18 сентября 2013 г. |
А79-8643/2012 |
Первый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Смирновой И.А.,
судей Захаровой Т.А., Урлекова В.Н.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Лукашовой Д.В.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Спринтер" (ОГРН107213000640, ИНН 2116497515, г. Чебоксары, ул. Р. Зорге, д. 12)
на решение Арбитражного суда Чувашской Республики - Чувашии от 18.04.2013
по делу N А79-8643/2012,
принятое судьей Щетинкиным А.В.
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Спринтер", общества с ограниченной ответственностью "Маршрут 54" (ОГРН 1092130011270, Чувашская Республика, г. Чебоксары, проспект М. Горького, 10, корп.1, пом. 9)
о признании недействительным постановления администрации города Чебоксары от 13.06.2012 N 140,
при участии:
от администрации города Чебоксары Чувашской Республики - Яхатина С.А. по доверенности от 19.06.2013 N 29/01-2308,
и установил:
общество с ограниченной ответственностью "Спринтер", общество с ограниченной ответственностью "Маршрут 54" (далее - заявители, ООО "Спринтер", ООО "Маршрут 54") обратились в Арбитражный суд Чувашской Республики - Чувашии с заявлением о признании недействительным постановления администрации города Чебоксары (далее - администрация) от 13.06.2012 N 140 "О назначении перевозчиков на маршруты регулярных перевозок пассажиров автомобильным транспортом в городе Чебоксары N 52 и N 54 без проведения конкурса на период до проведения очередного конкурса".
В качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования на предмет спора, к участию в деле привлечены индивидуальный предприниматель Быков Сергей Владимирович (далее - ИП Быков С.В.), индивидуальный предприниматель Леонтьев Денис Петрович (далее - ИП Леонтьев Д.П.).
Решением от 18.04.2013 Арбитражный суд Чувашской Республики - Чувашии отказал заявителям в удовлетворении требований.
ООО "Спринтер" не согласилось с решением арбитражного суда первой инстанции и обратилось в Первый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить по основаниям, изложенным в жалобе, и принять по делу новый судебный акт.
Представитель администрации в отзыве на апелляционную жалобу, дополнении к нему и в судебном заседании просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Иные лица, участвующие в деле и извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, представителей в судебное заседание не направили.
ИП Быков С.В. заявил ходатайство о рассмотрении апелляционной жалобы без его участия, а также просил оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Законность и обоснованность решения Арбитражного суда Чувашской Республики-Чувашии от 18.04.2013 проверены Первым арбитражным апелляционным судом в порядке, предусмотренном в статье 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела, выслушав представителя администрации, суд апелляционной инстанции не усмотрел оснований для отмены обжалуемого решения.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, 23.01.2008 между администрацией и ООО Спринтер" заключен договор N 20 на право осуществления пассажирских перевозок на автобусных маршрутах в режиме маршрутного такси в г. Чебоксары по маршруту N 52.
10.11.2009 между администрацией и ООО "Маршрут N 54" заключен договор N 273 на предоставление услуг по перевозке пассажиров на автобусных маршрутах в режиме маршрутного такси в г. Чебоксары по маршруту N 54.
04.02.2011 в Управление Федеральной антимонопольной службы по Чувашской Республике-Чувашии поступили обращения индивидуальных предпринимателей и юридических лиц в части создания преимущественного положения на рынке осуществления пассажирских перевозок путем предоставления права перевозок автомобильным транспортом государственному унитарному предприятию Чувашской Республики "Чувашавтотранс" без проведения конкурсных процедур, а 07.02.2011 - жалоба производственного кооператива "Чебоксарское пассажирское автотранспортное предприятие N 2", где содержится информация об осуществлении пассажирских перевозок без проведения конкурса по маршрутам NN 52, 54.
По результатам рассмотрения возбужденного на основании указанных жалоб дела N 25-АМЗ-2011 Управлением Федеральной антимонопольной службы по Чувашской Республике-Чувашии 09.11.2011 вынесено решение, которым действия администрации признаны нарушением пункта 7 части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", администрации выдано предписание от 09.11.2011 о прекращении нарушения антимонопольного законодательства путем проведения открытого конкурса на право осуществления пассажирских перевозок в режиме маршрутного такси в г. Чебоксары на автобусных маршрутах NN 52, 54.
15.05.2012 и 18.05.2012 в администрацию обратились соответственно ИП Леонтьев Д.П. и ИП Быков С.В. с заявлениями о назначении их перевозчиками на маршруты N 52 и N 54.
По результатам рассмотрения данных обращений администрацией 13.06.2012 вынесено постановление N 140 о назначении на маршруты регулярных перевозок пассажиров автомобильным транспортом в городе Чебоксары N 52 и N 54 без проведения конкурса на период до проведения очередного конкурса, но не более чем на 6 месяцев, ИП Леонтьева Д.П. по маршруту N 52 и ИП Быкова С.В. по маршруту N 54.
ООО "Спринтер" и ООО "Маршрут 54" не согласились с указанным постановлением администрации и обратились в арбитражный суд с настоящим заявлением.
В силу статьи 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Частью 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, для признания ненормативного акта недействительным, решения и действия (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
В соответствии с Федеральным законом от 10.12.1995 N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения", Законом Чувашской Республики от 29.12.2003 N 48 "Об организации пассажирских перевозок автомобильным и наземным электрическим транспортом в Чувашской Республике", другими нормативными правовыми актами Российской Федерации и Чувашской Республики, определяющими общие положения по организации и управлению пассажирскими перевозками, решением Чебоксарского городского Собрания депутатов от 03.06.2005 N 1644 с целью совершенствования системы управления пассажирскими перевозками в г. Чебоксары утверждено Положение об организации пассажирских перевозок автомобильным и наземным электрическим транспортом в г. Чебоксары (далее - Положение).
Согласно пунктам 3.1, 3.3 Положения организатором (заказчиком) пассажирских перевозок по городским маршрутам, выполняемых автомобильным и наземным электрическим транспортом в г. Чебоксары, выступает администрация. Городские маршруты разрабатываются и вводятся в маршрутную сеть города в соответствии с настоящим Положением администрацией на основе изучения потребностей населения в перевозках, предложений населения и перевозчиков.
Из пункта 6.2 Положения следует, что маршруты пассажирского транспорта утверждаются распоряжением главы администрации города. Администрация в пределах своих полномочий осуществляет в том числе формирование рациональной маршрутной сети города Чебоксары; принятие решений об открытии новых маршрутов, изменении или закрытии существующих городских маршрутов; проведение конкурса на право эксплуатации городских маршрутов перевозчиками; заключение и расторжение договоров (контрактов) с перевозчиками на осуществление перевозок пассажиров; изучение потребностей населения в перевозках, определение основных мест концентрации пассажиров, организация остановочных пунктов.
В силу положений Устава г. Чебоксары администрация - это орган местного самоуправления города Чебоксары, наделяемый полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами Чувашской Республики (статья 41).
Глава администрации осуществляет общее руководство деятельностью администрации, ее структурных подразделений по решению всех вопросов, отнесенных к компетенции администрации; в пределах своих полномочий, установленных федеральными законами, законами Чувашской Республики, настоящим Уставом, нормативными правовыми актами Чебоксарского городского Собрания депутатов, издает постановления администрации по вопросам местного значения и вопросам, связанным с осуществлением отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления города Чебоксары федеральными законами и законами Чувашской Республики, а также распоряжения администрации по вопросам организации работы администрации (пункт 1 части 1, часть 4 статьи 43 Устава г. Чебоксары).
Следовательно, организация транспортного обслуживания населения в г. Чебоксары относится к вопросам местного значения; органом, наделенным полномочиями по решению вопросов местного значения, является администрация; руководство деятельностью администрации по решению всех вопросов, отнесенных к ее компетенции, осуществляет глава администрации, который, в свою очередь, уполномочен издавать постановления по вопросам местного значения, в том числе в транспортной сфере.
Как установил суд первой инстанции, решением Арбитражного суда Чувашской Республики-Чувашии от 04.06.2012 по делу N А79-1532/2012, оставленным без изменения постановлениями Первого арбитражного апелляционного суда от 23.10.2012 и Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа от 07.02.2013, установлено, что договоры на представление услуг по перевозке пассажиров, заключенные администрацией с ООО "Спринтер" (от 23.01.2008 N 20) и с ООО "Маршрут 54" (от 10.11.2009 N 273), являются ничтожными, так как заключены не на конкурсной основе; указанным лицам предоставлены преимущественные условия деятельности по отношению к иным хозяйствующим субъектам, оказывающим аналогичные услуги.
При этих условиях суд первой инстанции по настоящему делу пришел к заключению о том, что у ООО "Спринтер" и ООО "Маршрут 54" отсутствует преимущественное право на осуществление перевозок, в связи с чем администрации необходимо было провести конкурс на право осуществления пассажирских перевозок по маршрутам N 52 и N 54.
При этом в соответствии с пунктом 7.4. Положения администрация назначает перевозчика на определенный городской маршрут без проведения конкурса на период до проведения очередного конкурса, но не более чем на 6 месяцев, в 30-дневный срок со дня наступления одного из следующих обстоятельств: досрочное расторжение договора на осуществление пассажирских перевозок, заключенного между администрацией и перевозчиком; признание конкурса несостоявшимся; приостановление действия или аннулирование лицензии перевозчика, осуществляющего перевозки пассажиров по определенному маршруту.
Арбитражный суд пришел к выводу о том, что признание судом договора ничтожным может быть приравнено к досрочному расторжению договора, поэтому у администрации были основания для назначения временных перевозчиков и заключения с ними временных договоров в связи с необходимостью проведения конкурса в будущем.
При этом ни вышеуказанное Положение, ни иные акты не предусматривают обязанность администрации публиковать информацию о необходимости привлечении временных перевозчиков и не устанавливают алгоритм отбора лица, с которым подлежит заключению подобный договор, в том числе и предусматривающий, что преимущественным правом на его заключение обладает лицо, ранее обслуживавшее тот или иной маршрут.
Право заключить краткосрочный договор предоставлено Положением в целях бесперебойного оказания услуг по маршрутным перевозкам пассажиров и багажа автобусами по муниципальным маршрутам, недопущения длительных срывов в работе пассажирского транспорта.
В рассматриваемом случае непосредственно ООО "Спринтер" и ООО "Маршрут 54" в адрес администрации с просьбой заключить с ними временный договор на обслуживание спорных маршрутов не обращались.
Временные перевозчики - ИП Быков С.В. и ИП Леонтьев Д.П. назначены на основании поданных ими заявлений, случаев отказа в осуществлении временных перевозок не установлено, в связи с чем суд обоснованно указал на отсутствие предоставления администрацией преимущественного права указанным лицам.
Кроме того, как правомерно отметил суд, после заключения краткосрочных договоров между администрацией и индивидуальными предпринимателями возникли гражданские правоотношения, в связи с чем оспаривание постановления администрации от 13.06.2012 N 140 не восстановит право заявителей на осуществление перевозок пассажиров.
Доказательства, подтверждающие нарушение своих прав и законных интересов, заявители не представили.
Отсутствие нарушения прав и законных интересов является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении требования.
Установленные судом обстоятельства и сделанные на их основе выводы заявителями в нарушение статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не опровергнуты.
Доводы, приведенные ООО "Спринтер" в апелляционной жалобе, судом апелляционной инстанции рассмотрены и признаны несостоятельными в силу вышеизложенного.
Согласно части 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
При этих условиях суд первой инстанции правомерно отказал ООО "Спринтер" и ООО "Маршрут 54" в удовлетворении заявленных требований.
Основания для отмены обжалуемого решения Арбитражного суда Чувашской Республики-Чувашии отсутствуют.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в соответствии с частью 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены решения арбитражного суда первой инстанции, не установлено.
С учетом изложенного апелляционная жалоба ООО "Спринтер" по приведенным в ней доводам удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Первый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Чувашской Республики-Чувашии от 18.04.2013 по делу N А79-8643/2012 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Спринтер" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок со дня его принятия.
Председательствующий судья |
И.А. Смирнова |
Судьи |
Т.А. Захарова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А79-8643/2012
Истец: ООО "Маршрут 54", ООО "Спринтер"
Ответчик: Администрация города Чебоксары Чувашской Республики
Третье лицо: ИП Быков С В, ИП Леонтьев Денис Петрович, Администрация города Чебоксары Чувашской Республики, Инспекция Федеральной налоговой службы по г. Новочебоксарску Чувашской Республики, Инспекция Федеральной налоговой службы по г. Чебоксары
Хронология рассмотрения дела:
06.03.2014 Постановление Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа N Ф01-13067/13
20.02.2014 Определение Арбитражного суда Чувашской Республики - Чувашии N А79-8643/12
18.09.2013 Постановление Первого арбитражного апелляционного суда N 01АП-4410/12
18.04.2013 Решение Арбитражного суда Чувашской Республики - Чувашии N А79-8643/12
29.10.2012 Постановление Первого арбитражного апелляционного суда N 01АП-4410/12
12.07.2012 Определение Арбитражного суда Чувашской Республики - Чувашии N А79-8643/12
02.07.2012 Определение Арбитражного суда Чувашской Республики - Чувашии N А79-8643/12