г. Киров |
|
17 сентября 2013 г. |
Дело N А29-7650/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 16 сентября 2013 года.
Полный текст постановления изготовлен 17 сентября 2013 года.
Второй арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Черных Л.И.,
судей Великоредчанина О.Б., Хоровой Т.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Калининым А.Ю.,
при участии представителей
от заявителя по делу: Терентьева К.Н. по доверенности от 22.12.2012,
от заинтересованного лица: Жалобы Р.И. по доверенности от 10.06.2013,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Государственного учреждения - Регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Коми
на решение Арбитражного суда Республики Коми от 29.12.2012 по делу
N А29-7650/2012, принятое судом в составе судьи Макаровой Л.Ф.
по заявлению открытого акционерного общества "Воркутауголь"
(ИНН: 1103019255, ОГРН: 1021100807452)
к Государственному учреждению - Региональному отделению Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Коми
(ИНН: 1101471495, ОГРН: 1021100512685)
о признании недействительным решения от 25.05.2012 N 1,
установил:
открытое акционерное общество "Воркутауголь" (правопреемник закрытого акционерного общества "Шахта Воргашорская 2") (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Коми с заявлением о признании недействительным решения Государственного учреждения - Регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Коми (филиал N 1) (далее - Фонд) от 25.05.2012 N 1 в части доначисления страховых взносов в сумме 97 957 рублей 10 копеек, привлечения к ответственности на основании части 1 статьи 47 Федерального закона N 212-ФЗ от 24.07.2009 "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" за неполную уплату страховых взносов в виде штрафа в сумме 19 951 рубля 42 копеек и начисления пени в сумме 2 115 рублей 98 копеек.
Решением Арбитражного суда Республики Коми от 29.12.2012 заявленные требования удовлетворены.
Фонд с принятым решением суда не согласился, обратился во Второй арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой.
По мнению Фонда, компенсация, выплаченная работникам - пенсионерам при увольнении по соглашению сторон, подлежит обложению страховыми взносами. Фонд считает, что судом не учтено, что по решению от 25.05.2012 N 1 в размер пени за несвоевременное перечисление страховых взносов, в том числе, включена сумма пени, начисленная за периоды исполнения работниками государственных или общественных обязанностей, прохождения военных сборов, за дополнительные дни отдыха, предоставленные работникам - донорам и работникам, имеющим детей-инвалидов.
Общество в отзыве на апелляционную жалобу не согласно с выводом суда первой инстанции о правомерности включения в базу по страховым взносам спорных выплат, просит внести изменения в мотивировочную часть решения суда.
В судебном заседании, проведенном с использованием систем видеоконференцсвязи с Арбитражным судом Республики Коми, представители сторон поддержали доводы, изложенные в апелляционной жалобе и в отзыве на апелляционную жалобу.
Законность решения Арбитражного суда Республики Коми проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, Фондом в отношении Общества проведена выездная проверка правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты (перечисления) страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством за период с 01.01.2010 по 31.12.2011, результаты которой отражены в акте от 25.04.2012 N 5.
По результатам выездной проверки директором Фонда вынесено решение от 25.05.2012 N 1 о привлечении Общества к ответственности на основании части 1 статьи 47 Федерального закона N 212-ФЗ от 24.07.2009 "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" за неполную уплату страховых взносов в виде штрафа в сумме 19 951 рубля 42 копеек. Данным решением Обществу предложено уплатить указанную сумму штрафа, а также 97 957 рублей 10 копеек страховых взносов и 2 115 рублей 98 копеек пени.
Не согласившись с решением Фонда, Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, Арбитражный суд Республики Коми руководствовался частью 1 статьи 1, частью 1 статьи 5, частью 1 статьи 7, частью 1 статьи 8, статьей 9 Федерального закона N 212-ФЗ от 24.07.2009 "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования", пунктом 1 части 1 статьи 2, пунктом 1 части 1 статьи 2.1 Федерального закона от 29.12.2006 N 255-ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством", статьей 1, пунктом 2 статьи 6 Федерального закона от 28.03.1998 N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе", статьями 2, 5, 15, 24, 45, 46, 57, 129, 164, 165, 170, 171, 178, 186, 262, 374 Трудового кодекса Российской Федерации и исходил из того, что выплаты, производимые работникам за периоды исполнения ими государственных или общественных обязанностей и прохождения военных сборов, за дополнительные выходные дни, предоставленные работникам-донорам для сдачи крови, за дополнительные выходные дни, предоставляемые работникам для ухода за детьми - инвалидами, выплаты, производимые в связи с юбилейными датами, подлежат включению в базу по страховым взносам; выплаты, производимые при увольнении работникам (пенсионерам) не подлежат включению в базу по страховым взносам. При этом Арбитражный суд Республики Коми учел, что у Общества в проверяемом периоде имелись переплаты по страховым взносам.
Рассмотрев апелляционную жалобу, доводы отзыва на апелляционную жалобу, изучив материалы дела, суд апелляционной инстанции не нашел оснований для удовлетворения апелляционной жалобы, отмены или изменения решения суда.
В соответствии с частью 1 статьи 7 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" (далее - Закон N 212-ФЗ) (в редакции, действовавшей в 2010 году) объектом обложения страховыми взносами для плательщиков страховых взносов, указанных в подпунктах "а" и "б" пункта 1 части 1 статьи 5 настоящего Федерального закона, признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые плательщиками страховых взносов в пользу физических лиц по трудовым договорам и гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг (за исключением вознаграждений, выплачиваемых лицам, указанным в пункте 2 части 1 статьи 5 настоящего Федерального закона), а также по договорам авторского заказа, договорам об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательским лицензионным договорам, лицензионным договорам о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства. Объектом обложения страховыми взносами для плательщиков страховых взносов, указанных в подпункте "а" пункта 1 части 1 статьи 5 настоящего Федерального закона, признаются также выплаты и иные вознаграждения, начисляемые в пользу физических лиц, подлежащих обязательному социальному страхованию в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования.
В соответствии с частью 1 статьи 7 Закона N 212-ФЗ (в редакции, действовавшей в 2011 году) объектом обложения страховыми взносами для плательщиков страховых взносов, указанных в подпунктах "а" и "б" пункта 1 части 1 статьи 5 настоящего Федерального закона, признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые плательщиками страховых взносов в пользу физических лиц в рамках трудовых отношений и гражданско-правовых договоров, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг, по договорам авторского заказа, в пользу авторов произведений по договорам об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательским лицензионным договорам, лицензионным договорам о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства, в том числе вознаграждения, начисляемые организациями по управлению правами на коллективной основе в пользу авторов произведений по договорам, заключенным с пользователями (за исключением вознаграждений, выплачиваемых лицам, указанным в пункте 2 части 1 статьи 5 настоящего Федерального закона). Объектом обложения страховыми взносами для плательщиков страховых взносов, указанных в подпункте "а" пункта 1 части 1 статьи 5 настоящего Федерального закона, признаются также выплаты и иные вознаграждения, начисляемые в пользу физических лиц, подлежащих обязательному социальному страхованию в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования.
Статья 15 Трудового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) определяет трудовые отношения как отношения, основанные на соглашении между работниками и работодателем о личном выполнении работником за плату трудовой функции (работы по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации; конкретного вида поручаемой работнику работы), подчинении работника правилам внутреннего трудового распорядка при обеспечении работодателем условий труда, предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором.
В соответствии со статьей 16 Кодекса трудовые отношения возникают между работником и работодателем на основании трудового договора, заключаемого ими в соответствии с Кодексом, а также в результате назначения на должность или утверждения в должности.
Статьей 129 Кодекса установлено, что заработная плата (оплата труда работника) - это вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).
Как следует из материалов дела, в ходе выездной проверки Фонд пришел к выводу о том, что в 2010-2011 годах Общество неправомерно не включило в базу по страховым взносам:
- выплаты, производимые работникам за исполнение ими государственных или общественных обязанностей (участие в работе профсоюзной организации) и периоды прохождения военных сборов,
- выплаты, производимые за дополнительные выходные дни, предоставляемые работникам-донорам для сдачи крови,
- выплаты, производимые за дополнительные выходные дни, предоставляемые работникам для ухода за детьми - инвалидов,
- выплаты, производимые при увольнении работникам - пенсионерам,
- выплаты, производимые работникам в связи с юбилейными датами.
Между тем, по смыслу части 1 статьи 7 Закона N 212-ФЗ к объекту обложения страховыми взносами относятся, в частности, выплаты и иные вознаграждения, начисляемые плательщиками страховых взносов в пользу физических лиц именно по трудовым договорам (в рамках трудовых отношений). Толкование применяемых норм права приведено в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 14.05.2013 N 17744/12.
Сам по себе факт наличия трудовых отношений между работодателем и его работниками не свидетельствует о том, что все выплаты, которые начисляются работникам, представляют собой оплату их труда и (или) связаны с выполнением работниками трудовой функции.
В рассматриваемом случае спорные выплаты не связаны с режимом работы или условиями труда, условиями трудовых договоров, показателей, характеризующих продолжительность и результативность трудового участия работников. Спорные выплаты не являлись стимулирующими, не зависели от квалификации работников, сложности, качества, количества, условий выполнения работы, не являются оплатой труда работников (вознаграждением), в том числе и потому, что не предусмотрены трудовыми договорами.
Учитывая изложенное спорные выплаты не являются объектом обложения страховыми взносами и не подлежат включению в базу для начисления страховых взносов.
Доводы Фонда, изложенные в апелляционной жалобе, подлежат отклонению, как основанные на неверном толковании норм права.
Выводы суда первой инстанции о том, что выплаты, производимые работникам за периоды исполнения ими государственных или общественных обязанностей и прохождения военных сборов, за дополнительные выходные дни, предоставленные работникам - донорам для сдачи крови, за дополнительные выходные дни, предоставляемые работникам для ухода за детьми - инвалидами, выплаты, производимые в связи с юбилейными датами, подлежат включению в базу по страховым взносам, являются неправильными.
Вместе с тем, судом первой инстанции признано недействительным оспариваемое решение Фонда, поскольку судом учтено, что в проверяемом периоде у Общества имеются переплаты по страховым взносам, недоимка по страховым взносам (с учетом наличия переплат, а также исключения из базы для начисления страховых взносов выходных пособий, выплаченных работникам (пенсионерам) при увольнении) у Общества не возникает. Факт наличия переплат не оспаривается Фондом.
Таким образом, выводы суда первой инстанции в части включения в базу по страховым взносам спорных выплат не привели к принятию неправильного решения.
При таких обстоятельствах, исходя из того, что все спорные выплаты не подлежат включению в базу для начисления страховых взносов, решение Арбитражного суда Республики Коми об удовлетворении заявленных Обществом требований является правильным, отмене или изменению не подлежит.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
В соответствии с подпунктом 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации органы Фонда социального страхования освобождены от уплаты государственной пошлины при подаче апелляционной жалобы.
Руководствуясь статьями 258, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Второй арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Коми от 29.12.2012 по делу N А29-7650/2012 оставить без изменения, а апелляционную жалобу Государственного учреждения - Регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Коми - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в установленном порядке.
Председательствующий |
Л.И. Черных |
Судьи |
О.Б. Великоредчанин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А29-7650/2012
Истец: ЗАО Северсталь-Ресурс
Ответчик: ГУ РО Фонд социального страхования по РК, ГУ РО Фонд социального страхования Филиал N1
Хронология рассмотрения дела:
31.01.2014 Постановление Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа N Ф01-12624/13
01.10.2013 Постановление Второго арбитражного апелляционного суда N 02АП-1222/13
17.09.2013 Постановление Второго арбитражного апелляционного суда N 02АП-1222/13
16.09.2013 Определение Арбитражного суда Республики Коми N А29-7650/12
29.12.2012 Решение Арбитражного суда Республики Коми N А29-7650/12