г. Чита |
|
14 марта 2011 г. |
Дело N А19-21365/10 |
Резолютивная часть постановления объявлена 09 марта 2011 года.
Полный текст постановления изготовлен 14 марта 2011 года.
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Никифорюк Е.О.,
судей Ткаченко Э.В., Рылова Д.Н.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Мурзиной Н.А., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу заявителя по делу Межрайонной ИФНС России N 16 по Иркутской области на решение Арбитражного суда Иркутской области от 07 декабря 2010 года по делу N А19-21365/10 по заявлению Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N16 по Иркутской области к Муниципальному общеобразовательному учреждению Еловской начальной общеобразовательной школе - детскому саду о взыскании 20442 руб. единого социального налога и пени,
(суд первой инстанции Н.В.Деревягина)
при участии в судебном заседании:
от заявителя: не явился, извещен;
от заинтересованного лица: не явился, извещен;
установил:
Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 16 по Иркутской области, зарегистрированная в качестве юридического лица в Едином государственном реестре юридических лиц за ИНН 3808185774, ОГРН 1083808014377 (далее - налоговый орган), обратилась в Арбитражный суд Иркутской области с требованием о взыскании с Муниципального общеобразовательного учреждения Еловской начальной общеобразовательной школы - детского сада, зарегистрированного в качестве юридического лица в Едином государственном реестре юридических лиц за ИНН 8506006509, ОГРН 1028500601249 (далее - учреждение), 20442 руб. 10 коп., задолженности по единому социальному налогу за 2009 год и пени.
Суд первой инстанции решением от 07 декабря 2010 г., заявленные требования удовлетворил частично, взыскав с учреждения 20433,17 руб., из них 19879,04 руб. единого социального налога, 554,13 руб. пени. В обоснование суд указал, что основанием частичного отказа в удовлетворении заявленных требований послужил вывод суда о нарушении налоговым органом срока для обращения за взысканием суммы пеней в судебном порядке за период с 17.11.2009 по 15.01.2010.
Не согласившись с решением суда первой инстанции в части отказа в удовлетворении заявленных требований, налоговый орган обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение Арбитражного суда Иркутской области от 07.12.2010 г. по делу N А19-21365/10-41 в части отказа в удовлетворении требований налогового органа отменить и принять по делу в данной части новый судебный акт. Считает, что вывод суда о пропуске налоговым органом срока для обращения в суд с заявлением в части взыскания пеней за период с 16.01.2010 по 23.04.2010 сделан без учета дат представления налоговых деклараций в налоговый орган и выявления им недоимки по налогу.
Информация о времени и месте судебного заседания размещена на официальном сайте апелляционного суда в сети "Интернет" 31.01.2011 г. и 21.02.2011 г.
21 февраля 2011 г. рассмотрение апелляционной жалобы было отложено на 09 марта 2011 г. на 17 часов 15 минут, в связи с болезнью председательствующего судьи Т.О.Лешуковой.
Согласно служебной записке от 04 марта 2011 г. в связи с болезнью судьи Т.О.Лешуковой дело N А19-21365/10 было передано судье Е.О.Никифорюк.
Налоговый орган своего представителя в судебное заседание не направил, извещен надлежащим образом, что подтверждается почтовым уведомлением от 08.02.2011 г. N 672000 33 89984 7.
Учреждение своего представителя в судебное заседание не направило, извещено надлежащим образом, что подтверждается почтовым уведомлением от 08.02.2011 г. N 672000 33 89983 0, телеграммой от 03.03.2011 г.
Руководствуясь пунктами 2, 3 статьи 156, пунктом 1 статьи 123 АПК РФ, суд считает возможным рассмотреть жалобу в отсутствие надлежащим образом извещенных лиц, участвующих в деле.
Дело рассматривается в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Изучив материалы дела, проверив соблюдение судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
Муниципальное общеобразовательное учреждение Еловская начальная общеобразовательная школа - детский сад, зарегистрировано в качестве юридического лица за основным государственным регистрационным номером (ОГРН) 1028500601249, что подтверждается выпиской из ЕГРЮЛ по состоянию на 07.09.2010 г. (л.д.14-24).
30 марта 2010 г. учреждение представило в налоговый орган декларации по единому социальному налогу (далее также - ЕСН, налог) за 2009 год (л.д.12-13).
Как следует из заявления налогового органа и данных налоговых обязательств (л.д.28-30), суммы ЕСН за 2009 г. в общем размере 19 879,04 руб. уплачены не были.
Налоговым органом в адрес учреждения было направлено требование N 31041 об уплате налога, сбора, пени, штрафа по состоянию на 23.04.2010 г. (далее - требование, л.д.7). Требованием налоговый орган в срок до 13.05.2010 г. предложил учреждению уплатить недоимку по налогу за 2009 г. в общей сумме 19 879,04 руб., а также пени за несвоевременную уплату налога в общей сумме 1 165,78 руб.
Из расчета пени (л.д.11) следует, что налоговый орган начислил и заявил ко взысканию пени за несвоевременную уплату единого социального налога за 2009 год в сумме 563 руб. 06 коп. за период просрочки с 17.11.2009 г. по 23.04.2010 г. (л.д.11).
В связи с неисполнением требования налоговый орган обратился в Арбитражный суд Иркутской области за взысканием 20442 руб. 10 коп., составляющих сумму задолженности по единому социальному налогу за 2009 год и пени (19 879,04 руб. + 563,06 руб. = 20442,1 руб.).
Арбитражный суд Иркутской области заявленные требований удовлетворил частично.
Не согласившись с решением суда первой инстанции в части отказа в удовлетворении заявленных требований, налоговый орган обратился с апелляционной жалобой.
Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции приходит к выводу об отсутствии оснований для изменения или отмены решения суда первой инстанции в обжалуемой части по следующим мотивам.
Рассматривая дело, суд первой инстанции правильно исходил из следующих положений.
В силу ст.235 Налогового кодекса Российской Федерации учреждение является плательщиком единого социального налога.
В соответствии с п.1 ст.23 Налогового кодекса Российской Федерации, налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги, представлять в налоговый орган по месту учета налоговые декларации (расчеты).
Согласно п.1 ст.45 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога в установленный законодательством о налогах и сборах срок.
Налоговым периодом для плательщиков единого социального налога признается календарный год, отчетными периодами - первый квартал, полугодие и девять месяцев календарного года (ст.240 Налогового кодекса Российской Федерации).
Сумма налога, согласно п.1 ст.243 Налогового кодекса Российской Федерации, исчисляется и уплачивается налогоплательщиками отдельно в федеральный бюджет и каждый фонд и определяется как соответствующая процентная доля налоговой базы.
Пунктом п.3 ст.243 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что в течение налогового (отчетного) периода по итогам каждого календарного месяца налогоплательщики производят исчисления ежемесячных авансовых платежей по налогу, исходя из величины выплат и иных вознаграждений, начисленных с начала налогового периода до окончания соответствующего календарного месяца, и налоговой ставки.
Уплата ежемесячных авансовых платежей по единому социальному налогу налогоплательщиками должна производиться не позднее 15-го числа следующего месяца.
Как установлено судом первой инстанции, следует из материалов дела и не оспаривается сторонами, учреждение исполнило свою обязанность по представлению декларации по единому социальному налогу за 2009 год и исчислению соответствующих сумм налога, однако налог своевременно в полном объеме не уплатило. Задолженность по единому социальному налогу составила 19879 руб. 04 коп., в том числе: в Федеральный бюджет - 13601 руб. 00 коп., в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования - 2593 руб. 00 коп., в Территориальный фонд обязательного медицинского страхования - 3685 руб. 04 коп.
В соответствии с пунктом 1 статьи 75 Налогового кодекса Российской Федерации пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик, плательщик сборов или налоговый агент должны выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки.
Согласно пунктам 3, 4 статьи 75 Налогового кодекса Российской Федерации пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора, и определяется за каждый день просрочки в процентах от неуплаченной суммы налога или сбора.
Как правильно указал суд первой инстанции, исходя из содержания п.2 ст.48 Налогового кодекса Российской Федерации заявление о взыскании налога за счет имущества налогоплательщика - физического лица может быть подано налоговым органом в соответствующий суд в течение шести месяцев после истечения срока исполнения требования об уплате налога. Требование должно быть направлено налогоплательщику в сроки, установленные ст.70 Налогового кодекса Российской Федерации. Указанные нормы, основанные на принципе всеобщности и равенства налогообложения (п.1 ст.3 Налогового кодекса Российской Федерации), подлежат применению и при взыскании в судебном порядке недоимок по налогам с юридических лиц. Пропуск срока направления требования об уплате налога не влечет изменения порядка исчисления пресекательных сроков на принудительное взыскание налога.
Названные положения в силу п.10 ст.48 Налогового кодекса Российской Федерации применяются также при взыскании пени, в отношении которых досудебный порядок урегулирования спора состоит в направлении налоговым органом требования об их уплате. Проверка соблюдения налоговым органом срока давности взыскания пени осуществляется судом в отношении каждого дня просрочки. При этом данный срок включает 3-месячный срок на предъявление требования, срок на его добровольное исполнение и 6-месячный срок - для обращения в арбитражный суд.
Учитывая, что с заявлением о взыскании пеней за период с 16.01.2010 по 23.04.2010 налоговый орган обратился в суд 09.11.2010, суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу об истечении срока для взыскания с учреждения пеней за указанный период и отказал во взыскании пени в сумме 8,93 руб.
Математическая правильность расчетов суда первой инстанции налоговым органом не оспорена, контррасчетов не представлено.
Доводы апелляционной жалобы о том, что трехмесячный срок для выставления требования об уплате налога и пени должен исчисляться с момента представления налоговой декларации, поскольку на момент наступления срока уплаты налога налоговый орган может не владеть информацией о наличии у налогоплательщика обязанности по уплате налога, судом апелляционной инстанции отклоняется по мотивам, изложенным выше, а также в связи со следующим.
Налоговым органом отождествляются сроки направления требования и пресекательные сроки на взыскание недоимок и пеней в судебном порядке. Налоговый орган сам в апелляционной жалобе указывает, что имеется иной способ выявления недоимок и начисления пеней - в ходе камеральных и выездных проверок.
С учетом изложенного апелляционный суд приходит к выводу, что решение суда первой инстанции основано на правильном применении норм материального права, соответствует установленным фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, поэтому решение суда первой инстанции в обжалуемой части отмене или изменению не подлежит, а доводы апелляционной жалобы подлежат отклонению.
Руководствуясь статьей 268-272 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Иркутской области от 07 декабря 2010 года по делу N А19-21365/10 в обжалуемой части оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в течение 2-х месяцев с даты принятия.
Председательствующий |
Е.О. Никифорюк |
Судьи |
Э.В. Ткаченко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А50-16634/2007-А11
Истец: ОАО "Павловский машзавод"
Ответчик: Региональное отделение Федеральной службы по финансовым рынкам в Волго-Камском регионе
Хронология рассмотрения дела:
16.11.2011 Постановление Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа N Ф02-2546/11
14.03.2011 Постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда N 04АП-326/11
10.03.2011 Постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда N 04АП-326/2011
07.12.2010 Решение Арбитражного суда Иркутской области N А19-21365/10