город Ростов-на-Дону |
|
15 сентября 2013 г. |
дело N А32-33053/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 09 сентября 2013 года.
Полный текст постановления изготовлен 15 сентября 2013 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Галова В.В.,
судей Авдониной О.Г., Попова А.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Андриановой И.Б.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Территория закона"
на решение Арбитражного суда Краснодарского края (судья Левченко О.С.)
от 22 апреля 2013 г. по делу N А32-33053/2012
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Территория закона" (г.Ессентуки)
к Администрации муниципального образования город Краснодар,
при участии третьих лиц: Департамента муниципальной собственности и городских земель администрации муниципального образования город Краснодар; общества с ограниченной ответственностью "Квадро",
о признании незаконными действий и обязании предоставить в аренду земельный участок,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Территория закона", г. Ессентуки (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением о признании незаконным бездействия администрации муниципального образования город Краснодар (далее - администрация) по принятию решения о продаже права заключения договора аренды земельного участка, ориентировочной площадью 6028 кв. м, расположенного по ул. Спокойной, 10 в Прикубанском внутригородском округе г. Краснодара для размещения многоуровневых гаражей и обязании администрации принять решение о продаже права заключения договора аренды указанного земельного участка.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 22.04.2013 в удовлетворении заявлено отказано. Судебный акт мотивирован тем, что опубликованное Администрацией города информационное сообщение не является публикацией о наличии свободного земельного участка, а лишь о возможном предоставлении земельного участка. Предметом же торгов на право заключения договора аренды может быть только сформированный и поставленный на кадастровый учет земельный участок.
Не согласившись с указанным решением, общество с ограниченной ответственностью "Территория закона" обратилось с апелляционной жалобой, в которой просило решение отменить. Заявитель апелляционной жалобы указывает, что публикация в газете содержала предложение о предоставлении земельного участка в аренду. Вывод суда о том, что публикация носила информационный характер противоречит сложившейся судебной практике. Требование общества направлено не на заключение договора аренды непосредственно, а на обязание Администрации принять решение о продаже права заключения аренды, вследствие чего должен быть сформирован и поставлен на кадастровый учет земельный участок. Бездействие общества с ограниченной ответственностью "Квадро" также не может являться основанием для отказа в удовлетворении заявления, поскольку общество не представляло документов об отказе от получения в аренду спорного земельного участка.
В судебное заседание арбитражного апелляционного суда лица, участвующие в деле, не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом. В отношении неявившихся лиц дело рассмотрено в их отсутствие в порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу, что оснований для удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
18.04.2011 ООО "Квадро" обратилось в администрацию с заявлением о предоставлении земельного участка площадью 6028 кв. м, расположенного по ул. Спокойной, 10 в Прикубанском внутригородском округе г. Краснодара, для строительства (размещения) многоуровневых гаражей.
В газете "Краснодарские известия" от 23.07.2011 администрация опубликовала сообщение о возможном предоставлении в аренду ООО "Квадро" земельного участка площадью 6028 кв. м целевым назначением для размещения многоуровневых гаражей.
Общество 23.08.2011 обратилось в администрацию с заявлением о выборе и предоставлении в аренду земельного участка, указанного в сообщении, в соответствии с его предполагаемым целевым использованием.
2 сентября 2011 года департамент в соответствии с возложенными Положением о департаменте функциями письмом N 26299.26 сообщил обществу о невозможности предоставления испрашиваемого земельного участка, поскольку опубликованное сообщение не является публикацией о наличии свободного земельного участка.
Ссылаясь на бездействие администрации по принятию решения о продаже права аренды спорного земельного участка на торгах после получения заявления общества, последнее обратилось в арбитражный суд.
Статьей 29 Земельного кодекса РФ установлено, что предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 Земельного кодекса РФ.
В соответствии с пунктом 1 статьи 30 Земельного кодекса РФ предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию:
1) без предварительного согласования мест размещения объектов;
2) с предварительным согласованием мест размещения объектов.
Согласно пункту 5 статьи 30 Земельного кодекса РФ предоставление земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта осуществляется в следующем порядке:
- выбор земельного участка и принятие решения о предварительном согласовании места размещения объекта;
- выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ, осуществление его государственного кадастрового учета;
- принятие решения о предоставлении земельного участка для строительства в соответствии с правилами, установленными статьей 32 настоящего Кодекса. предварительное согласование осуществляется не только в отношении конкретного объекта строительства, но и по отношению к конкретному субъекту строительства.
Согласно пункту 1, пункту 2 и пункту 6 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерациигражданин или юридическое лицо, заинтересованные в предоставлении земельного участка для строительства, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 Земельного кодекса Российской Федерации, с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта.
Орган местного самоуправления по заявлению гражданина или юридического лица либо по обращению предусмотренного статьей 29 Земельного кодекса исполнительного органа государственной власти обеспечивает выбор земельного участка.
Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 Земельного кодекса принимает решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка, или об отказе в размещении объекта.
В пункте 3 статьи 31 Земельного кодекса указано, что органы местного самоуправления городских или сельских поселений информируют население о возможном или предстоящем предоставлении земельных участков для строительства.
Цель указанной нормы заключается в предоставлении гражданам возможности довести до сведения органа государственной власти или органа местного самоуправления, уполномоченных на распоряжение публичными землями, свое мнение относительно предстоящего строительства. В свою очередь, принимая решение о предварительном согласовании места размещения объекта и предоставлении земельного участка, орган государственной власти или орган местного самоуправления обеспечивает сбалансированный учет экономических, социальных и иных факторов при осуществлении градостроительной деятельности.
Во исполнение требований статей 30 и 31 Земельного кодекса Российской Федерации администрацией в газете "Краснодарские известия" от 23.07.2011 опубликовано сообщение о предстоящем предоставлении в аренду ООО "Квадро" земельного участка площадью 6028 кв. м целевым назначением для размещения многоуровневых гаражей.
Вместе с тем, как следует из материалов дела, ООО "Квадро" не ведет работы по формированию земельно-правовой документации в отношении испрашиваемого земельного участка в связи с утратой интереса к приобретению права аренды на данный участок.
Нормативно-правовой акт органа местного самоуправления по утверждению материалов предварительного согласования места размещения объекта и о предоставлении в аренду спорного земельного участка ориентировочной площадью 6028 кв. м ООО "Квадро" издан не был, договор аренды на испрашиваемый земельный участок не заключался.
Вопреки доводам апеллянта в материалах дела имеется письмо директора ООО "Квадро", в котором указывается, что общество не ведет формирования земельно-правовой документации и не проявляет интереса к приобретению права аренды на данный земельный участок (л.д.65).
Кроме того, принять решение о продаже права аренды земельного участка Администрация вправе только в отношении сформированного и поставленного на кадастровый учет земельного участка, поскольку только после совершения постановки земельного участка на кадастровый учет участок становится объектом гражданских и земельных правоотношений и в отношении него могут быть совершены гражданско-правовые сделки. Согласно п. 1 ст. 38 Земельного кодекса Российской Федерации предметом торгов (конкурсов, аукционов) может быть сформированный в соответствии с подп. 1 п. 4 ст. 30 указанного Кодекса земельный участок с установленными границами или право на заключение договора аренды такого земельного участка.
Из анализа приведенных норм следует, что конкурс по продаже земельного участка из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, либо права на заключение договора аренды такого земельного участка может быть проведен в отношении земельного участка, сформированного в установленном порядке и прошедшего государственный кадастровый учет.
Кроме того, апелляционный суд отмечает, что согласно статье 35 Закона Краснодарского края от 05.11.2002 N 532-КЗ "Об основах регулирования земельных отношений в Краснодарском крае" до разграничения государственной собственности на землю орган местного самоуправления муниципального образования город Краснодар, если иное не установлено настоящим Законом, распоряжается земельными участками, находящимися в государственной собственности, а именно:
а) земельными участками, предоставленными органам местного самоуправления, муниципальным унитарным предприятиям, а также муниципальным учреждениям, другим некоммерческим организациям, которые созданы органами местного самоуправления;
б) земельными участками, на которых располагается недвижимое имущество, находящееся в муниципальной собственности;
в) земельными участками, на которых располагается приватизированное недвижимое имущество, находившееся на момент приватизации в муниципальной собственности;
г) земельными участками для строительства и эксплуатации объектов жилищного фонда, гаражей и иных хозяйственных построек, а также объектов инженерной инфраструктуры в границах поселений в соответствии с землеустроительной и градостроительной документацией;
д) земельными участками для ведения личного подсобного хозяйства, садоводства, животноводства, огородничества, сенокошения и выпаса скота;
е) незастроенными земельными участками, площадь которых не превышает 1000 квадратных метров, при предоставлении в аренду гражданам и юридическим лицам для строительства объектов торговли, общественного питания, социально-бытового и иного назначения и для целей, не связанных со строительством, в соответствии с землеустроительной и градостроительной документацией;
ж) земельными участками, необходимыми для эксплуатации недвижимого имущества, находящегося в частной собственности, кроме недвижимого имущества, указанного в статьях 33 и 34 настоящего Закона.
Судебная коллегия, проанализировав указанные нормы статьи 35 краевого закона, пришла к выводу, что полномочия Администрации города Краснодара по предоставлению земельных участков, предусмотренные пунктом "г", относятся только к случаям, когда земельный участок одновременно предоставляется для строительства и эксплуатации объекта жилищного фонда и расположенного на том же самом участке гаража или иной хозяйственной постройки, предназначенной для обслуживания объекта жилищного фонда. При предоставлении же незастроенного земельного участка для целей строительства многоуровневого гаража, не сопряженного с одновременным размещением объекта жилищного фонда, следует руководствоваться пунктом "е" указанной нормы.
Поскольку площадь земельного участка, в отношении которого идет спор, превышает 1 000 кв.м., апелляционный суд находит, что Администрация города Краснодара не полномочна распоряжаться спорным земельным участком, поскольку в силу статьи 33 краевого закона полномочия распоряжения отнесены к компетенции Администрации Краснодарского края.
При таких обстоятельствах удовлетворение заявления общества с ограниченной ответственностью "Территория закона" исключено, поскольку адресовано лицу, не уполномоченному в силу норм земельного законодательства распоряжаться спорным земельным участком.
Оснований для удовлетворения апелляционной жалобы суд не установил.
Руководствуясь ст.ст.268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 22 апреля 2013 года по делу А32-33053/2012 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа в кассационном порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в срок, не превышающий двух месяцев со дня принятия постановления.
Председательствующий |
В.В. Галов |
Судьи |
О.Г. Авдонина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-33053/2012
Истец: ООО "Территория закона"
Ответчик: Администрация МО г Краснодара, Администрация муниципального образования город Краснодар
Третье лицо: Департамент муниципальной собственности и городских земель администрации муниципального образования город Краснодар, ООО "Квадро", Департамент муниципальной собственности и городских земель администрации муниципального образования г. Краснодар
Хронология рассмотрения дела:
27.01.2015 Определение Арбитражного суда Краснодарского края N А32-33053/12
27.11.2013 Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-7249/13
15.09.2013 Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-9093/13
22.04.2013 Решение Арбитражного суда Краснодарского края N А32-33053/12