г. Саратов |
|
11 сентября 2013 г. |
Дело N А06-8972/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена "04" сентября 2013 года.
Полный текст постановления изготовлен "11" сентября 2013 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Жаткиной С. А.,
судей Борисовой Т. С., Дубровиной О. А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарём судебного заседания Юрченко И. П.,
рассмотрев апелляционную жалобу администрации муниципального образования "Яксатовский сельсовет"
на решение Арбитражного суда Астраханской области от "10" июня 2013 года по делу N А06-8972/2012, принятое судьей Рыбниковым А.Н.,
по иску общества с ограниченной ответственностью "Санаторно-оздоровительный лагерь круглогодичного действия "Астраханские зори" (416462, с. Яксатово, Приволжский район Астраханская область. ОГРН 1033000800931, ИНН 3009002417),
к Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" (414000, г. Астрахань, ул. Бабефа, 8. ОГРН 1027700485757, ИНН 7705401340),
третьи лица:
Правительство Астраханской области,
Администрация Муниципального образования Приволжский район", Администрация Муниципального образования "Яксатовский сельсовет",
об изменении в государственном кадастре недвижимости сведений о кадастровой стоимости земельного участка
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Санаторно-оздоровительный лагерь круглогодичного действия "Астраханские зори" (далее - ООО "Санаторно-оздоровительный лагерь круглогодичного действия "Астраханские зори", истец) обратилось в Арбитражный суд Астраханской области с иском к Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала ФГБУ "ФКП "Росреестра" по Астраханской области (далее - ФГБУ "ФКП "Росреестра" по Астраханской области, ответчик) об изменении внесенных в государственной кадастр недвижимости сведений о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 30:09:150101:0058 в сумме 14 596 967 руб. 88 коп. на рыночную стоимость земельного участка в сумме 6 728 297 руб. в качестве кадастровой стоимости земельного участка, а также об удельном показателе кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 30:09:150101:0058 в сумме 262 руб. 98 коп. за квадратный метр на 121 руб. 20 коп.
В соответствии со статьей 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Правительство Астраханской области, Администрация Муниципального образования "Приволжский район", Администрация Муниципального образования "Яксатовский сельсовет".
Решением Арбитражного суда Астраханской области от 10 июня 2013 года по делу N А06-8972/2012 суд первой инстанции удовлетворил заявленные требования.
Не согласившись с указанным решением суда первой инстанции, Администрация Муниципального образования "Яксатовский сельсовет" обратилась в суд с апелляционной жалобой, в которой просит принятое по делу решение отменить, принять по делу новый судебный акт, в котором в удовлетворении заявленных требований отказать.
В обоснование апелляционной жалобы указано на необоснованное принятие судом первой инстанции в качестве доказательства оценки рыночной стоимости земельного участка, проведенной истцом, тогда как надлежащим доказательством в данном случае будет являться только экспертное заключение, содержащее сведения о рыночной стоимости спорного объекта на момент установления кадастровой стоимости. Оспариваемая истцом кадастровая стоимость земельного участка была установлена в установленном законом порядке постановлением Правительства Астраханской области от 06.12.2010 N 532-П "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель особо охраняемых территорий и объектов на территории Астраханской области" и необоснованное её снижение приведет к убыткам муниципального образования в виде недополученного налога.
Истец представил суду апелляционной инстанции письменный отзыв, в соответствии с которым возражает против доводов апелляционной жалобы, просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Администрация Муниципального образования "Приволжский район" представила суду апелляционной инстанции ходатайство о рассмотрении апелляционной жалобы в отсутствие её представителя, на удовлетворении апелляционной жалобы настаивала. Заявленное ходатайство о рассмотрении апелляционной жалобы без представителя администрации апелляционным судом удовлетворено.
Дело рассматривается в апелляционной инстанции в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного рассмотрения извещены надлежащим образом в соответствии с частью 1 статьи 123 Арбитражного Процессуального кодекса Российской Федерации. В соответствии с пунктом 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, дело рассматривается в отсутствие сторон, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства.
Изучив материалы дела, в том числе доводы апелляционной жалобы, проверив законность вынесенного судебного акта, судебная коллегия полагает, что решение суда первой инстанции является законным и отмене не подлежит.
Как следует из материалов дела, на праве постоянного (бессрочного) пользования истца находится земельный участок с кадастровым номером 30:09:150101:0058 площадью 55.506 кв. м, расположенного относительно ориентира: Астраханская область, Приволжский район, Яксатовская рекреационная зона, в 120 м южнее южной черты поселения с. Яксатово по левому берегу р. Кизань, расположенного в границах участка.
В государственный кадастр недвижимости внесены сведения о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 30:09:150101:0058 в размере 14 596 967 руб. 88 коп. и об удельном показателе кадастровой стоимости в размере 262 руб. 98 коп. за квадратный метр.
Считая кадастровую стоимость земельного участка, определенную в размере 14 596 967 руб. 88 коп. не соответствующей его рыночной стоимости, нарушающей его права, истец обратился в оценочную организацию - ООО "Поволжский центр независимой экспертизы имущества "Прайс".
Согласно отчету об оценке от 30.10.2012 г. N РИ-209/12/1692, выполненному ООО "Поволжский центр независимой экспертизы имущества "Прайс", рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером 30:09:150101:0058 общей площадью 55.506 кв. м, расположенного относительно ориентира: Астраханская область, Приволжский район, Яксатовская рекреационная зона, в 120 м южнее южной черты поселения с. Яксатово по левому берегу р. Кизань, по состоянию на 17.10.2012 составила 6 728 297 руб.
Суд первой инстанции, исследовав, по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, представленные в материалы дела доказательства, пришёл к обоснованному выводу об удовлетворении исковых требований.
Порядок судебной защиты нарушенных либо оспариваемых прав и законных интересов осуществляется в соответствии со статьями 11, 12 Гражданского кодекса Российской Федерации и статьёй 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Условиями предоставления судебной защиты лицу, обратившемуся в суд с соответствующим требованием, являются, во-первых, установление наличия у истца либо ответчика принадлежащего ему субъективного материального права или охраняемого законом интереса, во-вторых, установление факта его нарушения и, в-третьих, установление факта нарушения права истца (ответчика) именно ответчиком (истцом).
Заслушав доводы и объяснения участвующих в деле лиц, изучив и оценив представленные ими письменные доказательства, арбитражный суд первой инстанции пришёл к обоснованному выводу о наличии оснований для удовлетворения заявленных истцом требований.
В силу пункта 3 статьи 3 Налогового кодекса Российской Федерации налоги и сборы должны иметь экономическое основание и не могут быть произвольными. Недопустимы налоги и сборы, препятствующие реализации гражданами своих конституционных прав.
В соответствии с пунктом 3 статьи 391 Налогового Кодекса РФ налогоплательщики - организации, определяют налоговую базу самостоятельно в отношении земельных участков, используемых (предназначенных для использования) ими в предпринимательской деятельности, на основании сведений государственного кадастра недвижимости о каждом земельном участке, принадлежащем им на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования.
Для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных нормами Земельного кодекса РФ, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка.
В соответствии с пунктом 1 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации, использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.
Как предусмотрено пунктом 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации, для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 данной статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.
Федеральным законом от 22.07.2010 N 167-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее по тексту - Федеральный закон от 22.07.2010 N 167-ФЗ) были внесены изменения в Федеральный закон от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее по тексту - Федеральный закон от 29.07.1998 N 135-ФЗ), в который была включена глава III.1. "Государственная кадастровая оценка", устанавливающая специальные правила о порядке определения кадастровой стоимости и рассмотрения споров о результатах ее определения.
При этом в силу статей 5 и 6 Федерального закона от 22.07.2010 N 167-ФЗ, на спорные правоотношения по данному делу вышеуказанные нормы не распространяются и истец воспользоваться механизмом Федерального закона от 22.07.2010 N 167-ФЗ не может.
Однако пункт 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации в редакции, действовавшей в период до вступления в законную силу Федерального закона от 22.07.2010 N 167-ФЗ, предусматривал, что в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость участка устанавливается в процентах от его рыночной стоимости.
В настоящее время пункт 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации действует в редакции Федерального закона от 22.07.2010 N 167-ФЗ, согласно которому в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Таким образом, пункт 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации, как в прежней, так и в действующей редакции допускает не только определение кадастровой стоимости в порядке, предусмотренном нормативно-правовыми актами, но и установление рыночной стоимости земельного участка, а также возможность определения кадастровой стоимости земельного участка исходя из его рыночной стоимости.
Нормативные акты, регулирующие порядок определения кадастровой стоимости, также указывают на связь между кадастровой и рыночной стоимостью.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 N 316 утверждены Правила проведения государственной кадастровой оценки земель (далее по тексту - Правила).
Указанные Правила определяют порядок проведения государственной кадастровой оценки земель всех категорий на территории Российской Федерации для целей налогообложения и иных целей, установленных законом (пункт 1 Правил).
Пунктом 5 Правил предусмотрено, что государственная кадастровая оценка земель городских и сельских поселений, садоводческих, огороднических и дачных объединений осуществляется на основании статистического анализа рыночных цен и иной информации об объектах недвижимости, иных методов массовой оценки недвижимости.
Полномочиями органа кадастрового учета в отношении земель в г. Астрахани на основании Приказа Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от 11.03.2010 N П/93 наделено ФГУ "Земельная кадастровая палата по Астраханской области".
В настоящее время полномочия ФГУ "Земельная кадастровая палата" по государственному кадастровому учету объектов недвижимости, ведению государственного кадастра недвижимости переданы его правопреемнику - ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала ФГБУ ФКП Росреестра по Астраханской области.
Правообладатель земельного участка вправе провести проверку правильности определения кадастровой стоимости соответствующего земельного участка на основании разъяснений результатов государственной кадастровой оценки земель, предоставляемых Управлением Росреестра по субъекту Российской Федерации.
На основании пункта 10 федерального стандарта оценки "Цель оценки и виды стоимости" (ФСО N 2), утвержденного приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 20.07.2007 N 255, при определении кадастровой стоимости объекта оценки определяется методами массовой оценки рыночная стоимость, установленная и утвержденная в соответствии с законодательством, регулирующим проведение кадастровой оценки.
Согласно позиции Конституционного Суда Российской Федерации, действующее в настоящее время правовое регулирование допускает возможность пересмотра кадастровой стоимости земельного участка при определении его рыночной стоимости (Определение Конституционного Суда РФ от 01.03.2011 N 275-О-О).
Высший Арбитражный Суд Российской Федерации в Постановлении Президиума N 913/11 от 28.06.2011 указал, что установление судом рыночной стоимости земельного участка должно являться основанием для обязания органа кадастрового учета внести такую стоимость в качестве новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости с момента вступления в силу судебного акта. При этом, достоверность определения кадастровой стоимости принадлежащего истцу земельного участка с кадастровым номером 30:09:150101:0058, как и нормативный акт о ее утверждении, предметом оспаривания по настоящему делу не являются.
Истцом заявлен иск в исковом порядке к органу кадастрового учёта. Такое требование не связанно с оспариванием действий органов кадастрового учёта и подлежит рассмотрению по общим правилам искового производства. Заявленные истцом требования по существу имеют своим предметом изменение внесенной в государственный кадастр недвижимости органом кадастрового учета кадастровой стоимости земельного участка на его рыночную стоимость, а не оспаривание действий этого органа. Следовательно, такое требование, предъявленное к Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала ФГБУ "ФКП "Росреестра" по Астраханской области, наделенной полномочиями по ведению государственного кадастра недвижимости, государственного кадастрового учета недвижимого имущества, в соответствии с приказом Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от 11.03.2010 N П/93 "О наделении Федеральных государственных учреждений "Земельная кадастровая палата" по субъектам Российской Федерации полномочиями органа кадастрового учета", подлежит рассмотрению по общим правилам искового производства, включая правила о распределении бремени доказывания между истцом и ответчиком, в том числе и в отношении доказывания действительной рыночной стоимости земельного участка, для определения которой, в случае необходимости, судом в соответствии с правилами Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации назначается экспертиза.
В соответствии со статьей 6 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ, физические лица и юридические лица имеют право на проведение оценщиком оценки любых принадлежащих им объектов оценки на основаниях и условиях, предусмотренных указанным Федеральным законом.
В соответствии с пунктом 1 статьи 66 Земельного кодекса РФ, рыночная стоимость земельного участка устанавливается в соответствии с федеральным законом об оценочной деятельности, т.е. с Федеральным законом от 29.07.1998 N 135-ФЗ.
В материалы дела представлен отчет от 30.10.2012 N РИ-209/12/1692 по определению рыночной стоимости земельного участка, расположенного относительно ориентира: Астраханская область, Приволжский район, Яксатовская рекреационная зона, в 120 м южнее южной черты поселения с. Яксатово по левому берегу р. Кизань, выполненный ООО "Поволжский центр независимой экспертизы имущества "Прайс", по состоянию на 17.10.2012.
Отчет об оценке от 30.10.2012 N РИ-209/12/1692 в суде первой инстанции лицами, участвующими в деле, не оспорен, в связи с чем, довод апелляционной жалобы о принятии в качестве надлежащего доказательства только экспертного заключения, судом апелляционной инстанции отклоняется. Ходатайств о проведении в рамках дела экспертизы по установлению рыночной стоимости земельного участка ответчиком не заявлялось.
Кроме того, несостоятельны доводы ответчика о необходимости установления рыночной стоимости земельного участка на день установления кадастровой стоимости земельного участка, поскольку сама кадастровая стоимость, а также нормативный акт, её установивший, в рамках настоящего спора не обжалуются и не являются предметом рассмотрения суда первой инстанции.
Суд первой инстанции обоснованно удовлетворил требование истца об обязании органа кадастрового учёта внести кадастровую стоимость указанного земельного участка в размере 6 728 297 рублей, равной его рыночной в Государственный кадастр недвижимости, так как внесение изменения кадастровой стоимости земельного участка не противоречит действующему законодательству.
Из правоустанавливающих документов ФГБУ "ФКП Росреестра" следует, что оно осуществляет функции ведения государственного кадастра недвижимости и определения кадастровой стоимости учтенных объектов недвижимости и объектов недвижимости, в отношении которых произошло изменение их характеристик.
Согласно правилам пункта 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации, установление судом рыночной стоимости земельного участка должно являться основанием для обязания органа кадастрового учета, внести такую стоимость в качестве новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости с момента вступления в силу судебного акта.
Таким образом, суд первой инстанции обоснованно обязал Федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала ФГБУ "ФКП Росреестра" по Астраханской области" внести изменения в государственный кадастр недвижимости, указав кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером 30:09:150101:0058, общей площадью 55.506 кв. м, расположенного относительно ориентира: Астраханская область, Приволжский район, Яксатовская рекреационная зона, в 120 м южнее южной черты поселения с. Яксатово по левому берегу р. Кизань, по состоянию на 17.10.2012, равной его рыночной стоимости в размере 6 728 297 руб.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, изучены судом апелляционной инстанции, им дана надлежащая правовая оценка и они не могут быть основанием к отмене принятого судебного акта.
При таких обстоятельствах, вынесенное судом первой инстанции решение, является законным и обоснованным, принято с правильным применением норм материального и процессуального права, изложенные в нем выводы соответствуют установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам. В силу изложенного, апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Астраханской области от 10 июня 2013 года по делу N А06-8972/2012 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме через арбитражный суд 1-ой инстанции, принявший решение.
Председательствующий |
С. А. Жаткина |
Судьи |
Т. С. Борисова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А06-8972/2012
Истец: ООО "Санаторно-оздоровительный лагерь круглогодичного действия "Астраханские зори"
Ответчик: ФГБУ "Кадастровая палата" Росреестра по АО
Третье лицо: Администрация МО "Приволжский район", Администрация Муниципального образования "Яксатовский сельсовет", Правительство Астраханской области
Хронология рассмотрения дела:
18.07.2014 Постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда N 12АП-5788/14
28.04.2014 Решение Арбитражного суда Астраханской области N А06-8972/12
19.12.2013 Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-11108/13
11.09.2013 Постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда N 12АП-7590/13
10.06.2013 Решение Арбитражного суда Астраханской области N А06-8972/12