г. Самара |
|
16 сентября 2013 г. |
Дело N А55-14208/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 10 сентября 2013 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 16 сентября 2013 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Липкинд Е.Я.,
судей Александрова А.И., Серовой Е.А.,
при ведении протокола судебного заседания Шаймурзиным Р.Р.
с участием:
от Министерства строительства Самарской области - представитель Арутюнян Л.Б. - доверенность от 28.05.2013 г.,
внешний управляющий ООО "Крит" Троцкий Г.В., лично, (до перерыва его представитель Гончаров А.В., доверенность от 01.04.2013 г.)
рассмотрев в открытом судебном заседании 03-10 сентября 2013 г. в зале N 7 апелляционную жалобу Министерства строительства Самарской области на определение Арбитражного суда Самарской области от 24 мая 2013 года о частичном удовлетворении заявления о включении требования в реестр требований кредиторов должника, по делу N А55-14208/2011 (судья Исаев А.В.) о признании несостоятельным (банкротом) производственно-коммерческой фирмы общество с ограниченной ответственностью "Крит", г.Самара, (ОГРН 1026300522962, ИНН 6311010926),
УСТАНОВИЛ:
Определением Арбитражного суда Самарской области от 05.09.2011 по заявлению кредитора ООО "Панорама-М" возбуждено производство по делу о несостоятельности (банкротстве) Производственно-коммерческой фирмы Общества с ограниченной ответственностью "Крит" (далее должник).
Определением от 22.03.2012 в отношении должника введена процедура наблюдения, временным управляющим должника утвержден Кузнецов Евгений Геннадьевич.
Определением от 03.08.2012 в отношении должника введена процедура внешнего управления. Внешним управляющим должника утвержден Троцкий Глеб Владимирович.
Министерство строительства Самарской области (далее - заявитель, кредитор) обратилось в Арбитражный суд Самарской области с заявлением, в котором, с учетом уточнений, принятых судом первой инстанции в порядке ст.49 АПК РФ, просит включить в реестр требований кредиторов должника в сумме 12 379 667,91 рублей.
Определением Арбитражного суда Самарской области от 24 мая 2013 заявление кредитора удовлетворено частично.
Суд включил в реестр требований Производственно-коммерческой фирмы Общество с ограниченной ответственностью "Крит", ИНН 6311010926, ОГРН 1026300522962, в состав требований кредиторов 4-ой очереди, требование Министерства строительства Самарской области в общем размере 3 036 481,25 рублей (как основной долг).
В реестр требований Производственно-коммерческой фирмы Общество с ограниченной ответственностью "Крит", ИНН 6311010926, ОГРН 1026300522962, в состав требований кредиторов 4-ой очереди, включено требование Министерства строительства Самарской области в общем размере 801 624,94 рублей (как пени).
В удовлетворении остальной части заявленных требований суд отказал в связи с пропуском срока исковой давности и несогласии с расчетом заявителя.
В апелляционной жалобе Министерство строительства Самарской области (далее заявитель) просит определение суда от 24 мая 2013 отменить и принять новый судебный акт о включении требований кредитора в реестр должника - Производственно-коммерческой фирмы ООО "Крит" с суммой основного долга по арендным платежам 4 899 532 руб. 81 коп. и пени - 1 373 680 руб. 40 коп., считая, что судом расчет задолженности произведен необоснованно без учета методики в соответствии с Постановлением Правительства Самарской области N 308 от 6.08.2008.
В судебном заседании представитель заявителя доводы апелляционной жалобы полностью поддержал.
Внешний управляющий ООО "Крит" Троцкий Г.В. (до перерыва его представитель) просят в удовлетворении апелляционной жалобы отказать, определение суда от 24 мая 2013 считают законным и обоснованным.
В судебном заседании 3.09.2013 объявлялся перерыв до 10.09.2013 11 час. 30 мин., что отражено в протоколе судебного заседания и объявление о перерыве размещено на сайте арбитражного апелляционного суда.
После перерыва судебное заседание продолжено с участием представителя заявителя и внешнего управляющего должника.
Заявитель представил расчет задолженности по арендной плате по каждому договору с учетом срока исковой давности и Постановления Правительства Самарской области N 308 от 6.08.2008.
Иные лица, участвующие в деле, надлежаще извещены (направлением почтовых извещений и размещением информации о времени и месте судебного заседания на официальном сайте Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда в сети Интернет в соответствии с требованиями абз. 2 ч. 1 ст. 121 АПК РФ) в связи с чем суд вправе рассмотреть дело в отсутствии представителей сторон согласно ч. 3 ст. 156 АПК РФ.
Заслушав представителей сторон, рассмотрев материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы в совокупности с исследованными доказательствами по делу, судебная коллегия Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда не находит оснований к отмене определения суда от 24 мая 2013 года.
Как следует из материалов дела 29.03.2006 года между Комитетом по управлению имуществом г. Самары (далее - Комитет) и должником был заключен договор аренды земельного участка N 026029з (далее - договор), в соответствии с которым Комитет являлся арендодателем, а должник - арендатором земельного участка с кадастровым номером 63:01:05 16002:0012 площадью 3371,96 кв.м, расположенного по адресу: г. Самара, Ленинский район, ул. Чкалова в границах улиц Ленинской и Братьев Коростелевых (далее - земельный участок). Земельный участок предоставлен для строительства.
29.03.2006 между Комитетом по управлению имуществом г. Самары (далее - Комитет) и ООО "Крит" был заключен договор аренды земельного участка N 026057з (далее - договор), в соответствии с которым Комитет являлся арендодателем, а ООО "Крит" (далее - Арендатор, Ответчик) - арендатором земельного участка с кадастровым номером 63:01:05 16002:0011 площадью 1456,20 кв.м, расположенного по адресу: г. Самара, Ленинский район, ул. Чкалова в границах улиц Ленинской и Братьев под организацию строительной площадки.
Согласно ст.ст. 131, 164, 609 ГК РФ, ст. 4 Федерального закона от 21.07.1997 г. N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" договор аренды на указанный объект недвижимости был зарегистрирован 16.11.2006. 18.12.2009 между министерством и ООО "Крит" было заключено дополнительное соглашение N 1 к договору аренды земельного участка от 29.03.2006 N 026057з, согласно которому изменен расчеть арендной платы. Дополнительное соглашение зарегистрировано 22.03.2010.
13.05.2011 между Министерством и ООО "Крит" было заключено дополнительное соглашение N 2 к договору аренды земельного участка от 29.03.2006 N 026057з, согласно которому изменен расчет арендной платы, продлен срок договора, а также изменен размер пени с 0,3% до 0,1% Дополнительное соглашение зарегистрировано 09.08.2011.
В соответствии с условиями заключенного договора (пункт 4.4.) Арендатор принял на себя обязательство своевременно и полностью вносить арендную плату ежемесячно в срок до десятого числа текущего месяца за право пользования земельным участком. Однако условия договора ответчик не исполнил, что не оспаривается должником.
Заявитель представил расчет арендной платы, за период с 01.06.2008 по 05.09.2011, за который арендная плата ответчиком не вносилась, который составил в сумме 2 292 734,29 рублей.
В связи с неисполнением условий договора, в соответствии со статьями 330, 93 Гражданского кодекса РФ заявитель насчитал пени. Пунктом 7.2. договора предусмотрено условие о начислении пени в размере 0,1 % с просроченной суммы за каждый день просрочки за просрочку арендных платежей, исходя из которого, размер пени составил 1 123 142,90 рублей. Всего заявлена задолженность по данному периоду и вышеназванному договору в размере 3 415 877,19 рублей.
С 01.07.2006 Комитет утратил правомочие действовать от имени государства при распоряжении государственной землей. Согласно постановлению Правительства Самарской области от 13.06.2006 N 67, постановлению Правительства Самарской области от 21.06.2006 N 74, в соответствии с Законом Самарской области "О земле" в целях обеспечения эффективного управления и распоряжения земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Самара, Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области (далее - Министерство строительства Самарской области) с 01.07.2006 г. наделено полномочиями по предоставлению земельных участков в городском округе Самара для целей строительства. Соответственно в настоящее время Министерство, как новый представитель государства, в силу закона вправе осуществлять от имени государства все действия как по заключению новых, так и по исполнению ранее заключенных договоров аренды.
Согласно ст.ст. 131, 164, 609 ГК РФ, ст. 4 Федерального закона от 21.07.1997 г. N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" договор аренды на указанный объект недвижимости был зарегистрирован 16.11.2006.
13.05.2011 между министерством и ООО "Крит" было заключено дополнительное соглашение N 1 к договору аренды земельного участка от 29.03.2006 N 026029з, согласно которому срок действия договора продлен до 31.03.2013. Кроме того, изменен расчет арендной платы. Дополнительное соглашение зарегистрировано 09.08.2011.
Одним из основных принципов действующего земельного законодательства является принцип платности использования земли, согласно которому любое использование земли осуществляется за плату, за исключением случаев, установленных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
В соответствии с условиями заключенного договора (пункт 4.4.) Арендатор принял на себя обязательство своевременно и полностью вносить арендную плату ежемесячно в срок до десятого числа текущего месяца за право пользования земельным участком. Однако условия договора ответчик не исполнил, что не оспаривается должником.
Заявитель представил расчет арендной платы, за период с 31.03.2008 по 05.09.2011, за который арендная плата ответчиком не вносилась, который составил в сумме 5 715 526,39 рублей.
В связи с неисполнением условий договора, в соответствии со статьями 330, 93 Гражданского кодекса РФ, заявитель насчитал пени. Пунктом 7.2. договора предусмотрено условие о начислении пени в размере 0,1 % с просроченной суммы за каждый день просрочки за просрочку арендных платежей, исходя из которого, размер пени составил 3 090 135,27 рублей. Всего заявлена задолженность по данному периоду и вышеназванному договору в размере 8 805 661,66 рублей.
Также 14.01.2008 года между Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области (далее - Министерство) и ПКФ ООО "Крит" был заключен договор аренды земельного участка N 177 (далее - договор), в соответствии с которым комитет являлся арендодателем, а ПКФ ООО "Крит" (далее - Арендатор, Ответчик) - арендатором земельного участка с кадастровым номером 63:01:05 16 002:0512 площадью 84,60 кв.м, расположенного по адресу: г.Самара, Ленинский район, улица Чкалова в границах улиц Ленинской и Братьев Коростелевых (далее - земельный участок). Земельный участок предоставлен для строительства жилого дома со встроенными нежилыми помещениями и подземным гаражом.
Согласно ст.ст. 131, 164, 609 ГК РФ, ст. 4 Федерального закона от 21.07.1997 г. N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" договор аренды на указанный объект недвижимости был зарегистрирован 29.04.2008.
19.07.2010 между Министерством и ПКФ ООО "Крит" было заключено дополнительное соглашение N 1 к договору аренды земельного участка от 14.01.2008 г. N 177, в соответствии с которым изменен расчет арендной платы. Кроме того изменен размер пени за просрочку арендных платежей с 0,3% до 0,1%. Дополнительное соглашение N 1 зарегистрировано 30.08.2010. 13.05.2011 г. между министерством и ПКФ ООО "Крит" было заключено дополнительное соглашение N 2 к договору аренды земельного участка от 14.01.2008 г. N 177, в соответствии с которым изменен расчет арендной платы. Кроме того срок действия договора продлен до 18.12.2013. Дополнительное соглашение N 2 зарегистрировано 09.08.2011.
В соответствии с условиями заключенного договора (пункт 4.4.) Арендатор принял на себя обязательство своевременно и полностью вносить арендную плату ежемесячно в срок до десятого числа текущего месяца за право пользования земельным участком. Однако условия договора ответчик не исполнил, что не оспаривается должником.
Заявитель представил расчет арендной платы, за период с 01.12.2010 по 05.09.2011, за который арендная плата ответчиком не вносилась, который составил в сумме 25 474,01 рублей.
В связи с неисполнением условий договора, в соответствии со статьями 330, 93 Гражданского кодекса РФ заявитель насчитал пени. Пунктом 7.3. договора предусмотрено условие о начислении пени в размере 0,1 % с просроченной суммы за каждый день просрочки за просрочку арендных платежей, исходя из которого, размер пени составил 15 999,89 рублей. Всего заявлено задолженность по данному периоду и вышеназванному договору в размере 41 473,90 рублей.
Также, 14.01.2008 года между Министерством и ПКФ ООО "Крит" был заключен договор аренды земельного участка N 178 (далее - договор), в соответствии с которым комитет являлся арендодателем, а ПКФ ООО "Крит" (далее - Арендатор, Ответчик) - арендатором земельного участка с кадастровым номером 63:01:05 16 002:0511 площадью 38,60 кв.м, расположенного по адресу: г.Самара, Ленинский район, улица Чкалова в границах улиц Ленинской и Братьев Коростелевых (далее -земельный участок). Земельный участок предоставлен для строительства жилого дома со встроенными нежилыми помещениями и подземным гаражом.
Согласно ст.ст. 131, 164, 609 ГК РФ, ст. 4 Федерального закона от 21.07.1997 г. N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" договор аренды на указанный объект недвижимости был зарегистрирован 29.04.2008.
01.04.2010 между Министерством и ПКФ ООО "Крит" было заключено дополнительное соглашение N 1 к договору аренды земельного участка от 14.01.2008 г. N 178, в соответствии с которым изменен расчет арендной платы. Кроме того изменен размер пени за просрочку арендных платежей с 0,3% до 0,1%. Дополнительное соглаение N 1 зарегистрировано 20.05.2010. 13.05.2011 г. между министерством и ПКФ ООО "Крит" было заключено дополнительное соглашение N 2 к договору аренды земельного участка от 14.01.2008 г. N 178, в соответствии с которым изменен расчет арендной платы. Кроме того срок действия договора продлен до 18.12.2013. Дополнительное соглашение N 2 зарегистрировано 09.08.2011.
В соответствии с условиями заключенного договора (пункт 4.4.) Арендатор принял на себя обязательство своевременно и полностью вносить арендную плату ежемесячно в срок до десятого числа текущего месяца за право пользования земельным участком. Однако условия договора ответчик не исполнил, что не оспаривается должником.
Заявитель представил расчет арендной платы, за период с 01.01.2011 по 05.09.2011, за который арендная плата ответчиком не вносилась, который составил в сумме 11 094,92 рублей.
В связи с неисполнением условий договора, в соответствии со статьями 330, 93 Гражданского кодекса РФ заявитель насчитал пени. Пунктом 7.3. договора предусмотрено условие о начислении пени в размере 0,1 % с просроченной суммы за каждый день просрочки за просрочку арендных платежей, исходя из которого, размер пени составил 6 557,76 рублей. Всего заявлена задолженность по данному периоду и вышеназванному договору в размере 17 652,68 рублей.
14.01.2008 года между Министерством и ПКФ ООО "Крит" был заключен договор аренды земельного участка N 176 (далее - договор), в соответствии с которым министерство является арендодателем, а ПКФ ООО "Крит" арендатором земельного участка (кадастровый номер 63:01:05 16 002:0510) площадью 170,20 кв.м, расположенного по адресу: г.Самара, Ленинский район, ул. Чкалова в границах улиц Ленинской и Братьев Коросте левых (далее - земельный участок).
Земельный участок предоставлен для строительства жилого дома со встроенными помещениями и подземным гаражом. Договор был зарегистрирован в установленном законом порядке 29.04.2008. 08.07.2010 года между министерством и ПКФ ООО "Крит" было заключено дополнительное соглашение N 1 к договору аренды, согласно которому был изменен расчет арендной платы. Кроме того, снижен размер неустойки за просрочку арендных платежей с 0,3% до 0,1%. Дополнительное соглашение зарегистрировано 30.08.2010. 13.05.2011 года между сторонами было заключено дополнительное соглашение N 2, согласно которому был изменен расчет арендной платы, а также продлен срок действия договора до 18.12.2013. Дополнительное соглашение зарегистрировано 09.08.2011.
В соответствии с условиями заключенного договора (пункт 4.4.) Арендатор принял на себя обязательство своевременно и полностью вносить арендную плату ежемесячно в срок до десятого числа текущего месяца за право пользования земельным участком. Однако условия договора ответчик не исполнил, что не оспаривается должником.
Заявитель представил расчет арендной платы, за период с 01.09.2011 по 05.09.2011, за который арендная плата ответчиком не вносилась, который составил в сумме 1 016,16 рублей.
Кроме того, по решению Арбитражного суда Самарской области от 05.03.2012 г. по делу N А55-21389/2011 с ООО ПКФ "Крит" в пользу Министерства взыскано 81 881,97 рублей (50 233,30 рублей - основная задолженность, 31 648,67 рублей - пени)
Всего заявлена задолженность по данному периоду и вышеназванному договору в размере 82 898,13 рублей.
Кроме того, 14.01.2008 года между Министерством и ПКФ ООО "Крит" был заключен договор аренды земельного участка N 179 (далее - договор), в соответствии с которым министерство является арендодателем, а ПКФ ООО "Крит" арендатором земельного участка (кадастровый номер 63:01:05 16 002:0513) площадью 74,30 кв.м, расположенного по адресу: г.Самара, Ленинский район, ул. Чкалова в границах улиц Ленинской и Братьев Коростелевых (далее - земельный участок). Земельный участок предоставлен для строительства жилого дома со встроенными помещениями и подземным гаражом. Договор был зарегистрирован в установленном законом порядке 29.04.2008.
08.07.2010 года между министерством и ПКФ ООО "Крит" было заключено дополнительное соглашение N 1 к договору аренды, согласно которому был изменен расчет арендной платы. Кроме того, снижен размер неустойки за просрочку арендных платежей с 0,3% до 0,1%. Дополнительное соглашение зарегистрировано 30.08.2010. 13.05.2011 года между сторонами было заключено дополнительное соглашение N 2, согласно которому был изменен расчет арендной платы, а также продлен срок действия договора до 18.12.2013. Дополнительное соглашение зарегистрировано 09.08.2011.
В соответствии с условиями заключенного договора (пункт 4.4.) Арендатор принял на себя обязательство своевременно и полностью вносить арендную плату ежемесячно в срок до десятого числа текущего месяца за право пользования земельным участком. Однако условия договора ответчик не исполнил, что не оспаривается должником.
Заявитель представил расчет арендной платы, за период с с 01.09.2011, за который арендная плата ответчиком не вносилась, который составил в сумме 443,60 рублей.
В связи с неисполнением условий договора, в соответствии со статьями 330, 93 Гражданского кодекса РФ заявитель насчитал пени. Пунктом 7.3. договора предусмотрено условие о начислении пени в размере 0,1 % с просроченной суммы за каждый день просрочки за просрочку арендных платежей, исходя из которого, размер пени составил 263,16 рублей.
Кроме того, по решению Арбитражного суда Самарской области от 24.02.2012 г. по делу N А55-21390/20И с ООО ПКФ "Крит" в пользу Министерства взыскано 15 397,59 рублей (7729,58 рублей - основная задолженность, 7 668,01 рублей - пени).
Всего заявлена задолженность по данному периоду и вышеназванному договору в размере 16 104,35 рублей.
Суд первой инстанции, применив срок исковой давности по заявлению должника, установил размер кредиторской задолженности заявителя - Министерства строительства Самарской области по перечисленным договорам аренды в общей сумме 3 036 481, 25 руб. как основной долг и пени в сумме 801 624, 94 руб.
Заявитель, не оспаривая факт пропуска срока исковой давности по части требований, просит определение суда от 24 мая 2013 отменить и принять новый судебный акт, считая, что за период с 22.02.2010 по 5.09.2011 с учетом пропуска срока исковой давности и методики расчета, установленной Постановлением Правительства Самарской области от 6.08.2008 N 308, сумма задолженности по арендным платежам за земельные участник составит 4 899 532 руб. 81 коп. и пени - 1 373 680 руб. 40 коп., по договорам N 026029з, N 026057з, N 176 - 179.
Суд апелляционной инстанции по результатам повторного рассмотрения дела в соответствии с требованиями ст. 71, 268 АПК РФ считает, что выводы суда первой инстанции, послужившие основанием для частичного удовлетворения заявления кредитора, сделаны при полном исследовании материалов дела и правильном применении норм материального права.
Материалами дела подтверждается и не оспаривается заявителем, что земельные участки предоставлялись должнику - ПКФ ООО "Крит" для строительства жилого дома с предварительным согласованием места размещения объекта, что подтверждается Постановлением Главы города Самары от 15.03.2004 г. N 436.
Согласно Постановлению Губернатора Самарской области от 03.07.2003 г. N 254 удельный показатель стоимости земельного участка, расположенного по адресу: г.Самара. Ленинский район, ул. Чкалова в границах улиц Ленинской и Бр. Коростелевых составляет 7 997,56 руб.
То обстоятельство, что по земельным участкам, по которым исчисляется арендная плата, государственная собственность не разграничена, заявитель не оспаривает.
Основным нормативным актом, регулирующим спорные правоотношения является Постановление Правительства РФ от 16.07.2009 N 582 "Об основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и о Правилах определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации".
6.08.2008 Правительством Самарской области было утверждено Постановление N 308, утвердившее Порядок определения размера арендной платы, условий и сроков ее внесения за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, находящихся на территории Самарской области. Заявитель при исчислении стоимости арендной платы руководствовался только условиями Постановления N 308.
Вопрос о соотношении федерального законодательства и законодательства субъекта по спорному вопросу, получил правовую оценку в Постановлении Президиума ВАС РФ от 17.04.2012 N 15837/11 по делу N А47-7623/2010, в котором определена следующая правовая позиция:
размер арендной платы за земельные участки, относящиеся к публичной собственности (в том числе муниципальной, собственности субъектов Российской Федерации и земель, государственная собственность на которые не разграничена), не может быть выше ставок, установленных Постановлением N 582 для земель федеральной собственности и такой расчет подлежит применению судами с момента опубликования данного постановления (N 582) в установленном порядке.
Выводы Постановления Президиума ВАС РФ от 17.04.2012 N 15837/11 по делу N А47-7623/2010 не приняты во внимание в доводах апелляционной жалобы, вместе с тем, в Постановлении ВАС РФ содержится оговорка о том, что вступившие в законную силу судебные акты арбитражных судов по делам со схожими фактическими обстоятельствами в части применения пункта 15 статьи 3 Вводного закона к Земельному кодексу и необоснованности исчисления размера арендной платы за прошедшие периоды на основании принятых впоследствии нормативных актов публичных образований могут быть пересмотрены на основании пункта 5 части 3 статьи 311 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, если для этого нет других препятствий, следовательно, суды обязаны учитывать изложенную в Постановлении ВАС РФ позицию, которая состоит в следующем:
Согласно пункту 3 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - Земельный кодекс) за земли, переданные в аренду, взимается арендная плата.
Порядок определения размера арендной платы, порядок, условия и сроки внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности, устанавливаются соответственно Правительством Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления.
Общие начала определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной и муниципальной собственности, могут быть установлены Правительством Российской Федерации (пункт 4 статьи 22 Земельного кодекса).
Соответствующие условия арендной платы в отношении земель, государственная собственность на которые не разграничена, пунктом 10 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" (далее - Вводный закон к Земельному кодексу) отнесены к компетенции органов государственной власти субъектов Российской Федерации.
Во исполнение требований статей 22 и 65 Земельного кодекса Правительством Российской Федерации принято Постановление от 16.07.2009 N 582 "Об основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и о Правилах определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации" (действующее с 04.08.2009, далее - постановление N 582).
К основным принципам определения арендной платы, подлежащим применению ко всем публичным землям на территории Российской Федерации, отнесены принципы экономической обоснованности, предсказуемости и предельной простоты расчета, запрета необоснованных предпочтений, учета необходимости поддержки социально значимых видов деятельности, а также недопущения ухудшения положения лиц, ранее переоформивших право постоянного (бессрочного) пользования землей.
Учитывая единство экономического пространства и правовой системы Российской Федерации, нашедшие свое отражение в Постановлении N 582 принципы являются общеобязательными при определении арендной платы за находящуюся в публичной собственности землю для всех случаев, когда размер этой платы определяется не по результатам торгов и не предписан федеральным законом, а согласно его требованиям подлежит установлению соответствующими компетентными органами в качестве регулируемой цены.
В силу того, что регулирование арендной платы за указанные земельные участки осуществляется в нормативном порядке, принятие уполномоченными органами государственной власти и местного самоуправления нормативных правовых актов, изменяющих нормативно установленные ставки арендной платы или методику их расчета, влечет изменение условий договоров аренды таких земельных участков независимо от воли сторон договоров аренды и без внесения в текст договоров подобных изменений.
Согласно принципу экономической обоснованности арендная плата устанавливается в размере, соответствующем доходности земельного участка с учетом категории земель и вида разрешенного использования, а также с учетом государственного регулирования цен и предоставления субсидий для организаций, осуществляющих деятельность на таком земельном участке.
При этом принцип экономической обоснованности исключает возможность введения для земель, расположенных в одном населенном пункте, имеющих одну категорию, один вид разрешенного использования и предоставленных лицам, занимающимся одним видом деятельности, арендной платы, дифференцированной исходя из статуса уполномоченного на распоряжение землей публичного органа, и выше ставок, установленных для земель федеральной собственности.
Основываясь на названных принципах, Правительство Российской Федерации определило соответствующие предельные ставки арендной платы для некоторых случаев сдачи в аренду земельных участков, находящихся в федеральной собственности, которые являются ориентирами для нормативно устанавливаемых ставок арендной платы при сдаче в аренду земельных участков в аналогичных случаях всеми иными публичными образованиями, за исключением случаев установления иных ставок непосредственно федеральными законами.
Применительно к статье 12 Гражданского кодекса и статье 13 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд вправе давать оценку нормативным актам публичных образований, регламентирующим размеры арендной платы за соответствующие земельные участки, с точки зрения их соответствия этим принципам и ориентирам и при рассмотрении гражданско-правовых споров, вытекающих из договоров аренды таких земельных участков.
При этом, поскольку перечисленные принципы и ориентиры были закреплены в Постановлении N 582, вступившем в силу с 04.08.2009, ранее принятые нормативные акты публичных образований, регламентирующие размеры арендной платы за соответствующие земельные участки, могут быть проверены на соответствие этим принципам и ориентирам только с указанной даты.
В данном случае спорный земельный участок предоставлен обществу в аренду в 2006 года из не разграниченных публичных земель в городе Самара для целей строительства многоэтажного жилого дома без проведения торгов.
С учетом того, что жилищное строительство относится к социально значимым видам деятельности, в силу подпунктов "г" и "д" пункта 3 постановления N 582 арендная плата за земельные участки, предоставленные в установленном порядке под жилищное строительство без проведения торгов, в том числе по процедуре предварительного согласования места размещения объекта, не превышает двух процентов от кадастровой стоимости.
Вместе с тем уровень арендной платы при жилищном строительстве дифференцирован непосредственно федеральным законом исходя из сроков завершения строительства.
Так, статья 65 Земельного кодекса предусматривает, что, если иное не установлено законодательством, при превышении трехлетнего срока жилищного строительства арендная плата должна составлять не менее двукратной ставки земельного налога. Кроме того, пункт 15 статьи 3 Вводного закона к Земельному кодексу (в редакции Федерального закона от 18.12.2006 N 232-ФЗ, вступившего в силу 21.12.2006), допуская при определенных им условиях предоставление до 30.12.2007 земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в аренду для жилищного строительства, комплексного освоения в целях жилищного строительства на основании заявления заинтересованного лица без проведения торгов, устанавливает минимальный уровень ставок арендной платы за такие участки в два с половиной и пять процентов от их кадастровой стоимости, если объекты недвижимости не введены в эксплуатацию по истечении двух или трех лет соответственно с момента заключения договора аренды. Данное положение является специальным по отношению к статье 65 Земельного кодекса.
Поскольку приведенные нормы законов, по существу, представляют собой санкции за затягивание сроков жилищного строительства, при своевременном его осуществлении, принимая во внимание Постановление N 582 и закрепленные им принципы, при аренде земельных участков в случаях, аналогичных указанным в подпунктах "г" и "д" пункта 3 постановления N 582, арендная плата, определенная органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, не может превышать размеров, установленных в этих подпунктах, то есть превышать два процента от кадастровой стоимости земельного участка.
С учетом установленных правовых принципов, сроков строительства, времени фактического получения земельных участков в аренду, суд первой инстанции правомерно определил задолженность по арендной плате исходя из следующего расчета:
размер ежемесячной арендной платы за земельный участок площадью 3 371,96 кв.м по договору N 026029з от 29.03.2006. в 2010-2011 г.г. составляет: 7997,56 руб. х 3 371,96 кв.м х 5%: 12 мес. = 112 364,38 руб.; размер ежемесячной арендной платы за земельный участок площадью 1 456,20 кв.м по договору N 026057з от 29.03.2006 г. в 2010-2011 г.г. составляет: 7 997,56 руб. х 1 456,20 кв.м х 5% : 12 мес. = 48 525,19 руб.; размер ежемесячной арендной платы за земельный участок площадью 84,6 кв.м по договору N 177 от 14.01.2008 г. в 2010-2011 г.г. составляет: 7 997,56 руб. х 84,6 кв.м х 5% : 12 мес.=2 819,14 руб.; размер ежемесячной арендной платы за земельный участок площадью 38,6 кв.м по договору N 178 от 14.01.2008 г. в 2010-2011 г.г. составляет: 7 997,56 руб. х 38,6 кв.м х 5% : 12 мес.=1 286,27 руб. и всего 3 036 481, 25 руб., а также пени 801 624, 94 руб.
Поскольку соответствие данного расчета вышеуказанной методике заявитель не оспаривает, по применению срока исковой давности возражений не заявлено, судебная к5оллегия считает выводы суда о включении в 4 очередь реестра требований кредиторов должника - ООО "Крит" указанных сумм задолженности и пени, обоснованным.
Так как доводы апелляционной жалобы не опровергают выводов суда первой инстанции, нарушений норм процессуального права, являющихся, в силу ч. 4 ст. 270 АПК РФ безусловным основанием для отмены судебного акта не установлено, определение суда от 24 мая 2013 г. является законным и обоснованным.
Руководствуясь ст.ст. 269-272 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Определение Арбитражного суда Самарской области от 24 мая 2013 года о частичном удовлетворении заявления о включении требования в реестр требований кредиторов должника, по делу N А55-14208/2011 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, и может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в месячный срок.
Председательствующий |
Е.Я. Липкинд |
Судьи |
А.И. Александров |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А55-14208/2011
Должник: Производственно-коммерческая фирма Общество с ограниченной ответственностью "Крит"
Кредитор: ООО "Панорама-М"
Третье лицо: Антонов А. О., Артамонова Л. М., Асеева С. И., Баранов А. Б., Баринов А. А., Барышникова И. И., Бродецкий Б. М., Буранов А. И., Волкова Ю. Н., Воронин А. В., Временный управляющий Кузнецов Е. Г., Галахов И. Б., Голубушкина Е. В.(представитель Федотов А. В.), Горшков Д. А., Горшкова С. А., Громова С. Н., Гущина К. А., Егорова Г. В., Елистратова Е. И., Еремин В. Н., Еремина Л. С., Ерошкина Л. Н., Завьялова И. Ю., ЗАО Консалтинговый центр "Серебряный век", Измалков Н. С., Измалкова М. С., Инспекция Федеральной налоговой службы по Железнодорожному району г. Самары, Кандрашина Е. А., Кислухин Т. В., Кичатова Е. Ю., Колядинцев В. В., Кочеткова Е. В., Красильникова Е. В., Кушниренко Г. С., Лосев И. И., Лосева Г. В., Мартынова М. П., Масленников С. В., Мелик-Пашаев А. С., Меркулов А. А., Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области, Михайлина Е. С., Морозов Д. А., Морозова И. С., Наконечная Л. Р., Хуснитдинова В. А., Неверова И. В., Некоммерческое партнерство "Саморегулируемая межрегиональная общественная организация "Ассоциация антикризисных управляющих", Отдел судебных приставов Железнодорожного района г. Самары УФССП по Самарской области, Охрименко А. И., Рожков С. А., Руднев И. В., Рыжиков С. Ю., Рыжикова О. А., Рыжков А. В., Рыжкова М. Н., Самоварова Л. Г., Селезнев А. И., Семёнов Ю. В., Семёнова И. В., Скорбовенко А. С., Смирнов Ю. Н., Соколов В. В., Тарасовой Т. Г., Тищенко О. Н., Удалова Г. Г., Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области, Управление ФНС России по Самарской области, Федеральная налоговая служба, Феоктистова Ю. В., Хайрова А. Р., Шамшутдинов Ш. Г., Шаповалов А. Н., ОАО КБ "Солидарность", Председатель Правления ЖСК "Чкаловский" Соколов В. В.
Хронология рассмотрения дела:
30.11.2021 Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-17090/2021
30.12.2019 Определение Арбитражного суда Самарской области N А55-14208/11
30.10.2019 Определение Арбитражного суда Самарской области N А55-14208/11
21.08.2017 Постановление Арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-23392/17
22.05.2017 Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-4987/17
06.03.2017 Постановление Арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-17413/16
18.11.2016 Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-11268/16
14.11.2016 Постановление Арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-12327/16
05.07.2016 Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-6886/16
27.04.2016 Постановление Арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-7884/16
22.04.2016 Определение Арбитражного суда Самарской области N А55-14208/11
12.02.2016 Определение Арбитражного суда Самарской области N А55-14208/11
11.02.2016 Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-17187/15
11.11.2015 Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-13046/15
25.08.2015 Постановление Арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-27035/15
21.05.2015 Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-4791/15
06.03.2015 Определение Арбитражного суда Самарской области N А55-14208/11
11.12.2014 Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-16966/14
29.09.2014 Решение Арбитражного суда Самарской области N А55-14208/11
16.09.2014 Постановление Арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-15251/13
17.07.2014 Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-7939/14
10.07.2014 Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-8282/14
26.05.2014 Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-4572/13
22.01.2014 Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-21064/13
22.01.2014 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-19810/13
30.12.2013 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-19810/13
13.12.2013 Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-11101/13
18.10.2013 Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-8999/13
16.09.2013 Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-14169/13
16.07.2013 Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-9711/13
28.06.2013 Определение Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-11441/13
18.10.2012 Определение Арбитражного суда Самарской области N А55-14208/11
14.08.2012 Определение Федерального арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-6362/12
31.05.2012 Определение Арбитражного суда Самарской области N А55-14208/11
29.05.2012 Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-4697/12
16.04.2012 Определение Арбитражного суда Самарской области N А55-14208/11
17.02.2012 Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-15909/11