г. Хабаровск |
|
13 сентября 2013 г. |
А73-4100/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 05 сентября 2013 года.
Полный текст постановления изготовлен 13 сентября 2013 года.
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
судьи Е.Г. Харьковской
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Лященко А.Ю.
при участии в заседании:
от общества с ограниченной ответственностью "Восток Сервис": Овчинникова О.Н., представитель по доверенности от 09.07.2012 N 3;
от управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Хабаровскому краю: Моор Л.Г., представитель по доверенности от 18.07.2013 N 09.2-7391;
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Восток Сервис"
на решение от 07.06.2013
по делу N А73-4100/2013
рассмотренному в порядке упрощенного производства
Арбитражного суда Хабаровского края
принятое судьей Шапошниковой В.А.
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Восток Сервис"
к управлению Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Хабаровскому краю
о признании незаконными и отмене постановлений
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Восток Сервис" (ИНН 2723124322, ОГРН 1092723016737, далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края с заявлением о признании незаконными и отмене постановлений управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Хабаровскому краю (далее - административный орган) от 05.04.2013 N 319 и 320, которыми общество привлечено к административной ответственности по части 1 статьи 14.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), в виде штрафов за каждое нарушение по 5000 рублей.
Решением Арбитражного суда Хабаровского края от 07.06.2013 по делу N А73-4100/2013 в удовлетворении заявленных обществом требований отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, общество обратилось в Шестой арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции от 07.06.2013 по делу N А73-4100/2013 отменить, принять новый судебный акт, которым удовлетворить заявленные им требования.
В обоснование доводов апелляционной жалобы общество ссылается на неправильное применение судом первой инстанции норм материального и процессуального права, несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела, неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела.
В судебном заседании апелляционной инстанции представитель общества доводы апелляционной жалобы поддержал в полном объеме.
Представитель административного органа против доводов апелляционной жалобы общества возражал по основаниям, изложенным в отзыве. Считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным. Просил решение Арбитражного суда Хабаровского края от 07.06.2013 по делу N А73-4100/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества - без удовлетворения.
Изучив материалы дела, оценив установленные обстоятельства, заслушав представителей участвующих в деле лиц, исследовав доводы, изложенные в апелляционной жалобе и отзыве, Шестой арбитражный апелляционный суд не установил оснований для отмены решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы общества.
Как следует из материалов дела, на основании обращения потребителя, проживающего в доме N 29 по ул.Яшина в г.Хабаровске, административным органом проведена проверка деятельности общества при оказании платных бытовых услуг.
Проверкой установлено, что общество осуществляет прием заявок на выполнение работ, заключение договоров возмездного оказания услуг, прием денежных средств от граждан в помещении жилищно-эксплуатационного участка по адресу г.Хабаровск, ул. Джамбула, 20. Начисление и взимание платы за оказываемые услуги производится на основании утвержденного директором общества прейскуранта цен на платные услуги, без учета стоимости заменяемого оборудования и материалов. В прейскуранте значатся, в том числе, платные услуги: пункт 5.4 - "отключение - включение стояков до 1 часа" стоимостью 300 руб.; пункт 4.5 - "отключение, включение стояков ГВС с циркуляцией (нижн. развод) 2 стояка - до 1 часа" - стоимостью 400 рублей.
Потребитель, проживающий в г.Хабаровске по ул.Яшина, обратился с заявлением на имя директора общества с просьбой об отключении стояков холодной и горячей воды с 10-00 до 12-00. На основании заявления был заключен договор возмездного оказания услуг, что подтверждается квитанцией серии АА N 000286 на отключение стояков ХВС и ГВС на 2 часа. Указанная работа оплачена потребителем на общую сумму 1400 рублей.
Как установлено в ходе административного расследования, в договоре об оказании услуги - квитанции серия АА N 000286 отсутствует информация о дате приема заказа, порядке оплаты услуг, отметке при оформлении договора, должности и подписи лица, принявшего заказ.
Должностным лицом административного органа 20.03.2013 вынесено определение N 301 о возбуждении в отношении общества дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 14.8 КоАП РФ.
21.03.2013 административным органом проведен осмотр принадлежащих юридическому лицу помещений, территорий и находящихся там вещей и документов по адресу г.Хабаровск, ул.Джамбула, 20., в ходе которого установлено, что общество при оказании бытовых услуг (выполнении работ) допустило нарушение прав потребителей на получение необходимой и достоверной информации об исполнителе и оказываемых услугах, предусмотренной "Правилами бытового обслуживания населения в Российской Федерации", утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 15.08.1997 N 1025. По результатам осмотра составлен протокол от 21.03.2013 с участием представителя общества - начальника участка Сидорук А.Н. и двух понятых. Протокол осмотра вручен обществу 21.03.2013.
Доводы общества о том, что протокол осмотра составлен в отсутствие представителя общества и ссылка последнего на то, что согласно протоколу осмотра и объяснений от 21.03.2013 осмотр произведен в присутствии сотрудника, действующего на основании удостоверения N 1 от 01.04.2006, в то время как общество зарегистрировано 31.12.2009 суд второй инстанции отклоняет.
Положения статьи 27.8 КоАП РФ не содержат обязательного требования составления протокола осмотра только в присутствии законного представителя юридического лица.
В протоколе осмотра от 21.03.2013 указано, что протокол составлен в присутствии начальника участка Сидорук А.Н. Кроме того, сведений о том, что Сидорук А.Н. действует на основании удостоверения N 1 от 01.04.2006 протокол осмотра не содержит. Указанный протокол составлен в присутствии двух понятых, подтвердивших своей подписью в протоколе факт выявленных нарушений.
Уведомлением от 21.03.2013 законный представитель общества по юридическому адресу извещен о времени и месте составления и подписания протокола об административном правонарушении, назначенном на 28.03.2013.
28.03.2013 должностным лицом административного органа в отношении общества с участием его представителя по доверенности от 09.07.2012 N 3, составлены протоколы об административных правонарушениях N 319, 320 которые подписаны и получены представителем общества 28.03.2013. Права представителю разъяснялись, что подтверждается подписью представителя (л.д.41,58).
Определениями от 28.03.2013 N 319, 320 и письмом от 28.03.2013 N 04.0-3265 законный представитель общества уведомлен о времени и месте рассмотрения дел об административном правонарушении, назначенных на 05.04.2013.
Постановлениями административного органа от 05.04.2013 N 319, 320 общество признано виновным в совершении административных правонарушениях, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 14.8 КоАП РФ. Общество привлечено к ответственности в виде штрафа в размере 5000 рублей за каждое правонарушение.
На основании части 1 статьи 14.8 КоАП РФ нарушение права потребителя на получение необходимой и достоверной информации о реализуемом товаре (работе, услуге), об изготовителе, о продавце, об исполнителе и о режиме их работы влечет предупреждение или наложение административного штрафа на юридических лиц - от пяти тысяч до десяти тысяч рублей.
По материалам дела судом второй инстанции установлено, что общество являясь специализированной организацией, осуществляет содержание жилищного фонда, переданного ему в управление, осуществляет деятельность по его техническому обслуживанию и текущему ремонту в соответствии с правилами и нормами технической эксплуатации жилищного фонда в отношении многоквартирного дома N 29 по ул.Яшина в г.Хабаровске.
В соответствии с положениями пункта 1 статьи 10 Закона Российской Федерации от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей" (далее - Закон о защите прав потребителей) изготовитель (исполнитель, продавец) обязан своевременно предоставлять потребителю необходимую и достоверную информацию о товарах (работах, услугах), обеспечивающую возможность их правильного выбора. По отдельным видам товаров (работ, услуг) перечень и способы доведения информации до потребителя устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.08.1997 N 1025, утверждены Правила бытового обслуживания населения в Российской Федерации (далее - Правила). В соответствии с пунктом 4 названных Правил, договор об оказании услуги (выполнении работы) оформляется в письменной форме (квитанция, иной документ) и должен содержать сведения о фирменном наименовании и местонахождении (юридический адрес) организации-исполнителя, вид услуги (работы), цена услуги (работы), точное наименование, описание и цена материалов (вещи), если услуга (работа) выполняется из материалов исполнителя или из материалов (с вещью) потребителя, отметка об оплате потребителем полной цены услуги (работы) либо о внесенном авансе при оформлении договора, если такая оплата была произведена, даты приема и исполнения заказа, гарантийные сроки на результаты работы, если они установлены федеральными законами, иными правовыми актами Российской Федерации или договором либо предусмотрены обычаем делового оборота, другие необходимые данные, связанные со спецификой оказываемых услуг (выполняемых работ), должность лица, принявшего заказ, и его подпись, а также подпись потребителя, сдавшего заказ.
На основании пункта 6 Правил потребитель обязан оплатить оказанную исполнителем услугу в сроки и в порядке, которые указаны в договоре, после ее окончательной сдачи исполнителем. С согласия потребителя работа может быть оплачена им при заключении договора полностью или путем выдачи аванса.
Как видно из квитанции, в нарушение требований статьи 10 Закона о защите прав потребителей, пунктов 4, 6 Правил, в договоре об оказании услуг (квитанции N 000284), отсутствует информация о дате приема заказа, порядке оплаты услуг, отметке об оплате потребителем полной цены услуги (работы) либо о внесенном авансе при оформлении договора, должности лица, принявшего заказ.
Указанные обстоятельства образуют объективную сторону административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.8 КоАП РФ.
Рассмотрев довод общества о том, что выданная квитанция не свидетельствует о заключении с гражданином договора бытового подряда, суд второй инстанции приходит к следующему.
Общество обязано заключать договоры на предоставление услуг, определенных самим обществом в утвержденном прейскуранте, с любым обратившимся к нему лицом за предоставлением услуг в домах, находящихся на обслуживании общества. Такие услуги подпадают под действие Закона о защите прав потребителей и Правил.
В соответствии с положениями пункта 3 Правил, исполнитель обязан своевременно предоставлять потребителю необходимую и достоверную информацию об услугах (работах), которая в обязательном порядке должна содержать перечень оказываемых услуг (выполняемых работ) и форм их предоставления; обозначения стандартов, обязательным требованиям которых должны соответствовать услуги (работы); сроки оказания услуг (выполнения работ); данные о конкретном лице, которое будет оказывать услугу (выполнять работу), если эти данные имеют значение, исходя из характера услуги (работы); гарантийные сроки, если они установлены федеральными законами, иными правовыми актами Российской Федерации или договором либо предусмотрены обычаем делового оборота; цены на оказываемые услуги (выполняемые работы), а также на используемые при этом материалы, запасные части и фурнитуру исполнителя (обозначенные на их образцах) и сведения о порядке и форме оплаты; сведения о подтверждении соответствия услуг (работ) установленным требованиям (номер сертификата соответствия, срок его действия, орган, его выдавший, или регистрационный номер декларации о соответствии, срок ее действия, наименование исполнителя, принявшего декларацию, и орган, ее зарегистрировавший).
Исполнитель обязан предоставлять потребителю для ознакомления:
настоящие Правила;
адрес и телефон подразделения по защите прав потребителей органа местного самоуправления, если такое подразделение имеется;
образцы договоров (квитанций, иных документов) об оказании услуг (выполнении работ);
образцы (модели) изготавливаемых изделий, альбомы и журналы с моделями изделий и т.п.;
перечень категорий потребителей, имеющих право на получение льгот, а также перечень льгот, предоставляемых при оказании услуг (выполнении работ) в соответствии с федеральными законами и иными правовыми актами Российской Федерации.
Информация должна находиться в удобном для обозрения месте.
Исполнитель обязан своевременно предоставлять потребителю информацию о своей организации и об оказываемых услугах (выполняемых работах) в наглядной и доступной форме также в случаях, когда обслуживание осуществляется вне постоянного места нахождения организации, - во временных помещениях, передвижными приемными пунктами, выездными бригадами и т.п.
Судом второй инстанции по материалам дела установлено, что обществом до потребителей не доведена вся необходимая информация, предусмотренная пунктом 3 Правил, а именно: о настоящих Правилах, об адресе и телефоне подразделения по защите прав потребителей органа местного самоуправления. Потребителям для ознакомления не предоставлен образец договора (квитанции, иного документа) об оказании услуг (выполнении работ), сведения о перечне категорий потребителей, имеющих право на получение льгот, а также перечне льгот, предоставляемых при оказании услуг (выполнении работ) в соответствии с федеральными законами и иными правовыми актами РФ. На вывеске организации, размещенной на входе в помещение ЖЭУ, отсутствует информация, предусмотренная пунктом 2 Правил - о места нахождения (юридическом адресе) организации.
Указанные обстоятельства образуют объективную сторону другого административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.8 КоАП РФ.
Материалами дела подтверждается, что административным органом проведена одна проверка, в ходе которой выявлены два нарушения.
Извещение общества уведомлением от 21.03.2013 о дате и времени составления протокола по части 1 статьи 14.8 КоАП РФ и составление в указанную дату в присутствии представителя общества двух протоколов при соответствующем последовательном рассмотрении материалов не запрещается нормами КоАП РФ.
Назначение рассмотрения двух административных дел одновременно в двух определениях от 28.03.2013 не ущемило процессуальных гарантий и прав лица, привлекаемого к административной ответственности, при фактически последовательном рассмотрении дел.
В соответствии с пунктом 10 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" нарушение административным органом при производстве по делу об административном правонарушении процессуальных требований, установленных КоАП РФ, является основанием для признания незаконным и отмены оспариваемого постановления административного органа (часть 2 статьи 211 АПК РФ) при условии, если указанные нарушения носят существенный характер и не позволяют или не позволили всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело. Существенный характер нарушений определяется исходя из последствий, которые данными нарушениями вызваны, и возможности устранения этих последствий при рассмотрении дела.
Направление законному представителю юридического лица одного извещения с указанием места, даты и времени их составления, а также статьи КоАП РФ по которой оно привлекается и составление нескольких протоколов об административных правонарушениях в данном случае не является существенным нарушением требований указанного Кодекса при производстве по делу об административном правонарушении. Из материалов дела следует, что общество не могло не знать, по какому поводу и по каким фактам правонарушений оно приглашалось в административный орган для составления протоколов об административных правонарушениях.
Факт выявленных административным органом нарушений, подтверждается представленными в материалы дела доказательствами, заявлением гражданина, проживающего в доме 29 по ул.Яшина в г.Хабаровске, квитанцией серия АА N 00284, протоколом осмотра от 21.03.2013 и приложенными к нему фотоматериалами, прейскурантом платных услуг, протоколами об административных правонарушениях.
Вина общества заключается в бездействии и выражается в непринятии всех возможных и достаточных мер для соблюдения норм и правил, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность.
Существенная угроза охраняемым общественным отношениям заключается не в наступлении каких-либо материальных последствий правонарушения, а в пренебрежительном отношении общества к исполнению своих публично-правовых обязанностей в сфере предоставления услуг гражданам.
Доказательств, свидетельствующих о наличии каких-либо исключительных обстоятельств, находящихся за пределами возможностей общества, препятствующих фактической реализации предоставленных ему прав и выполнению возложенных на него обязанностей, в материалы дела не представлено.
Возможность соблюдения правил и норм действующего законодательства у общества имелась, однако им не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Собранные в ходе административного расследования доказательства являются достаточными для квалификации действий общества по части 1 статьи 14.8 КоАП РФ.
Постановление о возбуждении дела об административном правонарушении и постановление о назначении административного наказания вынесены уполномоченными должностными лицами административного органа.
Срок давности привлечения общества к административной ответственности не истек.
Административное наказание за каждое правонарушение назначено обществу в пределах санкции части 1 статьи 14.8 КоАП РФ.
Проверив законность и обоснованность оспариваемого решения суда, апелляционная инстанция не установила оснований для отмены или изменения судебного акта, предусмотренных статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 258, 268-271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Хабаровского края от 07.06.2013 по делу N А73-4100/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Судья |
Е.Г. Харьковская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А73-4100/2013
Истец: ООО "Восток Сервис", ООО "Восток Сервис" - представитель Овчинникова Ольга Николаевна, ООО "Восток Сервис" представитель Овчинникова ОГльга Николаевна
Ответчик: Территориальное управление Роспотребнадзора по Хабаровскому краю, Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Хабаровскому краю
Хронология рассмотрения дела:
14.11.2013 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-15395/13
22.10.2013 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-15395/13
13.09.2013 Постановление Шестого арбитражного апелляционного суда N 06АП-3487/13
07.06.2013 Решение Арбитражного суда Хабаровского края N А73-4100/13