11 сентября 2013 г. |
А43-25473/2012 |
Первый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Смирновой И.А.,
судей Захаровой Т.А., Протасова Ю.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Лукашовой Д.В.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Нижегородской области
на решение Арбитражного суда Нижегородской области от 31.05.2013
по делу N А43-25473/2012,
принятое судьей Кабановым В.П.
по заявлению открытого акционерного общества "Нижегородское транспортно-экспедиционное предприятие" (ОГРН 1025202391829, ИНН 5257000114, г. Н. Новгород, Московское шоссе, д. 302/2)
о признании незаконным бездействия Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Нижегородской области,
при участии:
от открытого акционерного общества "Нижегородское транспортно-экспедиционное предприятие" - Тихомирова А.С. по доверенности от 01.04.2013, Мишко Т.С. по доверенности от 01.04.2013,
и установил:
открытое акционерное общество "Нижегородское транспортно-экспедиционное предприятие" (далее - Общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Нижегородской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, о признании незаконным бездействия Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Нижегородской области (далее - Территориальное управление), выразившегося в непринятии решения о предоставлении в собственность за плату земельного участка с кадастровым номером 52:18:03 02 65:0003 площадью 27 622 кв.м, расположенного по адресу: г. Нижний Новгород, Канавинский район, Московское шоссе, 302/2, об обязании Территориального управления в десятидневный срок с момента вступления решения в законную силу принять решение о предоставлении в собственность Общества за плату данного земельного участка, а также в месячный срок с даты принятия решения о предоставлении в собственность Общества за плату земельного участка с кадастровым номером 52:18:03 02 65:0003 подготовить и направить Обществу проект договора купли-продажи земельного участка по цене 2,5 % от его кадастровой стоимости.
В качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования на предмет спора, привлечено Федеральное агентство по управлению государственным имуществом (далее - Росимущество).
Решением от 31.05.2013 Арбитражный суд Нижегородской области удовлетворил требования заявителя.
Территориальное управление не согласилось с решением суда первой инстанции и обратилось в Первый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить в связи с несоответствием выводов, изложенных в решении, обстоятельствам дела, нарушением норм материального права и принять по делу новый судебный акт.
Представители Общества в судебном заседании и в отзыве на апелляционную жалобу просили в ее удовлетворении отказать, решение суда первой инстанции - оставить без изменения.
Иные лица, участвующие в деле и извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, представителей в судебное заседание не направили.
Законность и обоснованность решения Арбитражного суда Нижегородской области от 31.05.2013 проверены Первым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном в статье 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела, выслушав представителей Общества, суд апелляционной инстанции не нашел оснований для отмены обжалуемого решения.
Как следует из материалов дела, Обществу на праве собственности принадлежат следующие объекты недвижимого имущества - нежилые отдельно стоящие здания, расположенные по адресу: Нижний Новгород, Канавинский район, Московское шоссе, 302/2: склад для хранения грузов с навесом общей площадью 840,8 кв.м, склад для хранения грузов "модуль" общей площадью 915,9 кв.м, материальный склад для хранения грузов с рампой общей площадью 572,4 кв.м, оздоровительно-профилактический комплекс общей площадью 317,7 кв.м, материальный склад без рампы общей площадью 592,3 кв.м, бытовое помещение для отдыха водителей общей площадью 698,5 кв.м, профилакторий гаражного хозяйства общей площадью 634,2 кв.м, грузовая автостанция (контора), контрольно-диспетчерский пункт, ремонтные мастерские общей площадью 885,6 кв.м (свидетельства о государственной регистрации права от 15.12.1997 серии УР N 022553, серии УР N 022555, серии УР 022557, серии УР N 024185, серии УР N 022558, серии УР N 024181, серии УР N 022554, серии УР N 024184 соответственно).
Данные объекты недвижимости были приватизированы на основании Плана приватизации Нижегородского транспортно-экспедиционного предприятия, утвержденного решением Комитета по управлению государственным имуществом Нижегородской области от 08.12.1992 N 1414.
Указанные объекты расположены на земельном участке площадью 27 622 кв.м с кадастровым номером 52:18:03 02 65:0003, предоставленном правопредшественнику Общества - акционерному обществу открытого типа "Нижегородское транспортно-экспедиционное предприятие" на праве аренды сроком на 49 лет на основании договора аренды земельного участка от 07.04.1997 N 731.
Земельный участок с кадастровым номером 52:18:03 02 65:0003 является федеральной собственностью, о чем в Едином государственном реестре прав 21.02.2007 сделана запись N 52-52-01/082/2007-35 (выписка из ЕГРП от 25.06.2012 N 01/165/2012-335).
28.06.2012 Общество обратилось в Территориальное управление с заявлением о выкупе (приватизации) указанного земельного участка по льготной цене.
Письмом от 09.07.2012 N МР-07/10104 Территориальное управление сообщило о невозможности предоставления в собственность Общества испрашиваемого земельного участка в связи с отсутствием документов, подтверждающих балансовую стоимость активов Общества, обоснование размера выкупаемого земельного участка, а также кадастрового паспорта земельного участка. На этом основании представленный комплект документов был возвращен заявителю.
Данное обстоятельство послужило основанием для обращения Общества в арбитражный суд с настоящим заявлением.
В силу части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Частью 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, для признания ненормативного акта недействительным, решения и действия (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
В соответствии со статьей 29 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10, 11 Земельного кодекса Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 N 432 "О Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом" утверждено Положение о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом, в соответствии с пунктом 1 которого Федеральное агентство по управлению государственными имуществом является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции в области приватизации и полномочия собственника, в том числе права акционера, в сфере управления имуществом Российской Федерации.
В силу пункта 4 названного Положения Федеральное агентство по управлению государственным имуществом осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы и подведомственные организации во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями.
Пунктами 4.1, 4.6 Положения о территориальном управлении Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Нижегородской области, утвержденного приказом Федерального агентства по управлению государственным имуществом от 27.02.2009 N 49, предусмотрено, что территориальный орган осуществляет полномочия собственника в отношении федерального имущества, расположенного на территории Нижегородской области, а также полномочия собственника по передаче федерального имущества юридическим и физическим лицам; заключает в установленном порядке договоры купли-продажи федерального и иного имущества и обеспечивает передачу прав собственности на это имущество.
Следовательно, Общество обратилось с заявлением о предоставлении в собственность земельного участка к уполномоченному органу по управлению и распоряжению земельными участками на территории Нижегородской области, находящимися в государственной собственности.
Пунктом 1 статьи 36 Кодекса предусмотрено, что граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с настоящим Кодексом.
Если иное не установлено федеральными законами, исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений. Указанное право осуществляется гражданами и юридическими лицами в порядке и на условиях, которые установлены настоящим Кодексом, федеральными законами.
Согласно пункту 5 статьи 36 Кодекса для приобретения прав на земельный участок граждане или юридические лица, указанные в настоящей статье, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, с заявлением о приобретении прав на земельный участок с приложением его кадастрового паспорта.
Перечень документов, прилагаемых к заявлению о приобретении прав на земельный участок, устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений. Исполнительные органы государственной власти или органы местного самоуправления не вправе требовать от заявителя предоставление дополнительных документов, за исключением документов, предусмотренных указанным перечнем.
В месячный срок со дня поступления указанного в пункте 5 настоящей статьи заявления исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, принимает решение о предоставлении земельного участка на праве собственности, в аренду или в случаях, указанных в пункте 1 статьи 20 настоящего Кодекса, на праве постоянного (бессрочного) пользования. В месячный срок с даты принятия решения о предоставлении земельного участка на праве собственности или в аренду исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, осуществляет подготовку проекта договора купли-продажи или аренды земельного участка и направляет его заявителю с предложением о заключении соответствующего договора (пункт 6 статьи 36 Кодекса).
Материалами дела подтверждается, что Общество как собственник объектов недвижимости, расположенных на земельном участке с кадастровым номером 52:18:03 02 65:0003 площадью 27 622 кв.м, местоположение: г. Нижний Новгород, Канавинский район, Московское шоссе, 302/2, обладает исключительным правом на приобретение в собственность этого земельного участка, необходимого для использования по целевому назначению расположенных на нем объектов недвижимости.
Документы, предусмотренные приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 13.09.2011 N 475, Обществом были представлены в уполномоченный орган в полном объеме.
При этом указанные в письме Территориального управления от 09.07.2012 N МР-07/10104 в качестве отсутствующих иные документы, в частности, подтверждающие балансовую стоимость активов Общества и обоснование размера земельного участка, не входят в перечень документов, подлежащих приложению к заявлению о приобретении права собственности на земельный участок.
Представление кадастрового паспорта в составе документов Перечнем документов, прилагаемых к заявлению о приобретении прав на земельный участок, утвержденным приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 13.09.2011 N 475 в действующей на тот момент редакции, не требовалось. В этой связи указанный документ Территориальным органом был получен самостоятельно.
Ссылка заявителя апелляционной жалобы на наличие на земельном участке с кадастровым номером 52:18:03 02 65:0003 объектов недвижимости, не принадлежащих Обществу на праве собственности, отклоняется судом апелляционной инстанции, поскольку доказательств того, что эти объекты принадлежат на праве собственности иным лицам, в материалы дела не представлены. Следовательно, данное обстоятельство не может являться безусловным основанием для отказа заявителю в приватизации земельного участка.
Более того, судом первой инстанции установлено, что Общество осуществляет деятельность в области перевозки и хранения грузов; согласно договору аренды от 07.04.1997 N 731 спорный земельный участок был предоставлен Обществу под административно-складскую базу и отстой автотранспорта и используется в заявленном размере; участок огорожен забором по периметру, а находящиеся на территории земельного участка здания функционально имеют единое производственное назначение.
В силу статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Арбитражный суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.
Повторно исследовав представленные доказательства в совокупности с нормами действующего законодательства, суд апелляционной инстанции приходит к аналогичному выводу о том, что права Общества на земельный участок с кадастровым номером 52:18:03 02 65:0003 подлежали переоформлению по правилам статьи 36 Кодекса, соответственно, у Территориального управления не имелось оснований для непринятия положительного решения о приватизации земельного участка и ненаправления заявителю проекта договора купли-продажи.
При этом суд апелляционной инстанции учитывает, что в силу пункта 4 статьи 28 Кодекса не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением случаев: изъятия земельных участков из оборота; установленного федеральным законом запрета на приватизацию земельных участков; резервирования земель для государственных или муниципальных нужд.
Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в своем постановлении от 24.03.2005 N 11 "О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства" разъяснил, что суды оценивают доводы исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления о невозможности продажи спорного земельного участка в связи с его ограничением в обороте, запретом приватизации, установленным федеральным законом, либо по причине его резервирования для государственных или муниципальных нужд на основе нормативных правовых актов органов государственной власти о резервировании, использования его для других целей (государственных или публичных нужд).
Доказательств невозможности предоставления Обществу спорного земельного участка в собственность по основаниям, предусмотренным в законе, Территориальным управлением не представлено.
В силу части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации именно на Территориальное управление возложена обязанность доказывания соответствия оспариваемого отказа закону или иному нормативному правовому акту и обстоятельств, послуживших основанием для его принятия.
Поскольку такие доказательства в материалах дела отсутствуют, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что оспариваемое бездействие Территориального управления не соответствует действующему земельному законодательству и нарушает права и законные интересы Общества в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с частью 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
На этом основании суд первой инстанции правомерно удовлетворил требования заявителя. При этом с учетом требований части 5 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд обоснованно возложил на уполномоченный орган обязанность принять решение о предоставлении Обществу в собственность испрашиваемого земельного участка и направить в его адрес проект договора купли-продажи по цене, равной 2,5 % от кадастровой стоимости земельного участка.
Основания для отмены обжалуемого решения Арбитражного суда Нижегородской области отсутствуют.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в соответствии с частью 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены решения арбитражного суда первой инстанции, не установлено.
С учетом изложенного апелляционная жалоба Территориального управления по приведенным в ней доводам удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Первый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Нижегородской области от 31.05.2013 по делу N А43-25473/2012 оставить без изменения, апелляционную жалобу Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Нижегородской области - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок со дня его принятия.
Председательствующий судья |
И.А. Смирнова |
Судьи |
Т.А. Захарова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А43-25473/2012
Истец: ОАО "Нижегородское транспортно-экспедиционное предприятие", ОАО Нижегородское транспортно-экспедиционное предприятие г. Н.Новгород
Ответчик: Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Нижегородской области, г. Н.Новгород
Третье лицо: Федеральное агентство по управлению государственым имуществом, Территориальное управление Федерального агенства по управлению государственным имуществом в Нижегородской области, Федеральное агенство по управлению государственныи имуществом