г. Ессентуки |
|
03 ноября 2010 г. |
Дело N А22-721/2010 |
Резолютивная часть постановления объявлена 27.10.2010.
Дата изготовления постановления в полном объеме 03.11.2010.
Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Параскевовой С.А.,
судей: Жукова Е.В., Винокуровой Н.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Климовой А.А.
при участии в судебном заседании представителей:
от Сарпинского районного муниципального образования Республики Калмыкия в лице муниципального учреждения "Администрация Сарпинского районного муниципального образования Республики Калмыкия": Мешкова С.А. - доверенность N 920 от 05.08.2010;
от Финансово-экономического управления администрации Сарпинского районного муниципального образования Республики Калмыкия: начальника управления Лущаевой В.Д. - лично,
рассмотрев апелляционную жалобу
Министерства финансов Российской Федерации в лице Управления федерального казначейства по Республике Калмыкия
на решение Арбитражного суда Республики Калмыкия от 16.08.2010 по делу N А22-721/2010
по иску Сарпинского районного муниципального образования Республики Калмыкия в лице муниципального учреждения "Администрация Сарпинского районного муниципального образования Республики Калмыкия" к Министерству финансов Российской Федерации в лице Управления федерального казначейства по Республике Калмыкия, Министерству финансов Республики Калмыкия,
третьи лица: Финансово-экономическое управление администрации Сарпинского районного муниципального образования Республики Калмыкия, Министерство образования, культуры и науки Республики Калмыкия,
о взыскании за счет казны Российской Федерации в доход местного бюджета в лице муниципального учреждения "Администрация Сарпинского районного муниципального образования Республики Калмыкия" убытков, возникших в связи с предоставлением льгот по оплате коммунальных услуг работникам системы здравоохранения и образования, проживающим и работающим в сельской местности в размере 7 403 048 рублей 52 копеек,
УСТАНОВИЛ:
Сарпинское районное муниципальное образование Республики Калмыкия в лице муниципального учреждения "Администрация Сарпинского районного муниципального образования Республики Калмыкия" обратилось в арбитражный суд с иском к Министерству финансов Российской Федерации в лице Управления федерального казначейства по Республике Калмыкия о взыскании за счет казны Российской Федерации в доход местного бюджета в лице муниципального учреждения "Администрация Сарпинского районного муниципального образования Республики Калмыкия" 7 390 967 рублей 91 копейки убытков, в том числе 3 249 537 рублей 35 копеек, возникших в связи с предоставлением в 2009 году льгот по оплате коммунальных услуг работникам системы здравоохранения, образования и культуры проживающим и работающим в сельской местности за периоды с 1995 по 2004 годы; 4 141 430 рублей 56 копеек, возникших в связи с предоставлением в 2009 году льгот по оплате коммунальных услуг работникам системы образования проживающим и работающим в сельской местности за периоды с 2005 по 2009 годы.
Решением Арбитражного суда Республики Калмыкия от 16.08.2010 по делу N А22-721/2010 исковые требования удовлетворены, с Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации за счет казны Российской Федерации в доход местного бюджета в лице Муниципального учреждения "Администрация Сарпинского районного муниципального образования Республики Калмыкия" взыскано 7 403 048 рублей 52 копейки убытков (выпадающих доходов), возникших в связи с предоставлением в 2009 году за периоды с 1995 по 2009 годы льгот по оплате коммунальных услуг работникам системы здравоохранения и образования, проживающим и работающим в сельской местности. Принимая решение, суд первой инстанции исходил из того, что доказательства надлежащего финансирования субъекта Российской Федерации и муниципального образования из федерального бюджета в спорный период с 1995 по 2009 гг. по реализации льгот, предусмотренных действующим законодательством, а также доказательства нецелевого использования субъектом Российской Федерации и муниципальным образованием денежных средств Министерством финансов Российской Федерации в материалы дела не представлены, Российская Федерация не исполнила в полном объеме возложенную на нее обязанность по финансированию льгот.
Не согласившись решением суда первой инстанции, Министерство финансов Российской Федерации в лице Управления федерального казначейства по Республике Калмыкия подало апелляционную жалобу, в которой просит решение Арбитражного суда Республики Калмыкия от 16.08.2010 по делу N А22-721/2010 отменить, в удовлетворении заявленных требований отказать, мотивируя свои доводы тем, что оно является ненадлежащим ответчиком по настоящему делу, надлежащим ответчиком, по мнению апеллянта, является публично-правовое образование, к расходным обязательствам которого отнесено финансирование соответствующих льгот, т.е. Республика Калмыкия в лице ее финансового органа, по выплатам медицинским работникам - Сарпинсокое районное муниципальное образование. Истцом не представлено доказательств того, что именно по вине Минфина России произошло не выделение или выделение не в полном объеме средств Сарпинскому муниципальному образованию.
В своем отзыве на апелляционную жалобу Сарпинское районное муниципальное образование Республики Калмыкия в лице муниципального учреждения "Администрация Сарпинского районного муниципального образования Республики Калмыкия" просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, считая его законным и обоснованным, а апелляционную жалобу без удовлетворения.
Арбитражный суд апелляционной инстанции, повторно рассмотрев дело в пределах доводов апелляционной жалобы, проверив правильность применения норм материального права, приходит к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению, а решение суда первой инстанции подлежит оставлению без изменения по следующим основаниям.
В силу положений, содержащихся в абзаце 3 части 5 статьи 55 Закона "Об образовании", педагогические работники образовательных учреждений в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, пользуются правом на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа). Размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением указанных мер социальной поддержки, устанавливаются законодательными актами субъектов Российской Федерации.
Согласно статьи 2 Федерального закона от 06.05.2003 N 52-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "Об основах жилищной политики" и другие законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования системы оплаты жилья и коммунальных услуг" размер, условия и порядок возмещения расходов на предоставление льгот по оплате жилья и коммунальных услуг, определенных абзацем 3 пункта 5 статьи 55 Закона об образовании, устанавливается законодательными актами субъектов Российской Федерации и учитываются в межбюджетных отношениях.
В соответствии со статьей 63 "Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан" врачи, провизоры, работники со средним медицинским и фармацевтическим образованием государственной и муниципальной систем здравоохранения, работающие и проживающие в сельской местности и поселках городского типа, а также проживающие с ними члены их семей имеют право на бесплатное предоставление квартир с отоплением и освещением в соответствии с действующим законодательством.
На основании постановления Правительства Российской Федерации от 27.06.2003 N 377 "Об утверждении Правил предоставления бюджетам субъектов Российской Федерации субсидий для возмещения расходов в связи с предоставлением льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг отдельным категориям граждан, работающим и проживающим в сельской местности", субсидии для возмещения расходов в связи с предоставлением указанных льгот выделяются за счет средств фонда компенсаций в пределах ассигнований, предусмотренных на данные цели в федеральном бюджете.
В соответствии со статьей 72 Конституции Российской Федерации вопросы образования и социальной поддержки являются предметом совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Согласно правовой позиции Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, содержащейся в пункте 18 постановления от 22.06.2006 N 23 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации" положения Бюджетного кодекса Российской Федерации о совместном финансировании расходов на указанные цели не могут быть расценены как допускающие установление Российской Федерацией льгот с возложением обязанности по их финансированию на субъект Российской Федерации за счет собственных доходов последнего. Возложение этой обязанности по финансированию льгот означает передачу осуществления отдельных государственных полномочий на другой уровень власти, что в силу пункта 4 статьи 130, статей 133 и 136 названного Кодекса (в редакции, действовавшей до 01.01.2005), раздела 4 Программы развития бюджетного федерализма в Российской Федерации на период до 2005 года, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 15.08.2001 N 584, должно сопровождаться одновременной передачей необходимых финансовых средств нижестоящим бюджетам в форме субвенций. Если установившим льготы федеральным законом или принятым во его исполнение иным нормативным правовым актом обязанность по возмещению платы, не полученной от льготных категорий потребителей, возлагается на субъект Российской Федерации или муниципальное образование, то при недостаточности выделенных на эти цели средств из федерального бюджета взыскание должно осуществляться с Российской Федерации независимо от того, были ли предусмотрены соответствующие расходы в бюджете субъекта Российской Федерации или муниципального образования. Следует также учитывать, что факт заключения между организацией, предоставляющей потребителям бесплатно или по льготным ценам товары (работы, услуги) в рамках реализации установленных законом льгот, и соответствующим органом государственной власти субъекта Российской Федерации (муниципального образования) соглашения, регламентирующего порядок определения объема и оплаты неполученных доходов, подлежащих возмещению в связи с реализаций установленных федеральным законом льгот, не является сам по себе основанием для удовлетворения требования о взыскании неполученных доходов с субъекта Российской Федерации (муниципального образования).
Из пункта 19 указанного постановления следует, что при решении вопроса об определении публично-правового образования, за счет казны которого подлежат удовлетворению требования о взыскании убытков в связи с осуществляемым после 01.01.2005 предоставлением потребителям бесплатно или по льготным ценам товаров (работ, услуг), судам необходимо иметь в виду положения статей 84, 85 Бюджетного кодекса Российской Федерации (в редакции, действующей после 01.01.2005), статьи 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", разграничивающие полномочия Российской Федерации и субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения, в том числе по вопросам социальной защиты населения, и устанавливающие принципы финансового обеспечения осуществления данных полномочий. Ответчиком по указанным делам выступает публично-правовое образование, к расходным обязательствам которого было отнесено финансирование соответствующих льгот.
Статьей 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ не предусматривалось финансирование спорных льгот за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации либо бюджета муниципального образования, также это не предусматривалось и правовыми нормами действовавшими ранее.
Как следует из материалов дела, на основании судебных актов Сарпинского районного суда Республики Калмыкия, мирового судьи Сарпинского судебного участка Республики Калмыкия с муниципального учреждения "Администрация Сарпинского районного муниципального образования Республики Калмыкия" за счет местного бюджета в пользу граждан (работников системы здравоохранения и образования, проживающим и работающим в сельской местности) взысканы суммы льгот по оплате коммунальных услуг за период с 1995 по 2009 годы. После вступления судебных актов в законную силу выданы исполнительные листы. На основании судебных актов Муниципальное учреждение "Администрация Сарпинского районного муниципального образования Республики Калмыкия" в 2009 году произвело оплату льгот, предоставленным педагогическим работникам и работникам здравоохранения, проживающим в сельской местности, за период с 1995 по 2009 годы.
Указанные обстоятельства подтверждаются представленными в материалы дела доказательствами и сторонами не оспариваются.
Судом первой инстанции правильно установлено, что в период с 1995 по 2009 годы Сарпинскому районному муниципальному образованию Республики Калмыкия в лице муниципального учреждения "Администрация Сарпинского районного муниципального образования Республики Калмыкия" из федерального бюджета не выделялись средства на финансирование расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки педагогическим работникам и работникам здравоохранения, проживающих в сельской местности.
Также суд апелляционной инстанции считает правильными выводы суда первой инстанции о том, что действие указанных выше нормативно-правовых актов не отменялось и не приостанавливалось, а потому расходы по предоставлению льгот отдельным категориям граждан могут быть возложены на публично-правовое образование независимо от того, предусмотрены ли соответствующие средства в законе о бюджете.
Суд апелляционной инстанции также считает, что возможность субъекта Российской Федерации или муниципального образования предусматривать в своем бюджете средства для финансирования мер социальной поддержки педагогических работников и работников здравоохранения, проживающих в сельской местности, не исключает обязанности Российской Федерации по возмещению соответствующих расходов и не является основанием для освобождения ее от исполнения собственных бюджетных обязательств.
Доводы апеллянта о том, что надлежащими ответчиками по делу являются Республика Калмыкия и Сарпинское районное муниципальное образование, судом апелляционной инстанции отклоняются, так как в материалы дела не представлено доказательств ассигнования средств на указанные цели Республике Калмыкия и Сарпинскому районному муниципальному образованию.
Учитывая изложенное, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что судом первой инстанции правомерно взыскано 7 403 048 рублей 52 копейки убытков (выпадающих доходов) с Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации за счет казны Российской Федерации, со ссылкой на статьи 15, 16, 1069, 1071 Гражданского кодекса Российской Федерации.
При таких обстоятельствах, суд апелляционной инстанции считает выводы суда первой инстанции соответствующими фактическим обстоятельствам дела и представленным сторонами доказательствам, нарушений норм материального и процессуального права судом первой инстанции не допущено, а потому предусмотренных законом оснований для отмены вынесенного судебного акта нет.
Руководствуясь статьями 266, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Калмыкия от 16.08.2010 по делу N А22-721/2010 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Настоящее постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа в течение двух месяцев через Арбитражный суд Республики Калмыкия.
Председательствующий |
С.А. Параскевова |
Судьи |
Е.В. Жуков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А22-721/2010
Истец: МУ Администрации Сарпинского РМО РК, Сарпинское районное муниципальное образование Республики Калмыкия в лице Администрации Сарпинского районного муниципального образования Республики Калмыкия
Ответчик: Министерство финансов РФ в лице УФК по РК, Минфин России в лице Управления Федерального казначейства по Республике Калмыкия
Третье лицо: Министерство образования, культуры и науки Республики Калмыкия, Министерство образования, культуры и науки РК, Министерство финансов Республики Калмыкия, Министерство финансов РК, Финансово-экономическое управление Администрации Сарпинского районного муниципального образования Республика Калмыкия, Финансово-экономическое управление администрации Сарпинского РМО РК
Хронология рассмотрения дела:
03.11.2010 Постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда N 16АП-2451/10