Определение Высшего Арбитражного Суда РФ от 14 марта 2008 г. N 2818/08
Высший Арбитражный Суд Российской Федерации
в составе председательствующего судьи Воронцовой Л.Г., судей Козловой О.А., Ксенофонтовой Н.А.,
рассмотрел в судебном заседании заявление открытого акционерного общества "Сибирьэнерго" о пересмотре в порядке надзора решения от 17.01.2007, постановления апелляционной инстанции от 27.06.2007 Арбитражного суда Новосибирской области по делу N А45-17265/06-7/549 и постановления Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 08.11.2007 по тому же делу по иску Прокурора Новосибирской области к открытому акционерному обществу "Новосибирскэнерго", военному комиссариату Кочковского района, государственному учреждению "Новосибирская квартирно-эксплуатационная часть" о признании недействительным пункта 3.2.2 договора энергоснабжения от 20.04.2002 N 63512.
Суд установил:
решением от 17.01.2007, оставленным без изменения постановлениями судов апелляционной и кассационной инстанций, заявленные требования удовлетворены частично.
Суд признал недействительным пункт 3.2.2 договора энергоснабжения от 20.04.2002 N 63512, заключенного между ОАО "Новосибирскэнерго" (правопредшественник заявителя - ОАО "Сибирьэнерго") и Военным комиссариатом Кочковского района, устанавливающий право энергоснабжающей организации прекращать подачу электроэнергии полностью и (или) частично, в том числе за неуплату в установленные договором сроки.
Разрешая спор, суды руководствовались статьями 167, 168 Гражданского кодекса Российской Федерации, Указом Президента Российской Федерации от 23.11.1995 N 1173 "О мерах по осуществлению устойчивого функционирования объектов, обеспечивающих безопасность государства" (далее - Указ N 1173), Положением о военных комиссариатах, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 15.10.1999 N 1372, а также постановлением Правительства Российской Федерации от 29.05.2002 N 364 "Об обеспечении устойчивого газо- и энергоснабжения финансируемых за счет средств федерального бюджета организаций, обеспечивающих безопасность государства" (далее - постановление N 364).
В заявлении о пересмотре в порядке надзора судебных актов ОАО "Сибирьэнерго" просит их отменить, ссылаясь на нарушение единообразия в толковании и применении судами норм материального права.
Указанный довод заявителя суд надзорной инстанции полагает неосновательным.
Судами установлено, что 20.04.2002 между Военным комиссариатом Кочковского района (абонент) и ОАО "Новосибирскэнерго" (энергоснабжающая организация) заключен договор энергоснабжения N 63512, согласно которому последнее обязалось оказывать абоненту услуги энергоснабжения, а комиссариат - своевременно их оплачивать. При этом финансирование комиссариата производилось за счет средств федерального бюджета.
В пункте 3.2.2 договора стороны предусмотрели право энергоснабжающей организации на прекращение подачи электроэнергии полностью или частично, в том числе за неуплату в установленные договором сроки.
Проверяя на соответствие закону указанного условия договора, суды учли, что согласно пункту 1 Указа N 1173 ограничение или прекращение отпуска топливно-энергетических ресурсов (электрической и тепловой энергии, газа и воды) воинским частям, учреждениям, предприятиям и организациям федеральных органов исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба, считаются действиями, нарушающими безопасность государства.
В соответствии со статьей 6 Федерального закона от 27.05.2003 N 58-ФЗ "О системе государственной службы Российской Федерации" военная служба - вид федеральной государственной службы, представляющий собой профессиональную служебную деятельность граждан на воинских должностях в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках, воинских формированиях и органах, осуществляющих функции по обеспечению обороны и безопасности государства.
Поэтому суды пришли к выводу о том, что любое ограничение или прекращение обеспечения услугами энергоснабжения указанных органов, в том числе и комиссариатов, классифицируется Указом N 1173 как действие, нарушающее безопасность государства.
Ссылка заявителя на сохранение за энергоснабжающей организацией права прекращения подачи электроэнергии в случае задолженности за потребленную энергию свыше лимитов бюджетных обязательств, что вытекает из смысла постановления N 364, отклоняется, поскольку оспариваемым пунктом договора указанное условие не учтено.
Кроме того, из постановления кассационной инстанции следует, что договор энергоснабжения от 20.04.2002 расторгнут сторонами, а военный комиссариат Кочковского района реорганизован и исключен из государственного реестра юридических лиц.
Нарушений или неправильного применения норм материального права, являющихся основанием для отмены судебных актов, судом надзорной инстанции не выявлено.
С учетом изложенного оснований, предусмотренных статьей 304 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для передачи дела в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, не имеется.
Руководствуясь статьями 299, 301 и 304 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Высший Арбитражный Суд Российской Федерации, определил:
в передаче в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации дела N А45-17265/06-7/549 Арбитражного суда Новосибирской области для пересмотра в порядке надзора решения от 17.01.2007, постановления апелляционной инстанции от 27.06.2007 и постановления Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 08.11.2007 по тому же делу отказать.
Председательствующий судья |
Л.Г. Воронцова |
Судья |
О.А. Козлова |
Судья |
Н.А. Ксенофонтова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение Высшего Арбитражного Суда РФ от 14 марта 2008 г. N 2818/08
Текст определения официально опубликован не был