г. Владивосток |
|
09 сентября 2013 г. |
Дело N А24-1260/2013 |
Резолютивная часть постановления оглашена 03 сентября 2013 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 09 сентября 2013 года.
Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего И.С. Чижикова,
судей К.П. Засорина, Л.Ю. Ротко,
при ведении протокола секретарем судебного заседания М.В. Ждановой,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Министерства спорта и молодежной политики Камчатского края апелляционное производство N 05АП-9364/2013 на решение от 20.06.2013
судьи Громова С.П. по делу N А24-1260/2013 Арбитражного суда Камчатского края по иску Министерства спорта и молодежной политики Камчатского края (ОГРН 1134101000241, ИНН 4101155858) к обществу с ограниченной ответственностью "АСКА" (ОГРН 1024101021306, ИНН 4101016371) о взыскании 1 850 922 руб. 55 коп,
при участии:
от истца: Пивняк С.А., доверенность от 01.02.2013, сроком до 31.12.2013;
от ответчика: представитель не явился,
УСТАНОВИЛ:
Министерство спорта и молодежной политики Камчатского края (далее - Министерство, истец) обратилось в Арбитражный суд Камчатского края с исковым заявлением к обществу с ограниченной ответственностью "АСКА" (далее - ООО "АСКА", общество, ответчик) о взыскании 1 850 922 рублей 55 копеек пени за нарушение сроков поставки горнолыжного инвентаря за период с 01.11.2011 по 28.02.2012 (с учетом уменьшения истцом размера исковых требований, принятого судом в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса РФ).
Согласно подпункту 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса РФ заявитель апелляционной жалобы освобожден от уплаты государственной пошлины как орган местного самоуправления.
Решением Арбитражного суда Камчатского края от 20.06.2013 в удовлетворении заявленных истцом требований отказано.
Не согласившись с вынесенным судебным актом, истец обратился в суд с апелляционной жалобой, в которой просил решение суда первой инстанции отменить и направить дело на новое рассмотрение. В обоснование своей позиции заявитель указал, что суд неправильно применил нормы права, дал неверную оценку обстоятельствам дела.
В канцелярию суда от ответчика поступил письменный отзыв на апелляционную жалобу, что подтверждается входящим номером документа. В отзыве истец просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Извещенные надлежащим образом о времени и месте судебного заседания лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, что не препятствует суду в порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса РФ рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствие лиц, участвующих в деле.
В заседании суда апелляционной инстанции представитель истца доводы, изложенные в апелляционной жалобе, поддержал в полном объеме. Также представитель истца заявил ходатайство о приобщении к материалам дела ответа на претензию от 03.11.2011, писем от 21.11.2011, 23.11.2011, 26.08.2013. Суд, руководствуясь статьями 159, 184, 185, частью 2 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса РФ, в удовлетворении ходатайства о приобщении к материалам дела дополнительных письменных доказательств отказал, поскольку не признал причины невозможности представления доказательств в суд первой инстанции уважительными. Представителю истца указанные документы возвращены.
Исследовав материалы дела, доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, проверив правильность применения арбитражным судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции считает решение не подлежащим отмене в связи со следующим.
Как следует из материалов дела, 21.02.2011 между Агентством по физической культуре и спорту Камчатского края (заказчик) и ООО "АСКА" (поставщик) по итогам проведения открытого аукциона на основании протокола от 09.02.2011 N 287Т-10 был заключен государственный контракт N 2/11 на поставку горнолыжного инвентаря (далее - контракт).
Согласно пунктам 1.1, 3.1, 3.2, 4.1 контракта поставщик принял на себя обязательство поставить в установленный контрактом срок горнолыжный инвентарь (далее - товар) в соответствии с прилагаемым к контракту Техническим заданием (приложение N 1), а заказчик - обеспечить приемку товара и оплатить его в соответствии с условиями контракта.
В силу пункта 2.1 контракта цена контракта составила 87 035 000 рублей.
Пунктом 2.3 контракта стороны предусмотрели, что оплата поставщику за товар осуществляется по безналичному расчету, при этом авансирование 10% от цены контракта - 8 703 500 рублей производится в течение 10 банковских дней после подписания контракта. Оставшиеся 90% - не позднее 10 банковских дней по факту получения оборудования и подписания акта приема-передачи.
В соответствии с пунктами 1.3, 1.2 контракта срок поставки - октябрь 2011 года, место поставки товара - согласно перечню учреждений, указанных в пункте 1.2 и приложении N 1.
На основании пункта 4.2 контракта приемка поставленного товара осуществляется назначенной заказчиком комиссией в присутствии представителя поставщика, путем подписания акта приема-передачи.
За нарушение срока поставки товара пунктом 5.2 контракта предусмотрено право заказчика требовать от поставщика уплаты неустойки в размере одной трехсотой действующей на день уплаты пени ставки рефинансирования Центрального Банка РФ от стоимости недопоставленного товара за каждый день просрочки поставки, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного контрактом срока.
14.09.2011 дополнительным соглашением в соответствии с Постановлением Губернатора Камчатского края от 22.03.2011 N 55 "О структуре исполнительных органов государственной власти Камчатского края" стороны внесли изменения в преамбулу государственного контракта от 21.02.2011 N 2/11, заменив Агентство по физической культуре и спорту Камчатского края на Министерство спорта и туризма Камчатского края.
Постановлением Губернатора Камчатского края от 09.11.2012 N 207 (в редакции от 19.02.2013) Министерство спорта и туризма Камчатского края реорганизовано в Министерство спорта и молодежной политики Камчатского края с 18.01.2013.
28.10.2011 ООО "АСКА" письмом N 63 сообщило заказчику о готовности передать горнолыжный инвентарь по контракту согласно техническому заданию. При этом общество просило организовать приемку товара по правилам пункта 4.2 контракта и указать для этих целей материально ответственных лиц.
Письмом от 23.11.2011 N 18-02-16/1193 Министерство уведомило общество об утверждении состава комиссии по приемке горнолыжного инвентаря и готовности принять товар только в размере 50% от общего количества товара и сообщило сведения об ответственном должностном лице по приемке данного товара.
Как установлено судом первой инстанции, поставщик осуществил поставку товара и передал его заказчику в количестве, установленном государственным контрактом. Обязательства по поставке товара ответчиком исполнены, что подтверждается материалами дела, и сторонами не оспаривалось. Полученный истцом товар оплачен, что сторонами не отрицалось.
Ненадлежащее исполнение ООО "АСКА" обязанности по поставке товара послужило основанием для обращения Министерства в Арбитражный суд Камчатского края с исковым заявлением о взыскании 1 850 922 рублей 55 копеек пени за нарушение сроков поставки, начисленной на основании пункта 5.2 контракта и статьи 330 Гражданского кодекса РФ.
Возникшие между сторонами правоотношения подлежат регулированию нормами главы 30 Гражданского кодекса РФ о купле-продаже, поскольку предметом договора является поставка товаров для государственных и муниципальных нужд.
На основании статьи 506 Гражданского кодекса РФ по договору поставки поставщик-продавец, осуществляющий предпринимательскую деятельность, обязуется передать в обусловленный срок или сроки производимые или закупаемые им товары покупателю для использования в предпринимательской деятельности или в иных целях, не связанных с личным, семейным, домашним и иным подобным использованием.
В соответствии с статьей 526 Гражданского кодекса РФ по государственному или муниципальному контракту на поставку товаров для государственных или муниципальных нужд (далее - государственный или муниципальный контракт) поставщик (исполнитель) обязуется передать товары государственному или муниципальному заказчику либо по его указанию иному лицу, а государственный или муниципальный заказчик обязуется обеспечить оплату поставленных товаров.
Согласно статьям 307, 309 и 310 Гражданского кодекса РФ обязательства возникают из договора, иных оснований, предусмотренных законом, и должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями. Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законом.
Из содержания пункта 1 статьи 401, пункта 3 статьи 405 Гражданского кодекса РФ следует, что лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности, при этом должник освобожден от ответственности перед кредитором за нарушение срока исполнения обязательства в случае, если должник по зависящим не от него, а от кредитора причинам не может исполнить обязательство в срок.
Кроме того, пунктом 1 статьи 406 Гражданского кодекса РФ предусматривается, что кредитор считается просрочившим, если он отказался принять предложенное должником надлежащее исполнение.
Принимая во внимание тот факт, что уведомление общества о готовности передать товар заказчику истцом документально не оспорено, равно как и не оспорен факт получения этого уведомления и не опровергнуты доводы ответчика о неготовности Министерства принимать весь поставленный товар, апелляционная коллегия приходит к выводу, что ответчик имел готовность к исполнению обязательства по поставке товара в пределах установленного контрактом срока, однако ответные действия истца повлекли невозможность исполнения данного обязательства надлежащим образом, поскольку иное истцом не доказано.
Поскольку факт нарушения срока поставки горнолыжного инвентаря ответчиком стало следствием вины кредитора (истца), следовательно, оснований для удовлетворения требований о взыскании с ответчика пени не имеется.
Иные доводы, изложенные в апелляционной жалобе, судебной коллегией не принимаются, так как они были предметом рассмотрения суда первой инстанции и им дана надлежащая правовая оценка. Новых доказательств, влияющих на разрешение спора, суду не представлено.
Учитывая изложенное, арбитражный суд апелляционной инстанции считает, что выводы суда первой инстанции сделаны в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса РФ на основе полного и всестороннего исследования всех доказательств по делу с правильным применением норм материального права. Нарушений норм процессуального права, в том числе являющихся безусловным основанием для отмены судебного акта, апелляционной инстанцией не установлено.
При таких обстоятельствах решение Арбитражного суда Камчатского края является законным и обоснованным, оснований для удовлетворения апелляционной жалобы у суда апелляционной инстанции не имеется.
Руководствуясь статьями 258, 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Камчатского края от 20.06.2013 по делу N А24-1260/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Камчатского края в течение двух месяцев.
Председательствующий |
И.С. Чижиков |
Судьи |
К.П. Засорин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А24-1260/2013
Истец: Министерство спорта и молодежной политики Камчатского края
Ответчик: ООО "АСКА"