г.Чита |
|
07 июня 2010 г. |
Дело N А19-2239/2010 |
Резолютивная часть постановления объявлена 02.06.2010.
В полном объеме постановление изготовлено 07.06.2010.
Четвёртый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующий судья Юдин С.И.,
судьи Капустина Л.В., Скажутина Е.Н.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Зенчиком А.Н.,
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу ответчика - ЗАО "Иркутскслюда" на решение Арбитражного суда Иркутской области от 16.03.2010 (судья Черняева Э.Е.) по делу N А19-2239/2010 по иску Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Иркутской области к ЗАО "Иркутскслюда" о признании права собственности, при участии в судебном заседании представителя ответчика Столяровой Т.Н. по доверенности от 5.05.10
и установил:
Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Иркутской области, действуя от имени Российской Федерации, обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с иском к закрытому акционерному обществу "Иркутскслюда" о признании права федеральной собственности на общежитие общей площадью 3608,5 кв.м., расположенное по адресу: г. Иркутск, ул. 30 Дивизии, д. 23 и о признании недействительным зарегистрированного права собственности ответчика на указанное общежитие.
Решением от 16 марта 2010 года арбитражный суд признал право федеральной собственности на общежитие, расположенное по адресу: г. Иркутск, ул. 30 Дивизии, д. 23 площадью 3608,5 кв.м. Признал недействительным зарегистрированное право собственности ответчика на указанное общежитие. Взыскал с ответчика в доход федерального бюджета РФ государственную пошлину в сумме 4000 рублей.
Ответчик в апелляционной жалобе просит указанное решение отменить и в иске отказать, ссылаясь на свое несогласие с выводами суда первой инстанции, отсутствие у истца права на спорное имущество, пропуск истцом срока исковой давности о применении которой заявлял ответчик. В судебном заседании представитель ответчика доводы, изложенные в жалобе, поддержала в полном объеме.
На день рассмотрения апелляционной жалобы от истца отзыв на жалобу в суд не поступил, явку своего представителя в судебное заседание истец не обеспечил, о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы извещался в установленном порядке.
Апелляционная жалоба рассмотрена в соответствии с главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Исследовав материалы дела, заслушав представителя ответчика, апелляционный суд полагает жалобу подлежащей удовлетворению по следующим мотивам.
Из материалов дела усматривается, что 23.11.2009 за ответчиком в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним зарегистрировано право собственности на общежитие общей площадью 3608,5 кв.м., расположенное по адресу: г. Иркутск, ул. 30 Дивизии, д. 23.
Основанием для регистрации права явился план приватизации государственного имущества Иркутской слюдяной фабрики от 24.04.1997 и решение исполнительного комитета Иркутского городского Совета депутатов трудящихся от 09.01.73г., N 14.
Заявляя требования, истец указал, что спорное общежитие не было включено в приватизируемое имущество и не передавалось в уставный капитал акционерного общества "Иркутскслюда" при акционировании Иркутской слюдяной фабрики.
Удовлетворяя требования, арбитражный суд с доводами истца согласился, указав что общежитие не выбыло из федеральной собственности в установленном порядке и оснований возникновения прав на спорное имущество у ответчика не имелось.
Однако судом не приняты во внимание следующие обстоятельства.
Исходя из предмета заявленного иска, в первую очередь подлежит доказыванию право истца на спорное имущество, поскольку с соответствующими требованиями может обратиться собственник или уполномоченное им лицо.
Как усматривается из плана приватизации Иркутской слюдяной фабрики, последняя на момент приватизации находилась в ведении Иркутской области, поскольку решение о ее приватизации принималось органами исполнительной власти Иркутской области и ими же утверждался план приватизации, пакет акций создаваемого общества поступил в собственность Иркутской области, а объекты, не подлежащие приватизации, включая жилищно-коммунальные объекты, подлежали передаче в муниципальную собственность (т.1 л. 8-21).
На дату приватизации Иркутской слюдяной фабрики разграничение государственной собственности осуществлялось в порядке, установленном Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.91 N 3020-1 "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность", а до момента внесения объектов в соответствующий реестр документом, подтверждающим право федеральной, государственной и муниципальной собственности на отдельные объекты, являлся перечень объектов, составленный в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 22.12.93 N 2265 "О гарантиях местного самоуправления в Российской Федерации" и Положением об определении пообъектного состава федеральной, государственной и муниципальной собственности и порядке оформления прав собственности, утвержденным распоряжением Президента Российской Федерации от 18.03.92 N 114-рп.
Соответствующая правовая позиция сформирована Высшим Арбитражным Судом Российской Федерации в пункте 3 Постановления Пленума ВАС РФ от 25.02.1998 N 8.
Исходя из содержания Постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.91 N 3020-1, Указа Президента Российской Федерации от 22.12.93 N 2265, Положения об определении пообъектного состава федеральной, государственной и муниципальной собственности и порядке оформления прав собственности, утвержденного распоряжением Президента Российской Федерации от 18.03.92 N 114-рп и принимая во внимание то обстоятельство, что на момент приватизации Иркутская слюдяная фабрика находилась в ведении Иркутской области, следует признать что отнесение спорного общежития к федеральной собственности законодателем не предполагалось и право федеральной собственности на спорное общежитие не возникло.
Доказательства включения общежития в реестр федеральной собственности или перечень объектов, подлежащих включению в данный реестр, истец не представил.
Отсутствие у истца права на спорное имущество влечет отсутствие и права на обращение с настоящим иском, в связи с чем заявленные требования удовлетворению не подлежат.
При указанных обстоятельствах не могут быть рассмотрены по существу как доводы истца, направленные на оспаривание права собственности ответчика на спорное общежитие, так и доводы ответчика о пропуске истцом срока исковой давности.
Вывод суда первой инстанции о том, что общежитие не выбыло из федеральной собственности в установленном порядке, не соответствует имеющемуся в материалах дела плану приватизации Иркутской слюдяной фабрики, распоряжениям о приватизации, из которых следует что на дату приватизации предприятие находилось в ведении Иркутской области.
Обжалуемое решение подлежит отмене согласно пункту 3 части 1 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Расходы ответчика на уплату государственной пошлины за подачу апелляционной жалобы относятся на истца - статья 110 АПК РФ.
Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации Четвертый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Иркутской области от 16 марта 2010 года по делу N А19-2239/2010 отменить, в иске отказать.
Взыскать с Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Иркутской области в пользу закрытого акционерного общества "Иркутскслюда" расходы по уплате государственной пошлины в сумме 2000 рублей.
Председательствующий |
С.И.Юдин |
Судьи |
Л.В.Капустина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А19-2239/2010
Истец: РФ в лице Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Иркутской области, РФ в лице Территориального управления Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Иркутской области, ТУ ФАУГИ по Иркутской области
Ответчик: ЗАО "Иркутскслюда"
Третье лицо: Профсоюзная организация Иркутской слюдяной фабрики
Хронология рассмотрения дела:
10.04.2012 Определение Четвертого арбитражного апелляционного суда N 04АП-1790/10
25.01.2011 Постановление Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа N Ф02-7731/10
13.12.2010 Постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда N 04АП-1790/10
16.11.2010 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-11578/10
10.09.2010 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-11578/10
16.08.2010 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-11578/10
26.07.2010 Постановление Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа N Ф02-3576/10
07.06.2010 Постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда N 04АП-1790/10
16.03.2010 Решение Арбитражного суда Иркутской области N А19-2239/10