15 августа 2012 г. |
Дело N А39-4492/2011 |
Первый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Смирновой И.А.,
судей Урлекова В.Н., Протасова Ю.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Лукашовой Д.В.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Мордовия на решение Арбитражного суда Республики Мордовия от 17.04.2012 по делу N А39-4492/2011, принятое судьей Евдокимовой Н.А.
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Саранский информационный центр" (ОГРН 1081326005012, ИНН 1326209391, г. Саранск, ул. Коммунистическая, д. 14А)
о признании незаконным и отмене постановления Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Мордовия от 15.11.2011 по делу N 1394,
при участии:
от общества с ограниченной ответственностью "Саранский информационный центр" - Лобановой Л.Н. по доверенности от 27.12.2011 N 0464/11-исх,
и установил:
общество с ограниченной ответственностью "Саранский информационный центр" (далее - Общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Республики Мордовия с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Мордовия (далее - Управление, административный орган) от 15.11.2011 по делу N 1394 о привлечении Общества к административной ответственности на основании статьи 14.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП).
В качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований на предмет спора, привлечена администрация городского округа Саранск в лице Управления экономики, развития предпринимательства, муниципального заказа, цен и тарифов (далее - администрация).
Решением от 17.04.2012 Арбитражный суд Республики Мордовия удовлетворил требования Общества. При этом суд признал недоказанным Управлением в действиях Общества состав административного правонарушения, предусмотренного указанной нормой.
Управление не согласилось с принятым решением арбитражного суда первой инстанции и обратилось в Первый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить в связи с нарушением норм материального права.
Общество в отзыве на апелляционную жалобу и его представитель в судебном заседании просили решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Иные лица, участвующие в деле и извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, представителей в судебное заседание не направили.
Законность и обоснованность решения Арбитражного суда Республики Мордовия от 17.04.2012 проверены Первым арбитражным апелляционным судом в порядке, предусмотренном в статье 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела, выслушав представителя Общества, суд апелляционной инстанции не нашел оснований для отмены обжалуемого решения.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, на основании направленного прокуратурой Республики Мордовия в адрес административного органа обращения Уполномоченного по правам человека в Республике Мордовия по вопросу обоснованности взимания платы с граждан за регистрацию по месту жительства и снятия с регистрационного учета Управлением 14.09.2011 в отношении Общества возбуждено дело об административном правонарушении, о чем вынесено соответствующее определение.
В ходе административного расследования, проведенного в период с 14.09.2011 по 10.10.2011, Управлением установлено, что Общество на основании типовых агентских договоров на оказание услуг по регистрационному учету физических лиц, заключенных с управляющими компаниями многоквартирных домов городского округа Саранск (далее - Управляющая компания), представляющими интересы граждан, проживающих в жилищном фонде, находящемся на их обслуживании, осуществляет регистрацию граждан по месту жительства, месту их пребывания и снятие с регистрационного учета. В целях реализации договора Управляющая компания наделяет Общество организационно-распорядительными функциями по контролю за соблюдением Правил пользования жилыми помещениями и помещениями социального назначения, а также передает ему полномочия должностных лиц, ответственных за регистрацию.
В соответствии с пунктами 6.1.1, 6.1.2, 6.1.3 агентского договора от 01.05.2009 N 1/09-ПС и дополнительным соглашением к нему от 15.06.2011 Управляющая компания выплачивает Обществу ежемесячно вознаграждение: в размере 1,53 руб. за один лицевой счет - за оказание услуг по формированию электронной базы потребителей ЖКУ, проживающих в многоквартирных домах, находящихся в управлении общества с ограниченной ответственностью "Домоуправление N 1"; в размере 2,90 руб. за один лицевой счет - за оказанные по договору услуги по подготовке и выдаче физическим лицам справок о составе семьи, выписок из домовых книг, архивных справок о составе семьи, архивных выписок из домовой книги, заверению актов проверки жилищных условий. Иные затраты Общества, связанные с реализацией договора, выплачиваются за счет платных услуг, оказываемых физическим лицам, стоимость которых определяется по согласованию с Управляющей компанией.
Согласно информации, размещенной для потребителей в сети Интернет на официальном сайте Общества, в перечень документов, необходимых при регистрации по месту жительства и месту пребывания включена квитанция об оплате 140 руб. в любом филиале КС Банка; при снятии с регистрационного учета - квитанция об оплате 100 руб. в любом филиале КС Банка.
Перечень платных услуг утвержден 15.06.2010 директором Общества.
При этом стоимость платных услуг, оказываемых физическим лицам, согласована с директорами управляющих компаний (приложение N 2 к агентскому договору от 01.05.2009 N 1/09-ПС).
В то же время, исходя из заключенных управляющими компаниями (в частности, ООО УК "Домоуправление N 1") с собственниками помещений многоквартирного дома, товариществами собственников жилья по разработанной стандартной форме договоров на управление многоквартирного дома (в частности, договоры управления многоквартирным домом N 17 и N 27а по проспекту 60 лет Октября г. Саранска соответственно от 01.07.2009 N 3 и от 01.07.2009 N 57), собственник жилого помещения оплачивает Управляющей компании работы и услуги по договору, включая оплату за жилищные услуги (плата за содержание и ремонт жилого помещения, включающая в себя плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию, текущему ремонту общего имущества в многоквартирном доме). При этом стороны по обоюдному согласию вправе установить иную стоимость работ по договору, но не ниже размера платы за жилое помещение, утвержденное органом местного самоуправления для нанимателей жилых помещений государственного и муниципального жилищного фонда, а также для собственников жилых помещений, которые не приняли решение о выборе способа управления многоквартирным домом, и собственников жилых помещений, выбравших, но не реализовавших способ управления многоквартирным домом.
Решением Совета депутатов городского округа Саранск от 12.11.2009 N 418 "Об утверждении платы за жилое помещение" (с изменениями от 24.12.2009, от 03.02.2011, от 26.05.2011) утверждена плата за содержание и ремонт жилого помещения.
Плата за содержание общего имущества в многоквартирном доме, в частности, в доме N 17 по проспекту 60 лет Октября г. Саранска составляет 4,59 руб. за кв.м в месяц, в доме N 27а по проспекту 60 лет Октября г. Саранска для проживающих на первых и вторых этажах - 4,36 руб. за кв.м в месяц, для проживающих на третьем этаже и выше - 7, 62 руб. за кв.м в месяц; плата за текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме N 17 по проспекту 60 лет Октября г. Саранска составляет 5,15 руб. за кв.м в месяц; в доме N 27а по проспекту 60 лет Октября г. Саранска - 4,89 руб. за кв.м в месяц, плата за услуги и работы по управлению многоквартирным домом в размере 3,45 руб. за кв.м в месяц.
В соответствии с письмом Управления экономики, развития предпринимательства, муниципального заказа, цен и тарифов от 05.06.2011 N 324, направленному в адрес Общества, стоимостная величина жилищных услуг, учитываемых при расчете размера платы за управление многоквартирных домов, на 2011 год составляет: ведение информационной базы - 1,53 руб. за 1 лицевой счет; услуги диспетчерской службы - 5,46 руб. за 1 лицевой счет; услуги по учету граждан по месту жительства - 2,904 руб. за 1 лицевой счет.
Проанализировав указанные обстоятельства, Управление посчитало, что Общество осуществляет двойное взимание платы с граждан за услуги по регистрационному учету и снятию с регистрационного учета: в составе тарифа за содержание и текущий ремонт общего имущества многоквартирного дома и по квитанции при обращении граждан в паспортные столы непосредственно.
На этом основании Управление 20.10.2011 составило в отношении заявителя протокол об административном правонарушении N 001280, а постановлением от 15.11.2011 по делу N 1394 привлекло его к административной ответственности на основании статьи 14.7 КоАП с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 10 000 руб.
Процессуальных нарушений при производстве по делу об административном правонарушении административным органом не допущено, что представителем Общества не отрицалось.
В части 6 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации предусмотрено, что при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
Статьей 14.7 КоАП предусмотрена административная ответственность за обмеривание, обвешивание, обсчет, введение в заблуждение относительно потребительских свойств, качества товара (работы, услуги) или иной обман потребителей, за исключением случаев, предусмотренных частью 1 статьи 14.33 настоящего Кодекса, в организациях, осуществляющих реализацию товаров, выполняющих работы либо оказывающих услуги населению, а равно гражданами, зарегистрированными в качестве индивидуальных предпринимателей в сфере торговли (услуг), а также гражданами, работающими у индивидуальных предпринимателей.
В соответствии со статьей 154 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) плата за жилое помещение и коммунальные услуги включает в себя плату за содержание и ремонт жилого помещения, включающую в себя плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом.
Согласно части 1 статьи 161 Кодекса управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме.
В силу части 2 статьи 162 Кодекса по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья, органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива) в течение согласованного срока за плату обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
Федеральным законом от 25.07.1993 N 5242-1 "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" введен регистрационный учет граждан Российской Федерации по месту пребывания и месту жительства в пределах Российской Федерации.
Статьей 3 настоящего Федерального закона определено, что регистрация граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации производится бесплатно.
В соответствии с пунктом 2 постановления Правительства Российской Федерации от 17.07.1995 N 713 "Об утверждении правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации и перечня должностных лиц, ответственных за регистрацию" (далее - Правила регистрации) органами регистрационного учета в городах являются территориальные органы Федеральной миграционной службы. Ответственными за регистрацию являются должностные лица, осуществляющие в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации контроль за использованием и сохранностью жилищного фонда Российской Федерации, жилищного фонда субъектов Российской Федерации, муниципального жилищного фонда, ответственные за регистрацию в жилых помещениях государственного и муниципального жилищного фонда.
Судом первой инстанции установлено, что на основании договоров с собственниками жилых помещений Управляющие компании осуществляют управление многоквартирными домами, расположенными в городе Саранске.
В свою очередь, Общество в соответствии с типовыми агентскими договорами на оказание услуг по регистрационному учету физических лиц, заключенными с Управляющими компаниями, осуществляет деятельность по оформлению документов для регистрационного учета физических лиц.
Как правомерно отметил суд, непосредственно регистрацию граждан по месту жительства и месту пребывания Общество не осуществляет, поскольку в соответствии с законодательством такими полномочиями не наделено.
Согласно пункту 56 Административного регламента предоставления Федеральной миграционной службой государственной услуги по регистрационному учета граждан Российской Федерации по месту пребывания и месту жительства в пределах Российской Федерации, утвержденного приказом Федеральной миграционной службы от 20.09.2007 N 208, регистрационный учет представляет собой совокупность действий, включающих принятие и регистрацию заявлений от гражданина, заполнение карточки учета, заполнение адресных листов прибытии (убытия), выдачу свидетельств о регистрации граждан, выполнение других операций по регистрационному учету.
На территории городского округа Саранск применяются тарифы в размере, утвержденном решением Совета депутатов городского округа Саранск от 12.11.2009 N 418 "Об утверждении платы за жилое помещение" (с изменениями от 24.12.2009, от 03.02.2011, от 26.05.2011).
Формирование платы за пользование жилым помещением (платы за наем), платы за содержание и ремонт жилого помещения для нанимателей помещений по договорам социального найма и договорам найма жилых помещений муниципального и государственного жилищного фонда и для собственников жилых помещений, которые не приняли решение о выборе способа управления многоквартирным домом в соответствии с распоряжением главы администрации городского округа Саранск "Об утверждении положения об Управлении экономики, муниципального заказа, цен и тарифов администрации городского округа Саранск" от 03.04.2008 N 220-р отнесено к компетенции Управления экономики, развития предпринимательства, муниципального заказа, цен и тарифов администрации городского округа Саранск.
Так, суд первой инстанции установил, что в 2010 году услуги по регистрационному учету не были включены в состав тарифов за коммунальные услуги, поэтому осуществлялись Обществом на возмездной (платной) основе. Прокуратура Ленинского района г. Саранска усмотрела нарушение норм действующего законодательства в части выдачи справки о составе семьи, архивных справок и выписки из домовой книги на платной основе и выдала Обществу представление об устранении нарушений законодательства.
В 2011 году в целях исполнения предписания Управлением экономики развития предпринимательства, муниципального заказа, цен и тарифов расходы по регистрационному учету граждан были разделены на две составляющие: платные - оформление документов на получение паспорта впервые, оформление документов на получение паспорта в связи с его порчей или утратой, оформление документов по обмену паспорта, оформлению документов на регистрацию по месту жительства (пребывания), оформлению документов на снятие с регистрационного учета и так далее; бесплатные - выдача справки о составе семьи, архивных справок и выдача выписки из домовой книги.
На этом основании в строке "Управление многоквартирными домами" на действующий период расходы по регистрационному учету граждан учтены только в части расходов на оказание услуг по выдаче справки о составе семьи, архивных справок и выписки из домовой книги. Расчет данных затрат произведен путем выделения удельного веса объема работ на выдачу справок о составе семьи, архивных справок и выдачу выписки из домовой книги из общих затрат по содержанию паспортных столов. Данные расходы составили сумму 3789, 41 тыс. руб. или 43, 1% от общих затрат данной службы, что на один лицевой счет составило 2,9 руб., о чем было доведено письменно до Общества (письмо от 07.11.2011 N 23).
Как правомерно отметил суд, Управление в ходе административного расследование за разъяснениями о составе тарифа по управлению многоквартирным домом в администрацию не обращалось.
При этих условиях суд пришел к обоснованному выводу о недоказанности административным органом того факта, что Обществом производится двойное взимание платы за оказанные услуги с граждан.
На основании статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.
Повторно исследовав материалы дела в их совокупности, суд апелляционной инстанции считает правильным вывод суда первой инстанции об отсутствии в действиях Общества состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 14.7 КоАП.
При этих условиях основания для отмены решения Арбитражного суда Республики Мордовия отсутствуют.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в соответствии с частью 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены решения арбитражного суда первой инстанции, не установлено.
С учетом изложенного апелляционная жалоба Управления по приведенным в ней доводам удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Первый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Мордовия от 17.04.2012 по делу N А39-4492/2011 оставить без изменения, апелляционную жалобу Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Мордовия - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок со дня его принятия только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
И.А. Смирнова |
Судьи |
В.Н. Урлеков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А39-4492/2011
Истец: ООО "Саранский информационный центр"
Ответчик: Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Мордовия
Третье лицо: Администрация городского округа Саранск (Управление экономики,муниципального заказа , цен и тарифов, содействия развитию малого и среднего предпринимательства), Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Мордовия