопреемником были продолжены, поэтому плательщик страховых взносов был вправе учесть в облагаемой базе по страховым взносам выплаты и вознаграждения, начисленные в пользу физических лиц до реорганизации юридического лица.
Учитывая изложенное, суд первой инстанции обосновано удовлетворил требования ОАО "Аэропорт Магадан", признав оспариваемое требование недействительным.
Принимая во внимание положения норм материального и процессуального права, а также, учитывая конкретные обстоятельства по делу, арбитражный апелляционной суд считает, что доводы заявителя апелляционной жалобы, не содержат фактов, которые бы повлияли на обоснованность и законность решения суда, либо опровергли выводы суда первой инстанции, в связи с чем признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными и не могут служить основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
Руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Магаданской области от 10.06.2013 по делу N А37-419/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции в установленном законом порядке.
Председательствующий |
Е.А. Швец |
Судьи |
Е.В. Гричановская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А37-419/2013
Истец: ОАО "Аэропорт Магадан"
Ответчик: ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Магадане Магаданской области, ГУ Управление Пенсионного фонда РФ в городе Магадане Магаданской области
Хронология рассмотрения дела:
10.09.2014 Постановление Шестого арбитражного апелляционного суда N 06АП-3312/14
11.06.2014 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-6739/14
20.05.2014 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-6739/14
03.02.2014 Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа N Ф03-6286/13
06.09.2013 Постановление Шестого арбитражного апелляционного суда N 06АП-4122/13
10.06.2013 Решение Арбитражного суда Магаданской области N А37-419/13