г. Вологда |
|
17 сентября 2013 г. |
Дело N А13-10624/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 10 сентября 2013 года.
В полном объёме постановление изготовлено 17 сентября 2013 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Докшиной А.Ю., судей Виноградовой Т.В. и Ралько О.Б. при ведении протокола секретарем судебного заседания Комаровым О.С.
при участии от общества с ограниченной ответственностью "ССМ - Тяжмаш" Трифановой А.А. по доверенности от 14.05.2013 N 232/2013, от государственного учреждения - Вологодского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации Рожковой Н.М. по доверенности от 10.09.2012 N 433,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу государственного учреждения - Вологодского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации на решение Арбитражного суда Вологодской области от 24 января 2013 года по делу N А13-10624/20122 (судья Киров С.А.),
установил:
общество с ограниченной ответственностью "ССМ - Тяжмаш" (ОГРН 1023501236318; далее - ООО "ССМ - Тяжмаш", общество) обратилось в Арбитражный суд Вологодской области с заявлением, уточенным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), о признании недействительным решения государственного учреждения - Вологодского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации (ОГРН 1023500884087; далее - Отделение ФСС, Фонд) от 18.06.2012 N 194 в части привлечения общества к ответственности в виде штрафа в размере 1730 руб. 98 коп., доначисления страховых взносов за 2011 год в размере 28 238 руб. 64 коп. и пеней в размере 157 руб. 16 коп., а также предложения отразить в бухгалтерском учете и Расчете (Форма 4-ФСС) доначисленные страховые взносы в размере 28 238 руб. 64 коп.
Решением Арбитражного суда Вологодской области от 24 января 2013 года заявленные требования удовлетворены.
Отделение ФСС с решением суда не согласилось и обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить и в удовлетворении заявления ООО "ССМ - Тяжмаш" отказать. Мотивируя жалобу, ссылается на то, что понятие "в рамках трудовых отношений" предполагает, что объектом обложения страховыми взносами являются все выплаты, производимые работодателем в пользу работника, за исключением выплат, поименованных в статье 20.2 Федерального закона от 24.07.1998 N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваниях" (далее - Закон N 125-ФЗ).
Представитель Отделения ФСС в судебном заседании поддержал доводы апелляционной жалобы.
Общество в отзыве и его представитель в судебном заседании доводы жалобы отклонили, просили оставить решение суда без изменения.
Заслушав объяснения представителей сторон, исследовав доказательства по делу, суд апелляционной инстанции считает, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению.
Как усматривается в материалах дела, Фондом проведена документальная выездная проверка общества по вопросам правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты (перечисления) страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в Фонд социального страхования Российской Федерации, по результатам которой принято решение от 18.06.2012 N 194 о привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах. Общество привлечено к ответственности, предусмотренной абзацем пятым пункта 1 статьи 19 Закона N 125-ФЗ за неполную уплату страховых взносов в результате занижения облагаемой базы для начисления страховых взносов в виде штрафа в размере 1730 руб. 98 коп. Кроме того, названным решением обществу предложено уплатить недоимку по страховым взносам в сумме 28 249 руб. 77 коп. и пени в сумме 157 руб. 16 коп.
В ходе проверки Отделением ФСС установлено, что в 2011 году общество выплатило средний заработок в сумме 1 357 646 руб. 92 коп. своим работникам-донорам за дни сдачи крови и предоставленные в связи с этим дни отдыха, средний заработок в сумме 2432 руб. 08 коп. работникам, проходившим предпризывную медицинскую комиссию, и средний заработок в сумме 344 020 руб. 46 коп. работникам за дополнительные выходные дни, предоставляемые для ухода за ребенком-инвалидом, в том числе работающих инвалидов - 58 069 руб. 74 коп.
В акте проверки ответчиком зафиксировано, что в базу для начисления страховых взносов по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве за 2011 год обществом не включена сумма 1 704 894 руб. 67 коп., в том числе суммы выплаченного среднего заработка в размере 1 357 646 руб. 92 коп. работникам-донорам за дни сдачи крови и предоставленные в связи с этим дни отдыха, в размере 2432 руб. 08 коп. - работникам, проходившим военные сборы, и в размере 344 020 руб. 46 коп. - работникам за дополнительные выходные дни, предоставляемые для ухода за ребенком-инвалидом, в том числе в пользу работающих инвалидов - 58 069 руб. 74 коп.
По мнению Отделения ФСС, поскольку спорные выплаты произведены в рамках трудовых отношений, то они подлежат обложению страховыми взносами на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в соответствии с пунктом 1 статьи 20.1 Закона N 125-ФЗ.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции пришел к выводу, что спорные выплаты не предусмотрены пунктом 1 статьи 20.1 названного Закона, не связаны с трудовыми отношениями, произведены в связи с реализацией работником своих прав и обязанностей и частично возмещаются плательщикам страховых взносов за счет бюджетных средств, в связи с этим не являются объектом для исчисления страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, и у Фонда не имелось правовых оснований для включения указанных выплат в расчетную базу для начисления страховых взносов.
Апелляционная коллегия считает правомерным вывод суда о том, что выплаты, произведенные работникам за дополнительные дни, предоставляемые для ухода за детьми-инвалидами, не подлежат включению в базу для исчисления страховых взносов.
Статьей 2 Закона N 125-ФЗ предусмотрено, что законодательство Российской Федерации об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний основывается на Конституции Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона, принимаемых в соответствии с ним федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации.
Согласно пункту 1 статьи 20.1 Закона N 125-ФЗ, введенной в действие с 01.01.2011 Федеральным законом от 08.12.2010 N 348-ФЗ, объектом обложения страховыми взносами признаются выплаты и иные вознаграждения, выплачиваемые страхователями в пользу застрахованных в рамках трудовых отношений и гражданско-правовых договоров, если в соответствии с гражданско-правовым договором страхователь обязан уплачивать страховщику страховые взносы.
База для начисления страховых взносов определяется как сумма выплат и иных вознаграждений, предусмотренных пунктом 1 настоящей статьи, начисленных страхователями в пользу застрахованных, за исключением сумм, указанных в статье 20.2 настоящего Федерального закона (пункт 2 статьи 20.1 Закона N 125-ФЗ).
В соответствии со статьей 15 Трудового кодекса Российской Федерации (далее - ТК РФ) трудовые отношения - это отношения, основанные на соглашении между работником и работодателем о личном выполнении работником за плату трудовой функции (работы по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации; конкретного вида поручаемой работнику работы), подчинении работника правилам внутреннего трудового распорядка при обеспечении работодателем условий труда, предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором.
В соответствии со статьей 16 ТК РФ трудовые отношения возникают между работником и работодателем на основании трудового договора, заключаемого ими в соответствии с данным Кодексом, а также в результате назначения на должность или утверждения в должности.
Из приведенных норм права следует, что объектом обложения страховыми взносами признаются выплаты, являющиеся оплатой труда.
Согласно статье 129 ТК РФ оплата труда состоит из заработной платы, а также компенсационных выплат и стимулирующих выплат (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).
Статьей 262 ТК РФ определено, что одному из родителей (опекуну, попечителю) для ухода за детьми-инвалидами по его письменному заявлению предоставляются четыре дополнительных оплачиваемых выходных дня в месяц, которые могут быть использованы одним из указанных лиц либо разделены ими между собой по их усмотрению. Оплата каждого дополнительного выходного дня производится в размере среднего заработка и порядке, который устанавливается федеральными законами.
Как указано в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 08.06.2010 N 1798/10 данные выплаты носят характер государственной поддержки, поскольку направлены на компенсацию потерь заработка гражданам, имеющим детей-инвалидов и обязанным осуществлять за ними должный уход, имеют целью компенсацию или минимизацию последствий изменения материального и (или) социального положения работающих граждан. При этом указанная гарантия не относится по своей природе ни к вознаграждению за выполнение трудовых или иных обязанностей, ни к материальной выгоде.
Согласно положениям статьи 1 Федерального закона от 16.07.1999 N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования" обязательное социальное страхование представляет собой систему создаваемых государством правовых, экономических и организационных мер, направленных на компенсацию или минимизацию последствий изменения материального и (или) социального положения работающих граждан, а в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, иных категорий граждан вследствие достижения пенсионного возраста, наступления инвалидности, потери кормильца, заболевания, травмы, несчастного случая на производстве или профессионального заболевания, беременности и родов, рождения ребенка (детей), ухода за ребенком в возрасте до полутора лет и других событий, установленных законодательством Российской Федерации об обязательном социальном страховании.
На основании пункта 8 постановления Правительства Российской Федерации от 12.02.1994 N 101 "О Фонде социального страхования Российской Федерации" средства этого фонда направляются на оплату дополнительных выходных дней по уходу за ребенком-инвалидом или инвалидом с детства до достижения им возраста 18 лет.
Таким образом, данные выплаты не являются вознаграждением в рамках трудового договора (трудовых отношений), поскольку в силу их характера не являются оплатой труда (вознаграждением за труд) работников, как она определена статьей 129 ТК РФ, а производятся в виде сохранения заработка в пользу только той категории работников, которая в силу своих семейных обязанностей осуществляет уход за ребенком - инвалидом, то есть имеют компенсационный характер.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 20.2 N 125-ФЗ не подлежат обложению страховыми взносами для плательщиков страховых взносов, указанных в пункте 1 части 1 статьи 5 этого же Закона все виды установленных законодательством Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации, решениями представительных органов местного самоуправления компенсационных выплат (в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации), связанных с выполнением физическим лицом трудовых обязанностей, в том числе в связи с переездом на работу в другую местность, за исключением:
- выплат в денежной форме за работу с тяжелыми, вредными и (или) опасными условиями труда, кроме компенсационных выплат в размере, эквивалентном стоимости молока или других равноценных пищевых продуктов;
- выплат в иностранной валюте взамен суточных, производимых в соответствии с законодательством Российской Федерации российскими судоходными компаниями членам экипажей судов заграничного плавания, а также выплат в иностранной валюте личному составу экипажей российских воздушных судов, выполняющих международные рейсы;
- компенсационных выплат за неиспользованный отпуск, не связанных с увольнением работников.
Из приведенных положений Закона следует, что от обложения страховыми взносами освобождаются все виды компенсационных выплат, связанных с выполнением физическим лицом трудовых обязанностей (в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации), которые предусмотрены законодательством Российской Федерации, в том числе и ТК РФ. Перечень обусловленных законодательством исключений из этого правила носит исчерпывающий характер и расширительному толкованию не подлежит.
Поскольку оплата дополнительных дней отдыха одному из родителей для ухода за детьми-инвалидами не является вознаграждением за труд, а является по существу гарантированной государством компенсацией лицам, исполняющим семейные обязанности, эти выплаты на основании пункта 2 части 1 статьи 20.2 Закона N 125-ФЗ не подлежат обложению страховыми взносами.
При таких обстоятельствах вывод суда первой инстанции об отсутствии у Отделения ФСС оснований для включения в расчетную базу для начисления страховых взносов в отношении выплат работникам за дополнительные дни, предоставляемые для ухода за детьми-инвалидами, является правомерным.
В данной части доводы апелляционной жалобы являются необоснованными.
Однако суд апелляционной инстанции считает вывод суда в отношении выплат работникам-донорам и работникам, проходившим военные сборы, ошибочным ввиду следующего.
Статьей 186 ТК РФ предусмотрены государственные гарантии и компенсации в области взаимоотношений работодателя и работника при выполнении последним социально значимой функции, предусмотренной Законом Российской Федерации от 09.06.1993 N 5142-1 "О донорстве крови и ее компонентов": освобождение работника от работы в определенные в указанной статье дни, предоставление дополнительного дня отдыха, сохранение за работником его среднего заработка за дни сдачи крови и ее компонентов и предоставленные в связи с этим дни отдыха.
Таким образом, выплата среднего заработка работнику работодателем в связи с наличием предусмотренных статьей 186 ТК РФ обстоятельств возможна при наличии трудовых отношений между работником и работодателем (статья 15 ТК РФ), что в силу пунктов 1 и 2 статьи 20.1 Закона N 125-ФЗ включает указанную выплату в объект обложения страховыми взносами.
В силу правовой позиции, приведенной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 13.09.2011 N 4922/11, законодательное закрепление положения о том, что за работником в упомянутых случаях сохраняется средний заработок, означает, что работнику за день сдачи крови и ее компонентов и день отдыха после этого выплачивается заработная плата.
Спорные выплаты не подпадают под те виды выплат, которые в соответствии со статьей 20.2 Закона N 125-ФЗ не подлежат обложению страховыми взносами для плательщиков страховых взносов, производящих выплаты и иные вознаграждения физическим лицам.
С учетом изложенного данные выплаты подлежат включению в расчетную базу для начисления страховых взносов.
При таких обстоятельствах вывод суда первой инстанции об отсутствии у Фонда оснований для включения в расчетную базу для начисления страховых взносов выплат, произведенных работникам-донорам за дни сдачи крови и предоставляемые в связи с этим дни отдыха, является неправомерным.
В соответствии с пунктом 2 статьи 6 Федерального закона от 28.03.1998 N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" (далее - Закон N 53-ФЗ) граждане на время прохождения военных сборов освобождаются от работы или учебы с сохранением за ними места постоянной работы или учебы и выплатой среднего заработка или стипендии по месту постоянной работы или учебы. Им выплачиваются также оклад по воинской должности, предусмотренной штатом воинской части, корабля, учреждения, организации Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов (далее - воинская часть), оклад по воинскому званию и возмещаются командировочные расходы за время нахождения в пути.
В силу статьи 170 ТК РФ работодатель обязан освобождать работника от работы с сохранением за ним места работы (должности) на время исполнения им государственных или общественных обязанностей в случаях, если в соответствии с настоящим Кодексом и иными федеральными законами эти обязанности должны исполняться в рабочее время.
Таким образом, в отношении работающих граждан, освобожденных от работы с сохранением за ними места работы (должности) на время исполнения ими государственных обязанностей, в данном случае - прохождения военных сборов, работодатель несет обязанность по выплате заработной платы с соответствующими начислениями.
При этом согласно пункту 7 статьи 1 Закона N 53-ФЗ компенсация расходов, понесенных работодателем, является расходным обязательством Российской Федерации и осуществляется в порядке, определенном Правительством Российской Федерации.
Подпунктом 5 пункта 2 Правил компенсации расходов, понесенных организациями и гражданами Российской Федерации в связи с реализацией Закона N 53-ФЗ, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 01.12.2004 N 704, установлено, что компенсации подлежат расходы организаций, связанные с выплатой работающим гражданам среднего заработка с учетом соответствующих начислений на фонд оплаты труда по месту постоянной работы.
Компенсация данных расходов согласно пункту 2 указанных Правил осуществляется за счет средств федерального бюджета.
Перечень выплат и иных вознаграждений физическим лицам, не подлежащих обложению страховыми взносами, установлен статьей 20.2 Закона N 125-ФЗ. Средний заработок, сохраняемый на время нахождения работающего гражданина на военных сборах, в указанном перечне не поименован.
Исходя из системного толкования приведенных норм следует, что в период военных сборов работающие граждане освобождаются от исполнения трудовых обязанностей, но трудовые отношения между ними и работодателем сохраняются.
Таким образом, средний заработок, выплачиваемый в период прохождения военных сборов, облагается страховыми взносами.
В связи с этим вывод суда первой инстанции об отсутствии у Фонда оснований для включения в расчетную базу для начисления страховых взносов выплат, произведенных работникам, проходившим военные сборы, является неправомерным.
Ссылка суда первой инстанции на постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 02.10.2012 по делу N А66-10586/2011 признается апелляционной инстанцией ошибочной, поскольку в данном деле рассматривались вопросы, касающиеся выплат иного характера.
Вместе с тем ошибочность выводов суда первой инстанции не привела к принятию неправильного решения.
В соответствии с абзацем 7 пункта 1 статьи 19 Закона N 125-ФЗ привлечение страхователя к ответственности осуществляется страховщиком в порядке, аналогичном порядку, установленному Налоговым кодексом Российской Федерации (далее - НК РФ, Кодекс) для привлечения к ответственности за налоговые правонарушения.
Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в пункте 6 Информационного письма от 20.02.2006 N 105 разъяснил, что установленное в абзаце 7 пункта 1 статьи 19 Федерального закона "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" правило означает, что привлечение к ответственности осуществляется в порядке, предусмотренном главы 15 Кодекса.
Аналогичный порядок в данном случае означает, что страховщик пользуется правами и несет обязанности налоговых органов, предусмотренные НК РФ, а страхователи наделяются правами налогоплательщиков (плательщиков сборов), установленными статьей 21 названного Кодекса.
Как следует из пункта 1 статьи 10 и пункта 1 статьи 108 НК РФ, налогоплательщик может быть привлечен к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения только по основаниям, предусмотренным настоящим Кодексом, и в порядке, установленном главами 14 и 15 НК РФ, а налоговый орган обязан соблюдать этот порядок при осуществлении производства по делу о налоговом правонарушении.
В силу статьи 100.1 НК РФ дела о выявленных в ходе камеральной или выездной налоговой проверки налоговых правонарушениях рассматриваются в порядке, предусмотренном статьей 101 НК РФ.
В соответствии с пунктом 1 статьи 100 НК РФ по результатам выездной налоговой проверки в течение двух месяцев со дня составления справки о проведенной выездной налоговой проверке уполномоченными должностными лицами налоговых органов должен быть составлен в установленной форме акт налоговой проверки.
Пунктом 5 этой статьи установлено, что акт налоговой проверки в течение пяти дней с даты этого акта должен быть вручен лицу, в отношении которого проводилась проверка, или его представителю под расписку или передан иным способом, свидетельствующим о дате его получения указанным лицом (его представителем).
Согласно пункту 2 статьи 101 НК РФ руководитель (заместитель руководителя) налогового органа извещает о времени и месте рассмотрения материалов налоговой проверки лицо, в отношении которого проводилась эта проверка. Лицо, в отношении которого проводилась налоговая проверка, вправе участвовать в процессе рассмотрения материалов указанной проверки лично и (или) через своего представителя. Неявка лица, в отношении которого проводилась налоговая проверка (его представителя), извещенного надлежащим образом о времени и месте рассмотрения материалов налоговой проверки, не является препятствием для рассмотрения материалов налоговой проверки, за исключением тех случаев, когда участие этого лица будет признано руководителем (заместителем руководителя) налогового органа обязательным для рассмотрения этих материалов.
Пунктом 4 статьи 101 НК РФ предусмотрено, что при рассмотрении материалов налоговой проверки может быть оглашен акт налоговой проверки, а при необходимости и иные материалы мероприятий налогового контроля, а также письменные возражения лица, в отношении которого проводилась проверка.
По результатам рассмотрения материалов налоговой проверки руководитель (заместитель руководителя) налогового органа выносит решение: 1) о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения; 2) об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения (пункт 7 статьи 101 НК РФ).
Согласно пункту 8 статьи 101 НК РФ в решении о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения излагаются обстоятельства совершенного привлекаемым к ответственности лицом налогового правонарушения так, как они установлены проведенной проверкой, со ссылкой на документы и иные сведения, подтверждающие указанные обстоятельства, доводы, приводимые лицом, в отношении которого проводилась проверка, в свою защиту, и результаты проверки этих доводов, решение о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности за конкретные налоговые правонарушения с указанием статей названного Кодекса, предусматривающих данные правонарушения, и применяемые меры ответственности. В решении о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения указываются размер выявленной недоимки и соответствующих пеней, а также подлежащий уплате штраф.
Аналогичный порядок вынесения решения по результатам рассмотрения материалов проверки плательщика страховых взносов регулируется статьей 39 Федерального Закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования".
Несоблюдение должностными лицами налоговых органов требований, установленных НК РФ, может являться основанием для отмены решения налогового органа вышестоящим налоговым органом или судом. Нарушение существенных условий процедуры рассмотрения материалов налоговой проверки является основанием для отмены вышестоящим налоговым органом или судом решения налогового органа о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или решения об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.
К таким существенным условиям относится обеспечение возможности лица, в отношении которого проводилась проверка, участвовать в процессе рассмотрения материалов налоговой проверки лично и (или) через своего представителя и обеспечение возможности налогоплательщика представить объяснения (пункт 14 статьи 101 НК РФ).
Учитывая положения пункта 14 статьи 101, пункта 1 статьи 101.4, пункта 4 и 5 статьи 101.4, абзаца 2 пункта 2 статьи 101 НК РФ, рассмотрение материалов проверки и принятие Фондом по результатам проверки решения осуществляется в том месте и в то время, о которых извещен страхователь или его представитель, в присутствии страхователя или его представителя, или, при наличии достаточных доказательств надлежащего уведомления страхователя о месте и времени рассмотрения материалов проверки, в его отсутствие.
Доказательства направления ответчиком в адрес ООО "ССМ - Тяжмаш" уведомления о месте и времени рассмотрения материалов проверки и получения его заявителем в материалах дела отсутствуют. Информации о времени и месте рассмотрения материалов проверки в акте проверки от 18.05.2012 не имеется.
Как следует из решения о привлечении страхователя к ответственности от 18.06.2012 N 194 и протокола о рассмотрении материалов проверки страхователя от 14.06.2012, при вынесении данного решения в нарушение положений статьи 101 НК РФ Фондом не проверялось извещение в установленном порядке общества о дате, времени и месте рассмотрения материалов проверки. В протоколе от 14.06.2012 N 06-15/280 указано на отсутствие должностных лиц общества или их представителей на рассмотрении материалов проверки, однако не рассматривался вопрос надлежащего извещения ООО "ССМ - Тяжмаш" о дате и месте рассмотрения материалов проверки. Такие сведения в протоколе и решении отсутствуют.
При этом, поскольку протокол рассмотрения материалов проверки составлен и представлен в материалы дела, то он подлежит оценке наряду с другими доказательствами по делу.
Кроме того, как предусмотрено подпунктом 13 пункта 3 статьи 100 НК РФ в акте налоговой проверки указываются выводы и предложения проверяющих по устранению выявленных нарушений и ссылки на статьи настоящего Кодекса, в случае если настоящим Кодексом предусмотрена ответственность за данные нарушения законодательства о налогах и сборах.
В рассматриваемом случае апелляционной инстанцией установлено, что несмотря на выявленные нарушения, в пунктах 3, 4 и 4.4 акта проверки от 18.05.2012 N 2832н/с, в которых должны содержаться выводы проверяющих, сведения о недоимке, предлагаемой обществу к уплате по результатам данной проверки, отсутствуют (указано "0,00 руб.").
Таким образом, Фондом допущены нарушения существенных условий процедуры рассмотрения материалов проверки. При этом, факт представления обществом возражений на акт проверки не может являться безусловным доказательством соблюдения права заявителя на непосредственное участие представителя общества в процессе рассмотрения материалов проверки, предусмотренных пунктом 14 статьи 101 НК РФ.
Проверка судом соблюдения контролирующим органом процедуры привлечения заявителя к ответственности производится независимо от доводов этого заявителя, заявленных в соответствующей судебной инстанции.
Нарушение ответчиком процедуры рассмотрения материалов проверки, предусмотренной абзацем 2 пункта 2 статьи 101 НК РФ в результате недоказанности факта уведомления заявителя о времени и месте рассмотрения материалов проверки и необеспечение лицу, в отношении которого проводилась проверка, возможности участвовать в процессе рассмотрения ее материалов является самостоятельным основанием для признания недействительным указанного ненормативного акта (пункт 14 статьи 101 Кодекса).
Поскольку нарушение процедуры рассмотрения материалов проверки и вынесения обжалуемого решения по ней является самостоятельным основанием для признания недействительным оспариваемого решения, суд первой инстанции правомерно удовлетворил требования заявителя. Оснований для удовлетворения апелляционной жалобы Отделения ФСС не имеется.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Вологодской области от 24 января 2013 года по делу N А13-10624/2012 оставить без изменения, апелляционную жалобу государственного учреждения - Вологодского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации - без удовлетворения.
Председательствующий |
А.Ю. Докшина |
Судьи |
Т.В. Виноградова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А13-10624/2012
Истец: ООО "ССМ-Тяжмаш"
Ответчик: Госучреждение - Вологодское региональное отделение Фонда социального страхования РФ