г. Тула |
|
6 сентября 2013 г. |
Дело N А09-304/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 05.09.2013.
Постановление изготовлено в полном объеме 06.09.2013.
Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Дорошковой А.Г., судей Капустиной Л.А. и Фриева А.Л., при ведении протокола судебного заседания секретарем Некрасовой С.Е., при участии от истца - Купцова А.М. (доверенность от 07.08.2012, ответчиков - департамента финансов Брянской области - Малаева С.С. (доверенность от 03.06.2013 N 07-03), департамента промышленности, транспорта и связи Брянской области - Горбачева А.Н. (доверенность от 07.08.2013), в отсутствие третьего лица - Министерства финансов Российской Федерации, извещенного о времени и месте судебного разбирательства, рассмотрев в открытом заседании апелляционную жалобу департамента промышленности, транспорта и связи Брянской области на решение Арбитражного суда Брянской области от 22.05.2013 (судья Прудникова М.С.), установил следующее.
Арбитражный суд Брянской области, рассмотрев дело, переданное по подведомственности Арбитражным судом города Москвы, по иску открытого акционерного общества "Российские железные дороги" в лице филиала Московская железная дорога (далее - общество, ОАО "РЖД") к Брянской области в лице департамента промышленности, транспорта и связи Брянской области (далее - Департамент) и департаменту финансов Брянской области о взыскании за счет казны Брянской области 1 554 934 рублей 50 копеек убытков, причиненных вследствие предоставления в 2010 году льготного проезда обучающимся в поездах пригородного сообщения при оплате проезда на железнодорожных станциях, находящихся на территориях шести регионов Российской Федерации, удовлетворил иск к субъекту Российской Федерации Брянской области в лице департамента промышленности, транспорта и связи Брянской области в полном объеме.
В удовлетворении требований к Брянской области в лице департамента финансов Брянской области отказано.
В апелляционной жалобе Департамент просит решение суда первой инстанции отменить, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права.
Изучив материалы дела и доводы жалобы, выслушав представителя заявителя, Двадцатый арбитражный апелляционный суд считает, что жалоба не подлежит удовлетворению.
Федеральным законом от 22.08.2004 N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых
законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" с 01.01.2005 отменены
льготы по проезду отдельным категориям граждан.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2009 N 1208 рекомендовано органам государственной власти субъектов Российской Федерации принять нормативные акты, устанавливающие льготы по тарифам на проезд обучающихся и воспитанников общеобразовательных учреждений старше 7 лет, учащихся очной формы
обучения образовательных учреждений начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования железнодорожным транспортом общего пользования в пригородном сообщении, кроме того, утверждены Правила предоставления в 2010 году субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на компенсацию части потерь в доходах организаций железнодорожного транспорта в связи с принятием субъектами Российской Федерации решений об установлении соответствующих льгот.
Постановлением администрации Брянской области от 07.04.2010 г. N 334 (далее - постановление N 334) установлены льготы по тарифам на проезд обучающимся и воспитанникам общеобразовательных учреждений старше 7 лет, учащимся очной формы обучения образовательных учреждений начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования в размере 50 процентов от действующего тарифа при оплате проезда на железнодорожных станциях, находящихся на территории Брянской области на период с 1 января по 15 июня 2010 г. и с 1 сентября по 31 декабря 2010 г. включительно. Льгота предоставляется при предъявлении документа, подтверждающего факт обучения в образовательном учреждении.
Потери в доходах организациям железнодорожного транспорта при предоставлении льготного проезда обучающимся возмещаются: 95 процентов - за счет средств субсидий из федерального бюджета, 5 процентов - за счет субсидии из областного бюджета (п. 5 постановления администрации Брянской области от 07.04.2010 г. N 334).
Во исполнение постановления N 334 между департаментом промышленности, транспорта и связи Брянской области и ОАО "РЖД" подписан договор от 16.04.2010 N 53-14/НОВС о предоставлении субсидий из бюджета Брянской области на компенсацию потерь в доходах, возникающих в связи установлением льгот по тарифам на проезд обучающихся железнодорожным транспортом общего пользования в пригородном сообщении в размере 12 972 400 рублей, в том числе за счет средств федерального бюджета - 12 323 800 рублей, за счет бюджета Брянской области - 648 600 рублей.
Согласно пункту 2.1.1 договора ОАО "РЖД" обязуется предоставить гражданам - получателям социальных услуг льготу по тарифам на проезд железнодорожным транспортом общего пользования в поездах пригородного сообщения в виде 50-процентной скидки от действующего тарифа при оплате проезда на железнодорожных станциях (остановочных пунктах) находящихся на территории Брянской области независимо от места проживания обучающихся и нахождения образовательного учреждения, а также от прохождения маршрута поездки по территориям других субъектов Российской Федерации. Льгота по тарифам предоставляется при оформлении разовых билетов в направлении "туда" и "туда и обратно" до конечных пунктов движения пригородных поездов и в обратном направлении в день осуществления поездки, для проезда во всех категориях пригородных поездов, кроме скорых электропоездов повышенной комфортности, имеющих 7-000-ю нумерацию, проездные документы на которые оформляются через систему "Экспресс" и, состоящих из вагонов с
номерованными местам для сидения, в период с 1 января 2010 года по 15 июня 2010 года
и с 1 сентября 2010 года по 31 декабря 2010 года.
Оплата предъявленных сумм оказанных услуг перевозчиком осуществляется
заказчиком ежемесячно, путем безналичных расчетов платежными поручениями в течение
10 (десяти) дней после принятия решения о предоставлении перевозчику субсидии, но не позднее 28 числа месяца, следующего за отчетным (п. 3.4. договора).
Кроме того, между Федеральным агентством железнодорожного транспорта и администрацией Брянской области было заключено соглашение от 21.05.2010 N 3/05-суб о предоставлении в 2010 году субсидии из федерального бюджета бюджету Брянской области в размере 12 323 800 рублей на компенсацию части потерь в доходах организаций железнодорожного транспорта, осуществляющих перевозки по льготным тарифам на проезд обучающихся и воспитанников общеобразовательных учреждений, учащихся очной формы обучения образовательных учреждений начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования железнодорожным транс-портом общего пользования в пригородном сообщении.
В соответствии с пунктом 6 Правил предоставления субсидий, утвержденных постановлением Правительства РФ от 31.12.2009 N 1208 и пунктом 2.1.3 Соглашения от 21.05.2010 N 3/05-суб уровень софинансирования расходного обязательства субъекта Российской Федерации за счет субсидий установлен в размере 95 % расходного обязательства. При этом пункт 1.1. Соглашения определено, что субсидия предоставляется в пределах доведенных лимитов бюджетных обязательств, предусмотренных на эти цели в федеральном бюджете.
Как следует из материалов дела, распоряжением ОАО "РЖД" от 17.12.2009 N 2606р утвержден Типовой технологический процесс работы вокзалов, раздел 5.2 которого предусматривает, что билеты оформляются на основании устного заявления гражданина по предъявлении документов, подтверждающих статус лица, имеющего право на льготный проезд; билетный кассир в соответствии с выбранным маршрутом следования осуществляет набор станции, вида билета, кода категории гражданина в соответствии с сетевым Справочником кодов льгот, предоставляемых в пригородном сообщении; после проверки набранных реквизитов осуществляется печать билета. В соответствии с утвержденным приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 17.08.2007 N 124 Порядком ведения раздельного учета доходов, расходов и
финансовых результатов по видам деятельности, тарифным составляющим и укрупненным видам работ ОАО "РЖД", данные по оформленным проездным и перевозочным документам формируются в системе АСУ "Экспресс" и консолидируются в отчеты по пассажирским перевозкам.
Материалами дела подтверждается, что ОАО "РЖД" в соответствии с постановлением администрации Брянской области от 07.04.2010 N 334 осуществило в
2010 г. перевозку железнодорожным транспортом студентов и учащихся по льготным тарифам при оплате проезда на железнодорожных станциях, находящихся на территории Брянской области в период с 01.01.2010 по 15.06.2010 и с 01.09.2010 по 31.12.2010 на общую сумму 14 527 334 рубля 50 копеек, при этом потери в доходах истца в сумме 1 554 934 рубля 50 копеек возмещены не были.
Из материалов дела усматривается, что в 2010 году фактическая потребность в денежных средствах на реализацию постановление администрации N 334 превышала выделенный бюджетом объем денежных средств для указанных целей.
Согласно статье 16 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) убытки, причиненные гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, подлежат возмещению Российской Федерацией, соответствующим субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием.
Исходя из пунктов 1, 5 статьи 790 Кодекса за перевозку пассажиров взимается провозная плата, установленная соглашением сторон, если иное не предусмотрено законом или иными правовыми актами. В случаях, когда в соответствии с законом или иными правовыми актами установлены льготы или преимущества по провозной плате за перевозку грузов, пассажиров и багажа, понесенные в связи с этим расходы возмещаются транспортной организации за счет средств соответствующего бюджета.
В соответствии со статьей 1069 Кодекса вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов подлежит возмещению. Вред возмещается за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.
Согласно статье 1071 Кодекса в случаях, когда в соответствии с настоящим Кодексом или другими законами причиненный вред подлежит возмещению за счет казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования, от имени казны выступают соответствующие финансовые органы, если в соответствии с пунктом 125 Кодекса эта обязанность не возложена на другой орган, юридическое лицо или гражданина.
Суд первой инстанции в данном случае правильно установил, что бездействие ответчика выразилось в неисполнении обязанности по компенсации транспортному предприятию расходов по перевозке граждан, имеющих право на оказание мер социальной защиты, предприятие в силу статей 16, 1069 Кодекса вправе требовать от государства возмещения этих расходов как вреда, причиненного неправомерным бездействием государственных органов.
В соответствии со статьей 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основании своих требований и возражений.
В силу пункта 3 статьи 8 Федерального закона от 10.01.2003 N 17-ФЗ "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации" потери в доходах владельца инфраструктуры, перевозчика, возникшие в результате установления льгот и преимуществ по тарифам, сборам и плате на железнодорожном транспорте общего пользования на основании федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов субъектов Российской Федерации, возмещаются в полном объеме за счет средств бюджетов соответствующих уровней бюджетной системы Российской Федерации. Порядок возмещения указанных потерь за счет средств федерального бюджета определяется Правительством Российской Федерации, за счет средств бюджетов
субъектов Российской Федерации - соответствующими органами государственной власти
субъектов Российской Федерации.
Таким образом, Российская Федерации, субъект Российской Федерации и муниципальное образование, установившие нормативным правовым актом льготы по провозной плате за перевозку определенной категории пассажиров, в силу прямого указания закона обязаны в полном объеме возместить понесенные в связи с этим перевозчиками расходы за счет средств соответствующего бюджета.
Поскольку льгота по тарифам на проезд обучающихся и воспитанников общеобразовательных учреждений, учащихся очной формы обучения образовательных учреждений начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования железнодорожным транспортом общего пользования в пригородном сообщении в виде 50-процентной скидки от действующих тарифов при оплате проезда на железнодорожных станциях, находящихся на территории Брянской области, была установлена именно на региональном уровне нормативным актом субъекта Российской Федерации (постановлением администрации Брянской области от 07.04.2010 N 334, то ответственность за невозмещение или неполное возмещение потерь в доходах перевозчика, возникших в результате перевозки пассажиров по льготным тарифам, несет субъект Российской Федерации - Брянская область.
В силу пункта 16 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 N 23 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации" в случаях, когда публично-правовое образование в правовых актах, принимаемых во исполнение законов, установивших льготы, предусматривает последующую компенсацию не полученной от потребителей платы, неисполнение этой обязанности по компенсации влечет возникновение убытков у лица, оказавшего услуги по льготным ценам. Публично-правовое образование может предотвратить возникновение у указанных организаций соответствующих убытков путем отмены или приостановления действия норм о тех или иных льготах, финансирование которых им не предполагается. Если действие закона, предоставляющего льготы, не было приостановлено полностью или частично законом о бюджете на очередной год (п. 4 ст. 83 Бюджетного кодекса Российской Федерации) и требования истца являются обоснованными по существу, суммы убытков могут быть взысканы с публично-правового образования независимо от того, предусмотрены ли соответствующие средства в законе о бюджете.
Из материалов дела следует, что недофинансирование потерь ОАО "РЖД" возникло в связи с недостаточностью выделенных денежных средств, поскольку сумма, предусмотренная договором от 16 апреля 2010 N 53-14/НОВС, заключенным Департаментом промышленности, транспорта и связи Брянской области с ОАО "РЖД", и предназначенная для финансирования льгот по проезду железнодорожным транспортом,
не обеспечила полную компенсацию потерь в доходах перевозчика вследствие оказания
услуг по перевозке льготным категориям граждан, что свидетельствует о вине Брянской области, на которую соответствующая обязанность возложена в силу закона.
Сам по себе факт принятия Российской Федерацией обязательства по предоставлению субсидии субъектам федерации в целях возмещения потерь в доходах организаций железнодорожного транспорта, вызванных установлением на региональном
уровне соответствующих льгот, при условии, что право на льготный проезд установлено
нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, не предполагает ответственности Российской Федерации за возмещение потерь организациям, понесшим
убытки в связи с предоставлением льгот по тарифам на проезд, и не освобождает субъект федерации от обязанности компенсировать потери организации в полном объеме независимо от предоставления Российской Федерации субъекту федерации субсидии.
Согласно статье 26.2 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" полномочия органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам ведения субъектов
Российской Федерации осуществляются данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета).
В соответствии с пунктом 19 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 N 23, при решении вопроса об определении публично-правового образования, за счет казны которого подлежат удовлетворению требования о взыскании убытков в связи с осуществляемым после 01.01.2005 предоставлением потребителям бесплатно или по льготным ценам услуг, судам необходимо иметь в виду положения ст. 84, 85 Бюджетного кодекса Российской Федерации, статьи 26.3 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти
субъектов Российской Федерации", разграничивающие полномочия Российской Федерации и субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения, в том
числе по вопросам социальной защиты населения, и устанавливающие принципы финансового обеспечения осуществления данных полномочий. Ответчиком по указанным
делам выступает публично-правовое образование, к расходным обязательствам которого
было отнесено финансирование соответствующих льгот.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2009 N 1208 лишь рекомендовано органам государственной власти субъектов Российской Федерации принять нормативные акты, устанавливающие льготы по тарифам на проезд учащихся железнодорожным транспортом общего пользования в пригородном сообщении.
Довод о недоказанности истцом размера убытков судом отклонен ввиду следующего.
Согласно п.п. 4, 7 Порядка предоставления и расходования субсидий на компенсацию потерь в доходах, возникающих в результате государственного регулирования тарифов на перевозку пассажиров железнодорожным транспортом в пригородном сообщении, утвержденного Постановлением администрации Брянской области от 07.04.2010 г. N 334 субсидии предоставляются организациям железнодорожного транспорта на основании договора о предоставлении субсидий с департаментом промышленности, транспорта и связи Брянской области. Для получения субсидий организации железнодорожного транспорта ежемесячно не позднее 20 числа месяца, следующего за отчетным, представляют в департамент промышленности, транспорта и связи Брянской области отчет, согласованный с департаментом общего и профессионального образования Брянской области, по форме согласно приложению к настоящему Порядку.
Истцом в обоснование факта несения убытков и их размера представлены отчеты об объеме потерь в доходах от перевозки обучающихся за январь - июнь 2010 г., сентябрь-декабрь 2010 г., содержащие вышеуказанную информацию, а также реестры перевозки обучающихся, содержащие сведения о месте приобретения проездного билета, коде льготы, позволяющем идентифицировать основание предоставления льготы, об отчетном месяце, станциях отправления и назначения поездки в отношении каждого льготника, о размере выпадающих доходов перевозчика.
Оснований полагать, что названные документы содержат недостоверные данные, а истцом фактически перевозка льготников не осуществлялась, у суда не имелось.
На основании изложенного, руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Брянской области от 22.05.2013 по делу N А09-304/2013 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Центрального округа в течение двух месяцев со дня его изготовления в полном объеме. Кассационная жалоба подается через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
А.Г. Дорошкова |
Судьи |
Л.А. Капустина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А09-304/2013
Истец: ОАО " Российские железные дороги " в лице филиала Московская железная дорога, Фелиал ОАО "РЖД" Московская железная дорога. Юридическая служба.Брянский отдел правового обеспичения
Ответчик: Брянская область в лице Департамента промышленности, транспорта и связи Брянской области, Департамент промышленности, транспорта и связи Брянской области, Департамент строительства, транспорта и ЖКХ Орловской области, Департамент финансов Брянской области, Комитет транспорта и связи Курской области, Министерство финансов РФ, Министерство финансов РФ в лице УФК по Брянской области, Министерство экономического развития Калужской области