г.Москва |
|
5 сентября 2013 г. |
Дело N А40-85717/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 29 августа 2013 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 05 сентября 2013 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Яковлевой Л.Г.,
Судей: |
Мухина С.М., Поташовой Ж.В., |
при ведении протокола |
секретарем судебного заседания Жеренковой Ю.Г., |
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Московской области
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 07.03.2013 по делу N А40-85717/2012, принятое судьей Белицкой С.В. (7-823)
по заявлению ОАО " Московский завод измерительной аппаратуры" (105484, г. Москва, ул. 16-я Парковая, д. 30)
к 1) Федеральному агентству по управлению государственным имуществом, 2) Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Московской области (109012, г. Москва, Никольский переулок, д. 9; 129346, г. Москва, ул. Коминтерна, д. 38)
о признании незаконным действий государственного органа
при участии:
от заявителя: |
Семичев К.Е., по доверенности от 31.05.2012 |
от ответчика: |
1)не явился, извещен; 2) не явился, извещен; |
УСТАНОВИЛ:
ОАО " Московский завод измерительной аппаратуры" (далее - заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением к Федеральному агентству по управлению государственным имуществом (далее - ответчик, агентство) о признании незаконным действия Федерального агентства по управлению государственным имуществом (Росимущество), выразившимся в отказе принять решение о предоставлении земельного участка общей площадью 104.802 кв.м., имеющего адресные ориентиры: деревня Золотьково Наро-Фоминского муниципального района Московской области, кадастровый номер 50:26:030813:2 в собственность Открытого акционерного общества" Московский завод измерительной аппаратуры" (ОАО "МЗИА) и обязании Федерального агентства по управлению государственным имуществом (Росимущество) в лице его территориального органа - Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Московской области ( ТУ Росимущество в Московской области) подготовить, подписать и направить в адрес Открытого акционерного общества "Московский завод измерительной аппаратуры" (ОАО "МЗИА) с предложением о заключении договора купли - продажи земельного участка общей площадью 104.802 кв.м., имеющего адресные ориентиры: деревня Золотьково Наро-Фоминского муниципального района Московской области, кадастровый номер 50:26:030813:2 в собственность.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 07.03.2013 заявленные требования удовлетворены в полном объеме.
При этом суд исходил из того, что отказ Росимущества нарушает требования действующего законодательства, а также права и законные интересы заявителя.
Не согласившись с принятым решением, ответчик обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, принять новый судебный акт, которым отказать в удовлетворении требований заявителю в полном объеме.
Заявитель представил отзыв на апелляционную жалобу, в котором просит решение суда оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения. В суде апелляционной инстанции поддержал решение суда, с доводами апелляционной жалобы не согласен, просил решение суда оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Ответчики, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явились, дело судом рассмотрено в порядке, предусмотренном ст. ст. 123, 156 АПК РФ в их отсутствие.
Законность и обоснованность принятого решения проверены апелляционной инстанцией в порядке ст.ст. 266, 268 АПК РФ.
Изучив материалы дела, заслушав выступление заявителя, обсудив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, суд апелляционной инстанции считает, что решение суда подлежит отмене, а апелляционная жалоба - удовлетворению.
Из материалов дела следует, что заявитель владеет земельным участком, общей площадью 104802 кв. м., с адресным ориентиром: деревня Золотьково Наро-Фоминского муниципального района Московской области, с кадастровым номером 50:26:030813:2 на праве постоянного (бессрочного) пользования, что подтверждается свидетельством о госрегистрации прав собственности на землю от 16.03.93 N 57883.
Согласно свидетельства о внесении в реестр федерального имущества (реестровый номер 07700830 от 09.08.2000) спорный земельный участок внесен в реестр федерального имущества, на котором располагается 1-этажный (подземных этажей - 1) нежилой производственный корпус с площадью застройки 154,8 кв.м. расположенный по адресу: Московская область, Наро-Фоминский район, г.п. Верея, д. Золотьково, детский оздоровительный пионерский лагерь "Десантник".
ОАО "МЗИА" обратилось в Росимущество в порядке ст. 36 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) по вопросу приватизации земельного участка общей площадью 104 802 кв. м., с кадастровым номером 50:26:030813:2, расположенного по адресу: Московская область, Наро-Фоминский район, д. Золотьково, на котором находится объект недвижимого имущества с площадью застройки 154,8 кв.м., незавершенный строительством, кадастровый номер 50-50-26/019/2010-206. Основание приобретения права собственности - План приватизации Московского завода измерительной аппаратуры, утв. распоряжением Госкомимущества N 1577-р от 20.06.1994.
Указанное обращение рассмотрено ответчиком и письмом от 09.04.2012 N ПП-10/10605 было отказано заявителю о приватизации земельного участка с кадастровым номером 50:26:030813:2.
Заявитель обжаловал данный отказ в Арбитражный суд г. Москвы.
Суд апелляционной инстанции считает, что при принятии решения судом первой инстанции не в полной мере выяснены обстоятельства, имеющие существенное значение для настоящего спора, неправильно истолкован и не применен закон, подлежащий применению по следующим основаниям.
Согласно ст. 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ (в ред. от 29.06.2012) "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" собственник объекта незавершенного строительства, право собственности на которого зарегистрировано до 01.01.2012, имеет право приобрести земельный участок, который находится в государственной или муниципальной собственности и на котором расположен указанный объект, в аренду без проведения торгов в порядке, установленном для оформления прав на земельные участки собственниками зданий, сооружений (п. 21 введен Федеральным законом от 12.12.2011 N 427-03).
В соответствии с п. 2 ст. 35 ЗК РФ площадь части земельного участка, занятой зданием, строением, сооружением и необходимой для их использования, определяется в соответствии с п. 3 ст. 33 настоящего кодекса.
Согласно п. 3 ст. 33 ЗК РФ предельные размеры земельных участков устанавливаются в соответствии с утвержденными в установленном порядке нормами отвода земель для конкретных видов деятельности или в соответствии с правилами землепользования и застройки, землеустроительной, градостроительной и проектной документацией.
Заявитель обратился в Росимущество в порядке ст. 36 ЗК РФ по вопросу приватизации земельного участка общей площадью 104 802 кв. м., на котором находится объект недвижимого имущества с площадью застройки всего 154,8 кв.м. Более того, заявитель не обосновал площадь истребуемого земельного участка превышающего площадь здания более чем в 680 раз.
На основании п. 3 ст. 35 ЗК РФ собственник здания, строения, сооружения, находящихся на чужом земельном участке, имеет преимущественное право покупки или аренды земельного участка, которое осуществляется в порядке, установленном гражданским законодательством для случаев продажи доли в праве общей собственности постороннему лицу. В случае, если земельный участок находится в государственной или муниципальной собственности, применяются правила, установленные п. 1 ст. 36 настоящего кодекса.
Согласно п. 1 ст. 36 ЗК РФ, если иное не установлено федеральными законами, собственники зданий, строений, сооружений имеют исключительное право на приватизацию земельных участков, на которых расположены такие объекты недвижимости.
Вместе с тем, применение ст. 36 ЗК РФ к объектам незавершенного строительства исключается в связи с тем, что в отличии от здания, строения или сооружения они не могут быть использованы в соответствии с их назначением до завершения строительства и ввода их в эксплуатацию, а как следствие не дают преимущества права на приобретение прав на земельный участок под таким объектом.
Понятие недвижимого имущества содержится в п. 1 ст. 130 Гражданского кодекса Российской Федерации. К недвижимым вещам относятся земельные участки, участки недр, обособленные водные объекты и все, что прочно связанно с землей, т.е. объекты перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно. В том числе леса, многолетние насаждения, здания, сооружения. По смыслу указанной нормы вещи, обладающие таким признаком, как физическая связь с землей, могут быть признаны недвижимостью, если они созданы как объекты недвижимости в установленном законом и иными правовыми актами порядке, с получением необходимых разрешений и соблюдением градостроительных норм и правил.
Так, в силу п. 10 ст. 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации здание, строение и сооружение являются объектами капитального строительства. Право использования такого объекта возникает после его ввода в эксплуатацию (ст. 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации). Объект незавершенного строительства не может быть использован в качестве здания, строения или сооружения, поскольку не введен в эксплуатацию и находится на этапе строительства.
Несмотря на то, что в ст. 36. ЗК РФ не поименованы, объекты незавершенного строительства, применять порядок выкупа земельных участков под названным объектом можно в случаях, прямо указанных в законе. К таким случаям, в частности, относится приватизация объектов незавершенного строительства в силу п. 1 ст. 28 Федерального закона от 21.12.2001 N 178 - ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества", переоформление права постоянного (бессрочного) пользования земельными участками в соответствии с п. 2 ст. 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ. Между тем к данной ситуации эта норма не применима. Особенность объекта незавершенного строительства в том, что он находится на этапе строительства, до завершения которого не может быть веден в эксплуатацию и использован в качестве здания, строения, сооружения. В этой связи оформление права собственности на земельный участок в соответствии со ст. 36 ЗК РФ для эксплуатации здания противоречит совокупному толкованию приведенных норм земельного законодательства.
В соответствии с разъяснительными письмами Министерства экономического развития Российской Федерации от 31.01.2011 N Д23-316 и от 03.06.2011 N 23-2393 право на использование объектов капитального строительства возникает после ввода объекта в эксплуатацию в порядке, установленном ст. 55 Градостроительного кодекса РФ. В отличие от здания, строения, сооружений объекты незавершенного строительства не могут быть использованы в соответствии с их назначением до завершения строительства и ввода их в эксплуатацию. Следовательно, объект незавершенного строительства не является зданием, строением или сооружением.
Таким образом, находящийся на земельном участке не завершенный строительством объект не относится к тем объектам, собственники которых имеют право на приватизацию земельных участков на основании ст. 36 ЗК РФ. Применение порядка выкупа земельных участков собственниками находящимися на этих земельных участках объектов незавершенного строительства, установленного п. 1 ст. 36 ЗК РФ, возможно в случаях, только прямо указанных в законе. При этом земельные участки, занятые объектами незавершенного строительства, могут быть предоставлены без торгов собственниками данного объекта в аренду в соответствии со ст. 28 Федерального закона N 178-ФЗ.
Территориальное управление правомерно указало на невозможность заключения договора купли-продажи земельного участка с кадастровым номером 50:26:030813:2, в связи с тем, что на данном земельном участке расположен объект незавершенного строительства.
Так, в постановлениях Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 23.12.2008 N 8985/08 и от 10.04.2012 N 15874/11, в которых высказана позиция предоставления земельного участка под объектом незавершенного строительства отмечено, что позиция о наличии права па выкуп земельного участка собственником объекта незавершенного строительства не учитывает необходимость соблюдения публичных и частных интересов при возведении объектов капитального строительства. По мнению Президиума, применение ст. 36 Земельного кодекса Российской Федерации к объектам незавершенного строительства исключается в связи тем, что в отличие от зданий, строений или сооружений они не могут быть использованы в соответствии с их назначением до завершения строительства и ввода их в эксплуатацию.
Учитывая вышеприведенные доводы, суд апелляционной инстанции считает, что судом первой инстанции при принятии обжалуемого решения не дана оценка доводам ответчика, не в полной мере выяснены обстоятельства, имеющие существенное значение для настоящего спора, неправильно истолкован и не применен закон, подлежащий применению, кроме этого, имеет место несоответствие выводов, изложенных в решении, обстоятельствам дела в связи с этим решение суда подлежит отмене, а апелляционная жалоба - удовлетворению.
С учетом изложенного, руководствуясь ст.ст. 110, 266, 268, 269, 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации Девятый арбитражный апелляционный суд,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда г. Москвы от 07.03.2013 по делу N А40-85717/2012 отменить.
Отказать ОАО " Московский завод измерительной аппаратуры" в удовлетворении требований о признании незаконным действия Федерального агентства по управлению государственным имуществом (Росимущество), выразившимся в отказе принять решение о предоставлении земельного участка общей площадью 104.802 кв.м., имеющего адресные ориентиры: деревня Золотьково Наро-Фоминского муниципального района Московской области, кадастровый номер 50:26:030813:2 в собственность Открытого акционерного общества" Московский завод измерительной аппаратуры" (ОАО "МЗИА) и обязании Федеральное агентство по управлению государственным имуществом (Росимущество) в лице его территориального органа - Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Московской области ( ТУ Росимущество по Московской области) подготовить, пописать и направить в адрес Открытого акционерного общества "Московский завод измерительной аппаратуры" (ОАО "МЗИА) с предложением о заключении договора купли - продажи земельного участка общей площадью 104.802 кв.м., имеющего адресные ориентиры: деревня Золотьково Наро-Фоминского муниципального района Московской области, кадастровый номер 50:26:030813:2 в собственность.
Взыскать с ОАО "МЗИА" в доход федерального бюджета госпошлину в размере 1 000 руб. за подачу апелляционной жалобы.
Постановление вступает в законную силу со дня принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Федеральный арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
Л.Г. Яковлева |
Судьи |
С.М. Мухин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-85717/2012
Истец: ОАО " Московский завод измерительной аппаратуры"
Ответчик: Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в МО, Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Московской области, Федеральное агентство по управлению государственным имуществом, Федеральному агенствву по управлению государственным имуществом