г. Чита |
|
29 мая 2012 г. |
Дело N А19-3411/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 22 мая 2012 года.
Полный текст постановления изготовлен 29 мая 2012 года.
Четвёртый арбитражный апелляционный суд в составе
председательствующего судьи Д. Н. Рылова,
судей Д. В. Басаева, В. А. Сидоренко,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Сюхунбин Е. С.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Закрытого акционерного общества "РОСТЭК-Байкал" на не вступившее в законную силу решение Арбитражного суда Иркутской области от 27 марта 2012 года по делу N А19-3411/2012 по заявлению Закрытого акционерного общества "РОСТЭК-Байкал" (ИНН 1901056346, ОГРН 1021900536008, место нахождения: 664003, г. Иркутск, ул. Сухе-Батора, 18, оф. 310) к Иркутской таможне (ИНН 3800000703 ОГРН 1023801543908, место нахождения: 664046, г. Иркутск, ул. Александра Невского, д. 78) о признании незаконным и отмене постановления по делу об административном правонарушении N 10607000-764/2011 от 25 января 2012 года,
(суд первой инстанции судья Куклина Л. А.)
при участии в судебном заседании
от заявителя: Дружинина Н. А. - представитель по доверенности от 10.01.2012 г.;
от заинтересованного лица: Фролова Ю. А. - представитель по доверенности N 01-43/23705 от 30.12.2011 г., Дырдов А. В. - представитель по доверенности N 01-43/23717 от 30.12.2011 г.,
установил:
Закрытое акционерное общество "РОСТЭК-Байкал" (далее Общество, ЗАО "РОСТЭК-Байкал") обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с заявлением к Иркутской таможне (далее административный орган, таможня) о признании незаконным и отмене постановления по делу об административном правонарушении N 10607000-764/2011 от 25 января 2012 года.
Решением Арбитражного суда Иркутской области от 27 марта 2012 года в удовлетворении заявленного Обществом требования отказано. Суд первой инстанции пришел к выводу о наличии в действиях ЗАО "РОСТЭК-Байкал" состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 16.2 КоАП РФ, и о соблюдении таможней порядка привлечения Общества к административной ответственности.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, ЗАО "РОСТЭК-Байкал" обжаловало его в апелляционном порядке.
Заявитель апелляционной жалобы ставит вопрос об отмене решения суда первой инстанции, указывая, что выводы суда противоречат обстоятельствам дела. Декларантом и таможенным представителем фактически измерение объема товара в соответствии с аттестованной методикой не производилось, что влечет незаконность принятой номинальной длины, не имеет правового значения, так как, не зависимо от фактически установленных размеров длины каждого бревна номинальная длина устанавливается по правилам ГОСТ.
Представитель заявителя доводы апелляционной жалобы поддержала в полном объеме, просила решение суда первой инстанции отменить, заявленные требования удовлетворить.
В отзыве на апелляционную жалобу таможенный орган выражает согласие с решением суда первой инстанции.
Представители таможни просили решение суда первой инстанции оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения.
Четвертый арбитражный апелляционный суд, рассмотрев дело в порядке главы 34 АПК РФ, проанализировав доводы апелляционной жалобы и отзыв на нее, выслушав представителей заявителя и таможни, изучив материалы дела, проверив правильность применения судом первой инстанции норм процессуального и материального права, пришел к следующим выводам.
Как следует из материалов дела, между нерезидентом Маньчжурской экономической торговой компанией с ограниченной ответственностью "Бенж" (КНР) (покупатель) и ООО "Лонга" (продавец) 17 августа 2011 года был заключен внешнеторговый контракт N MВD-66а на поставку пиломатериалов круглых хвойных пород (сосна обыкновенная).
16 сентября 2011 года между ООО "Лонга" и ЗАО "РОСТЭК-Байкал" заключен договор N 0235/00-11-211-ИР об оказании услуг таможенного представителя.
30 сентября 2011 года таможенный представитель (ЗАО "РОСТЭК - Байкал") от имени ООО "Лонга" (декларанта) оформил и представил к таможенному оформлению на Иркутский таможенный пост Иркутской таможни декларацию на товары N 10607040/300911/0012010, в соответствии с которой по таможенной процедуре экспорта заявлен товар:
- N 1 "лесоматериалы круглые х/п пиловочник сосны обыкновенной, неокоренные, для строительства, бревна без черновой обработки, не обработанные консервантом", код ТН ВЭД ТС 4403203101, сорт 2, диапазон толщин в верхнем торце 18-24 см, в нижнем торце - 22-28 см. Всего 161 шт., всего объемом с учетом нормальной длины и без коры 26,15 куб.м./ с учетом фактической длины и с учетом коры 27,98 куб.м., вес брутто - 19115,29 кг, нетто - 19051,57 кг, таможенная стоимость составила 80852,78 руб.;
- N 2 "лесоматериалы круглые х/п (пиловочник) сосны обыкновенной, неокоренные, для строительства, бревна без черновой обработки, не обработанные консервантом", код ТН ВЭД ТС 4403203102, сорт 2, диапазон толщин в верхнем торце 26-58 см, в нижнем торце - 30-62 см. Всего 346 шт., всего объемом с учетом нормальной длины и без коры 138,03 куб.м./ с учетом фактической длины и с учетом коры 147,67 куб.м., вес брутто - 100884,71 кг, нетто - 100548,43 кг, таможенная стоимость составила 501395,64 руб.
В графе 54 основного листа названной декларации на товары проставлены подпись работника ЗАО "РОСТЭК-Байкал" и оттиск его печати.
6 октября 2011 года должностными лицами таможенного органа произведен таможенный досмотр лесоматериалов, перемещаемых по декларации на товары N 10607040/300911/0012010.
Из акта таможенного досмотра N 10607040/061011/000523 от 6 октября 2011 года следует, что в декларации на товары N 10607040/300911/0012010 не заявлен товар:
- лесоматериалы диаметрами 12-14 см. - породы сосна обыкновенная, в объеме 1,585 куб. м;
- лесоматериалы диаметром 16 см - породы лиственница сибирская, в объеме 0,098 куб. м;
- лесоматериалы диаметрами 20-26 см - породы ели обыкновенной, в объеме 0,401 куб. м;
- лесоматериалы диаметрами 18-22 см. - породы сосна сибирская (кедр), в объеме 0,307 куб. м;
- лесоматериалы диаметрами16-24 см. - породы сосны обыкновенной, в объеме 15,049 куб. м.
13 октября 2011 года должностным лицом таможни в отношении ЗАО "РОСТЭК-Байкал" вынесено определение о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования N 10607000-764/2011.
По факту недекларирования при перемещении через таможенную границу товара 12 января 2012 года в отношении Общества составлен протокол об административном правонарушении N N 10607000-764/2011.
Постановлением таможни по делу об административном правонарушении N 10607000-764/2011 от 25 января 2012 года ЗАО "РОСТЭК-Байкал" привлечено к административной ответственности по части 1 статьи 16.2 КоАП Российской Федерации в виде штрафа в размере однократной стоимости товаров, явившихся предметом административного правонарушения, что составило 39456 руб. 97 коп.
Суд апелляционной инстанции считает правильными выводы суда первой инстанции об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных Обществом требований, исходя из следующего.
Частью 1 статьи 16.2 КоАП Российской Федерации (в редакции, действовавшей на момент совершения административного правонарушения и вынесения оспариваемого постановления) установлена административная ответственность за недекларирование по установленной форме (устной, письменной или электронной) товаров и (или) транспортных средств, подлежащих декларированию, за исключением случаев, предусмотренных статьей 16.4 этого Кодекса.
В соответствии со статьей 179 ТК Таможенного союза предусмотрено, что товары подлежат таможенному декларированию при помещении под таможенную процедуру либо в иных случаях, установленных в соответствии с этим Кодексом (пункт 1). Таможенное декларирование товаров производится декларантом либо таможенным представителем, действующим от имени и по поручению декларанта (пункт 2). Таможенное декларирование производится в письменной и (или) электронной формах с использованием таможенной декларации (пункт 3).
Согласно пункту 1 статьи 181 ТК Таможенного союза при помещении под таможенные процедуры, за исключением таможенной процедуры таможенного транзита, таможенному органу представляется декларация на товары.
В такой декларации указываются, в частности, сведения о товаре, в том числе наименование, описание, классификационный код товаров по Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности, количество в килограммах (вес брутто и вес нетто) и в других единицах измерения (подпункт 5 пункта 2 статьи 181 ТК Таможенного союза).
На основании подпункта 29 пункта 15 и пункта 17 Инструкции о порядке заполнения декларации на товары, утвержденной решением Комиссии Таможенного союза от 20.05.2010 N 257, в графе 31 декларации на товары указываются сведения о декларируемом товаре, необходимые для исчисления и взимания таможенных и иных платежей, взимание которых возложено на таможенные органы, обеспечения соблюдения запретов и ограничений, идентификации, отнесения к одному десятизначному классификационному коду по ТН ВЭД ТС, а также о грузовых местах.
Под номером 1 указываются, в частности, наименование (торговое, коммерческое или иное традиционное наименование) товара и сведения о производителе (при наличии сведений о нем), товарных знаках, марках, моделях, артикулах, сортах, стандартах и иных технических и коммерческих характеристиках, а также сведения о количественном и качественном составе декларируемого товара; сведения о характеристиках и параметрах товара в единицах измерения, отличных от основной или дополнительной единицы измерения (количество и условное обозначение), в том числе в соответствии с Классификатором дополнительных характеристик и параметров, используемых при исчислении таможенных пошлин, налогов, а также дата выпуска (изготовления) товара в случае, если такие сведения необходимы для исчисления и взимания таможенных пошлин, налогов и (или) обеспечения соблюдения запретов и ограничений.
В соответствии с Перечнем товаров, к описанию которых при заявлении таможенного режима экспорта или таможенного режима переработки вне таможенной территории устанавливаются специальные требования, утвержденным приказом ФТС России от 06.05.2010 N 895 (действовал до 19 сентября 2011 года, то есть и в период возникновения спорных правоотношений), при вывозе лесоматериалов в графу 31 таможенной декларации вносятся, в том числе, сведения о наименовании вывозимых лесоматериалов, породе древесины, наличии обработки (окоренные, неокоренные), о сорте лесоматериалов, о размере лесоматериалов (номинальная длина и длина с учетом максимального припуска, диапазон диаметров в нижнем торце и в верхнем торце), об объеме лесоматериалов в кубических метрах, указанном в контракте (с учетом номинальной длины и без учета коры), сведения об объеме лесоматериалов в кубических метрах (с учетом фактической длины и с учетом коры), номер соответствующего документа, в соответствии с которым определены объемы лесоматериалов.
Аналогичные требования предусмотрены действующим в настоящее время приказом ФТС России от 27.06.2011 N 1369 "О требованиях к описанию отдельных категорий товаров в графе 31 декларации на товары".
Таким образом, количественные и качественные характеристики товара (объема товара), а также номер документа, на основании которого определены объемы, являются обязательными требованиями, подлежащими указанию в таможенной декларации.
В пункте 30 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 октября 2006 года N 18 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Особенной части Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" разъяснено, что ответственность по части 1 статьи 16.2 КоАП Российской Федерации применяется в том случае, когда лицом фактически не выполняются требования таможенного законодательства по декларированию и таможенному оформлению товара, то есть таможенному органу не заявляется весь товар либо его часть (не заявляется часть однородного товара либо при декларировании товарной партии, состоящей из нескольких товаров, в таможенной декларации сообщаются сведения только об одном товаре или к таможенному оформлению представляется товар, отличный от того, сведения о котором были заявлены в таможенной декларации).
В постановлениях Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17 апреля 2007 года N 13664/06 и N 14970/06 указано, что состав рассматриваемого административного правонарушения образует незаявление таможенному органу всего товара либо его части.
Как следует из материалов дела, в графе 31 декларации на товары N 10607040/300911/0012010 Обществом (таможенным представителем) был заявлен товар:
- N 1 "лесоматериалы круглые х/п пиловочник сосны обыкновенной, неокоренные, для строительства, бревна без черновой обработки, не обработанные консервантом", код ТН ВЭД ТС 4403203101, сорт 2, диапазон толщин в верхнем торце 18-24 см, в нижнем торце - 22-28 см. Всего 161 шт., всего объемом с учетом нормальной длины и без коры 26,15 куб.м./ с учетом фактической длины и с учетом коры 27,98 куб.м.,;
- N 2 "лесоматериалы круглые х/п (пиловочник) сосны обыкновенной, неокоренные, для строительства, бревна без черновой обработки, не обработанные консервантом", код ТН ВЭД ТС 4403203102, сорт 2, диапазон толщин в верхнем торце 26-58 см, в нижнем торце - 30-62 см. Всего 346 шт., всего объемом с учетом нормальной длины и без коры 138,03 куб.м./ с учетом фактической длины и с учетом коры 147,67 куб.м.
Вместе с тем, при проведении таможенного досмотра таможней было установлено, что в декларации на товары N 10607040/300911/0012010 Обществом (таможенным представителем) не был продекларирован товар:
- лесоматериалы хвойных пород - сосна обыкновенная, диаметр от 16 см. до 24 см., объемом без коры 15,049 куб. м.;
- лесоматериалы хвойных пород - сосна обыкновенная, диаметр 12 см. в количестве 1 шт., объем без коры 0,055 куб. м.; диаметр 13 см в количестве 4 шт., объем без коры 0,257 куб. м.; диаметр 14 см в количестве 17 шт., объем без коры 1,273 куб. м.;
- лесоматериалы хвойных пород - лиственница сибирская, диаметр 16 см. - 1 шт., объем без коры 0,098 куб. м.;
- лесоматериалы хвойных пород - ель обыкновенная, диаметр 20 см. - 1 шт., объем без коры 0,151 куб. м., диаметр 26 см. 1 шт., объем без коры 0,25 куб. м.;
- лесоматериалы хвойных пород - сосна сибирская (кедр), диаметр 18 см. - 1 шт., объем без коры 0,124 куб. м., диаметр 22 см. - 1шт., объем без коры 0,183 куб. м. Всего 2 шт. объем без коры 0,307 куб. м.
Данное обстоятельство подтверждается имеющимися в материалах дела доказательствами, в том числе актом таможенного досмотра N 10607040/061011/000523 от 6 октября 2011 года и протоколом выполнения измерений объема партии круглых неокоренных лесоматериалов поштучным методом с использованием таблиц объемов по МВИ ПР 13260.1:МВИ.003-07.
Указанные документы подписаны представителем декларанта без каких-либо замечаний.
Наличие всех элементов состава рассматриваемого административного правонарушения подтверждается имеющимися в материалах дела доказательствами (протоколом об административном правонарушении, декларацией на товары, актом таможенного досмотра, протоколом измерений, протоколами опроса свидетелей и др.), которым судом первой инстанции дана надлежащая оценка.
Относительно доводов ЗАО "РОСТЭК-Байкал", указанных в апелляционной жалобе, суд апелляционной инстанции отмечает следующее.
На основании части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
В отличие от физических лиц в отношении юридических лиц КоАП РФ формы вины не выделяет. То есть в отношении юридических лиц требуется лишь установление того, что у соответствующего лица имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но им не приняты все зависящие от него меры по их соблюдению. Обстоятельства, указанные в части 1 или части 2 статьи 2.2 КоАП РФ применительно к юридическим лицам установлению не подлежат.
Общество имело реальную возможность оценить фактический объем, количество и вид вывозимых лесоматериалов.
Суд апелляционной инстанции отмечает, что согласно пунктам 14.1 и 14.2 ПР 13260.1:МВИ.003-07 результаты измерений объема партии бревен, полученные по данной методике выполнения измерений, заносят в протокол. Форма протокола выполнения измерений (с примером заполнения) приведена в Приложении Б к МВИ 003-07.
Следовательно, указывая в графе 31 декларации на товары, что объем вывозимых лесоматериалов определен по ПР 13260.1:МВИ.003-07, ЗАО "РОСТЭК-Байкал" должно было удостовериться в том, что заявляемые сведения соответствуют действительности, потребовав у декларанта (ООО "Лонга") соответствующие протоколы измерений (как это предусмотрено договором N 0235/00-11-211-ИР на возмездное оказание услуг по таможенному оформлению товаров).
Однако доказательств истребования у декларанта протоколов измерений Обществом не представлено, в описи к декларации на товары подобные документы не указаны.
Доводы заявителя апелляционной жалобы о применении методики измерений ПР 13260.1:МВИ.003-07 не нашли своего подтверждения и опровергаются имеющимися в материалах дела доказательствами.
На основании части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
В пункте 16.1 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 2 июня 2004 года N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" разъяснено, что понятие вины юридических лиц раскрывается в части 2 статьи 2.1 КоАП РФ. При этом в отличие от физических лиц в отношении юридических лиц КоАП РФ формы вины (статья 2.2 КоАП РФ) не выделяет. Следовательно, в отношении юридических лиц требуется лишь установление того, что у соответствующего лица имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но им не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (часть 2 статьи 2.1 КоАП РФ). Обстоятельства, указанные в части 1 или части 2 статьи 2.2 КоАП РФ, применительно к юридическим лицам установлению не подлежат.
В пункте 16 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 2 июня 2004 года N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" указано, что выяснение виновности лица в совершении административного правонарушения осуществляется на основании данных, зафиксированных в протоколе об административном правонарушении, объяснений лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, в том числе об отсутствии возможности для соблюдения соответствующих правил и норм, о принятии всех зависящих от него мер по их соблюдению, а также на основании иных доказательств, предусмотренных частью 2 статьи 26.2 КоАП РФ.
В рассматриваемом случае материалами дела подтверждается, что ЗАО "РОСТЭК-Байкал" из-за отсутствия должного контроля за соблюдением правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ предусмотрена административная ответственность, допущено недекларирование товаров, подлежащих декларированию.
Надлежащих доказательств обратного Обществом ни суду первой инстанции, ни суду апелляционной инстанции не представлено.
Изложенные обстоятельства (в их совокупности) позволяют суду апелляционной инстанции сделать вывод о наличии в действиях Общества вины в совершении вменяемого ему административного правонарушения (как она определена в части 2 статьи 2.1 КоАП Российской Федерации).
С учетом изложенного, суд апелляционной инстанции исходит из того, что имеющиеся в материалах дела доказательства являются достаточными для квалификации противоправного деяния ЗАО "РОСТЭК-Байкал" по части 1 статьи 16.2 КоАП РФ, и приходит к выводу о наличии в действиях Общества состава этого административного правонарушения.
Каких-либо нарушений порядка привлечения ЗАО "РОСТЭК-Байкал" судом апелляционной инстанции не установлено. В частности, оспариваемое постановление вынесено уполномоченным административным органом, о времени и месте составления протокола об административном правонарушении и рассмотрения административного дела Общество извещалось заблаговременно и надлежащим образом.
Размер административного штрафа определен таможенным органом с учетом положений статей 3.5, 4.1 и 4.3 КоАП РФ.
Оснований для квалификации совершенного Обществом правонарушения в качестве малозначительного не имеется.
При изложенных обстоятельствах и правовом регулировании у суда апелляционной инстанции отсутствуют основания для отмены решения суда первой инстанции.
В соответствии с частью 5.1 статьи 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации решение по делу об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности, если размер административного штрафа за административное правонарушение не превышает для юридических лиц 100 000 рублей, может быть обжаловано в арбитражный суд апелляционной инстанции. Такое решение, если оно было предметом рассмотрения в арбитражном суде апелляционной инстанции, и постановление арбитражного суда апелляционной инстанции, принятое по данному делу, могут быть обжалованы в арбитражный суд кассационной инстанции только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 этого Кодекса.
В пункте 40.1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28 мая 2009 года N 36 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде апелляционной инстанции" указано, что рассматривая вопрос о возможности обжалования в суд кассационной инстанции судебных актов по делам об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности, судам следует исходить из размера фактически назначенного наказания по конкретному делу, а не из размера санкции, установленной в КоАП РФ.
При этом по делам об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности надлежит учитывать сумму административного штрафа, назначенную в качестве административного наказания административным органом.
Учитывая, что размер назначенного Обществу административного штрафа не превышает 100 000 рублей, то применяется порядок обжалования, установленный частью 5.1 статьи 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Рассмотрев апелляционную жалобу на не вступившее в законную силу решение Арбитражного суда Иркутской области от 27 марта 2012 года по делу N А19-3411/2012, Четвертый арбитражный апелляционный суд, руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Иркутской области от 27 марта 2012 года по делу N А19-3411/2012 оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в двухмесячный срок в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
Д. Н. Рылов |
Судьи |
Д. В. Басаев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А19-3411/2012
Истец: ЗАО "РОСТЭК-Байкал"
Ответчик: Иркутская таможня