г. Чита |
|
24 июня 2010 г. |
Дело N А10-5837/2009 |
Резолютивная часть постановления объявлена 17.06.2010.
Полный текст постановления изготовлен 24.06.2010.
Четвёртый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Скажутиной Е.Н.,
судей Капустиной Л.В., Клочковой Н.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Красильниковой О.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу администрации муниципального образования "Город Северобайкальск" на решение Арбитражного суда Республики Бурятия от 05 марта 2010 года по делу N А10-5837/2009 по иску общества с ограниченной ответственностью "Строительная производственная компания "ИРКУТ" к администрации муниципального образования "Город Северобайкальск" о признании недействительными результата открытого аукциона от 24 ноября 2009 года на право заключения договора аренды муниципального имущества, проведенного с нарушением законодательства Российской Федерации; договора аренды муниципального имущества электросетевого хозяйства, заключенного по результатам открытого аукциона от 24 ноября 2009 г. на право заключения договора аренды муниципального имущества, с участием третьих лиц: общества с ограниченной ответственностью "Монолит", общества с ограниченной ответственностью Сетевой компании "Энергия", открытого акционерного общества "Межрегиональная распределительная сетевая компания Сибири" (суд первой инстанции: Пунцукова А.Т.),
при участии в судебном заседании:
от истца - не явился, извещен,
от ответчика - Югова Т.И., представитель по доверенности от 10.02.2010 N 466,
от третьего лица открытого акционерного общества "Межрегиональная распределительная сетевая компания Сибири" - Югова Т.И., представитель по доверенности N 52 от 13.03.2010 г.
от третьего лица общества с ограниченной ответственностью "Монолит"- не явился, извещен,
от третьего лица общества с ограниченной ответственностью Сетевой компании "Энергия" - не явился, извещен,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Строительная производственная компания "ИРКУТ" (далее - общество, ООО "СПК "ИРКУТ") обратилось в суд с иском, уточненным вы порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к администрации муниципального образования "Город Северобайкальск" (далее-Администрация) о признании недействительными результата открытого аукциона от 24 ноября 2009 года на право заключения договора аренды муниципального имущества, проведенного с нарушением законодательства Российской Федерации и договора аренды муниципального имущества электросетевого хозяйства, заключенного по результатам открытого аукциона от 24 ноября 2009 г. на право заключения договора аренды муниципального имущества.
Определением от 16 декабря 2009 г. привлечены к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, общество с ограниченной ответственностью "Монолит" (далее - ООО "Монолит"), общество с ограниченной ответственностью Сетевая компания "Энергия" (далее - ООО СК "Энергия"), открытое акционерное общество "Межрегиональная распределительная сетевая компания Сибири" (ОАО МРСК Сибири").
Решением от 05 марта 2010 года Арбитражный суд Республики Бурятия признал недействительным результат открытого аукциона от 24 ноября 2009 года, проведенного Администрацией муниципального образования "Город Северобайкальск", на право заключения договора аренды муниципального имущества электросетевого хозяйства. Признал недействительным договор аренды муниципального имущества объектов электросетевого хозяйства от 26 ноября 2009 года, заключенный по результатам открытого аукциона от 24 ноября 2009 года на право заключения договора аренды муниципального имущества. Обязал Администрацию муниципального образования "город Северобайкальск" устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя.
С решением не согласен ответчик, который в апелляционной жалобе просит отменить обжалуемый судебный акт с принятием нового об отказе в удовлетворении заявленных требований. Заявитель апелляционной жалобы указывает, что заключение договора аренды муниципального имущества (электросетевого комплекса), являвшегося предметом аукциона, объявленного Администрацией МО "Город Северобайкальск", предполагало осуществление со стороны арендатора передачи электрической энергии всем потребителям, находящимся на территории МО "Город Северобайкальск" через арендуемые электрические сети. В силу прямого указания закона: статьи 53 Закона РФ N 135-ФЗ "О защите конкуренции", статьи 16 Закона РФ N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества", статьи 3, пункта 1 статьи 4 Закона РФ N 147-ФЗ от 17.08.95г. "О естественных монополиях" юридические лица (претенденты) на участие в данном аукционе, должны были подтвердить наличие у них статуса субъекта естественных монополий осуществляющего деятельность в условиях естественной монополии в том числе, оказывающие услуги по передаче электрической энергии. Однако ООО СПК "ИРКУТ" не представил приказ о вхождении в состав субъектов естественных монополий в топливно-энергетическом комплексе, позволяющее Обществу осуществлять передачу электрической энергии потребителям, находящимся на территории муниципального образования "Город Северобайкальск", по арендуемым электрическим сетям. В связи с чем, к допуску в участие в аукционе истцу было отказано со стороны Администрации правомерно. Кроме того, заявитель указывает на то, что суд неправомерно указал в резолютивной части решения на обязание Администрации устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя, поскольку ООО СПК "ИРКУТ" такое требование не заявляло.
В судебном заседании представитель ответчика и третьего лица ОАО МРСК Сибири" просила об отмене обжалуемого судебного акта по основаниям, приведенным в апелляционной жалобе.
Иные лица, участвующие в деле в судебное заседание, будучи извещенными о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы в установленном законом порядке, своих представителей в суд не направили.
В соответствии с частью 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации апелляционные жалобы рассмотрены в отсутствие надлежащим образом извещенных сторон.
Апелляционная жалоба рассмотрена в соответствии с главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, предусматривающей пределы и полномочия апелляционной инстанции.
Проверив обоснованность доводов, содержащихся в жалобах, в совокупности и взаимосвязи с собранными по делу доказательствами, проверив правильность применения норм материального и соблюдения норм процессуального права, суд апелляционной инстанции приходит к следующему.
Как следует из материалов дела, 16 октября 2009 года на официальном сайте www.burzakup.ru размещено извещение о проведении аукциона на право заключения договора аренды муниципального имущества электросетевого хозяйства и аукционная документация.
Заявки на участие в аукционе подали: ООО "СПК "ИРКУТ", ООО "Монолит", ООО СК "Энергия", ОАО "МРСК Сибири".
24 ноября 2009 года на заседании комиссии по рассмотрению заявок и определения участников аукциона на право заключения договора аренды муниципального имущества электросетевого хозяйства принято решение об отказе в допуске к участию в аукционе ООО "СПК "ИРКУТ", ООО "Монолит", ООО СК "Энергия", о чем составлен протокол от 24.11.2009.
Решение аукционной комиссии мотивировано непредставлением указанными лицами приказа "О включении организации в Реестр субъектов естественных монополий, в отношении которых осуществляется государственное регулирование и контроль, а также документов, подтверждающих право на выполнение работ по эксплуатации электросетевого хозяйства.
Единственным участником аукциона признано ОАО "МРСК Сибири", с которым организатору аукциона рекомендовано заключить договор аренды муниципального имущества электросетевого хозяйства как с единственным участником.
По результатам аукциона между Администрацией муниципального образования "Город Северобайкальск" (Арендодатель) и ОАО "МРСК Сибири" (Арендатор) заключен договор аренды N 80/10/04.03.2351.09 муниципального имущества объектов электросетевого хозяйства от 26 ноября 2009 года.
Сторонами подписан акт приема-передачи имущества к договору аренды объектов электросетевого хозяйства от 26.11.2009 N 80/10.
ООО "СПК "ИРКУТ", считая вынесенное решение аукционной комиссии не соответствующим закону, нарушающим его права и законные интересы, и заключенный договор недействительным, обратилось в арбитражный суд с настоящим иском.
Арбитражный суд Республики Бурятия, удовлетворяя исковые требования, исходил из того, что у Администрации отсутствовали основания для отказа в допуске ООО "СПК "Иркут" к участию в открытом аукционе, в связи с чем, отказ обществу в участии в аукционе не соответствует закону, следовательно, открытый аукцион проведен с нарушением правил их проведения. В связи с чем, договор аренды N 80/10/04.03.2351.09 муниципального имущества объектов электросетевого хозяйства, заключенный 26.11.2009 между Администрацией и ОАО "МРСК Сибири" по результатам открытого аукциона, проведенного с нарушением законодательства, является недействительным.
Суд апелляционной инстанции оснований для переоценки выводов суда первой инстанции не находит, поскольку они основаны на правильно установленных фактических обстоятельствах дела, полном, всестороннем и объективном исследовании представленных в материалы доказательств, правильном применении норм материального права.
В силу статьи 449 Гражданского кодекса Российской Федерации торги, проведенные с нарушением правил, установленных законом, могут быть признаны судом недействительными по иску заинтересованного лица. Признание торгов недействительными влечет недействительность договора, заключенного с лицом, выигравшим торги.
В соответствии с пунктом 17 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 02.12.93 N 32 "О некоторых вопросах практики разрешения споров, связанных с применением законодательства о приватизации государственного и муниципального имущества" при разрешении споров, связанных с признанием сделок приватизации недействительными, следует иметь в виду, что под грубыми нарушениями правил конкурса или аукциона понимаются необоснованное исключение из числа участников конкурса или аукциона лиц, признаваемых покупателями, а также такие нарушения порядка проведения конкурса или аукциона, которые могли привести к неправильному определению победителя.
На основании статьи 167 Гражданского кодекса Российской Федерации, недействительная сделка не влечет юридических последствий, за исключением тех, которые связаны с ее недействительностью, и недействительна с момента ее совершения. При недействительности сделки каждая из сторон обязана возвратить другой все полученное по сделке.
Под заинтересованным лицом, которое вправе обратиться с требованием о признании недействительными результатов аукциона или конкурса, следует понимать участников торгов либо лиц, которым отказано в участии в конкурсе или аукционе (пункт 13 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.12.93 N 32).
Статьей 17.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" предусмотрено, что заключение договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества, не закрепленного на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, может быть осуществлено только по результатам проведения конкурсов или аукционов на право заключения таких договоров.
В соответствии с частью 3 статьи 53 Федерального закона Российской Федерации "О защите конкуренции" до установления предусмотренного частью 5 статьи 17.1 настоящего Федерального закона порядка проведения конкурсов или аукционов на право заключения договоров, указанных в частях 1 и 3 статьи 17.1 настоящего Федерального закона, аукционы на право заключения таких договоров проводятся в порядке, установленном Федеральным законом от 21 декабря 2001 года N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества".
На момент проведения открытого аукциона порядок проведения конкурсов или аукционов на право заключения договоров, и перечень видов имущества, в отношении которого заключение указанных договоров может осуществляться путем проведения торгов в форме конкурса, федеральным антимонопольным органом установлены не были.
На основании п.3 ст.15 Федерального закона от 21.12.2001 N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества" (далее - Федеральный закон N 178-ФЗ) информационное сообщение о продаже государственного или муниципального имущества должно быть опубликовано не менее чем за тридцать дней до дня осуществления продажи указанного имущества, если иное не предусмотрено названным федеральным законом.
Обязательному опубликованию в информационном сообщении о продаже государственного и муниципального имущества подлежат сведения, в том числе: исчерпывающий перечень представляемых покупателями документов и требования к их оформлению; срок заключения договора купли-продажи; ограничения участия отдельных категорий физических и юридических лиц в приватизации имущества; иные указанные в данном Федеральном законе сведения, а также сведения, перечень которых устанавливается соответственно Правительством Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления.
При продаже государственного или муниципального имущества на аукционе, специализированном аукционе или конкурсе также указываются: порядок определения победителей; размер, срок и порядок внесения задатка, необходимые реквизиты счетов; место и срок подведения итогов; условия конкурса (п.4 ст.15 Федерального закона N 178-ФЗ).
Статьей 16 Федерального закона N 178-ФЗ установлен перечень документов, представляемых покупателями государственного и муниципального имущества.
Претенденты представляют следующие документы: заявку; платежный документ с отметкой банка об исполнении, подтверждающий внесение соответствующих денежных средств в установленных настоящим Федеральным законом случаях; документ, подтверждающий уведомление федерального антимонопольного органа или его территориального органа о намерении приобрести подлежащее приватизации имущество в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации.
Физические лица предъявляют документ, удостоверяющий личность.
Юридические лица дополнительно представляют следующие документы: нотариально заверенные копии учредительных документов; решение в письменной форме соответствующего органа управления о приобретении имущества (если это необходимо в соответствии с учредительными документами претендента и законодательством государства, в котором зарегистрирован претендент); сведения о доле Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования в уставном капитале юридического лица; иные документы, требование к представлению которых может быть установлено федеральным законом; опись представленных документов.
В случае подачи заявки представителем претендента предъявляется надлежащим образом оформленная доверенность.
Перечень документов, необходимых к представлению покупателями муниципального имущества определенный в статье 16 Федерального закона N 178-ФЗ не является исчерпывающим.
В силу абзаца 9 пункта 1 статьи 16 Федерального закона "О приватизации государственного и муниципального имущества" следует, что представление иных документов должно быть установлено федеральным законом.
На основании пункта 8 статьи 18 Федерального закона N 178-ФЗ претендент не допускается к участию в аукционе по следующим основаниям: представленные документы не подтверждают право претендента быть покупателем в соответствии с законодательством Российской Федерации; представлены не все документы в соответствии с перечнем, указанным в информационном сообщении (за исключением предложений о цене государственного или муниципального имущества на аукционе), или оформление указанных документов не соответствует законодательству Российской Федерации; заявка подана лицом, не уполномоченным претендентом на осуществление таких действий; не подтверждено поступление в установленный срок задатка на счета, указанные в информационном сообщении. Перечень оснований отказа претенденту в участии в аукционе является исчерпывающим.
Вместе с тем из аукционной документации и извещения не следует, что участник аукциона обязан был представить приказ "О включении организации в Реестр субъектов естественных монополий, в отношении которых осуществляется государственное регулирование и контроль, а также документы, подтверждающие право на выполнение работ по эксплуатации электросетевого хозяйства.
В извещении о проведение аукциона на право заключения договора аренды муниципального имущества (объектов электросетевого хозяйства) указано, что к участию в аукционе допускаются физические и юридические лица.
Для участия в аукционе претенденту необходимо представить следующую документацию: заявку со всеми приложениями по форме и в соответствии с настоящей аукционной документацией (формы 1-2); копию платежного поручения с отметкой банка об исполнении, подтверждающего внесение задатка; нотариально заверенные копии учредительных документов, свидетельства о регистрации и о постановке на налоговый учет; выписку из единого государственного реестра юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, выданную не позднее 30 (тридцати) дней до даты подачи заявления; справку из налоговой инспекции на последнюю отчетную дату подтверждающую отсутствие просроченной задолженности перед бюджетами всех уровней и подтверждающую, что организация (индивидуальный предприниматель) не находится в состоянии ликвидации; информация, подтверждающая, что в отношении организации (индивидуального предпринимателя) не возбуждена процедура банкротства, либо она не является банкротом, подписанная руководителем и главным бухгалтером (индивидуальным предпринимателем); письменное решение соответствующего органа управления претендента, разрешающее приобретение права, если это необходимо в соответствии с учредительными документами претендента и законодательством страны, в которой зарегистрирован претендент; доверенность на физическое лицо, уполномоченное действовать от имени претендента при подаче заявки; копия паспорта для лиц, действующих по доверенности; документы, подтверждающие полномочия лица, подписывающего заявку; проект договора, подписанный претендентом; иные документы, которые организация сочтет необходимым представить; опись представленных документов в 2-х экземплярах.
Согласно описи документов, представленных ООО "СПК "ИРКУТ" для участия в аукционе на право заключения договора аренды муниципального имущества, обществом представлен полный пакет необходимых документов.
Кроме того, пунктом 2.2 информационной карты установлены требования к участникам: должен являться юридическим или физическим лицом (индивидуальным предпринимателем).
В пункте 5 Инструкции участникам аукциона на право заключения договоры аренды муниципального имущества предусмотрены требования к участникам аукциона, в соответствии с которыми аукционная комиссия принимает решение о допуске заявителя к участию в аукционе или отказе в допуске заявителя к участию в аукционе.
К участию в аукционе допускаются индивидуальные предприниматели, российские или иностранные юридические лица, либо действующие без образования юридического лица по договору простого товарищества два и более указанных юридических лиц, соответствующие требованиям, указанным в аукционной документации:
- в отношении которых не принято решение арбитражного суда о признании участника аукциона банкротом и об открытии конкурсного производства в отношении него; либо в отношении заявителя - юридического лица не принявшим решение о ликвидации, а в отношении физического лица не проводится прекращение деятельности в качестве индивидуального предпринимателя;
- деятельность которых не приостановлена в порядке, предусмотренном Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях в день рассмотрения заявки на участие в аукционе;
- не имеющих задолженности по начисленным налогам, сборам и иным обязательным платежам в бюджеты любого уровня или государственные внебюджетные фонды за прошедший календарный год.
ООО "СПК "ИРКУТ" к заявке приложена справка N 63715 о состоянии расчетов по налогам, сборам, взносам по состоянию на 24 октября 2009 года, выданная ИФНС России по Правобережному округу г. Иркутска, согласно которой у общества отсутствует задолженность по налогам, сборам и иным обязательным платежам. Также представлено письмо, что в отношении ООО "СПК "ИРКУТ" не возбуждена процедура банкротства.
Таким образом, обществом представлены документы, подтверждающие, что ООО "СПК "ИРКУТ" соответствует требованиям, которые предъявляются к участникам аукциона.
В информационном сообщении указано на то, что аукцион является открытым по способу размещения, а также на отсутствие ограничений участия отдельных категорий физических и юридических лиц.
При таких обстоятельствах, вывод суда первой инстанции о том, что ООО "СПК "ИРКУТ" не нарушены требования, установленные в информационном сообщении является обоснованным, поскольку, извещение и аукционная документация не предписывали претенденту представить приказ "О включении организации в Реестр субъектов естественных монополий, в отношении которых осуществляется государственное регулирование и контроль", и документы, подтверждающие право на выполнение работ по эксплуатации электросетевого хозяйства.
Следует отметить, что решением по делу N 02-03/40-2009 о нарушении антимонопольного законодательства от 09.02.2010, принятым Управлением Федеральной антимонопольной службы по Республике Бурятия (УФАС по РБ) по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства, по заявлениям ООО "СПК "Иркут" и ООО СК "Энергия", действия Администрации, в лице аукционной комиссии, выразившиеся в отказе в допуске ООО "СПК "Иркут" по основанию отсутствия документа, не предусмотренного извещением и конкурсной документацией признаны необоснованными. Управлением Федеральной антимонопольной службы по Республике Бурятия (УФАС по РБ) решено признать администрацию, нарушившей часть 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции в части необоснованного отказа в допуске, в том числе ООО "СПК "Иркут", в допуске к участию в аукционе, что приводит к ограничению конкуренции.
Таким образом, у суда первой инстанции отсутствовали основания для отказа в иске ООО "СПК "Иркут". Отказ Администрации в допуске ООО "СПК "Иркут" к участию в открытом аукционе, не соответствует закону, следовательно, открытый аукцион проведен с нарушением правил их проведения. В связи с чем, договор аренды N 80/10/04.03.2351.09 муниципального имущества объектов электросетевого хозяйства, заключенный 26.11.2009 между Администрацией и ОАО "МРСК Сибири" по результатам открытого аукциона, проведенного с нарушением законодательства, правомерно признан судом первой инстанции недействительным в силу приведенных выше норм права.
Доводы заявителя апелляционной жалобы судом являлись предметом рассмотрения суда первой инстанции, признаются необоснованными, противоречащими действующему законодательству, материалам дела и фактическим обстоятельствам.
Вместе с тем, из резолютивной части обжалуемого решения подлежит исключению абзац четвертый "Обязать Администрацию муниципального образования "город Северобайкальск" устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя", поскольку такое требование истцом заявлено не было, а обязательное содержание в резолютивной части судебного акта указания на обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя предписано пунктом 4 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, каковым настоящее дело не является.
В остальной части решение Арбитражного суда Республики Бурятия от 05 марта 2010 года по делу N А10-5837/2009 подлежит оставлению без изменения.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Бурятия от 05 марта 2010 года по делу N А10-5837/2009 изменить. Исключить из резолютивной части решения абзац четвертый "Обязать Администрацию муниципального образования "Город Северобайкальск" устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя".
В остальной части решение оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление апелляционной инстанции может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в двухмесячный срок.
Председательствующий |
Е.Н.Скажутина |
Судьи |
Н.В. Клочкова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А10-5837/2009
Истец: ООО "СПК "Иркут", ООО Строительная Производственная Компания Иркут
Ответчик: Администрация МО "г. Северобайкальск"
Третье лицо: ОАО "МРСК Сибири" "Бурятэнерго", ОАО Межрегиональная распределительная сетевая компания Сибири в лице филиала Бурятэнерго, ООО "Монолит", ООО Сетевая Компания Энергия, ООО СК "Энергия", Открытое кационерное общество Межрегиональная распредделительная сетевая компания Сибири в лице филиала Бурятэнерго
Хронология рассмотрения дела:
24.06.2010 Постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда N 04АП-1680/10